Развитие описательно-повествовательной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством игр-драматизаций
Выпуск:
ART 86280
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Самсонова
С.
Н.,
Панова
И.
Ю. Развитие описательно-повествовательной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством игр-драматизаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1301–1305. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86280.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос необходимости развития описательно-повествовательной речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Приводятся методы и приёмы формирования данного вида речи посредством игр-драматизаций, которые способствуют совершенствованию описательно-повествовательных высказываний.
Ключевые слова:
дети, метод, прием, описательно-повествовательная речь, фонетико-фонематическое недоразвитие, логопедическое воздействие
Текст статьи
Панова Ирина Юрьевна,студентка ФГБОУ ВОЕлецкий государственный университетимени И.А. Бунина
Научный руководитель –Самсонова Светлана Николаевна,ассистент кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО Елецкийгосударственный университет имени И.А. Бунинаsvetasamsonova2013@yandex.ru
Развитие описательноповествовательнойречи у детей с фонетикофонематическим недоразвитием посредством игрдраматизаций
Аннотация.Встатье говорится о необходимости развития описательноповествовательной речи детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием. Приводятся методы и приёмы формирования данного вида речи посредством игрдраматизаций, которые способствуют совершенствованию описательноповествовательных высказываний.Ключевые слова:дети, описательноповествовательная речь, фонетикофонематическое недоразвитие, логопедическое воздействие, метод, приём.
Люди получают широкие возможности общаться друг с другом, понимать друг друга, обмениваться мыслями, чувствами, переживаниями посредством речи. Доказано, что ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятный период для появления, развития и совершенствования речи. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устныхописательно повествовательных высказываний, закладывается фундамент для письменных форм (чтение и письмо) и последующего речевого и языкового развития ребенка. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыкамиописательноповествовательной речи в достаточном для этого возраста объеме. У дошкольников отмечается скудный лексический запас, в речи отсутствуют образные выражения, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. Составляя пересказ рассказа посерии сюжетных картин, дети с данным речевым нарушением, затрудняются в установлении последовательности изображённых событий, просто перечисляют изображенные предметы или называют действия, не выявляют причинноследственные отношения. Однойиз важных задач в общей системе работы по развитию речи детей в дошкольной образовательной организации является развитие у них лексически совершенной, грамматически правильной, фонетически созревшей описательноповествовательнойречи,способствующей полноценному речевому общениюи подготавливающей к обучению в школе. Описательноповествовательная речь –это умение рассказать оопределённых событиях, явлениях окружающей действительности, а также описать картину, предмет. Данная форма речи входит в понятие связная речь и включает в себя функциональносмысловые типы речи: описание и повествование [1]. Описание —это изображение какоголибо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в том, чтобы человек, которому адресовано описание, увидел предмет описания, представилего в своем сознании. Повествование —это рассказ, сообщение о какомлибо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.Коррекция описательноповествовательной речи у детей с фонетикофонематическим недоразвитием посредством игрдраматизацийосновывается на ведущих дидактических принципах: научности, системности и последовательности, доступности, прочности, сознательности и активности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, развития в обучении, наглядности[2]. Такой исследователь,как Т. В. Туманова, утверждает, что для развития описательно –повествовательной речи целесообразно предлагать дошкольникам в игровой форме упражнения, направленные наформирование процесса согласование прилагательного с существительным, числительного с существительным в роде, числе, падеже; способствующие развитию умения применять простые предлоги (из, в, с, на, под) и сложные предложные конструкции (изза, изпод, в течении, коекак)[2].Развитие у дошкольников описательноповествовательной речи с помощью игрдраматизаций происходит по двум направлениям: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В играх детям предлагаются упражнения в виде потешек, наводящих вопросов, ребусов, загадок, развиваются различные умения дошкольников: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжетСреди основных задач логопедического воздействия, способствующих коррекции описательноповествовательной речи у детей с фонетико фонематическим недоразвитием посредством игрдраматизацийможно выделить: 1.Определение основных направлений и этапов коррекционно –логопедической работы.2.Подбор игрдраматизаций для активизацииописательноповествовательнойречи.3.Уточнение места и времени, отведенного играмдраматизациямв обучающем процессе. Предлагаемая нами методика коррекции описательноповествовательной речи у детей с фонетико фонематическим недоразвитием посредством игр –драматизаций состоит из трёх этапов. I.Пропедевтический этап, заключается в установлении эмоционального контакта с детьми, а также включаетв себя развитие фонематического слуха, артикуляции и правильного дыхания.
Развитию фонематического слуха и правильного дыхания способствуют такие упражнения, как ©Чудакª, ©Клоунª, ©Ветер ветерокª. Рассмотрим более подробно упражнение ©Чудакª.Логопед читает дошкольникам стихотворение:Там, на холмах, сидит чудак,Сидит и дует так и сяк,Он дует вверхОн дует вбок,Он дует вбок и поперек.Далее логопед кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги цветок (шарик, бабочку, каплю дождя) и подносит его ко рту ребенка, и просит подуть сильно –сильно, чтобы цветок полетел.Также на данном этапе определялись основные направления работы по развитию описательноповествовательной речи. Целесообразно, с целью развития данного компонента речи обучать детей с фонетикофонематическим недоразвитием правильному пересказу и составлению рассказов по серии сюжетных картинок и по одной картине.Большое внимание мы уделяли выбору текстов для пересказа и для использования их в играхдраматизациях. Отбор текстов для пересказа осуществлялся по следующим критериям:1.сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);2.доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;3.четкость композиции;4.простота сюжета (как правило, с однойсюжетной линией);5.доступность языка;6.высокая нравственность содержания.II.На основном этапе проводилась работа по развитию описательноповествовательной речи детей с фонетико –фонематическим недоразвитием посредством игрдраматизаций. Мыпредлагали дошкольникамследующие игры
драматизации по мотивам народных сказок
©Рукавичкаª, ©Заяцхвастунª, ©Самый красивый наряд на светеª, ©Где солнышко?ª и по авторским произведениям К.Чуковского ©Мухацокотухаª, ©Путаницаª, С.Я.Маршака ©Кто колечко найдетª, ©Сказка о глупом мышонкеª, В.Сутеева ©Кто сказал Мяу?ª, Е.Яниковская ©Давайте искать веснуª, М.Горький ©Воробьишкаª.Основными задачами данного этапа работы были:1.стимулировать у дошкольников интерес к игредраматизации, развивать эмоциональнохудожественное восприятие, желание принимать участиевиграх;
2.развивать высшие психические функции ребёнка (внимание, память, ассоциативное мышление, ощущения), а также фантазию и творческие способности;3.побуждать дошкольников к активному взаимодействию с взрослыми и сверстниками, совершенствовать коммуникативные качестваречи, учить эмоционально проговаривать фразылитературных персонажей;4.учить сочетать описательноповествовательную речь и выразительные языковые средства передачи образагероя в
движениях, мимике, жестах, интонациях.Работа по совершенствованию описательноповествовательной речи у дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием начиналась со знакомствас литературным произведениеми его действующими героями через работу надролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом), продолжалась, когда между детьми распределялись роли, обговаривались элементы костюма, грима, декораций и завершаласьдраматизацией отрывков произведений, показом спектаклей.
На наш взгляд, важнейшим вдетских играхдраматизациях является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие описательноповествовательной речи.Подготовка к проведению игрдраматизаций происходила по следующему плану:1.Первая встреча (чтение) произведения.
2.Активная беседа, обсуждение содержания.3.Разнообразные речевые игры, способствующие лучшему пониманию характера персонажей имотивов их поступков: ©Изобрази…ª, ©Попробуй, повториª, ©А нука подбериª.4.Ролевое прочтение произведения.5.Пересказ произведения с опорой на предметные картинки.6.Подбордекораций, элементовкостюмов,грима,масок.
7.Непосредственная драматизация произведения.8.разные существительные к глаголам (летит птица, муха, самолет, шарик; идет человек, слон, поезд, дождь; плывет рыба, утка, человек, облако).Прежде, чем драматизироватькакое –либо произведение, мы проводили работу по обучению детейподбирать разные существительные к глаголам (летит бабочка, листок, вертолёт, жизнь; идет ребёнок, дождь; плывет гусь, лодка, рыба), рассказыванию по ролям, находя нужные интонации, реплики. Для освоения выразительной речи мы вводили упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.Основными методами нашей работы по организации игр –драматизаций с целью развития описательноповествовательной речи детей с фонетикофонематическим недоразвитием были метод моделирования ситуаций, метод творческой беседы и метод ассоциаций.III.На заключительном этапезакрепляли полученные знания и умения, направленные на развитие описательноповествовательной речи у детей с фонетикофонематическим недоразвитием посредством игрдраматизаций.На данном этапе с родителями была проведена работа с родителями (консультации, мастер –классы, стенды, презентации). При встречах с родителями подробно обсуждались вопросы совершенствования у дошкольников с данным нарушением, диалогическую речь, побуждать детей задавать вопросы и поддерживать диалог, отвечая на них развернутыми фразами, а не односложными словами, поскольку диалог очень часто используют в играх –драматизациях.С этой целью мы предлагали родителям обыграть с детьми различными формы обращения (ты, вы, родственные обращения), приветствия, просьбы, которые необходимы для правильного построения реплик в процессе драматизации. Родителей знакомили со следующими таблицами.
Формы приветствия Форма приветствияПримерПожелание здоровьяЗдравствуйте!Указание на время встречиДобрый день!Эмоциональные пожеланияОчень рад!Уважительная формаМоё почтение!
Примеры приглашений и поздравлений ПриглашениеПоздравлениеПозвольте вас пригласитьРазрешите вас поздравитьПриходите, будем радыПримите наши поздравленияПриглашаю васОт имени коллектива поздравляемМогу ли я пригласить васОт всей души поздравляю
Примеры просьб и советов ПросьбаСоветСделайте одолжение, выполните...Позвольте вам дать советЕсли вас не затруднит, ...Разрешите предложить вамНе сочтите за труд, пожалуйста, ...Вам лучше поступить таким образомМогу ли я попросить васЯ бы хотел предложить вамУбедительно прошу васЯ посоветовал бы вам
Таким образом, в игредраматизации происходит совершенствование описательноповествовательной речи детей с фонетикофонематическим недоразвитием. В игредраматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игрыдраматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И наконец, иградраматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностноориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Ссылки на источники1.Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в дошкольных учреждениях [Текст] / В. П. Балабанова. СПб.: ДетствоПресс, 2002.2.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М.: Академия, 2000.3.Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Орлова О. С.Основы дошкольной логопедии.М.:Эксмо,2015.
Научный руководитель –Самсонова Светлана Николаевна,ассистент кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВО Елецкийгосударственный университет имени И.А. Бунинаsvetasamsonova2013@yandex.ru
Развитие описательноповествовательнойречи у детей с фонетикофонематическим недоразвитием посредством игрдраматизаций
Аннотация.Встатье говорится о необходимости развития описательноповествовательной речи детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием. Приводятся методы и приёмы формирования данного вида речи посредством игрдраматизаций, которые способствуют совершенствованию описательноповествовательных высказываний.Ключевые слова:дети, описательноповествовательная речь, фонетикофонематическое недоразвитие, логопедическое воздействие, метод, приём.
Люди получают широкие возможности общаться друг с другом, понимать друг друга, обмениваться мыслями, чувствами, переживаниями посредством речи. Доказано, что ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятный период для появления, развития и совершенствования речи. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устныхописательно повествовательных высказываний, закладывается фундамент для письменных форм (чтение и письмо) и последующего речевого и языкового развития ребенка. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыкамиописательноповествовательной речи в достаточном для этого возраста объеме. У дошкольников отмечается скудный лексический запас, в речи отсутствуют образные выражения, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. Составляя пересказ рассказа посерии сюжетных картин, дети с данным речевым нарушением, затрудняются в установлении последовательности изображённых событий, просто перечисляют изображенные предметы или называют действия, не выявляют причинноследственные отношения. Однойиз важных задач в общей системе работы по развитию речи детей в дошкольной образовательной организации является развитие у них лексически совершенной, грамматически правильной, фонетически созревшей описательноповествовательнойречи,способствующей полноценному речевому общениюи подготавливающей к обучению в школе. Описательноповествовательная речь –это умение рассказать оопределённых событиях, явлениях окружающей действительности, а также описать картину, предмет. Данная форма речи входит в понятие связная речь и включает в себя функциональносмысловые типы речи: описание и повествование [1]. Описание —это изображение какоголибо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель описания в том, чтобы человек, которому адресовано описание, увидел предмет описания, представилего в своем сознании. Повествование —это рассказ, сообщение о какомлибо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.Коррекция описательноповествовательной речи у детей с фонетикофонематическим недоразвитием посредством игрдраматизацийосновывается на ведущих дидактических принципах: научности, системности и последовательности, доступности, прочности, сознательности и активности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, развития в обучении, наглядности[2]. Такой исследователь,как Т. В. Туманова, утверждает, что для развития описательно –повествовательной речи целесообразно предлагать дошкольникам в игровой форме упражнения, направленные наформирование процесса согласование прилагательного с существительным, числительного с существительным в роде, числе, падеже; способствующие развитию умения применять простые предлоги (из, в, с, на, под) и сложные предложные конструкции (изза, изпод, в течении, коекак)[2].Развитие у дошкольников описательноповествовательной речи с помощью игрдраматизаций происходит по двум направлениям: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В играх детям предлагаются упражнения в виде потешек, наводящих вопросов, ребусов, загадок, развиваются различные умения дошкольников: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжетСреди основных задач логопедического воздействия, способствующих коррекции описательноповествовательной речи у детей с фонетико фонематическим недоразвитием посредством игрдраматизацийможно выделить: 1.Определение основных направлений и этапов коррекционно –логопедической работы.2.Подбор игрдраматизаций для активизацииописательноповествовательнойречи.3.Уточнение места и времени, отведенного играмдраматизациямв обучающем процессе. Предлагаемая нами методика коррекции описательноповествовательной речи у детей с фонетико фонематическим недоразвитием посредством игр –драматизаций состоит из трёх этапов. I.Пропедевтический этап, заключается в установлении эмоционального контакта с детьми, а также включаетв себя развитие фонематического слуха, артикуляции и правильного дыхания.
Развитию фонематического слуха и правильного дыхания способствуют такие упражнения, как ©Чудакª, ©Клоунª, ©Ветер ветерокª. Рассмотрим более подробно упражнение ©Чудакª.Логопед читает дошкольникам стихотворение:Там, на холмах, сидит чудак,Сидит и дует так и сяк,Он дует вверхОн дует вбок,Он дует вбок и поперек.Далее логопед кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги цветок (шарик, бабочку, каплю дождя) и подносит его ко рту ребенка, и просит подуть сильно –сильно, чтобы цветок полетел.Также на данном этапе определялись основные направления работы по развитию описательноповествовательной речи. Целесообразно, с целью развития данного компонента речи обучать детей с фонетикофонематическим недоразвитием правильному пересказу и составлению рассказов по серии сюжетных картинок и по одной картине.Большое внимание мы уделяли выбору текстов для пересказа и для использования их в играхдраматизациях. Отбор текстов для пересказа осуществлялся по следующим критериям:1.сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);2.доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;3.четкость композиции;4.простота сюжета (как правило, с однойсюжетной линией);5.доступность языка;6.высокая нравственность содержания.II.На основном этапе проводилась работа по развитию описательноповествовательной речи детей с фонетико –фонематическим недоразвитием посредством игрдраматизаций. Мыпредлагали дошкольникамследующие игры
драматизации по мотивам народных сказок
©Рукавичкаª, ©Заяцхвастунª, ©Самый красивый наряд на светеª, ©Где солнышко?ª и по авторским произведениям К.Чуковского ©Мухацокотухаª, ©Путаницаª, С.Я.Маршака ©Кто колечко найдетª, ©Сказка о глупом мышонкеª, В.Сутеева ©Кто сказал Мяу?ª, Е.Яниковская ©Давайте искать веснуª, М.Горький ©Воробьишкаª.Основными задачами данного этапа работы были:1.стимулировать у дошкольников интерес к игредраматизации, развивать эмоциональнохудожественное восприятие, желание принимать участиевиграх;
2.развивать высшие психические функции ребёнка (внимание, память, ассоциативное мышление, ощущения), а также фантазию и творческие способности;3.побуждать дошкольников к активному взаимодействию с взрослыми и сверстниками, совершенствовать коммуникативные качестваречи, учить эмоционально проговаривать фразылитературных персонажей;4.учить сочетать описательноповествовательную речь и выразительные языковые средства передачи образагероя в
движениях, мимике, жестах, интонациях.Работа по совершенствованию описательноповествовательной речи у дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием начиналась со знакомствас литературным произведениеми его действующими героями через работу надролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом), продолжалась, когда между детьми распределялись роли, обговаривались элементы костюма, грима, декораций и завершаласьдраматизацией отрывков произведений, показом спектаклей.
На наш взгляд, важнейшим вдетских играхдраматизациях является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие описательноповествовательной речи.Подготовка к проведению игрдраматизаций происходила по следующему плану:1.Первая встреча (чтение) произведения.
2.Активная беседа, обсуждение содержания.3.Разнообразные речевые игры, способствующие лучшему пониманию характера персонажей имотивов их поступков: ©Изобрази…ª, ©Попробуй, повториª, ©А нука подбериª.4.Ролевое прочтение произведения.5.Пересказ произведения с опорой на предметные картинки.6.Подбордекораций, элементовкостюмов,грима,масок.
7.Непосредственная драматизация произведения.8.разные существительные к глаголам (летит птица, муха, самолет, шарик; идет человек, слон, поезд, дождь; плывет рыба, утка, человек, облако).Прежде, чем драматизироватькакое –либо произведение, мы проводили работу по обучению детейподбирать разные существительные к глаголам (летит бабочка, листок, вертолёт, жизнь; идет ребёнок, дождь; плывет гусь, лодка, рыба), рассказыванию по ролям, находя нужные интонации, реплики. Для освоения выразительной речи мы вводили упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.Основными методами нашей работы по организации игр –драматизаций с целью развития описательноповествовательной речи детей с фонетикофонематическим недоразвитием были метод моделирования ситуаций, метод творческой беседы и метод ассоциаций.III.На заключительном этапезакрепляли полученные знания и умения, направленные на развитие описательноповествовательной речи у детей с фонетикофонематическим недоразвитием посредством игрдраматизаций.На данном этапе с родителями была проведена работа с родителями (консультации, мастер –классы, стенды, презентации). При встречах с родителями подробно обсуждались вопросы совершенствования у дошкольников с данным нарушением, диалогическую речь, побуждать детей задавать вопросы и поддерживать диалог, отвечая на них развернутыми фразами, а не односложными словами, поскольку диалог очень часто используют в играх –драматизациях.С этой целью мы предлагали родителям обыграть с детьми различными формы обращения (ты, вы, родственные обращения), приветствия, просьбы, которые необходимы для правильного построения реплик в процессе драматизации. Родителей знакомили со следующими таблицами.
Формы приветствия Форма приветствияПримерПожелание здоровьяЗдравствуйте!Указание на время встречиДобрый день!Эмоциональные пожеланияОчень рад!Уважительная формаМоё почтение!
Примеры приглашений и поздравлений ПриглашениеПоздравлениеПозвольте вас пригласитьРазрешите вас поздравитьПриходите, будем радыПримите наши поздравленияПриглашаю васОт имени коллектива поздравляемМогу ли я пригласить васОт всей души поздравляю
Примеры просьб и советов ПросьбаСоветСделайте одолжение, выполните...Позвольте вам дать советЕсли вас не затруднит, ...Разрешите предложить вамНе сочтите за труд, пожалуйста, ...Вам лучше поступить таким образомМогу ли я попросить васЯ бы хотел предложить вамУбедительно прошу васЯ посоветовал бы вам
Таким образом, в игредраматизации происходит совершенствование описательноповествовательной речи детей с фонетикофонематическим недоразвитием. В игредраматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игрыдраматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И наконец, иградраматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностноориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Ссылки на источники1.Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в дошкольных учреждениях [Текст] / В. П. Балабанова. СПб.: ДетствоПресс, 2002.2.Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М.: Академия, 2000.3.Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Орлова О. С.Основы дошкольной логопедии.М.:Эксмо,2015.