Инновационное поведение учителя формируется в процессе участия в различных научно-методических мероприятиях (конференции, семинары, курсы повышения квалификации и т.п.), в рамках которых он повышает свою квалификацию. Предлагаем одну из современных и эффективных форм взаимодействия педагогов - дистанционный педагогический форум. В нашем понимании современный форум это педагогическое взаимодействие, организованное с использований различных приложений для организации дистанционного тематического общения посетителей сайта (учителей, студентов, преподавателей вузов, педагогов дополнительного образования и др.). Суть работы форума заключается в размещении участниками форума своих статей и методических материалов с их последующим обсуждением. В первую очередь, форум проводится с целью профессионального развития будущих и работающих учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Такая форма взаимодействия и профессионального роста учителей технологии реализуется на базе Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина. Под руководством Н.Н. Новиковой в 2016 году, уже третий раз проводился Всероссийский педагогический форум c Международным участием «Информационно-коммуникационная среда технологического образования» (https://sites.google.com/site/konfereciaforuma2016/home). Форум нацелен на поддержку, развитие, распространение и обобщение успешного опыта в области использования ИКТ в технологическом образовании и подготовку учителей технологии, студентов, аспирантов к созданию и развитию информационно-коммуникационной среды технологического образования.
Ежегодно в рамках Всероссийского педагогического форума в дистанционной форме организуются мероприятия:
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Технологическое образование в условиях информатизации», где в интерактивном режиме дистанционно обсуждаются различные проблемы школьной и вузовской методики;
- Всероссийский конкурс методических разработок «Урок технологии для Новой школы»;
- Всероссийский фестиваль образовательных сайтов по технологии.
Ежегодно в работе Форума принимают участие более 100 учителей, студентов, преподавателей вузов из разных регионов России и зарубежья. Только в 2016 году в Форуме приняли участие 160 участников из различных регионов России, США и Украины. В рамках конференции обсуждаются проблемы и перспективы технологического образования, вопросы информатизации технологического образования школьников, проблемы подготовки учителя технологии в условиях информатизации образования [1, 2].
Участники педагогического форума имеют возможность выбрать различный уровень активности: представление результатов теоретических исследований, практических экспериментов на страницах сайта конференции или обсуждение научно-практических статьей других участников; представление на конкурс образовательного сайта, методической разработки мультимедийного, сетевого урока технологии или участие в оценке методических разработок коллег.
В 2016 году на Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Технологическое образование в условиях информатизации» участники представили для обсуждения различную тематику по проблемам внедрения ИКТ в технологическое образование. В научно-методических статьях выделены теоретические аспекты и представлен практический опыт по направлениям:
- проблемы и перспективы технологического образования;
- проблемы информатизации технологического образования школьников;
- проблемы подготовки учителя технологии в условиях информатизации образования.
В статьях участников конференции анализировались проблемы и намечались перспективы технологического образования с разных точек зрения. Вопросы дидактики в информационном обществе и развитие технологического образования в условиях ФГОС (Пичугина Г.В., Казакевич В.М., Никонова Т.В., Бабушкина Е.А., Кудряшов И.М. Овчинников А.П.); ИКТ как средство повышения эффективности технологического образования (Брезгина Н.В., Мазурова Т.В., Мельников В.Е., Левицкий И.В., Малафеев В.В.,). Ряд статей посвящено организации олимпиад и подбору инновационного содержания для конкурсных заданий (Хотунцев Ю.Л., Татко, Сюсюра К.А.). Комплекс организационных вопросов и эффективного использования ИКТ при организации исследовательской проектной деятельности учащихся на уроках технологии (Уляшева Ю.М., Водяненко Г.Р., Шмелева А. С., Петряков П. А.)
На конференции обсуждались вопросы применения современных средств обучения, таких как электронные учебники, специальные программные приложения, которые позволяют по-новому организовать взаимодействие и создавать современную информационную среду школьного технологического образования. Васильев Ю.А., Мельников В.Е. – использование флеш-анимации на уроках технологии в школе. Вишератина Н.В. об использовании мобильных устройств в организации обучения школьников и студентов. Денисова А.А. Горшкова Т.А. о преимуществах пользования информационной системы «Сетевой город образование» в школьном технологическом образовании. Енисеева А.А. об использовании сервиса Google Classroom в учебном процессе на уроках технологии. Ванов С.В. - создание сайта учителя в online-конструкторе ucoz. Кошкин А.А., Денисова А.А., Горшкова Т.А. об использовании мобильных приложений на уроках технологии. Сухогузова Т.В. об использовании ГИС ЭО.
В обсуждениях перспективной считалась тема о создании сетевых образовательных ресурсов и их использовании в технологической подготовке в условиях основного и дополнительного образования школьников (в статьях Г.Н. Некрасовой, И.А. Нелюбиной, Е.Н. Шигаревой, В.А. Афанасенко, Жирютина Е.А.). Тема перспектив дистанционного обучения отражена в статьях Новиковой Н.Н., Ивановой Т.В. Потаповой Е.А.
Возможность использовать средства ИКТ в воспитательном процессе школьников и формировании личностных качеств рассматривалась в статьях Дегтяренко В.М., Захаровой Е.О., Кожахметовой А.Н., Зоря Ю.Н.
Отдельно обсуждались вопросы информационной подготовки учителей технологии в вузе и использование современных технологий при изучении отдельных дисциплин. Участниками форума стали преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты из российских вузов: «Московский педагогический государственный университет», «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», «Воронежский государственный педагогический университет», «Вятский государственный университет». Также приняли участие зарубежные коллеги из США (г. Хьюстон, штат Техас) и Украины.
В вузовском сообществе особое внимание уделили проблеме подготовки студентов и учителей технологии к использованию современных ИКТ. Выделили аспекты применения в образовательном процессе инновационных подходов на основе информационных технологий, пути реализации подготовки будущих учителей технологии в условиях дистанционного обучения. Так Новикова Н.Н. представили новую организационную форму подготовки учителей технологии к использованию сетевых сервисов, выделила особенности технологий дистанционного образования. Китайгородский М.Д. Каменев Р.В., Крашенинников В.В. отразили вопросы робототехники и прототипирования. Информационная поддержка отдельных дисциплин и исследовательской деятельности студентов отражена в статьях (Чернецова Н.Л., Сергеев А.Н., Медведев П.Н., Дорохин Ю.С., Медведева Н.В., Малий Д.В., Паламарчук А.В., Кустов А.И., Мигель И.А., Добрачева А.Н.). Повышение квалификации учителей в новых условиях информационной среды и создание профессиональных сообществ учителей технологии средствами сетевых ресурсов отразили в своих статьях Ильин А.И., Новикова Н.Н., Голубчикова Я.А.. Формирование ИКТ-компетенций рассмотрела Чевпецова Ж.Ю. На форуме обсуждались и другие вопросы по информатизации вузовской среды.
В рамках педагогического форума 2016 года были организованы Всероссийский конкурс «Урок технологии для Новой школы 2016» (мультимедийный урок учителя, мультимедийный урок студента, сетевой урок) и Всероссийский фестиваль образовательных сайтов по технологическому образованию (образовательные сайты учителей и студентов). В процессе работы конкурса и фестиваля решались задачи:
- выявление и поощрение инновационных методических разработок, способствующих существенному повышению качества технологического образования на основе применения новых педагогических и информационных технологий обучения;
- создание условий для поддержки творческого потенциала и самореализации учителей технологии, аспирантов, магистрантов и студентов, обучающихся по специальности 050502 «Технология и предпринимательство» и в бакалавриате по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Технология»);
- поддержка, развитие и распространение успешного опыта в области использования сетевых сервисов интернет для организации педагогического взаимодействия в процессе технологического образования;
- создание условий, стимулирующих применение сетевых сервисов интернет для построения современной среды технологического образования;
- привлечение внимание общественности к вопросу необходимости формирования и развития интернер-пространства для учащихся в области технологического образования.
Конкурс мультимедиа уроков и фестиваль сайтов проводились в дистанционной форме на основе представленного комплекта конкурсных материалов. Участники конкурса заполняли заявку в электронной форме и отправляли комплект конкурсных материалов в организационный комитет. Для открытого представления методических разработок и их обсуждения участники самостоятельно размещали конкурсные материалы на сайте. В процессе проведения конкурса и фестиваля было организовано обсуждение методических материалов участниками и другими заинтересованными лицами.
На Всероссийский фестиваль образовательных сайтов в 2016 году было представлено 9 сайтов учителей, 10 сайтов, разработанных студентами. Кроме того было представлено 12 мультимедийных уроков, которые разработали студенты и 10 – учителя, также 4 урока в сетевой форме представили учителя. В современных методических материалах по различной тематике отражались инновационные педагогические подходы к использованию ИКТ в технологическом образовании: личностно-ориентированное обучение; использование современных методов и средств обучения; реализация ФГОС ООО; формирование универсальных учебных действий и т. д.
Анализируя результаты дистанционного педагогического Форума с точки зрения формирования инновационного поведения педагога, его критического отношения в условиях создания и развития информационной среды технологического образования, отметим, что инновационный характер профессиональной деятельности проявляется в следующем:
– критическое оценивание учителем новых технических средств ИКТ и электронных образовательных ресурсов;
– эффективное использование средств ИКТ на уроках;
– разработка и проведение мультимедийных уроков, сайтов;
– создание учителем электронных образовательных ресурсов;
– внедрение нового содержания технологической подготовки школьников;
– желание участвовать в экспериментальной проверке новых методик обучения с использованием ИКТ;
– активное участие в тематических семинарах, конференциях, конкурсах.
Считаем, что первоначальным этапом вступления педагогов в инновационный процесс является их участие в семинарах, конференциях, форумах, конкурсах. Здесь осуществляется знакомство с электронными образовательными ресурсами, программным обеспечением и новыми техническими средствами, узнают о методических возможностях их использования в учебном процессе. На подобных мероприятиях у учителей, студентов, как правило, зарождается интерес к использованию ИКТ на уроках, возникает желание изучить новые средства и попытаться включить их в учебный процесс.
Дистанционный педагогический форум, проведенный в 2016 году, определил перспективы развития информационной среды технологического образования. В высказываниях на странице заключительного обсуждения отразились существующие проблемы и пути их преодоления. Вот некоторые из отзывов.
«На перспективу: хотелось бы, чтобы у всех учителей технологии нашей страны была одна общая электронная платформа, причем рабочая, где бы размещалась различная информация (все конкурсы для детей по технологии, мероприятия для учителей, новости, события и т. д.). Тогда бы мы были в курсе всего, что происходит в технологическом образовании». Елена Бабушкина
«…"место", где можно пообщаться с коллегами, обсудить актуальные проблемы, представить профессиональные находки, нам, учителям технологии, я считаю, необходимо. Предлагаю в рамках форума проводить мастер - классы в форме вебинаров, так мы задействуем практическую составляющую, а также получим возможность обсудить некоторые конкретные моменты в режиме реального времени». Елена Новикова
«Вопросы дидактики, как общие, так и частные требуют пересмотра и обновления. По каким учебникам методики применения ИКТ мы учим студентов и рекомендуем учителям технологии? Таких просто нет, а время летит в сторону информатизации всех сфер, значит должен появиться учебник или пособие, в котором будут отражены методические и дидактические основы по созданию информационной среды технологического образования.
Предлагаю Н.Н. Новиковой объединить вузовских преподавателей и сделать обсуждение только этих тем и создать электронный ресурс. Формы взаимодействия, современные средства, условия и методы использования». Галина Некрасова.
«…необходимы исследования на уровне дидактики. Пока применение ИКТ в нашем предмете достаточно часто осуществляется на стихийно-эмпирическом уровне и ограничивается созданием простых презентаций. … И надо активнее распространять уже наработанный опыт проведения образовательных путешествий, виртуальных экскурсий на производство, в частности и опыт Н.Н.Новиковой. Авторами методического пособия под ред Е.Я.Когана идея таких образовательных путешествий преподносится как совершенно новая, появившаяся вместе с их программой. А разработок у Н.Н.Новиковой немало, и наш журнал «Школа и производство» о них уже писал (дистанционная олимпиада), в №4 будет новая статья о сетевых проектах». Галина Пичугина
«Хотелось бы обсудить внедрение новой программы по технологии». Настя Арапова
«Поддерживаю идею мастер-классов в форме вебинаров. Но, может быть проще было бы организовать конкурс на лучший мастер-класс учителя технологии/студента технологического образования в видеоформате (загрузить его на форум или указать ссылку, где можно ознакомится с материалом) на данном форуме. Считаю, что данный конкурс способен в полной мере проявить творческие способности учителей, студентов не только в плане демонстрации изготовления конкретного изделия, но и в умении монтировать видео в специальных программах, обращаться с камерой (т.е. демонстрация ИКТ-компетенций)». Святослав Иванов
«В связи с переходом школы на новый учебный план по технологии, встает вопрос о подготовке студентов и переподготовке учителей. В связи с этим, Ваша система информационной подготовки определяет требуемую стратегию информационного пространства технологического образования. Поэтому хочется надеяться в скором времени на приобретение Ваших материалов и учебников». Алексей Ильин
«Отсутствие МТБ, и отдаленность и невозможность выезда с детьми даже на те же олимпиады компенсируется сетевым общением и участием в самых разнообразных проектах. Уже с осени набираю экипаж для Сетевых проектов "В мире ДПИ" или "Трудовом десанте". Приглядываю девочек для Дистанционной олимпиады. А в этом году порадовала нас с коллегами возможность поучаствовать в Предметной Декаде. Все детские мероприятия творческие, неформальные, открытые. У ребят есть возможность пообщаться и увидеть результаты других участников». Галина Мельникова
«Учитывая скорость развития информационных технологий, уследить за всем в одиночку сегодня просто невозможно. Поэтому, на мой взгляд, такие мероприятия очень важны – в них участники становятся в курсе развития образовательной среды на данный момент, могут следить за разработками и новыми технологиями, при этом каждый из них подбирает что-то новое для себя, находит интересные решения и в ответ делится своими достижениями». Ульяна Шулепова
«Целесообразно в рамках форума в следующем году рассмотреть вопросы использования ИКТ в технологическом образовании во внеурочной деятельности школьников, например, при организации экскурсий на промышленные производства, музеи, викторины по профориентационной работе с учащимися различных возрастных групп и пр. Студентам, действующим учителям технологии можно предложить в рамках фестиваля разработать сценарии таких мероприятий. Это расширит образовательное пространство предметной области Технология и сформирует банк методических материалов, которые могли бы использовать в практической работе учителя. педагоги дополнительного образования». Наталья Чернецова
Таким образом, дистанционный педагогический форум явился площадкой для обсуждения проблемных вопросов и определения следующих перспектив развития технологического образования.
- Создание электронного ресурса для постоянного взаимодействия участников технологического образования школьников и студентов: для обсуждения актуальных вопросов по внедрению ФГОС, размещения информации, проведения конкурсов, для обмена опытом, формирование банка методических материалов, проведения дистанционных курсов повышения квалификации и т.п.
- Научное обоснование методики использования ИКТ в технологическом образовании, с описанием форм взаимодействия в информационной образовательной среде.
- Организация открытых образовательных ресурсов, дистанционных мероприятий для школьников (сетевые уроки, сетевые образовательные проекты, олимпиада по технологии, сетевые тематические проекты такие как, «Производственный десант», «В мире ДПТ» и др.)
- Организация дистанционных тематических фестивалей и конкурсов для учителей, студентов и педагогов для обмена опытом, внедрения инновационных образовательных технологий.
- Создание банка электронных ресурсов для организации внеурочной деятельности школьников (в т.ч. для организации экскурсий на промышленные производства, музеи, викторины по профориентационной работе и др.)
Итак, меняющаяся роль учителей в информационной образовательной среде и воздействие социальных сетей на процесс обучения неизбежно будут проблемными темами для дальнейшего обсуждения в рамках различных дистанционных мероприятий, в том числе и на страницах нашего форума. Поскольку, как отмечают В.В. Утемов и М.Э. Будина, что в ближайшей перспективе «увеличение влияния открытых образовательных ресурсов и использовании традиционных методов обучения совместно с виртуальными. Эти тенденции имеют мировое значение, так как они имеют огромный потенциал, порождают новые образовательные методы и технологии, раскрывают богатство содержания, доступного через Интернет. …. В течение года-двух в школах активно будут использоваться облачные технологии и ресурсы. В двух-трехлетний период будут внедрены образовательные игры и персонифицированное обучение, а использование виртуальных отдаленных лабораторий в образовательном процессе будет возможно уже через четыре пять лет» [3].