Современное профессиональное образование в качестве приоритетов развития определяет: интернационализацию, достижение стандартов международного уровня; переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему освоение ключевых и профессиональных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда; непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека.
В процессе перехода образовательных организаций к реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – СПО) в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностной модели образования, актуальной становится проблема формирования у преподавателей профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности: социально-организационная; общекультурная; научно-исследовательская; учебно-научная; научно-методическая; технологическая; психолого-педагогическая; информационно-коммуникационная [1].
Необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, удовлетворение образовательных запросов личности обучающегося ставят перед организациями среднего профессионального образования задачи, направленные на совершенствование процесса управления качеством образования. Как следствие, возникает необходимость постоянного совершенствования содержания основной профессиональной образовательной программы, применения инновационных педагогических технологий и активных методов обучения, использования сетевых форм организации образовательного пространства, обеспечения эффективного контроля качества образования.
В соответствии с требованиями к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), представленными в федеральных государственных образовательных стандартах СПО, образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с соответствующим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ. Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. При этом конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС; обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Реализация ППССЗ на основе компетентностного подхода должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Современные преобразования, связанные с реформированием и модернизацией системы российского образования, предъявляют повышенные требования к педагогам, в том числе и к преподавателям системы СПО. В настоящее время возросла потребность в преподавателях, способных обновлять содержание своей профессиональной деятельности через критическое, творческое ее освоение, применение достижений науки и передового педагогического опыта. В конечном итоге, качество подготовки будущих специалистов напрямую зависит от уровня и качества профессиональной подготовки преподавателей, реализующих процесс обучения [2].
В связи с вышеизложенным, можно констатировать тот факт, что на современном этапе развития системы образования изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога системы СПО. Сегодня востребованы новые подходы к организации методической работы, обеспечивающей подготовку педагогических кадров к эффективной педагогической деятельности.
Реализацию компетентностной модели подготовки будущего специалиста могут обеспечить педагогические технологии, соответствующие вероятностной образовательной модели – технологии 4-го и 5-го поколений. При этом предпочтение образовательным сообществом отдается интегральной образовательной технологии, сочетающей личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяющим обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания и деятельностно-ценностной технологии образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС).
Целевым ориентиром профессиональной подготовки при компетентностном подходе является становление интегральной профессионально-личностной компетентности педагога, определяющей его универсальную способность проектировать и обеспечивать в практической деятельности новое качество образования. Задачами научно-методического сопровождения педагогического коллектива являются:
- научно-методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО);
- научно-методическое обеспечение и организация активного участия членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;
- информационное и методическое обеспечение педагогов в соответствии с их профессиональными потребностями;
- обеспечение условий повышения профессиональной компетентности, роста педагогического мастерства;
- создание единого информационного пространства, обеспечивающего обобщение и пропаганду лучшего педагогического опыта, инновационных педагогических технологий и опыта их использования;
- повышение мотивации участников учебно-воспитательного процесса.
Для реализации поставленных перед педагогическим коллективом целей и задач научно-методическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- внедрение системы педагогического проектирования, отработка программных и нормативно-правовых параметров развития образовательной организации, развитие научно-методического обеспечения ФГОС СПО на основе технологизации образовательного процесса;
- развитие методической, научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов;
- совершенствование содержания образовательного процесса через развитие инновационных профессиональных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий и методов обучения;
- изучение, обобщение передового педагогического опыта и внедрение его в практику работы образовательной организации.
Реализация компетентностного подхода происходит через: развитие мотивации педагогов на повышение профессионально-педагогической компетентности и реализацию творческого потенциала преподавателей; проведение анализа и самоанализа профессиональной деятельности; поддержку научно-исследовательской деятельности педагогов; освоение и внедрение инновационных педагогических технологий; создание информационно-методической среды; создание банка данных педагогической информации о достижениях науки и практики.
Деятельность преподавателя в условиях внедрения стандартов третьего поколения отличается совершенно новым уровнем требований к его компетентности, что обусловлено необходимостью:
- создания контрольно-оценочных материалов нового качества;
- совершенствования информационного обеспечения учебного процесса;
- разработки дидактических материалов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучения;
- создания принципиально иных учебно-методических комплексов с учетом перехода с цикличной организации учебного плана;
- освоения инновационных, личностно-ориентированных педагогических технологий, в том числе блочно-модульных.
В сложившихся условиях существуют противоречия между возрастающими требованиями к компетенциям педагога СПО и недостаточным уровнем его подготовки к управлению инновационными процессами.
Успешность реализации модели методического сопровождения инновационной деятельности в организации СПО обеспечивается комплексом необходимых и достаточных условий, который включает психолого-педагогические условия: наличие стратегии развития образовательной организации, формирование мотивации и стимулирование инновационной деятельности педагогов, применение демократического стиля руководства; организационно-педагогические условия: наличие методической службы образовательной организации, ресурсное обеспечение инновационной деятельности, обеспечивает потенциально возможный уровень профессионального развития и саморазвития педагогов СПО.
Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. Как следствие, возрастает роль методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально-педагогической деятельности.
Следует отметить, что в процессе модернизации системы СПО возникают новые мотивационные, коррекционные и методические проблемы при разработке, реализации инновационных образовательных программ, что требует внедрения интерактивных и информационных методов обучения, расширения спектра методического обеспечения и методического сопровождения учебного процесса.
Практика введения ФГОС СПО выявляет педагогические риски и трудности, связанные с недопониманием положений ФГОС, концептуальных и методологических основ современной системы подготовки рабочих кадров и специалистов, формальной подменой нового содержания, стремлением сохранить репродуктивные способы профессиональной деятельности, недостаточным усвоением понятийного аппарата новых стандартов, неэффективным управлением методической работой, инерцией при переходе системы повышения квалификации на адресную помощь педагогам и использование интерактивных форм приращения знаний.
Обязательным условием при разработке и внедрении педагогических новшеств в образовательной организации должно стать создание образовательной среды, которая будет способствовать установлению субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, раскрытию творческого потенциала педагогических работников, будет побуждать их к самореализации в профессиональной деятельности, самосовершенствованию, учитывать их индивидуальные особенности и интересы. Важной составляющей такой образовательной среды является благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе.
Для непрерывного самообразования и профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к решению инновационных методических задач требуются: целостность, систематичность методической деятельности в образовательном учреждении; согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по новым образовательным стандартам; сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых; учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста; выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.
Процессы реализации новых стандартов требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания повышения профессиональной компетенции педагогических кадров, особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики, формирование и развитие методической компетентности педагогов.