Полный текст статьи
Печать

В современных условиях исторического развития России повышаются требования к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников профессиональных образовательных организаций ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО. Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный европеец (гражданин, россиянин…) должен знать и уметь…», и определяется для каждой страны с учетом специфики культурного и регионального развития. На формирование нового уровня функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций таких, как стремительное развитие и внедрение технологий в производственные и гуманитарные процессы, глобализация общественных связей, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных отношений и т.д. В таких условиях функциональная грамотность выступает как способ социальной адаптации личности и интеграции молодежи в современное общество через тесную связь образования  с многоплановой человеческой деятельностью.

Современные исследователи Б.С. Гершунский [1], О.Е. Лебедев [2], Л.М. Перминова [3] и др., определяют функциональную грамотность как социально-экономическое явление и связывают уровень ее сформированности с уровнем благосостояния населения и государства в целом.

По отношению к российской действительности наиболее актуален следующий перечень параметров функциональной грамотности: компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансово-экономическая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии экономические закономерности и т.д.).

На уровне стратегии развития страны задачи, связанные с повышением финансово-экономической грамотности населения, включены в перечень приоритетных направлений государственной деятельности [4].

В качестве одного из методов формирования финансово-экономической грамотности используется метод моделирования.  Разработанная «Модель формирования финансово-экономической грамотности у студентов непрофильных специальностей профессиональных образовательных организаций» отражает связи и зависимости основных структурных и функциональных элементов процесса формирования финансово-экономической грамотности на основе компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, системного и контекстного подходов к обучению, позволяет спрогнозировать результат сформированности финансово-экономической грамотности выпускников колледжа к окончанию курса обучения.

Образовательный процесс в рамках разработанной модели отличается гибкостью, вариативностью, мобильностью. Это  позволяет педагогу быстро реагировать на экономические изменения, происходящие в обществе, на требования, предъявляемые обществом к уровню подготовки специалистов и предлагать материал актуальный для студентов разных направлений обучения.

A. Atkinson, and F-A Messy утверждают, что «финансово грамотным является человек, обладающий комбинацией осведомленности, знаний, умений, отношений и поведения, необходимых, чтобы принимать обоснованные финансовые решения и, в конечном итоге, достичь индивидуального финансового благополучия».