Методические приемы в оценке компетентностной сформированности филолога-бакалавра

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Салихова Э. А. Методические приемы в оценке компетентностной сформированности филолога-бакалавра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 266–270. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86954.htm.
Аннотация. Материал посвящен рассмотрению одной из проблем реформирования российского высшего образования – средствам оценки профессиональных компетенций в гуманитарном образовании. На примере подготовки по направлению «Филология» с применением разных методических приемов делается попытка рассмотреть возможные подходы к определению результатов обучения, составляющих одну из компетенций бакалавра – способности демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка/языков, теории коммуникации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Салихова Эльвина Ахнафовна,доктор филологических наук, доцент (ВАК), профессор кафедры языковой коммуникации и психолингвистики общенаучного факультета ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»(УГАТУ)г.Уфаsalelah12@yandex.ru

Методические приемы в оценке компетентностной сформированности филологабакалавра

Аннотация.Материал посвящен рассмотрению одной из проблем реформирования российского высшего образования –средствам оценки профессиональных компетенций в гуманитарном образовании. На примере подготовки по направлению «Филология» с применением разных методических приемовделается попытка рассмотреть возможные подходы к определению результатов обучения, составляющих одну из компетенций бакалавра–способности демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка / языков, теории коммуникации.Ключевые слова:инновационные образовательные технологии, итоговая государственная аттестация, компетенции, оценочные средства, результаты обучения, федеральные государственные образовательные стандарты

В последние десятилетия неизменно возрастает интерес к исследованию коммуникативной стороны функционирования языка, «речевых поступков индивидуумов в предлагаемых обстоятельствах» (Т.Г. Винокур), вербального поведения личности в различных коммуникативных ситуациях [1, с. 2627; 2, с. 7273; 3, с. 169]. Подобного рода научные разработки, проводимые в русле современной лингвистической парадигмы, реализующей принципы антропоцентризма, вносят существенный вклад не только в теоретическое языкознание и отечественную русистику, обогащая их научный аппарат, но и совершенствуя методологию их изучения и оценки качества усвоения знаний студентами[4, с. 225].Проповедуемый в языковедении «деятельностный принцип» (подробнее в: [4, с. 222]) обусловливает интегрированность исследований языка и речи личности, так как «язык в действии» предусматривает подключение факторов широкого диапазона –психологических, ментальных, прагматических, социопсихолингвистическихи др.[5, с. 791].Многомерность этого явления имплицирует полиаспектность его трактовок в лингвистике, задаваемого такими параметрами, как уровень абстракции (личность индивидная, групповая и базисная) и качественная область (личность физическая, социальная и духовная) [3, с. 170]. В рамках модернизации высшего образования осуществляется внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который реализует интегративный подход к подготовке выпускниковбакалавров. Одним из важнейших его отличий является система требований, предъявляемых выпускнику вуза. Обучаемый должен обладать не только набором знаний, навыков, умений, но и владеть комплексом определенных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Поскольку любое языковое образование базируется на известных четырёх –познавательном, учебном, развивающем и воспитательном –аспектах, каждый из которых специфичен и предполагает овладение им, логично считать, что умение (в самом широком понимании) овладевать законами общения интегрирует в себе и знания, и навыки, и способности, и интеллект, и все мыслительные механизмы, и качества человека как личности, его мировоззрение [там же, с. 172].ФГОС нового поколения ориентирован на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личностиобучаемых, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах образования; предполагает формирование умения определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения [3, с. 169].При разработке образовательных программ в компетентностнокредитномодульном формате на основе методологии международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» («Tuning Educational Structures in Europe» –TUNING) выделяют различные варианты оценкикомпетентности студентов[9]. Попытаемся обозначить результаты примененияданнойметодикик оцениванию в ходе аттестации (промежуточной и / или итоговой) сформированности одной из важнейших общепрофессиональных компетенций бакалаврафилолога –способности демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации[10, с. 1305].Так, например, формативная оценкана промежуточном этапе контроля знаний проводится с целью определения успешности усвоения материала и овладения умениями и навыками, выработке рекомендаций студенту для предупреждения дальнейших проблем в обучении. Данныйвид оценки, как правило, содержит небольшие упражнения и задания, результаты, выполнения которых обсуждаются со студентами. К числу распространенных заданий на обобщение и систематизацию полученных знаний относятся: а) тезирование с элементами научного комментирования (изложить в тезисном формате с кратким собственным комментарием или с ссылками на авторитетные источники материал по теме «Модели коммуникативной деятельности»);б)представление информации в видетаблицили схем (представить «Схему первичного / типологического / функционального / семиотического / прагматического / личностного анализа коммуникативного акта (коммуникативного события); в) опорный конспект с применением графических символов (представить в виде опорного конспекта материал по теме «Взаимосвязь мышления и речи» или по теме «Особенности творчества поэтовимажинистов»; г)составление алгоритма–пошагового решения какойлибо проблемы (алгоритм характеристики сложноподчиненного / сложносочиненной / сложного предложения с разными видами связи илиалгоритм проведения делового совещания по вопросу рекламы компании).Суммативная оценкапозволяет определить, насколько эффективно функционирует конечный продукт по завершении изучения определенной темы. Суммативное оценивание может быть представлено в различных формах: тест, презентация, проект с использованием метода кванта, подготовка спецвопроса на экзамен, в ходе выполнения которых можно было бы проследить сформированность способности применения уже полученных ранее знаний.К достоинствам тестированияможно отнести то, что оно задает широкую шкалу регистрации выявляемых компетенций, позволяет выявить низкий, средний и высокий уровни формирования компетенции; в число тестовых заданий могут быть включены такие из них, что требуют нестандартного ответа; такая форма контроля ограничивает испытуемого во времени, что является дополнительным проверочным фактором. Недостатком тестирования является фрагментарная проверка знаний и элементарных навыков в самом широком спектре [6,с. 40].Другим видом оценивания является аутентичная оценка (самооценка), которая направлена на оказание помощи обучающимся в развитии его способности анализировать собственную деятельность, тем самым, способствуя более глубокому пониманию субъектами образовательного процесса сущности результатов обучения. В данном случае в качестве средств оценивания выступают продукты деятельности студентов, например, традиционное и привычное для них со школьной скамьи портфолио, включающее, в частности, публикации, тексты устных выступлений на учебнонаучных мероприятиях, отзывы научных консультантов, исследование языковых аспектов в конкретных текстах конкретных авторов или произведений с точки зрения их перевода либо филологического анализа, составление проектов специализированных лексикографических изданий –словарей или словников («Словарь языка г.Уфы», «Словарь уфимского сленга», «Словник авторских неологизмов в произведении NN», «Словарь современного школьникаподростка»и т.п.) по различным тематическим областям и т.п.Такой вид контроля позволяет выявить культуру коммуникативной деятельности индивида, выступающей как результат высокой коммуникативной субкомпетенции студента. Будущий бакалавр должен отчетливо осознавать, что «язык способствует познанию действительности, которое окрашено особой ответственностью за эффект коммуникативного события, что заключается во взаимодействии участников коммуникации посредством вербальных текстов и / или других знаковых комплексов в определенной ситуации и определенных социокультурных условиях общения»[3,с.175].Развернутый отчетпо практике предполагает доклад о деятельности студента во время практики, сопровождаемый иллюстративным материалом (фотографиями, презентациями, видеозаписями). Кроме того, должны быть представлены отзывы руководителей практики,конспекты уроков, аналитические материалы и т.д.Научноисследовательский проект с применением метода «Квант»мы рассматриваем как гибридный способ (вбирает в себя элементы ролевой игры, компрессии информации посредством составления алгоритмов, графических элементов и пр.) контроля компетентности через изучение и интерпретацию литературы, который основывается на особенностях функционирования мыслительных операций обучаемого (сравнение, анализ, синтез, обобщение), осуществляющихся на основе научных понятий,рассуждений, умозаключений. На начальном этапе (презентации) целесообразно начать подготовку с изучения рекомендаций по решению проблемы и соответствующего лекционного материала. Затем следует подобрать источники по списку рекомендованной литературы; на втором –этапе дифференциации –студенту предлагается один небольшой по содержанию текст, который необходимо прочитать с ориентацией на определенный элемент «Кванта» ипредставить диспозиции: выделить «Ключевые слова» в тексте, сформулировать «Понятия», исходя из содержания текста (сформулированные понятия позволяют определить концепцию автора текста, сравнить с другими подходами к данной проблеме); обозначить «Тезисы»,которые должны состоять из вступления, основной части, выводов; изложить содержание текста в «Схеме» или «Таблице»; составить «Вопросы» рецептивного, репродуктивного и продуктивного характера; определить практическую значимость информации. На этапе интеграции студент представляет все диспозиции. Задача, которую должен решить студент заключается в том, чтобы интегрировать все элементы в единый смысл, для чего рядом с ключевыми словами представляются схемы или таблицы. Понятия описываются в устной форме. Схема должна отображать содержание тезисов и строиться на основе ключевых слов. На завершающем этапе семантизации происходит осмысление в овладении способом анализа текста. Каждый студент анализирует свой текст, выявляя все элементы метода, представляя свои диспозиции в единстве.Диспозиция «Вопросы» получает особый статус и выполняет функцию контроля и самоконтроля, так как проверяется не только понимание текста, но и умение формулировать вопросы. Эту диспозицию студент приводит в виде тестового задания открытой формы на установление множественного соответствия (например: 1.Опираясь на схему А.А. Залевской [7, с. 1516](аттестуемый может её модифицировать, в зависимости от выделяемого им аспекта), перечислитеосновныеособенности«речевой организации» (термин Л.В. Щербы) человека/ речи как продукта речевой деятельности / языковой системы как процесса?

2. Объясните, используя схему, как в этих характеристиках учитываются взаимодействия между процессом и продуктом, между индивидуальным и социальным? 3. Поясните с учетом специфики их формирования, в чем принципиальные различия понятий ЯЗЫК1 и ЯЗЫК2? Примерный ответ студента:1. на разработанной А.А.Залевской схеме предложенный Л.В.Щербой термин «речевая организация» используется в смысле «готовности индивида к речи» как весьма удачно подчеркивающий организованность продуктов переработки речевого опыта в целях оптимального применения их в речемыслительной деятельности. 2. Речевая организация при этом рассматривается как единство процесса и продукта; в качестве последнего выступает индивидуальная система концептов и стратегий пользования имив процессах говорения и понимания речи, обозначенная как ЯЗЫК1(с этой точки зрения речевую организацию можно называть и «языковой организацией»). Приведенные характеристики уточняют и расширяют толкование специфики речевого механизма человека. 3. Схема иллюстрирует, что становление и постоянное упорядочивание речевой организации человека как самоорганизующейся системы особого рода происходит в процессе речемыслительной деятельности.Аттестуемый в полном варианте своего ответа должен акцентировать внимание на таких важных моментах, как:а) речевая организация человека понимается не как пассивное хранилище сведений о языке, а как динамическая функциональная система;б) подчеркивается постоянное взаимодействие между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктом (т.е. новоев речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы, ведет к её перестройке, а каждое очередное состояние системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыта);в) названные положения создают базу для трактовки речевой организации человека как самоорганизующейся системы.Структуру рассматриваемого метода составляют разрешение предъявленной проблемы и задания; учебнометодическое обеспечение (иллюстративный материал; рекомендации работы на каждом этапе; литература).Исследовательский проект с использованием метода кванта заключается в том, что выпускнику предлагается «квант» (проблемная ситуация) и справочная литература. Достоинство этого метода заключается в возможности проверки с помощью рядаобщекультурных компетенций.Кроме традиционной формы экзамена –беседы по экзаменационным билетам, может быть рекомендована такая форма, при которой студент, помимо общего списка вопросов, готовит к экзамену спецвопрос, связанный с одним из видов будущей профессиональной деятельности [8,с. 72]. Так, студенту, выбравшему научную или научнопедагогическую деятельность, может быть предложен спецвопрос, связанный с анализом той или иной научной лингвистической или литературоведческой школы (напр., «Развитие гумбольдтовской традиции в современном языковедении», «Место, роль NN (школы, направления, метода) в истории литературоведения» и т.п.), представлением научной биографии крупного филолога, комментарием к известным академическим трудам в области филологии («N (литературовед) в истории отечественного / зарубежного литературоведения»,«Значение работы / статьи «NN» М.М. Бахтина в отечественной филологии»).Студенту, тяготеющему к производственноприкладной деятельности (преподавательская, переводческая, редакторская, экспертная и т.п.), может быть предложено соответствующее задание, связанное, например, с методикой преподавания той или иной темы в школьных курсах русского (основного) языка или литературы (напр., «Развитие устной речи на уроках русского языка»,), с анализом оригинального текста и его перевода («Возможности лингвосемиотического анализа при переводе текстаоригинала»), с представлением трудов в области перевода или редактирования («Отображение национальнокультурной специфики в переводах сонетов / поэтических произведений NN»), с подготовкой литературнокритического отзыва или лингвистической экспертизы («Литературнокритический отзыв о статье / книге / театральной постановке (современного автора или классика)», «Научноконсультативное заключение / Лингвистическая экспертиза (по вопросам причинения морального вреда, ущемления деловой репутации, разжигания межнациональной розни и т.п.)»)(подробнее в [10, с. 1308]).

Дляпроверки практических навыков используются материалы, представляющие собой фрагменты текста (художественного, публицистического, научного и т.п.), предназначенные для проведения различных видов лингвистического и литературоведческого анализа[там же, с. 1311]).Повышение качества и уровня филологического образования связывается с дальнейшими перспективными разработками и внедрением в учебный процесс не столько новых образовательных технологий, позволяющих увеличить объем и повысить качество содержания данного вида (само)образования, сколько новых адекватных методов проверки результатов обучения на всех этапах обучения и контроля сформированности общепрофессиональных компетенций.По нашему мнению, наступает пора обратить внимание на совокупностьфакторов (психологических, социокультурных, ментальных, лингвопрагматических, социопсихолингвистических и других), обусловливающихкоммуникативную уникальность личности, являющихся основой для формирования неповторимого речевого портрета человека. Предоставляемые средствами оценки профессиональных компетенций возможности могут рассматриваться как объект научного внимания не в одной плоскости, а детально, более тонко и глубоко в многомерной перспективе, что позволит обогатить методологию новыми фактами. И в этом плане подобная работа имеет не только общефилологическую, но и общегуманитарную значимость [4, с. 228].

Ссылки на источники1.Родионова С.Е., Иванова С.В., Салихова Э.А., Григорьева Т.В., Ямалетдинова А.М., Якубова Р.Х., Родионова А.Е. Проектирование и реализация образовательных программ по направлению «Филология» при компетентностном подходе: опыт применения TUNINGметодики // Информационный бюллетень № 15 Совета по филологии Учебнометодического объединения по классическому университетскому образованию.–Кострома, 2014. –С. 2649.2.Салихова Э.А. Возможности методологии Тюнинг в определении результатов обучения // Инновационные технологии в образовании: поиск новых парадигм. –Актобе,2014. –Т.1. –С. 7277.3.Салихова Э.А. Результаты социопсихолингвистических разработок по изучению коммуникативной уникальности становящейся личности// Вестник ВЭГУ. –Сер. Гуманитарные науки. –№ 1 (75). –Уфа, 2015. –С. 169180.4.Салихова Э.А. Уфимская школа социои психолингвистики в Республике Башкортостан: тенденции и перспективы // Вестник ВЭГУ. –Сер. Филология. –№5 (67). –Уфа, 2013. –С. 223228.5.Салихова Э.А. Особенности становления языковой личности: Монография. / Э.А. Салихова, Т.Г. Рублик. –Уфа, 2005. –С. 791.6.Вахитов Р.Р., Родионова А.Е. Инновационные формы ИГА по направлению подготовки «Филология»: компетентностный подход // Информационный бюллетень № 14 Совета по филологии Учебнометодического объединения по классическому университетскому образованию. –Орел, 2012. –С. 3547.7.Салихова Э.А. Основы психолингвистики:экстернпособие. –Уфа. –2005. –109 с. 8.Елина Е.Г., Иванюшина И.Ю., Панченко Н.В., Прозоров В.В., Чувакин А.А. Итоговая государственная аттестация по направлению «Филология»: к проблеме модернизации высшего филологического образования // Методические проблемы высшей школы. –М., 2011. –С. 7177.9.Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. дра пед. наук, проф. В.И. Байденко. –М., 2006. –211 с.10.Салихова Э.А., Родионова С.Е. Формирование профессиональных компетенций и средства их оценки в ходе промежуточной и итоговой аттестации (на примере подготовки бакалавров по направлению «Филология») // Вестник Башкирского государственного университета, 2013. –Т.18. –№4. –С. 13051311.