Полный текст статьи
Печать

Современный этап развития общества характеризуется привлечением ресурсов психологической науки и практики к решению задачи сохранения физического и психологического здоровья подрастающего поколения. Статистические данные указывают на ухудшение показателей физического, психического и психологического здоровья детей и подростков, в связи с чем все большее их число обучается и воспитывается в закрытых образовательных учреждениях, к которым относятся и школы-интернаты санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Известно, что в данных учреждениях находятся дети, имеющие специфические личностные характеристики: неадекватная самооценка, повышенная тревожность и агрессивность, сниженная мотивация учебной деятельности (Дубровина И.В., Мухина В.С., Прихожан А.М., Толстых Н.Н.). Поэтому такое большое значение приобретает фигура психолога этих учреждений, который становится координатором профессионального взаимодействия специалистов, направленного на создание условий для наиболее продуктивного развития детей (В.В.Рубцов, Т.Г.Харитонова и др.).

Одним из важнейших условий оптимизации пребывания воспитанников в школе-интернате может стать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на раскрытие потенциальных возможностей личности школьника, проявление и развитие её позитивных аспектов.

Целью исследования стало изучение условий и факторов оптимизации и разработка программы психологического сопровождения личностного развития детей, находящихся на длительном лечении в школе – интернате санаторного типа.

Исследование проводилось на базе образовательно–оздоровительной школы–интерната санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, г. Нижнего Новгорода Экспериментальная выборка была разделена на две группы. Первая группа – младший подростковый возраст. Вторая группа – средний подростковый возраст. Общее число испытуемых за период проведения эксперимента составило 178 человек: 63 ученика младшего подросткового возраста и 115 учеников среднего подросткового возраста.

С помощью «Теста школьной тревожности Р. Филлипса» нами была определена степень выраженности школьных страхов и тревожность личности воспитанников. Обнаружено, что показатели общешкольной тревожности у большинства учащихся 4-5 классов представлены на повышенном уровне, отмечаются высокий и повышенный уровни социального стресса (в сумме 61,1%); у большей части детей среднего подросткового возраста обнаружен низкий уровень по обоим показателям (60,4%). В группе младших подростков доминирует повышенный и высокий уровень фрустрации достижения успеха; среди учащихся 6–9 классов - низкий уровень фрустрации. У большей части воспитанников младшего подросткового возраста обнаружен повышенный и высокий уровни страха самовыражения; в группе детей 6–9 классов - у 65,3%. В обеих возрастных группах большая часть учеников имеет высокий и повышенный уровни страха ситуации проверки знаний. Исследование страха несоответствия ожиданиям окружающих выявило показатели высокого уровня данного школьного страха у половины воспитанников 4-5 классов (51%) и суммарное преобладание высокого и повышенного уровней этого школьного страха в среде воспитанников среднего подросткового возраста (59,1%). В отличие от рассмотренных выше школьных страхов, сопротивляемость стрессу у большинства младших и средних подростков имеет низкий уровень, свидетельствующий о хорошей сопротивляемости подростков-испытуемых стрессу. Страх в отношениях с учителями в обеих возрастных группах у большей части детей представлен на высоком и повышенном уровнях. У учеников 4-5 классов доминирует повышенный уровень развития личностной тревожности в школе; большая часть учащихся 6-9 классов имеет низкий уровень развития личностной тревожности.

Проанализировав показатели агрессивности и враждебности, полученные с помощью методики Басса А. и Дарки А. (для подростков), мы обнаружили, что они повышены в обеих возрастных группах.

Для изучения психических состояний, возникающих у учащихся, применялась методикаЮ.Я. Киселева «Экспресс-оценка «градусник состояний». Было выявлено, что в начале года самочувствие и настроение большинства воспитанников находятся на среднем уровне (среди учеников 4-5 классов – 40,9% и 45,4% соответственно; у учеников 6-9 классов – 39,5% и 51,8%). У большинства детей обеих возрастных групп отмечается средний уровень желания учиться (47,7% и 38,2%). Удовлетворенность учебной деятельностью у большей части воспитанников 4-5 классов представлена на высоком (у 40,9%) и среднем (у 36,3%) уровне. У воспитанников 6-9 классов доминирует средний уровень (у 58%).

Для исследования функциональных психических состояний воспитанников нами применялась методика А.О. Прохорова «Исследование функциональных психических состояний в процессе обучения». Можно видеть, что в обеих подростковых группах преобладают позитивные психические состояния. Так, у большинства воспитанников младшего и среднего подросткового возраста ярче всего выражены равновесные позитивные состояния такие, как «хорошо», «интересно». Были обнаружены и неравновесные положительные состояния («люблю», «хочу»). В целом, позитивные состояния составляют 64,1% у детей 4–5 классов и 51,8% - у учеников 6–9 классов. В то же время общее количество отрицательных состояний существенно выше в группе среднего подросткового возраста (30,4%), чем у младших подростков (8,1%): «ненависть», «агрессия», «страх». Состояния пониженной психической активности представлены в группах примерно на одном уровне.

Для исследования степени адаптированности учащихся в условиях интерната была использована «Анкета на изучение школьной адаптации». В начале учебного года у большей части учеников 4–5 классов выявляются ниже среднего и низкий уровни адаптации к школе (соответственно 33,3% и 35,5%). Кроме того, есть небольшое количество школьников с дезадаптацией (4,4%). В тоже время в среде младших подростков есть дети со средним уровнем адаптации. Высокого уровня адаптации нет ни у одного ребенка в классе. В группе воспитанников среднего подросткового возраста большая часть детей имеет уровень адаптации ниже среднего (50%). Чуть меньше детей со средним уровнем адаптации к школе (39,4%).

Результаты, полученные с помощью методики Г.Н. Казанцевой «Опросник для изучения общей самооценки», в начале учебного года показали, что у большинства детей обеих возрастных групп средняя (оптимальная) самооценка – 53,6% и 51,2% соответственно.

Для исследования воспитанности мы применили методику «Уровень воспитанности учащихся» - методика Н.П. Капустина (для учащихся 3-6 классов) и «Изучение уровня воспитанности» Шиловой М.И. (для учащихся 6-9 классов). Воспитанность - это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

В начале года у половины учеников 4-5 классов обнаружен средний уровень развития показателей «любознательности» и «прилежания» (50% и 51,7% соответственно). Количество детей с высоким и хорошим уровнем «любознательности» и «прилежания» в сумме составляет примерно тоже количество (48,1% и 44,5% соответственно). Большая часть учащихся 4-5 классов имеют высокий и хороший уровни показателя «отношения к природе» (42,8% и 44,6% соответственно). Половина учащихся 4–5 классов имеет хороший уровень показателя «отношения к школе» («Я и Школа»). Количество воспитанников с низким уровнем данного показателя составляет всего 3,5% от всей выборки. Больше половины учеников 4–5 классов имеет хороший уровень показателя «Прекрасное в моей жизни» (57,1%), у 16% детей - высокий и у 25% - средний уровень; был обнаружен и небольшой процент школьников с низким уровнем этого показателя (1,7%). По показателю «общий уровень воспитанности» больше половины детей демонстрируют хороший уровень (53,5%), низкого уровня воспитанности нет ни у одного ученика 4-5 классов.

У учащихся 6-9 классов анализ воспитанности начинается с показателей отношения к обществу: чувство долга, бережливость, дисциплинированность. По этим показателям у большей части воспитанников 6-9 классов отмечаются хороший и средний уровни (соответственно 39,8% и 53,7%; 50% и 39,8%; 31,4% и 53,7%). Кроме того, имеется небольшое количество детей с высоким (соответственно 3,7%, 6,4% и 10,1%) и низким (соответственно 2,7%, 3,7% и 4,6%) уровнем. У большей части подростков обнаружен средний уровень ответственности по отношению к учебной деятельности (61,1%). Заметно меньше детей с высоким и хорошим уровнями - 6,4% и 26,8% соответственно, у 5,5% воспитанников выявлен низкий уровень.

Показатель «ответственное отношение к труду» у большей части учеников 6-9 представлен на хорошем и среднем уровнях (41,6% и 46,2% соответственно), у 3,7 % детей - низкий уровень этого показателя.

Отношение воспитанников среднего подросткового возраста к людям оценивается по уровню показателей отношения к коллективу, доброты и отзывчивости, честности и правдивости. Большая часть детей среднего подросткового возраста демонстрируют хороший уровень коллективизма и доброты (54,6% и 56,4% соответственно), немного меньше детей со средним уровнем (38,8% и 36,1% соответственно), есть также небольшое количество детей с высоким уровнем этих показателей (соответственно 3,7% и 7,4%), меньше всего детей с низким уровнем.

Большая часть воспитанников 6–9 классов имеет средний уровень честности (58,3%), хороший уровень данного показателя - у 37,9%. Значительно меньше детей, имеющих высокий уровень честности, и почти совсем отсутствуют школьники с низким уровнем.

Отношение воспитанников 6 – 9 классов к самому себе состоит из показателя «простота и скромность». Можно отметить, что у большей части воспитанников 6–9 классов этот показатель находится на среднем уровне (63,8%). Заметно меньше учеников с высоким и хорошим уровнем скромности (соответственно 5,5% и 29,6%). Низкий уровень простоты (высокомерие, пренебрежение по отношению к сверстникам) у очень незначительного количества подростков (0,9%).

Большая часть воспитанников 6 – 9 классов имеет средний культурный уровень (68,5%). Лишь небольшой процент детей имеют высокий и хороший уровни культурного развития (соответственно 1,8% и 23,1%). Кроме того, среди исследованных подростков есть небольшое количество детей с низким культурным уровнем (6,4%).

Таким образом, результаты исследования показали, что, в целом, в группе учащихся 6-9 классов преобладают дети со средним уровнем воспитанности (74%) от всей выборки.

Далее в исследовании были проанализированы корреляционные связи всех характеристик личности воспитанников и выявлены значимые связи показателей воспитанности, эмоциональной и мотивационной сфер, которые были проранжированы в соответствии с количеством обнаруженных достоверных связей.

Было выявлено, что наибольшее количество высокозначимых связей в группе учащихся 4-5 классов обнаружено у показателей «личностная тревожность» (9), «социальный стресс» (8), «обида» (8) и «враждебность» (6). Перечисленные показатели значимо положительно связаны между собой, опосредуют, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Подсчет коэффициента детерминации (r²) показал, что удельный вес влияния этих показателей на воспитанников составляет 45%.

На первом месте у учащихся 6-9 классов оказался показатель «самочувствие» (23 связи), на втором – «страх несоответствия ожиданиям окружающих» (19 связей), далее следуют – «обида» и «враждебность» (по 18 связей). Все перечисленные показатели значимо связаны между собой, опосредуют, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга, образуя «негативный комплекс» влияния на «самочувствие», которое всегда отрицательно связано с перечисленными показателями. Подсчет коэффициента детерминации (r²) показал, что удельный вес влияния этих показателей на самочувствие воспитанников составляет 52%, остальные 20 параметров оказывают меньшее суммарное влияние. Следует подчеркнуть, что такое количество значимых связей показателей «негативного комплекса» с остальными исследуемыми параметрами свидетельствует о наличии нервно-эмоционального напряжения и у воспитанников 6-9 классов в начале учебного года.

На основе результатов проведенного исследования была разработана программа психологического сопровождения личностного развития воспитанников школы-интерната санаторного типа. Целью программы является: снижение тревожности, страхов, нервно-эмоционального напряжения, оптимизация самооценки, развитие у учащихся способности к самопринятию, развитие эмоциональной и мотивационной сфер личности, самовоспитания (воспитание в себе положительных качеств), обучение самоконтролю, повышение интереса к учебной и трудовой деятельности. Основными принципами, на которых построена программа, являются принципы сотрудничества и диалога, реализованные в её структуре и содержании с учетом особенностей младшего и среднего подросткового возраста.

Структура программы:

Программа состоит из трех блоков: первый блок «Самопринятие»; второй блок – «Эмоциональное развитие»; третий блок – «Самовоспитание и мотивация учебной деятельности».

Первый блок «Самопринятие», состоит из двух тем и 10 занятий.

 Цели: формирование позитивного отношения учащихся к своей личности; формирование самопринятия и принятия других.

Задачи блока:

  1. Сформировать положительное мнение о своем «Я».
  2. Почувствовать свою значимость.
  3. Осознать свои и  чужие достоинства и недостатки.

Тема 1: «Я – личность».

Цель занятий: обучение детей ценить собственные положительные качества.

Тема 2: «Я принимаю себя, я принимаю других».

Цель занятий: обучение детей находить в другом человеке положительные качества и опираться на них при общении.

Второй блок «Эмоциональное развитие», является основным блоком программы и включает в себя 3 темы, состоящие из 13 занятий.

Цель: формирование умения управлять своими эмоциональными реакциями и чувствами.

Задачи блока:

  1. Познакомить детей с понятием «эмоции».
  2. Способствовать принятию своих эмоций и чувств.
  3. Научить способам снимать эмоциональное напряжение.
  4. Научить выражать эмоции социально-приемлемыми способами.

Тема 1. Наши чувства.

Цель занятий:знакомство воспитанников с чувствами, которые могут возникать у человека.

Тема 2. Выражаем наши чувства.

Цель занятий: знакомство детей  с социально одобряемыми способами выражения чувств.

Тема 3. Учимся регулировать наши чувства.

Цель занятий:обучение детей способам регуляции и саморегуляции своих чувств.

Третий блок «Самовоспитание и формирование мотивации к учебной деятельности», состоит из двух тем и 8 занятий.

Цели:формирование навыков самовоспитания у детей;формирование интереса воспитанников к учебной деятельности.

Задачи блока:

  1. Оказать помощь в формировании навыков воспитанности и самовоспитания.
  2. Оказать помощь в осознании своих жизненных интересов.
  3. Оказать помощь в осознании необходимости развивать положительные личностные качества.

Тема 1. Саморазвитие личности.

Цель занятий: осознание своих жизненных интересов.

Тема 2. Самовоспитание личности.

Цель занятий: помощь детям в формировании навыков воспитанности и самовоспитания.

По итогам проведения развивающего эксперимента зафиксирована положительная динамика показателей по всем сферам личности учащихся обеих возрастных групп, выделенным в процессе констатирующего эксперимента, как нуждающимся в оптимизации, свидетельствующая о высокой эффективности разработанной нами программы. Так:

- у воспитанников обеих возрастных групп наблюдается статистически значимое снижение уровня общешкольной тревожности (p<0,01) и личностной тревожности (p<0,01);

- заметно увеличилось количество детей с низким уровнем переживания социального стресса и уменьшилось число детей с высоким и повышенным уровнями (p<0,01); у младших подростков был обнаружен существенный сдвиг (на уровне p<0,01) по показателям фрустрации потребности достижения успехов;

- показатели страхов также демонстрируют позитивную динамику, проявляющуюся в снижении числа детей с высокими показателями страха самовыражения и увеличением числа детей с низким уровнем этого показателя (p<0,01); снижением показателей страха  ситуации проверки знаний, особенно ярко проявляющегося у учащихся 4-5 классов (p<0,01); показателей страха несоответствия ожиданиям окружающим и страха общения с учителями (в обеих группах подростков p<0,01);

- произошел существенный сдвиг в сторону снижения показателей агрессивности, враждебности и обиды в обеих возрастных группах испытуемых (p<0,01), количество детей с нормативными показателями агрессивности увеличилось;

- выявлен значимый позитивный сдвиг в сторону увеличения числа равновесных и неравновесных положительных состояний (p<0,01), неравновесных отрицательных состояний (ненависть, раздражение, страх) у детей выявлено не было;

- произошли существенные изменения по показателю адаптации (p<0,01), как среди младших подростков, так и среди воспитанников среднего подросткового возраста;

- значимые изменения выявлены по шкалам: «самочувствие», «настроение», «желание учиться» и «удовлетворенность учебной деятельностью» (p<0,05 и p<0,01); положительная динамика отмечена в развитии показателей воспитанности учащихся (p<0,01).

Таким образом, разработанная и апробированная программа психологического сопровождения личностного развития воспитанников школы-интерната для детей, нуждающихся в длительном лечении, может быть использована в учреждениях идентичного профиля, в детских домах и школах-интернатах, а также в общеобразовательных школах, при работе с детьми, относящимися к группам «несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении», и «детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».