Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учебных заведениях предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей. В процессе обучения происходит максимальная интеграция детей-инвалидов в социальную среду, формирование в социуме толерантного отношения к людям с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями.
Школа-интернат № 1 - общеобразовательная школа, в которой обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиоз). Это школа полного дня с круглосуточным пребыванием воспитанников в течение шестидневной недели. Здесь обучаются дети из разных образовательных учреждений города Красноярска, которые по медицинским показаниям, возможно, через 1–3 года, достигнув стабилизации патологического процесса, продолжат образование в своих школах. Одна из существенных проблем организации благоприятной среды связана с ежегодной сменяемостью контингента воспитанников примерно на 15-30%, так как дополнительные сложности с адаптацией к школе возникают в каждом классном коллективе ежегодно [3]. У педагогического коллектива сложилась практика психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
При выстраивании системы психолого-педагогического сопровождения учащихся, больных сколиотической болезнью, необходимо знать и учитывать их психо-физиологические особенности [5]. Дети, больные сколиозом, испытывают физические и значительные психические нагрузки. При тяжелых формах сколиоза не только движения больных неуверенны, но создается общее впечатление неуверенности в себе, то есть эти дети испытывают разнообразный “комплекс” проблем, связанный с заниженной самооценкой. Также у них отмечается снижение уровня притязаний, эмоциональной и стрессовой устойчивости. Снижается общий фон настроения больных, появляется тревога, страх, напряженность, нервозность, злость, обида.
У таких детей нередко встречается психомоторная заторможенность, сниженная двигательная активность, замедленный темп психической деятельности, моторика речи и письма. Они не успевают работать в едином со всеми темпе, не способны быстро реагировать на изменения ситуации, медленнее здоровых детей усваивают учебную программу. Внимание учащихся, больных сколиозом, на уроках неустойчиво, нарушена его концентрация.
Замечена также незрелость эмоциональной сферы таких детей, они не могут ответить, какое чувство испытывает и вообще, что это – “чувство”? Диапазон и выраженность эмоциональных реакций обеднены. Волевая активность снижена, что подтверждают наблюдения и исследования, проведенные в школе-интернате № 1. По итогам исследования особенностей таких детей [4], отмечено, что в их жизни превалирует аспект автономии, то есть они больше склонны заниматься изолированной, неколлективной деятельностью. Социальная смелость снижается, повышается уровень конформизма и аутизации учащихся. Кроме того, у обучающихся в школе-интернате констатируется «эффект коммуникативной усталости»[3], когда дети устают от общения друг с другом и с педагогами, вследствие круглосуточного пребывания в стенах школы.
Наблюдаются сильные перепады настроения от гиперэмотивности до гипоэмотивности (эмоциональные реакции то наступают быстро, достигают большой силы и, нередко, оказываются чрезмерно продолжительными, либо наоборот «затухают» до безэмоциональности, зажатости, скованности, робости). В состоянии депрессии учащиеся немотивированно обидчивы, плаксивы, плохо воспринимают содержание уроков, не могут длительно концентрировать внимание.
Предметом особых переживаний для детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, является подготовка к операции и сама операция, возникает опасение за ее исход, повышается уровень тревоги. Возникает страх в отношении возможных осложнений, который зачастую поддерживается и фиксируется гиперопекой родителей. Возрастают неуверенность, повышенная ранимость, создается эмоциональное напряжение[4].
В психологическом аспекте, такие дети более ориентированы на своих родителей, которые в их жизни играют большую роль [2]. Когда у детей устанавливается диагноз сколиоз, это оказывает действие и на родителей. В какой-то степени это влияет на личность родителей и переносится на детей. Поэтому понятно, что личность ребенка, при наличии даже невыраженных форм сколиоза, меняется не непосредственно от заболевания, а от изменившихся социальных условий, в частности, изменившегося отношения родителей к ребенку.
Таким образом, учитывая особенности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиотическая болезнь), сопровождение [9] таких учащихся с должно быть нацелено на:
создание жизненных перспектив, эмоционального комфорта, формирование уверенности в себе,
психолого-педагогическую поддержку тревожного ученика и коррекцию тревожности,
помощь «вновь прибывшему» учащемуся в адаптации к школе,
коррекцию внимания и мелкой моторики учащихся,
развитие эффективных навыков общения учащегося со сверстниками, разрешение конфликтных ситуаций, развитие толерантного отношения в сферах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»,
формирование благоприятного климата в отношениях «родитель-ребенок»,
сопровождение профессионального выбора учащегося.
Механизмы решения поставленных нами задач в сопровождении учащихся представлены в таблице 1:
Таблица 1
Направления деятельности |
Задачи |
Механизм решения, формы деятельности |
Сроки |
Критерии (индикаторы) решения задачи |
Психолого-педагогическое сопровождение |
Формирование уверенности в себе, снижение тревожности, развитие навыков саморегуляции |
Психолог: мониторинг личностных особенностей, тренинг самопознания для подростков |
В течение учебного года |
Положительная динамика самооценки, снижение тревожности |
Социальный педагог: выход в макросоциум, социальные практики |
||||
Педагоги и родители, тьютор: использование приемов поддержки обучающегося, учет рекомендаций психолога |
||||
Поддержка профессионального выбора обучающегося |
Психолог: диагностика, консультирование, тренинги «Психология и выбор профессии» для учащихся 8-10 классов, детско-родительская игра для восьмиклассников «Выбор профиля» |
В течение учебного года |
Положительная динамика показателей готовности к профессиональному самоопределению (9 класс), профессиональной готовности (11 класс) |
|
Социальный педагог: выход в макросоциум, на Дни открытых дверей в учебные заведения, социальные практики |
||||
Педагоги, тьютор: выявление и поддержка интересов обучающихся, помощь в подготовке к участию в конференциях, конкурсах |
||||
Помощь в адаптации «новичка» к школе |
Психолог: диагностика, консультирование, составление рекомендаций для педагогов и родителей, коррекционно-развивающая работа |
В течение учебного года |
Положительная динамика показателей уровня адаптации |
|
Социальный педагог: социометрические исследования в классе, работа с низкостатусными обучающимися, игры на сплочение и толерантность |
||||
Тьютор: знакомство с тьюторантом и его семьей,введение тьюторанта в класс, в школу |
||||
Педагоги: учет рекомендаций психолога |
||||
Формирование социальной компетентности |
Формирование благоприятного климата в отношениях «ребенок-ребенок» |
Психолог и социальный педагог: социометрия, диагностика, тренинги общения |
В течение учебного года |
Положительная динамика уровня комфорта в отношениях с одноклассниками |
Формирование благоприятного климата в отношениях «ребенок-взрослый» |
Психолог: семинары и консультации для педагогов и родителей, тренинг эффективного взаимодействия с ребенком |
В течение учебного года |
Положительная динамика уровня комфорта в отношениях «обучающийся-педагог», «ребенок-родитель» |
|
Тьютор: консультации родителей, педагогов, «открытый» дневник наблюдений тьютора |
В течение учебного года |
|||
Социальный педагог: диагностика и консультирование семьи |
По мере необходимости |
|||
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий |
Диагностика универсальных учебных действий, групповая работа |
В течение учебного года |
Положительная динамика коммуникативных универсальных учебных действий |
Таким образом, сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП)- многогранная работа многих специалистов.
Сбор информации о ребенке начинается с работы приемной медико-психолого-педагогической комиссии школы (знакомство с родителем и ребенком; выявление «дискомфортных зон» развития ребенка; прогнозирование психологических трудностей обучения в школе-интернате; выявление особенностей развития ребенка, его адаптации, мотивации поступления в школу; составление рекомендаций для педагогов).
Далее воспитанник проходит необходимую диагностику специалистов службы сопровождения по «дискомфортным зонам» развития, изучаются личностные, познавательные особенности воспитанника, составляются рекомендации по дальнейшей работе с ребенком, решаются поставленные задачи.
Следующим этапом коллективной работы по сопровождению обучающегося в ООП становится заседание профессионального интеграционного творческого сообщества (ПИТС) - для каждого классного коллектива создаются команды специалистов, работающих с этим классом (учителя, тьюторы, воспитатели, логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники). Регулярно встречаясь, эти команды выявляют как общие проблемы класса, так и частные трудности учащихся, совместно решая, как способствовать их развитию, оказать педагогическую поддержку, помочь в адаптации вновь прибывшим детям. Такая система интегрированных действий всех специалистов, направленных на продвижение каждого ребенка, раскрытие и развитие его индивидуальных способностей, реализацию потребностей нацелена на повышение эффективности образовательно-реабилитационного процесса и являются условием реализации индивидуальных образовательно-реабилитационных программ учащихся (ИОП) [1].
После проведения ПИТСа, получения рекомендаций районного центра ПМСС «Сознание» Октябрьского района г. Красноярска, тьютором составляется индивидуальная программа сопровождения учащихся с ООП на учебный год [7,8], согласуется с родителями.
Таким образом, основные этапы индивидуального сопровождения обучающегося [6]:
сбор информации об учащемся;
анализ полученной информации;
совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
составление индивидуального плана работы с учащимся;
решение поставленных задач;
дальнейший анализ ситуации развития учащегося, корректировка ИОП и выработка дальнейшей стратегии сопровождения.
В качестве примера можно привести реализацию ИОП одного обучающегося – ученица 1 класса с комбинированным диагнозом: ДЦП, гемипарез, сколиоз 1 ст., речевое развитие соответствует возрастной норме, уровень познавательного развития незначительно ниже возрастной нормы, образовательные области освоены близко к возрастной норме и требованиям общеобразовательной программы ДОО.
Для данной ученицы поставлены следующие задачи по сопровождению:
Учитель. Учет рекомендаций специалистов. Подробная разработка расписания учебной нагрузки. Перерывы в учебном процессе по мере пресыщения деятельностью, утомления. Развитие мышления, моторики.
Воспитатель, классный руководитель. Учет рекомендаций специалистов. Создание благоприятного климата в микросоциуме.
Педагог-психолог. Индивидуальные занятия по формированию моторики, развитие мышления. Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно- развивающих занятий, повышение их эффективности и доступности; здоровьесберегающие условия реализации коррекционной работы (оздоровительный, охранительный, ортопедический режим, соблюдение медицинских рекомендаций, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Тьютор. Соблюдение комфортного режима образования, в том числе выполнение индивидуального ортопедического режима. Реализация взаимодействия со специалистами и родителями, индивидуальное сопровождение учащейся во время учебного процесса, наблюдение за выполнением рекомендаций узких специалистов и медицинских работников (наблюдение у педиатра, ортопеда и невролога).
В итоге проведенной в течение учебного года работы психолого-педагогический статус учащейся на данный момент по результатам диагностики таков (данные на основе диагностики):
- SHAPE-статус в классе средний (ранее малопопулярный)
- работоспособность - хороший уровень (ранее-средняя);
- Работоспособность и самооценка – уровень возрастной нормы (ранее низкая);
- учебные достижения на оптимальном уровне (основные предметы);
- уровень адаптации высокий (ранее средний);
- уровень внимания средний (ниже среднего ранее).