Сверхбыстрый научно-технический прогресс, социально-экономическая нестабильность общества приводит к тому, что современному ребенку приходится сталкиваться со многими неблагоприятными факторами, которые препятствуют гармоничному и всестороннему развитию его личности, реализации его потенциальных возможностей, провоцируя формирование агрессии, тревожности и страхов [2]. Именно поэтому перед психологами встает задача поиска механизмов и способов активизации внутренних резервов личности, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья, снижения уровня тревожности личности. Одним из таких механизмов, на наш взгляд, является развитие социальной компетентности человека.
Социально - психологическая компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный) - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений [1]. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.Для младших школьников приоритетным видом деятельности является учебная деятельность и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.По мнению Э. Эриксона гармоничное развитие личности предполагает становление относительно высокой самооценки и формирование чувства компетентности [3].
Анализ психологических особенностей, возможностей и задач социализации детей младшего школьного возраста позволяет определить основные признаки социальной компетентности на данном возрастном этапе. К ним относятся сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоение социальных норм поведения; удовлетворенность собой, адекватная достаточно высокая самооценка; обладание критичностью по отношению к себе и окружающим; усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Социальная компетентность выражается в умении ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Но очень часто формированию указанных выше умений препятствуют различные индивидуальные эмоциональные проявления. Одним из них является тревожность.
Анализ подходов к определениютревоги и тревожности позволяет выделить три аспекта в изучении данной проблемы: тревога как эмоциональное состояние, тревожность как свойство личности, рассмотрение тревоги и тревожности как процессов. Тревога как эмоциональное состояние характеризуется субъективным ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Причиной возникновения тревожного состояния является субъективное осознание складывающейся ситуации как угрожающей.
Исследование социальной компетентности во взаимосвязи с индивидуальными эмоциональными проявлениями,с одной стороны, позволяет проанализировать особенности негативного влияния тревожности на развитие личности детей младшего школьного возраста; с другой – подойти к изучению социальной компетентности как способа, способствующего снижению уровня тревожности личности.
Целью исследования явилось изучение особенностей социальной компетентности и ее соотношение с индивидуальными эмоциональными проявлениями в младшем школьном возрасте. Проверялась гипотеза о взаимосвязи между самооценкой социальной компетентности и тревожностью. В частности, низкая самооценка социальной компетентности соответствует повышенному уровню тревожности у младшего школьника. Исследование проводилось на базе одного из образовательных учреждений г. Кирова. Всего в исследовании приняли участие 23 ученика второго класса.
Для изучения социальной компетентности была использована шкала оценки компетентности С. Хартер. Методика позволяет изучить самооценку социальной компетентности в значимых для младших школьников сферах: познавательная компетентность, компетентность в общении со сверстниками, компетентность во внеурочной деятельности, общее самоприятие. Диагностика тревожности проводилась при помощи опросника школьной тревожности Филлипса. Методика позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
На первом этапе исследования была изучена самооценка социальной компетентности в значимых для младших школьников сферах. В результате обработки эмпирических показателей самооценки социальной компетентности были получены данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1 – Выраженность самооценки социальной компетентности у младших школьников
Уровни самооценки компетентности |
% доля испытуемых |
|||
Познавательная компетентность |
Компетентность в общении со сверстниками |
Компетентность во внеурочной деятельности |
Общее самоприятие |
|
Низкая |
4,4 |
4,4 |
0 |
0 |
Средне-низкая |
21,7 |
13 |
8,7 |
26,1 |
Средняя |
26,1 |
21,7 |
26,1 |
30,5 |
Средне-высокая |
26,1 |
34,8 |
26,1 |
21,7 |
Высокая |
21,7 |
26,1 |
39,1 |
21,7 |
Анализ результатов показал, чтонаиболее выраженным является средне-высокий и высокий уровень самооценки социальной компетентности у младших школьников. Так высокий уровень самооценки компетентности по шкале «компетентность во внеурочной деятельности» имеют 39,1% школьников. Это говорит о том, что ярко выраженным аспектом собственной компетентности у младших школьников является оценка себя в школьных, но не учебных делах, например в играх, занятиях спортом. Средне-высокий уровень самооценки компетентности по шкале «компетентность в общении со сверстниками» имеют 34,8% школьников. Успешность взаимодействия с ровесниками (количество друзей, популярность среди сверстников) является важной составляющей социальной компетентности младших школьников, и по оценке респондентов достаточно хорошо выражена. Вместе с тем, большое количество респондентов имеют средне-низкие (26,1%) и средние (30,5%) показатели самооценки компетентности по шкале «общее самоприятие». Анализируя данные показатели можно утверждать, что младшие школьники, участвуя в системе межличностных отношений не достаточно уверены в себе, и не всегда способны правильно оценить свое собственное поведение.
На втором этапе исследования были изучены особенности тревожности младших школьников. В первую очередь были проанализированы показатели испытуемых с повышенной тревожностью, с целью выяснить, какие страхи преобладают у младших школьников. Полученные результаты представлены на рис.1
Рис. 1. Выраженность страхов у младших школьников
Анализ данных позволяет сделать вывод, что у младших школьников наиболее выраженными являются страхи самовыражения, ситуации проверки знаний, а также проблемы и страхи в отношениях с учителями.Как можно заметить, повышенный уровень тревожности опять же связан с социальной сферой, а именно с самовыражением в обществе (школе) и взаимодействием в нем.
На третьем этапе исследования был проведен корреляционный анализ с целью изучения взаимосвязи социальной компетентностии тревожности у младших школьников. Корреляционный анализ выявил многочисленные отрицательные связи между различными показателями социальной компетентности и тревожности (табл.2).
Таблица 2 – Показатели корреляции социальной компетентности и тревожности
Шкалы тревожности |
Шкалы социальной компетентности |
|||
Познавательная компетентность |
Компетентность |
Компетентность |
Общее самопринятие |
|
Общая школьная тревожность |
-0,78** |
-0,48* |
-0,19 |
-0,58** |
Переживание социального стресса |
-0,08 |
-0,28 |
-0,22 |
-0,28 |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
-0,46* |
-0,42* |
-0,20 |
-0,45* |
Страх самовыражения |
-0,23 |
-0,17 |
-0,41* |
-0,06 |
Страх ситуации проверки знаний |
-0,31 |
-0,31 |
-0,18 |
-0,32 |
Страх несоответствия ожиданиям окружающих |
-0,69** |
-0,38 |
-0,09 |
-0,43* |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
-0,52* |
-0,31 |
0,01 |
-0,58** |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
-0,52* |
-0,44 |
-0,32 |
-0,56** |
Примечание . ** - p< 0,01, * - p < 0,05 |
Опишем некоторые из выявленных связей. Шкала «познавательная компетентность» имеет наиболее сильную связь со шкалами «общая школьная тревожность» (r=-0,78**) и «страх несоответствия ожиданиям окружающих»
(r=-0,69**). Можно сделать вывод, что школьникам ориентированным на значимость других в оценке своих результатов и имеющих низкоеобщее эмоциональноесостояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школытруднее оставаться активными в учебной деятельности. Шкала «компетентность в общении со сверстниками» коррелирует со шкалами «общая школьная тревожность» (r=-0,48*) и «фрустрация потребности в достижении успеха» (r=-0,42*). Можно сделать вывод, что школьники, которые не так популярны среди сверстников обладают особенностями поведения, которые им мешают добиваться успеха. Шкала «компетентность во внеурочной деятельности» имеет лишь одну связь, а именно со шкалой – «страх самовыражения» (r=-0,41*). Школьникам, которые имею страх в раскрытии себя перед другими людьмитруднее быть компетентным в различных играх со сверстниками и других не учебных видах активности. Шкала «общее самопринятие» связана с большинством шкал по тревожности. Это означает, что такие показатели социальной компетентности как уверенность в себе, принятие себя таким каким есть, правильное поведение снижают общую тревожность школьника, что положительно сказывается на гармоничном развитии личности.
Еще раз заметим, что полученные связи являются отрицательными, а это подтверждают положение о том, что низкая самооценка социальной компетентности соответствует повышенному уровню тревожности у младшего школьника.