В настоящее время все более распространенной формой, используемой в обучении студентов, являются вебинары – онлайн-семинары, организованные с помощью сети интернет в режиме видеоконференции с возможностью использования презентаций, проведения опросов и других методов интерактивности.
В феврале 2016 года с целью оценки восприятия целесообразности проведения вебинаров как дополнительной технологии обучения автором был проведен электронный опрос студентов Института Бизнеса и менеджмента технологий БГУ. В опросе приняли участие 85 студентов дневной и заочной формы обучения, среди них мужчины – 25,9%, женщины – 77,1%. Средний возраст респондентов составил 21 год (от 17 до 28 лет). Род занятий опрашиваемых представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Распределение респондентов по роду занятий, человек
Из данных рисунка 1 видно, что большинство респондентов определили свой род занятий как «студент» (59 человек), на втором месте «специалист» – (16 человек), затем «руководитель» (6 человек), «безработный» (2 человека), 2 человека определили свой статус как «другой».
Все респонденты участвовали ранее в вебинарах в качестве слушателей, причем опыт участия был различным: количество вебинаров варьировалось от 1 до 20. В среднем каждый респондент участвовал в 5 вебинарах. При этом большая часть вебинаров, в которых принимали участие респонденты, прошла в форме:
1) лекций (78,8%),
2) вебинаров комбинированной формы, сочетающих лекцию и практическое занятие (29,4%),
3) консультаций (25.9%),
4) практических занятий (3,8%).
Так как вебинары имеют свои особенности, целесообразным было оценить, какая форма занятий наиболее эффективна для проведения вебинаров: лекция, консультация, практическое занятие. В связи с этим респондентам было предложено отразить свою степень согласия с несколькими утверждениями по пятибалльной шкале, где 5 – полностью согласен, 1 – полностью не согласен.
Первым было утверждение «Лучше проводить вебинары в форме лекций», по отношению к которому опрашиваемые поставили довольно высокие оценки (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме лекций, человек
Как видно из данных рисунка 2, большинство присвоили 4 балла – 37.6% (28 человек), на втором месте 5 баллов – 32,9% (32 человека), на третьем оценка 3 – 23,5% (20 человек), всего 5 человек (5,9%) поставили низкие оценки 1 или 2 балла. Средняя оценка согласия с данным утверждением составила 4 балла.
В отношении утверждения «Лучше проводить вебинары в форме консультаций» также были поставлены высокие оценки, но средняя оценка была ниже (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме консультаций, человек
Из данных рисунка 3 видно, что 5 баллов поставили 25 человек (29.4%), 4 балла присвоили 23 респондента (27,1%), 3 балла – 19 человек (24,4%), 2 балла – 12,8%, 1 балл – 6,4%. Средняя оценка степени согласия опрашиваемых с предложенным утверждением составила 3,6 балла.
Самые низкие оценки получило утверждение «Лучше проводить вебинары в форме практических занятий», степень согласия с которым в среднем составила 2,8 балла (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме практических занятий, человек
Наивысшую оценку 5 в отношении целесообразности проведения практических занятий в форме вебинаров поставили всего 10 респондентов (11,8%), оценку 4 – 16 респондентов (18,8%), 3 балла – 25 человек (29,4%), 2 балла – 16 человек (18,8%), 1 балл – 18 человек (21,2%).
Кроме того, респондентам было предложено определить, какие недостатки присущи вебинарам (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Ответы респондентов о недостатках вебинаров, человек
Как видно из рисунка 5, ответ «через некоторое время начинаю отвлекаться» выбрали 37 человек или 44%; «сложность обратной связи (не могу высказаться)» – 36 человек или 42,9%; «нет личного контакта с преподавателем» – 23 человека или 27,4%; «плохо воспринимается информация» – 9 человек или 10,7%. Некоторые респонденты отмечали ответ «Другое» (18 человек или 21,4%). Среди предложенных опрашиваемыми вариантов ответов на данный вопрос можно отметить ответы, связанные с техническими аспектами проведения вебинаров:
– «могут возникать проблемы с интернет-соединением»,
– «бывает плохая связь»,
– «могут возникнуть проблемы с соединением, из-за чего есть риск пропустить часть вебинара»,
– «иногда бывают помехи со звуком».
Несколько ответов были связаны с сущностью того материала, который преподносит тьютор:
– «Недостатки как и обычных занятий, через некоторое время, если нет интересной информации слушатель начинает отвлекаться, если информация интересная или слушателю необходима, то и вебинар для него будет полезен»
– «Информация воспринимается хорошо, нужно больше практических примеров».
Необходимо отметить, что 8 человек (9,4%) недостатков в вебинарах не видят.
Также респондентам было предложено дать рекомендации по совершенствованию тех вебинаров, в которых они участвовали. На вопрос ответили 23 человека. Наиболее интересные ответы на вопрос об устранении недостатков вебинаров:
Необходимо отметить, что более 50 человек ничего не отвечали на вопрос о необходимости совершенствования вебинаров или отмечали, что их все устроило. Например:
- «Я бы ничего не изменяла в вебинарах. Меня всё полностью устраивает».
- «Побольше внедрять подобного рода метод».
- «Качественно отобранная информация превосходно преподносится спикером, при том что атмосфера занятия домашняя и спокойная - мало что отвлекает, если предмет действительно интересен».
- «Всё вроде бы было хорошо. Очень удобно слушать лекции, сидя за ноутбуком с чашкой чая :)».
- «Все было здорово! Было бы хорошо, если бы 50% лекций проводились в такой форме».
Анализ свободных ответов респондентов позволил объединить предложенные респондентами рекомендации в 3 блока:
1) Технические рекомендации (улучшение качества звука, видеотрансляции и т.д.).
2) Предметные рекомендации (улучшение методики преподнесения материала, его сущности, используемых преподавателем методов интерактивности).
3) Организационные рекомендации (увеличение количества проводимых вебинаров, замена лекций вебинарами и т.д.).
Таким образом, на основе проведенного опроса можно сделать несколько основных выводов.
- Наиболее популярной формой вебинаров, в которой участвовали респонденты, являются вебинары в форме лекций (78,8%), на втором месте – вебинары в комбинированной форме, сочетающей лекцию и практическое занятие (29,4%).
- По мнению опрашиваемых, наиболее целесообразно проводить вебинары в форме лекций, на втором месте – консультации, на третьем – практические занятия.
- Наиболее распространенным недостатком вебинаров является то, что слушатели начинают через некоторое время отвлекаться и имеют сложность обратной связи; значимым недостатком также респонденты посчитали то, что они не имеют личного контакта с преподавателем в процессе вебинара.
- Большая часть опрашиваемых (73%) не дала рекомендаций по совершенствованию тех вебинаров, в которых они участвовали. Предложенные остальными респондентами рекомендации носили технический, предметный и организационный характер.