Полный текст статьи
Печать

Современные образовательные стандарты диктуют учебным заведениям новые формы организации учебного процесса. Одной из таких форм является электронная информационно-образовательная среда. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее ФГОС ВО) дает подробное описание требований к наполнению содержания этой среды. Однако за рамками стандарта остается много организационных вопросов, требующих решения. Реализаторами образовательного процесса в высшей школе, каковыми являются университеты, академии и институты, должны быть выработаны определенные механизмы не только построения этих самих сред и их взаимосвязь в едином информационном пространстве, но и механизмы вовлечения учащихся в эффективное и продуктивное взаимодействие с информационно-образовательной средой.

Традиционным путем поиска ответов в науке является определение методологической идеологии исследования. От выбора инструментария исследования, точки зрения, подхода, которые формирует тот или иной методологический подход, зависит не только сам факт достижения поставленных перед исследователем задач, но и качественное содержание достигнутых результатов в наиболее приемлемые сроки с использованием минимума затраченных ресурсов.

Для того, чтобы определить подходящие методологические основания для определения условий, необходимых для формирования исследовательских компетенций студентов-бакалавров социальной работы в условиях информационно-образовательной среды вуза (далее ИОС), обратимся к рассмотрению философского уровня методологического знания. Этот уровень определяет общие принципы и логику познания, очерчивает периметр использования подходов на других, низших уровнях методологического знания.

Прагматизм. Основателями философско-педагогического направления, выступающего за сближение целей обучения к решению реальных жизненных задач, стали Ч. Пирс и У. Джеймс. Свой вклад в развитие прагматизма внесли: Дж. Дьюи, Дж. Мид, У. Килпатрик. Основная идея заключается в практической направленности обучения. Исходя из этого, педагогический процесс должен выстраиваться в игровой форме или в форме трудовой деятельности. Очевидно, что данный подход является краеуголным в вопросах организации профессионального образования, что находит свое отражение в ключевых нормативно-правовых актах. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Опираясь на базовые положения прагматизма, выделим принципы, которые необходимо учитывать при организации информационно-образовательной среды вуза с целью подготовки бакалавров:

– приоритет возможности ставить и решать профессиональные задачи с помощью ИОС;

– поэтапная, программируемая траектория обучения;

– реализация функции накопления и обогащения опыта (портфолио, личный кабинет, ведения рейтинга успеваемости);

– наличие условий для исследовательского поиска и творческой деятельности;

– возможность использования в целях самообучения.

Бесспорно, идеи прагматизма нашли свое отражение в иных подходах, более специфичных для тех или иных областей знаний. В педагогике это в первую очередь деятельностный подход.

Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Э. Торндайк, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др,). В основе - психология бихевиоризма. Главная задача – корректировать, а точнее, стимулировать требуемое поведение учащегося. Обучение рассматривается как формирование заранее определенных заданных качеств. Неоспорим и тот факт, что поведение учащегося целиком не состоит из реакции на внешние стимулы (требования и возможности социальной среды), но формируется исходя из учета накопленного опыта, внутренних установок и особенностей личности (Скиннер).

Современные требования к организации обучения в высшей школе, оформленные во ФГОС-ах, формируют необходимость создания ИОС вуза, достаточную для того, чтобы обучающийся успешно усваивал образовательную программу. Однако возникают трудности, связанные с тем, что ИОС сложно конкурировать с интенсивным развитием сети Интернет, несмотря на то, что первая существенным образом интегрирована в мировую сеть и обладает рядом преимуществ. Интерес к использованию ИОС вуза в учебных и практических целях у учащихся находится не на высоком уровне. Базируясь на основных положениях бихевиоризма, выдвинем ряд организационных принципов, позволяющих помочь в решении данного затруднения:

- Наличие критериев оценки и поощрения учащихся, использующих ИОС;
- Специализация и дифференциация материалов учебных курсов для направления подготовки «социальная работа»;
- Технологичность процесса использования ИОС в целях формирования исследовательских паттернов;
- Включение в работу ИОС профессорско-преподавательского состава, формирование обратной связи.

Бихевиоризм находит свое отражение в компетентностном и средовом подходах.