Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя в условиях информатизации является актуальной задачей высшей школы, поскольку со стремительным развитием информационных технологий создается информационная образовательная среда.
Понимание важности информатизации образования наблюдаем в виде государственной задачи через реализацию образовательных стандартов нового поколения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, учебно-методические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны обеспечиваться функционированием информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда рассматривается как совокупность условий для успешного развития информационного взаимодействия образовательного назначения между обучающимися и интерактивными средствами информационных и коммуникационных технологий. Информационно-образовательная среда включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [1, с. 26]. В Стандарте указывается, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья учащихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы… [1, с. 48]
Соответственно в условиях создания новой образовательной среды появляются новые профессиональные задачи учителя, которые в настоящее время требуется описать и дать научное обоснование. Актуальность этой научной задаче придает и разработка профессионального стандарта педагога, и внедрение его в систему мониторинга образовательных организаций.
Очевидно, что в развивающейся образовательной информационно-коммуникационной среде постоянно меняются профессиональные задачи учителя, которые понимаются нами как разрешение тем или иным способом различных профессиональных проблемных ситуаций. Наряду с профессиональными задачами сегодня принято говорить и о компетенциях, которыми обладает профессионал в той или иной сфере. Такой подход позволяет выйти на четкое формирование профессиональных действий будущего работника в процессе его подготовки в образовательном учреждении. При этом профессиональная компетентность подразумевается нами как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. Оба подхода к анализу профессиональной деятельности, и компетентностный и профессиографический, имеют своей целью описание характера деятельности, следовательно, могут быть использованы для выявления новых профессиональных задач учителя технологии в условиях развивающейся информационно-коммуникационной среды образования. Этому посвящено исследование, которое авторы статьи проводят, начиная с 1995 года, со времени становления и развития информатизации технологического образования.
Объектом отдельного исследования авторов статьи явилась предметная область «Технология», поскольку здесь создается особая предметная информационно-коммуникационная среда. Это основной практико-ориентированный учебный предмет общеобразовательной школы, в процессе изучения которого имеется возможность показать учащимся основные направления автоматизации и информатизации производственных процессов. В других школьных предметах, таких, например, как математика и физика, преподавание которых также предполагает использование информационных технологий, подобные задачи не ставятся. Отмеченная особенность предмета «Технология» предъявляет специфические требования к уровню профессиональной подготовки учителя технологии в области информационных технологий.
Изучение условий информатизации образования, анализ методической подготовки учителей технологии в различных регионах страны (Кировская область, Республика Коми, Пермский край и др.) позволили выявить следующие противоречия между: содержанием профессиональных задач и функций учителя технологии, которые под влиянием информатизации образования постоянно приобретают новые качества, и существующей системой подготовки специалиста в области информационных технологий, не ориентирующей будущих учителей на инновационный подход к их решению.
Используя профессиографический подход, мы выделили наиболее существенные профессиональные задачи, которые необходимо подвергнуть детальному изучению и анализу, для того чтобы восполнить пробел в квалификационной характеристике учителя технологии.
Первый этап исследования, выполненный на основе профессиографического подхода (результаты изложены в монографии Г. Н. Некрасовой «Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности» [2]), отражает состояние начального периода информатизации технологической подготовки в российских школах и подготовку в этой области учителей технологии. Во многом работа посвящена исследованию профессиональных задач учителя технологии и выявлению профессиональных действий, которые ранее не были представлены в профессиограмме учителя. В работе отмечено, что в конце XX – в начале XXI в., когда наблюдается внедрение информационных технологий практически во все сферы, в связи с этим изменяются профессиональные функции и действия работников. От специалиста требуются умения выполнять не только унифицированные способы компьютерной обработки информации (как на «заре» информатизации), но и узконаправленные профессиональные действия с использованием специальных технических и программных средств информационных технологий. Доказано, что в условиях стремительного развития сферы информационных технологий возникает необходимость в организации профессионально-ориентированного обучения. Такое выстраивание образовательных программ и личных траекторий позволит максимально приблизить будущего педагога к успешному выполнению профессиональных задач. Кроме того, позволит мобильно ориентировать подготовку учителей на запросы школы.
В докторском исследовании Г. Н. Некрасовой сделан подробный анализ проблемы профессионально ориентированной подготовки учителя технологии в современной педагогике. Монографический анализ, наблюдение за действиями учителей, изучение опыта подготовки студентов в различных вузах страны позволили сформулировать следующие профессиональные задачи учителя технологии в области методики использования средств информационных технологий, разбив их на группы:
– в преподавательской деятельности – разработка и проведение уроков с компьютерной поддержкой, методический анализ программных средств, разработка тестовых заданий для использования в тестовых оболочках, создание учебных слайд-фильмов, оснащение кабинета средствами новых информационных технологий, создание медиатеки кабинета;
– в научно-методической деятельности – изучение нового в методических основах по информатизации школьного технологического образования; участие в разработке и внедрении методики информатизации технологического образования школьников; разработка методики использования средств информационных технологий в технологической подготовке школьников и оценка результатов ее внедрения, выявление недостатков в организации обучения с использованием средств информационных технологий и постановка новых научно-методических задач в данной области;
– в социально-педагогической деятельности – подготовка и проведение родительских собраний, бесед по теме «Компьютер в обучении и развитии школьников», «Информационная культура школьника» и т. п.;
– в воспитательной деятельности – организация внеклассных мероприятий по информационно-технологической тематике;
– в культурно-просветительской деятельности – формирование информационной культуры школьников в процессе технологического образования школьников, организация просветительских мероприятий в школе и в специальных учреждениях по формированию основ информационной культуры;
– в коррекционно-развивающей деятельности – разработка и проведение индивидуальных занятий с учащимися, рекомендации по использованию программных средств, способствующих развитию личностных качеств школьника;
– в управленческой деятельности – организация взаимодействия между учителем и учащимися в условиях информатизации обучения, определение роли учителя в зависимости от педагогических целей урока, взаимодействие с администратором компьютерного класса [2].
Этот список действий послужил существенным дополнением к перечню профессиональных действий учителя технологии, выполняемых в условиях информатизации обучения. Он явился необходимым материалом для составления отсутствующего фрагмента в профессиограмме учителя технологии. Выявленные и сформулированные новые виды профессиональной деятельности учителя технологии являются не только фрагментом профессиограммы учителя технологии, но в дальнейшем составили профессиографическую основу для разработки модели профессионально-ориентированной подготовки учителя технологии в области методики использования средств информационных технологий.
Актуальность, проведенного в тот период исследования, и необходимость проектирования системы подготовки учителя в области методики использования средств информационных технологий подтвердилась тем фактом, что с 1 сентября 2004 г. в учебно-воспитательный процесс подготовки кадров по педагогическим направлениям введен курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» [3].
В условиях интенсивной информатизации всех сфер, модернизации образования, которая характеризуется переходом на новые стандарты, новыми целевыми установками и задачам образования, существенно меняется содержание и характер профессиональной деятельности учителя технологии. Профессиональная деятельность учителя технологии становится еще более неоднозначной и нелинейной. В настоящее время учитель технологии должен не просто использовать современные информационные и технические средства обучения на уроках или во внеурочное время, а организовывать целостный учебно-воспитательный процесс в современной информационно-коммуникационной образовательной среде.
Второй этап (с 2008 г. по настоящее время) нашего исследования посвящен изучению вопроса «Как меняется характер профессиональной деятельности учителя технологи в информационно-коммуникационной среде технологического образования?». При этом наряду с профессиографическим нами используется компетентностный подход, поскольку в современных вузовских стандартах, в условиях подготовки по двухуровневой системе профессиональные задачи раскрываются в виде компетенций.
Актуальность разработки и развития информационно-коммуникационной образовательной среды современной школы определяют нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [4]; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [1]; Распоряжение правительства Российской Федерации «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [5]; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» [6]. В нормативных документах указывается на необходимость создания и эффективное использование современной информационно-коммуникационной образовательной среды. Сегодня информационно-коммуникационная среда должна способствовать повышению качества образовательных результатов и выступать как условие построения личностно ориентированной педагогической системы.
В условиях новой информационно-образовательной среды существенно меняются направленность, содержание и характер деятельности учителя технологии, выдвигаются новые профессиональные задачи. Если в ранних нормативных документах (до 2009 г.) мы не наблюдаем описание профессиональных задач учителя в области информационных технологий, то уже в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в характеристике профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование по специальности «Технологическое образование» мы видим новую задачу – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий[7], которая ранее в стандартах не была отражена. Анализируя последние вузовские стандарты, применительно к интересующей нас части профессиограммы учителя, мы наблюдаем в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата перечень компетенций. Среди них выделяем следующие основные общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-12). готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) [7, с. 47].
Таким образом, стандарт четко регламентирует, каким образом в настоящее время учитель технологии должен осуществлять инновационную деятельность, направленную на организацию образовательного процесса в условиях новой информационно-коммуникационной среды технологического образования. К компонентам профессиональной деятельности относятся гностический, проектировочный, конструктивный, организационный, коммуникативный, экспертный, контролирующий. Эти компоненты во многом определяют квалификационную характеристику современного учителя технологии, и связаны с организацией учебного информационного взаимодействия с учащимися в новой информационно-коммуникационной среде технологического образования при использовании средств ИКТ как на уроке, так и во внеурочное время.
Основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, представим новые профессиональные задачи учителя технологии в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования с учетом каждого компонента профессиональной деятельности.
Гностический компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает действия по изучению, исследованию объектов и явлений образовательного процесса в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В процессе гностической деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- изучение и анализ возможностей современных инновационных информационных технологий для достижения новых образовательных результатов в преподавании технологии;
- исследование дидактических возможностей современных методов, новых организационных форм и средств обучения технологии;
- поиск, анализ и обобщение информации об эффективных методах, средствах, организационных формах организации учебно-воспитательного процесса в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования;
- выявление недостатков и преимуществ современных информационных и аудиовизуальных средств обучения;
- поиск научной научно-методической информации с использованием электронных образовательных ресурсов и средств телекоммуникаций для применения в профессиональной деятельности.
Проектировочный компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает постановку целей и задач образовательного процесса, определение стратегий и способов их достижения в информационно-коммуникационной среде технологического образования.
В процессе проектировочной деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- проектирование образовательного процесса по технологии на основе методически обоснованного использования электронных образовательных ресурсов;
- проектирование новых организационных форм и видов учебной деятельности учащихся с использованием современных информационных технологий, сетевых сервисов Интернет и средств телекоммуникации;
- подбор эффективных методов применения информационно-коммуникационных технологий организации учебной деятельности учащихся.
Конструктивный компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает действия по отбору учебного материала, планированию и построению образовательного процесса в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В процессе конструктивной деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- обновление, коррекция учебных планов и рабочих программ по технологическому образованию;
- планирование учебных занятий с использованием современных информационных и аудиовизуальных средств обучения, электронных учебных пособий;
- разработка новых или экспертная оценка и адаптация уже существующих электронных образовательных ресурсов по технологии с использованием различных способов обработки информации (текстовой, числовой, звуковой и видео) на различных носителях информации, в том числе сети Интернет.
Организаторский компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает систему действий, направленных на включение учащихся в учебную деятельность в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В процессе организаторской деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- проведение учебных и внеклассных занятий по технологическому образованию, опираясь на достижения в области современных информационных технологий;
- использование в работе с учащимися информационных ресурсов по технологическому образованию, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь учащимся в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
- эффективное использование современных аудиовизуальных технических средств обучения (мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера) в технологическом образовании;
- организация новых форм и видов информационного взаимодействия учителя с учениками с использованием сетевых сервисов Интернет и средств телекоммуникации;
- управление внеклассной деятельностью учащихся и привлечение их в учебные сетевые сообщества по технологии;
- формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в практической, проектной и творческой деятельности;
- предоставление учащимся информации о дополнительном технологическом образовании, возможности углубленного изучения технологии в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
- совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления технологических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на интерактивной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).
Коммуникативный компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает информационное взаимодействие между частниками образовательного процесса.
В процессе коммуникативной деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- участие в сетевых профессиональных сообществах;
- осуществление новых видов коммуникации через сетевые сервисы Интернет;
- интерактивное взаимодействие с родителями;
- обеспечение помощи обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса технологии), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных).
Контролирующий компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает действия по контролю, оценке, анализу достигнутых результатов обучения школьников в условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В процессе контролирующей деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- осуществление мониторинга и контроля качества знаний с использованием контролирующих программных средств, в том числе с использование ресурсов сети Интернет;
- использование современных способов оценивания результатов технологического образования в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Экспертный компонент профессиональной деятельности учителя технологии включает действия по определению целесообразности и эффективности использования современных информационных и аудиовизуальных технологий в образовательном процессе.
В процессе экспертной деятельности учитель технологии выполняет следующие профессиональные задачи:
- экспертиза применения современных методов, новых организационных форм с использованием современных информационных и аудиовизуальных средств в технологическом образовании;
- самоконтроль и самооценка своей профессиональной деятельности в использования современных информационных и аудиовизуальных технологий в технологическом образовании.
Таков, на наш взгляд перечень современных профессиональных задач учителя технологии по созданию информационно-коммуникационной среды технологического образования. Он существенно дополнен по отношению к тому перечню профессиональных задач, который мы определили на первом этапе исследования, и изложили в первой части настоящей статьи. К первоначальному варианту части профессиограммы добавились задачи учителя технологии, продиктованные активным проникновением в бытовую и профессиональную сферу сетевых ресурсов Интернет и коммуникационных технологий. Достаточно обратить внимание на то, что новыми ключевыми задачами учителя сегодня являются такие как: участие в сетевых профессиональных сообществах; осуществление новых видов коммуникации через сетевые сервисы Интернет; интерактивное взаимодействие с родителями. Эти действия ранее, еще пять лет назад, не являлись существенными в характеристике профессиональной деятельности учителя. Подобная динамика показывает, насколько оперативно меняются задачи учителя в условиях информатизации образования, свидетельствует о том, что необходимо проектировать мобильные системы подготовки учителей. Одну из таких моделей подготовки учителей технологии, основанную на формировании профессионально-ориентированных компетенций с учетом требований и запросов современной школы, мы предложили в своей работе [8].
В настоящее время наряду с характеристикой деятельности учителя в виде перечня компетенций наблюдается создание и введение для оценки труда профессионального стандарта педагога. В октябре 2013 г. Министерством труда России был принят новый документ «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начального общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [9]. Профессиональный стандарт педагога нацелен на повышение качества образования и реализацию стратегии образования в современном мире. В профессиональном стандарте педагога выделяются требования, которые сегодня общество предъявляет к профессии учителя, в том числе и к формированию ИКТ компетенции. Документ представляет собой характеристику квалификации, которая в настоящее время необходима работнику для успешного осуществления профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых действий, перечень необходимых знаний, умений, прав и обязанностей. В целом это комплекс требований, предъявляемых к специалистам различных направлений в общеобразовательной организации [9]. Следует отметить, что в стандарте впервые профессиональная деятельность раскрыта через описание трудовых действий педагога, тогда как ранее деятельность учителя чаще всего рассматривалась в виде решения профессиональных задач.
Анализ требований к результатам обучения, отраженных в ФГОС, материалов уже существующего профессионального стандарта педагога в части квалификационной характеристики для модулей «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык», многолетние авторские исследования и опыт профессиональной деятельности в предметной области «Технология» позволили нам определить основные трудовые действия для модуля «Предметное обучение. Технология». Данный перечень дает характеристику деятельности учителя в условиях информационной образовательной среды. Здесь мы выделили действия, которые учитель выполняет с использованием средств ИКТ, и не претендуем на окончательное изложение всей характеристики профессиональной деятельности учителя технологии.
Трудовые действия педагога. Модуль «Предметное обучение. Технология».
– Формирование конкретных знаний, умений и навыков в предметной области «Технология» с использованием современных методов и интерактивных средств обучения.
– Формирование у учащихся целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда в условиях современного информационного пространства.
– Формирование у учащихся представлений о социальных, этических и экологических аспектах научно-технического прогресса и осознания роли техники и технологий для прогрессивного развития общества в условиях информатизации всех сфер и глобальных проблем человечества.
– Обучение методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда в условиях информационной предметной среды технологического образования.
– Содействие в освоении учащимися средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации с использованием программного обеспечения по компьютерной графике и 3D-моделированию.
– Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.
– Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении прикладной учебной задачи там, где это эффективно.
– Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям технологией, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся в традиционной, сетевой и дистанционной формах.
– Содействие в подготовке обучающихся к участию в технологических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах и ученических конференциях в традиционной, сетевой и дистанционной формах.
– Предоставление информации о дополнительном технологическом образовании, возможности углубленного изучения технологии в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
– Профессиональное использование компонентов информационной предметной среды в организации образовательного процесса по обучению технологии с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации.
– Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию технологических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики.
– Сотрудничество с другими учителями технологии, математики и информатики, физики, экономики и др. через сетевые сообщества педагогов.
В представленном перечне трудовых действий для модуля «Предметное обучение. Технология» мы видим, что ключевую роль в профессиональной деятельности учителя технологии играют задачи по проектированию и организации образовательного процесса в новой информационно насыщенной образовательной среде, с использованием современных сетевых, дистанционных и мультимедийных технологий. В статье мы обратили внимание только на трудовые действия учителя, без выявления для их выполнения необходимых знаний и умений. Считаем, что первичной задачей является определение стоящих перед учителем профессиональных задач в виде перечня трудовых действий, а уже на втором этапе разработки профессионального стандарта педагога необходимо определить когнитивную основу. На следующем этапе следует соотнести требования стандарта с компетенциями, которые формируются в рамках подготовки учителей в вузах.
Мы полагаем, что подготовленный нами перечень профессиональных задач позволит наполнить профессиональный стандарт педагога для модуля «Предметное обучение. Технология», а предложенная характеристика деятельности учителя технологии в информационно-коммуникационной среде технологического образования будет служить основой в качестве критериев оценки профессиональной деятельности педагога.