Полный текст статьи
Печать

В настоящее время все более распространенной формой, используемой в обучении студентов, являются вебинары – онлайн-семинары, организованные с помощью сети интернет в режиме видеоконференции с возможностью использования презентаций, проведения опросов и других методов интерактивности.

В феврале 2016 года с целью оценки восприятия целесообразности проведения вебинаров как дополнительной технологии обучения автором был проведен электронный опрос студентов Института Бизнеса и менеджмента технологий БГУ. В опросе приняли участие 85 студентов дневной и заочной формы обучения, среди них мужчины – 25,9%, женщины – 77,1%. Средний возраст респондентов составил 21 год (от 17 до 28 лет). Род занятий опрашиваемых представлен на рисунке 1. 

 Рисунок 1 – Распределение респондентов по роду занятий, человек 

Из данных рисунка 1 видно, что большинство респондентов определили свой род занятий как «студент» (59 человек), на втором месте «специалист» – (16 человек), затем «руководитель» (6 человек), «безработный» (2 человека), 2 человека определили свой статус как «другой».

Все респонденты участвовали ранее в вебинарах в качестве слушателей, причем опыт участия был различным: количество вебинаров варьировалось от 1 до 20. В среднем каждый респондент участвовал в 5 вебинарах. При этом большая часть вебинаров, в которых принимали участие респонденты, прошла в форме:

1)    лекций (78,8%),

2)    вебинаров комбинированной формы, сочетающих лекцию и практическое занятие (29,4%),

3)    консультаций (25.9%),

4)    практических занятий (3,8%).

Так как вебинары имеют свои особенности, целесообразным было оценить, какая форма занятий наиболее эффективна для проведения вебинаров: лекция, консультация, практическое занятие. В связи с этим респондентам было предложено отразить свою степень согласия с несколькими утверждениями по пятибалльной шкале, где 5 – полностью согласен, 1 – полностью не согласен.

Первым было утверждение «Лучше проводить вебинары в форме лекций», по отношению к которому опрашиваемые поставили довольно высокие оценки (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме лекций, человек 

Как видно из данных рисунка 2, большинство присвоили 4 балла – 37.6% (28 человек), на втором месте 5 баллов – 32,9% (32 человека), на третьем оценка 3 – 23,5% (20 человек), всего 5 человек (5,9%) поставили низкие оценки 1 или 2 балла. Средняя оценка согласия с данным утверждением составила 4 балла.

В отношении утверждения «Лучше проводить вебинары в форме консультаций» также были поставлены высокие оценки, но средняя оценка была ниже (Рисунок 3). 

Рисунок 3 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме консультаций, человек 

Из данных рисунка 3 видно, что 5 баллов поставили 25 человек (29.4%), 4 балла присвоили 23 респондента (27,1%), 3 балла – 19 человек (24,4%), 2 балла – 12,8%, 1 балл – 6,4%. Средняя оценка степени согласия опрашиваемых с предложенным утверждением составила 3,6 балла.

Самые низкие оценки получило утверждение «Лучше проводить вебинары в форме практических занятий», степень согласия с которым в среднем составила 2,8 балла (Рисунок 4). 

Рисунок 4 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме практических занятий, человек 

Наивысшую оценку 5 в отношении целесообразности проведения практических занятий  в форме вебинаров поставили всего 10 респондентов (11,8%), оценку 4 – 16 респондентов (18,8%), 3 балла –  25 человек (29,4%),  2 балла – 16 человек (18,8%), 1 балл – 18 человек (21,2%).

Кроме того, респондентам было предложено определить, какие недостатки присущи вебинарам (Рисунок 5). 

Рисунок 5 – Ответы респондентов о недостатках вебинаров, человек 

Как видно из рисунка 5, ответ  «через некоторое время начинаю отвлекаться» выбрали 37 человек или 44%; «сложность обратной связи (не могу высказаться)» – 36 человек или 42,9%; «нет личного контакта с преподавателем» – 23 человека или 27,4%; «плохо воспринимается информация» – 9 человек или 10,7%. Некоторые респонденты отмечали ответ «Другое» (18 человек или 21,4%). Среди предложенных опрашиваемыми вариантов ответов на данный вопрос можно отметить ответы, связанные с техническими аспектами проведения вебинаров:

– «могут возникать проблемы с интернет-соединением»,

– «бывает плохая связь»,

– «могут возникнуть проблемы с соединением, из-за чего есть риск пропустить часть вебинара»,

– «иногда бывают помехи со звуком».

Несколько ответов были связаны с сущностью того материала, который преподносит тьютор:

– «Недостатки как и обычных занятий, через некоторое время, если нет интересной информации слушатель начинает отвлекаться, если информация интересная или слушателю необходима, то и вебинар для него будет полезен»

– «Информация воспринимается хорошо,  нужно больше практических примеров».

Необходимо отметить, что 8 человек (9,4%) недостатков в вебинарах не видят.

Также респондентам было предложено дать рекомендации по совершенствованию тех вебинаров, в которых они участвовали. На вопрос ответили 23 человека. Наиболее   интересные ответы на вопрос об устранении недостатков вебинаров:

-  «В принципе дополнений к проведению вебинаров нет, но хотелось бы, чтобы была запись после каждого вебинара, т.к. информация может быть не вся усвоена и через время могут возникнуть вопросы».
-  «Краткость, увеличить число вебинаров в семестре, разгрузить малоэффективные лекции вебинарами».
-  «Побольше внедрять подобного рода метод».
-  «Рекомендую использовать вебинары для передачи нового материала (лекционный материал), но с возможностью обсуждения отдельных вопросов со всеми участниками вебинара. Это позволяет удерживать внимание и интерес аудитории».
-   «Добавить больше визуального сопровождения (презентации, картинки, видео, графики, таблицы), больше работы со студентами (вопросы, опросы)».
-   «Больше практических примеров, отрезков из фильмов, изображения. Нужно отводить время на вопросы студентов, и отвечать на них желательно с примерами. В вебинарах нужно давать конкретные инструменты, которыми можно воспользовался здесь и сейчас. С примерами».
-  «Реализация стандартного набора сервисных функций – трансляция голоса и видео должна быть на высоком уровне, без помех. А также включение в вебинар презентационного материала, так как монотонный голос лектора может рассеивать внимание».
- «Больше обратной связи. Более яркие сопровождающие новую информацию презентации».
- «Я бы внесла больше контактов с преподавателем, небольшие мини-тесты, так лучше усваивается информация»
- «Больше заинтересованности в прослушивании информации (один раз в вебинаре было скучно и в нем продолжил участие мой кот, периодически проводя хвостом по тачскрину)».
-  «Реализация стандартного набора сервисных функций – трансляция голоса и видео должна быть на высоком уровне, без помех. А также включение в вебинар презентационного материала, так как монотонный голос лектора может рассеивать внимание».

Необходимо отметить, что более 50 человек ничего не отвечали на вопрос о необходимости совершенствования вебинаров или отмечали, что их все устроило. Например:

-  «Я бы ничего не изменяла в вебинарах. Меня всё полностью устраивает».

-  «Побольше внедрять подобного рода метод».

-  «Качественно отобранная информация превосходно преподносится спикером, при том что атмосфера занятия домашняя и спокойная - мало что отвлекает, если предмет действительно интересен».

-  «Всё вроде бы было хорошо. Очень удобно слушать лекции, сидя за ноутбуком с чашкой чая :)».

-  «Все было здорово! Было бы хорошо, если бы 50% лекций проводились в такой форме».

Анализ свободных ответов респондентов позволил объединить предложенные респондентами рекомендации в 3 блока:

1) Технические рекомендации (улучшение качества звука, видеотрансляции и т.д.).

2)  Предметные рекомендации (улучшение методики преподнесения материала, его сущности, используемых преподавателем методов интерактивности).

3) Организационные рекомендации (увеличение количества проводимых вебинаров, замена лекций вебинарами и т.д.).

Таким образом, на основе проведенного опроса можно сделать несколько основных выводов.

  1. Наиболее популярной формой вебинаров, в которой участвовали респонденты, являются вебинары в форме лекций (78,8%), на втором месте – вебинары в комбинированной форме, сочетающей лекцию и практическое занятие (29,4%).
  2. По мнению опрашиваемых, наиболее целесообразно проводить вебинары в форме лекций, на втором месте – консультации, на третьем – практические занятия.
  3. Наиболее распространенным недостатком вебинаров является то, что слушатели начинают через некоторое время отвлекаться и имеют сложность обратной связи; значимым недостатком также респонденты посчитали то, что они не имеют личного контакта с преподавателем в процессе вебинара.
  4. Большая часть опрашиваемых (73%) не дала рекомендаций по совершенствованию тех вебинаров, в которых они участвовали. Предложенные остальными респондентами рекомендации носили технический, предметный и организационный характер.