О новом подходе к очерёдности изучения букв в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голованева М. А., Холодова Ю. С. О новом подходе к очерёдности изучения букв в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1771–1775. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86381.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о подходе к изучению букв русского алфавита в начальной школе. Сделан вывод о том, что очерёдность расположения букв в азбуке существенно влияет на степень эффективности освоения младшими школьниками алфавита. Анализ наиболее часто используемых в начальной школе букварей позволил прийти к заключению о снижении оптимальности учебного процесса в условиях функционирования большого количества учебников с разным подходом к вопросу очерёдности изучения букв.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент Астраханского государственного университета, Астраханьyarrow@inbox.ru

Холодова Юлия Сергеевна,студенткаАстраханского государственного университета, Астраханьmilashka_11.09@mail.ru

О новом подходе к очерёдности изучения букв в начальной школе

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о подходе к изучению букв русского алфавита в начальной школе.Сделан вывод о том, что очерёдность расположения букв в азбуке существенно влияет на степень эффективности освоения младшими школьниками алфавита.Анализ наиболее часто используемых в начальной школе букварей позволил прийти к заключению о снижении оптимальности учебного процесса в условиях функционирования большого количества учебников с разным подходом к вопросу очерёдности изучения букв.

Ключевые слова: азбука, буква, алфавит, очерёдность изучения букв, метод, приём.

С давних пор первой книгой для обучения грамоте является букварь. Слово синонимично слову азбукаи имеет два значения:1) система расположения графических знаков –букв в порядке алфавита (по названию греческих букв альфа, бетаи т.д.) с их полным названием;2) начальное учебное пособие по обучению грамоте. Здесь название азбукауказывает на сам прием обучения –заучивание букв в азбучном порядке [1].

Обучение учащихся по азбуке является обязательной составляющей современного учебного процесса, отвечающего требованиям ФГОС.Существуют различные подходы и методики, касающиеся способов изучения букв, последовательности обращения к ним и особенностей заучивания.

В последнее время наблюдается тенденция к изучению букв в азбуках и букварях, которая определяется принципом частотности, который диктует порядок расположения букв в учебниках, зависящий от частоты употребления той или иной буквы.Следование этому принципу позволяет быстро расширить объем чтения и письма, который доступен ребенку. Однако практическая цель букваря, который построен с учётом данного принципа, не может открыть младшему школьникуобщих языковых закономерностей, препятствует решению лингвистических задач, которые развивают его мышление ивыводят на новый уровень его языковое сознание.

В статье анализируются учебники, наиболее часто использующиеся в образовательном пространстве России, с целью выявления особенностей подхода к последовательности изучения букв и внесения наших собственных рациональных предложений по оптимизации процесса освоения младшими школьниками грамотой.

Букварь Т. М. Андриановой [2] входит в комплект учебников для начальной школы «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»и издается под общей редакцией И. А. Петровой. После знакомства с букварем и его анализа хотелось бы отметить, что учебник красочный, присутствует четкое разделение работы учителя и ученика, что видно по условным обозначениям, поэтому родители легко смогут ориентироваться по букварю и помочь при необходимости ребенку. В букваре делается упор надеятельность самого школьника на уроке, а учитель выступает в роли помощника ученика. Составителями созданы условия для проявления учеником самостоятельности.Такженаличие формулировок к зданиям облегчает работу учителя, предотвращает ошибочное понимание задания. Нельзя оставить без внимания и большое количествотворческих заданий, которое положительно сказывается на развитии младших школьников.Авторы предлагают знакомить школьников с буквами алфавита в следующей последовательности: а, у, м, н, о, э, р, л, ы, и, й, б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с, е, ё, ю, я, ь, ъ, х, ц, ч, щ.Буквы поделены на группы: гласные, согласные парные, согласные непарные, шипящие непарные и группа ь, ъ. В соответствии с принадлежностью к группе, буквы расселены в свои «дома». Следует отметить, что знакомство с буквами иих изучениепроисходит парами, что позволяет и помогает открывать младшим школьникам особенности русской фонетики и графики. Сразу после изучения пары букв обучающимся показывают ее место в алфавите.

Букварь Р. Н. Бунеева и др. [3] входит в комплект учебников для начальной школы образовательной системы «Школа 2100». Почти весь букварь состоит из одних иллюстраций, при этом учитывая возрастные особенности младших школьников и специфику их восприятия, можно сказать, что большая частьвнимания будет направлена на картинки, а не на изучаемые буквы. Отсутствие условных обозначений и пояснений к заданиям, по нашему мнению, осложняет процесс работы с данным учебником, несмотря на то, что в конце букваря есть комментарии для учителей и родителей. Здесь объясняется принцип использования учебника, для кого написан учебник, цель обучения, рассказывается о формировании навыка чтения, оструктуре и особенностях букваря. Разделяется работа для учителей и родителей, для детей, которые умеют читать и не умеют.Буквы предлагаются к изучениюв таком порядке: г, п, и, т, р, о, а, ы, н, к, у, с, л, м, ш, д, в, е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, ц, щ, ф, э, ю, ь, ъ.Их рассмотрение происходит тоже группами, но признаки разделения по данным группам определить трудно.Группы могут содержать три, две или одну букву. Причем строчные и прописные буквы рассматриваются отдельно. Место буквы в алфавите неуказывается в учебнике. Очевидно, по замыслу авторов, это должен сделать учитель. Составители объясняют последовательностьвведения букв следующими причинами:•необходимостью наиболее быстрого перехода от чтения слогов к чтению слов с опорой на буквы согласных звуков;•частотностью употребления этих буквв словах;•особенностями начертания букв;•возможностью составлять и читать слоги и простые однои двусложные слова [4].

Букварь А. Н. Рудякова [5] рекомендован Министерством образования и науки, молодёжи и спортаУкраины,является основной составляющей учебнометодического комплекса по обучению грамоте в 1 классе с русским языком обучения. Представляет собой украинский учебник, переведенный на русский язык. Учебник красочный, с большим количеством различных обозначений, например,таких: задание выполняется при помощи учителя; советуем выучить наизусть; кто больше?;инсценируйте; когда так говорят?; почему так говорят?; народные традициии др. Для выработки четкости речи помогают скороговорки, которые встречаются в каждом блоке. Работа с пословицами организуется с помощью вопроса: «Когда так говорят, почему так говорят?», а в рубрике «Народные традиции» представлены украинские и русские игрушки, старинные игры, национальные блюда и т.д. В букваре не предусмотрены специальные задания для детей, которые не умеют читать, а само чтениеначинается в букварный период.

Составители предлагают следующую последовательность букв: а, м, у, л, о, и, с, н, р, ы, г, п, ш, т, к, й, э, х, д, б, з, в, ж, ь, е, ё, я, ю, ч, ц, ф, щ, ъ. Знакомство сбуквами происходит на основе традиционного линейного предъявления их по одной. Группы отсутствуют. Строчные и прописные буквы рассматриваются и изучаются вместе и сразу.

Азбука В. Г. Горецкого и др. [6] входит в комплект учебников для начальной школы образовательной системы «Школа России». Учебник в двух частях, очень красочный, присутствуют условные обозначения, разделение работы учеников и учителей произведено с помощью значков. Есть специальное обозначение заданий для детей, которые умеют читать. К каждому заданию прилагается методическое пояснение, что, несомненно, облегчает его понимание и имеет определённую значимость для учителей. Также благодаря им родителямбудет проще ориентироваться в азбуке и при необходимости помочь своим детям. Азбука направлена на развитие образного мышления учащихся, их умения видеть мир в красках и образах, что, безусловно, подвигает ребёнка к более адекватному усвоению букв и звуков, системно переходящих в слогообразующий строй языка. Оптимально представлена работа со словом: строением, образным характером, его фонетической характеристикой. Иллюстративный материал учебника даёт большую возможность формировать и совершенствовать речь ребёнка. Большим плюсом пособия можно считать дифференцированную форму усвоения той или иной темы. Духовнонравственному развитию детей способствует тематический характер пособия. Использование примеров из произведений писателейклассиков усиливает воспитательный потенциал книги.Составители предлагают следующий порядок изучения букв: а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, з, в, е, п, м, з, б, д, я, г, ч, ь, ш, ж, ё, й, х, ю, ц, э, щ, ф, ъ. Они изучаются по тому же принципу, что в букваре А. Н. Рудякова, т.е. линейно и по одной. Однако знакомство происходит сразу и с прописной,и со строчной буквой, а также с соответствующим звуком. По мере изучения новых букв заполняется таблица, находящаяся в нижней части страницы после изученной буквы. Место букв в алфавите рассматривается лишь в конце учебника.

При знакомстве с представленными букварями и азбукой, их анализе у нас сложилосьнеоднозначное впечатление. Безусловно, каждый из составителей закладывает свою идею в основу методики изучения букв алфавита, использует различные приемы, методы и упражнения для младших школьников, подбирает самые рациональные и уместные задания и иллюстрации. При этом нельзя с полной определённостью заявлять, что среди подходов есть как эффективные, так и нерезультативные, ввиду их специфики.При сравнении основной акцент делался нами именно на порядкебукв в каждом учебнике.Различие подходов к данной последовательности объясняется рядом причин, а именно:•основополагающим принципом, выбранным составителями, как основной;•нацеленностью на приём погружения или приём очерёдности (изучаются группами или по одной).

Расхожденияв учебниках по исследуемому вопросу можно расценивать какположительно, так и отрицательно. В первом случае это иллюстрирует разнообразие подходов к обучению, наличие выборанаиболее предпочтительных методик, позволяет учитывать специфику образовательного процесса в каждом отдельном случае. Также учитываются предпочтения детей и родителей, так как все программы находятся в свободном доступе. С другой, отрицательной стороны, наличие того же самого выбора лишает весь образовательный процесс единства и целостности, что, по нашему мнению, негативно сказывается на нем. Объясню, почему я так считаю. Для работы с каждым из представленных букварей нужно знание определённой методики, которая положена в основукаждого учебника и сугубо индивидуальна. Это может вызывать определенные трудности, особенно в малокомплектных и сельских школах, так как помимо острой нехватки учителей, в последнее время возникнет необходимость учителям учиться работать по разным методикам, что может вызвать определенные неоправданные эгнергозатраты, затраты времени, материальные трудности.

Отсюда возникает потребность в создании такого букваря, в которомрасположение букв было бы одинаковым, несмотря на различные УМК, подходы и принципы. В связи с этой проблемой хотелось бы внести некоторые предложения. В системе образования, существовавшей в СоветскомСоюзе, все учились по одной азбуке, которую до сих пор помнят наши родители, бабушки, дедушки и другие родственники. Думается, что эффективно работавший на огромном советском пространстве принципвполне оправдывал некий тоталитаризм в управлении избирательной волей обучающихся со стороны руководящих образованием органов, а также отсутствие альтернативы в методических ориентирах. Результатом испытанных в указанный период методик,использованияна всей территории страны единогоучебника стали определённые успехи в области обучения грамотедетей. Представляется уместным ретроспективный взгляд в систему языкового образования прошлого и заимствование некоторого багажа.Суть наших предложений заключается в следующем:Вопервых, необходимо создание такого букваря, в котором все буквы были бы расположены в алфавитном порядке. На описание каждой буквы рационально было бы отвести несколько страниц. Начальное пространство следовало бы занять презентацией строчной и прописной букв, дальнейшее –отвести под упражнения и различные задания для работы с этими буквами. Следом за этим должны располагаться материалы для работы с соответствующимзвуком. Далее уместна информация о расположении этой буквы в алфавите. Ассоциативный ряд, связанный с данным знаком, на наш взгляд, усилил бы репрезентативные потенции объяснительного материала, помог бы в образном формате донести до учащихся необходимую и дополнительную учебную информацию.Наличие специального приложения, где учащиеся смогли бы вписывать изученные буквы в отведённые графы в порядке алфавита, а также выполнять с ними какиелибо упражнения, несомненно, облегчит процесс усвоения и запоминания. Приложение представляет собой небольшую табличку из прочного материала, на которой расположены 33 «окошка», в которые дети вписывали бы сами буквы и выбирали ассоциативные картинки из предложенных.Предлагаемое нами расположение букв позволит решить следующие задачи:•добиться единого подхода к изучению алфавита;•изучать сразу сами буквы, соответствующие звуки и их последовательность в соответствии с алфавитом;•облегчить работу учителям малокомплектных и сельских школ, где использованиеразличных УМК в одной школе значительно осложняет систему взаимозамен учителей, владеющих разными методиками, соответствующими этим несхожим УМК.

Создание единого букваря с предлагаемой нами последовательностью букв позволит решить эти проблемы, разрешить многочисленные споры по поводу эффективности или неэффективности разныхучебнометодических комплексов.Вовторых, если создание единого букваря невозможно, что может объясняться причинами, например, связанными с реализацией принципа альтернативности, мыпредлагаем обозначить единую последовательность букв, ориентирующуюся на алфавитный порядок. В таком случае можно будет опираться на различные методы, подходы и приемы при изучении букв, сохранив лишьобщепринятый порядок . Это поможет добитьсяопределенного единства и вместе с тем даст свободу составителям, оставит за ними право выбора того, как они посчитают нужным предоставить материал и какую работу уместнее провести в их интерпретации.

Проанализировав использованные для написания статьи буквари, можно прийти к выводу, что существование различных подходов и методик к расположению букв может неоднозначно сказываться на современном процессе обучения. Безусловно, все учебники соответствуют ФГОС, но именно разница в последовательности букв,по нашему мнению, не уместна на данном этапе обучения.

Таким образом, становится очевидной зависимость степени эффективности изучения алфавита учащимися начальной школы от очерёдности обращения к буквам. Бесспорна также необходимостьсоздания нового букваря, отражающего алфавитное расположение букв.

Ссылки на источники1.Слово о первом букваре. –Эл. ресурс: Режим доступа:http://www.edu.ru/index.php?page_id=178[ 09.02.2016].2.Андрианова Т.М. Букварь. 1 класс. –М.:«Астрель»,2011. –112 с.3.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В. Букварь. 1 класс. –М.: «Баласс», 2012. –160 с.4.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,Пронина О.В. Букварь. 1 класс. –М.: «Баласс», 2012. –С. 156.5.Рудяков А.Н. ,Фролова Т.Я., Миронова Л.А. Букварь : учеб. для 1 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз.обучения. К.: Грамота, 2012. 160 с.6.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. –М.: «Просвещение», 2011; Часть 1. –128с., Часть 2. –112с.