Н.А. Азарян, исследуя особенности профессиональной самореализации, среди ее ведущих характеристик-факторов называет удовлетворенность трудом, адекватную самоидентификацию в профессии, способность и готовность преодолевать профессиональные трудности [1]. Автор связывает профессиональную самореализацию с профессиональным саморазвитием личности и отмечает, что «профессиональное саморазвитие является неотъемлемой составляющей системы личностного саморазвития человека, профессиональной компетенции современного специалиста. Это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с профессиональными требованиями, а значит, такая деятельность требует большого опыта обучения и самообучения и высокого развития познавательных умений» [1].
А.В. Барташев и И.С. Макарьев называют критерии готовности к самореализации в профессиональной деятельности, разработанные для студентов – будущих педагогов. К ним отнесены: адекватная самооценка, профессиональная направленность на определённый вид деятельности, высокий уровень творческого потенциала, сформированность рефлексивно-оценочных умений, ведущими являются профессиональные и учебно-познавательные мотивы учебной деятельности [6]. Можно видеть, что данный список содержит многие из вышеназванных качеств, которые можно рассматривать как внутренний фактор либо внешнее проявление профессиональной самореализации личности.
Говоря об условиях (внешних и внутренних) успешной самореализации, нельзя не назвать выявленные А. Маслоу факторы, сдерживающие самореализацию человека. Считая самореализацию чрезвычайно редким явлением, ученый утверждал, что препятствиями к ее осуществлению для большинства людей выступают: незнание собственных потенций, способностей, неуверенность в своих силах, сомнения в собственных возможностях, неблагоприятное социальной окружение, тяжелые условия жизни, неготовность рисковать и ошибаться, а также трусость и консерватизм.
Для проведения диагностики процесса профессиональной самореализации личности в качестве профессиональной группы были выбраны педагоги, а именно – преподаватели иностранных языков. Основным методом исследования стало психологическое тестирование. В соответствии с выявленными показателями профессиональной самореализации личности была подобрана совокупность диагностических методик, причем для показателя удовлетворенности трудом выбраны несколько тестов с целью более глубокой характеристики качества и придания большей обоснованности выводам (стимульный материал диагностических методик представлен в приложении).
1.Рефлексия. Для оценки уровня развития рефлексии использовался тест – опросник. А.В. Карпова «Методика диагностики уровня развития рефлексивности». Респондентам предлагается ответить на ряд утверждений, причем возле каждого из них следует проставить число в соответствии с градацией: 1 – абсолютно неверно; 2 — неверно; 3 – скорее неверно; 4 – не знаю; 5 – скорее верно; 6 – верно; 7 – совершенно верно. Полученные результаты обрабатываются в соответствии с ключом, набранные баллы переводятся в стены. В зависимости от количества стенов делается вывод об уровне развития рефлексивности у респондентов:
– результаты методики, равные или большие, чем 7 стенов, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности,
–результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов – индикаторы среднего уровня рефлексивности,
– показатели, меньшие 4-х стенов – свидетельство низкого уровня развития рефлексивности.
2. Креативность. Основной методикой диагностики креативности как показателя профессиональной самореализации личности стал тест «Креативность», разработанный Н.Ф. Вишняковой. В соответствии с методикой испытуемым предлагается ответить «да» или «нет» на 80 вопросов, характеризующих творческие склонности человека. В опросник включены вопросы, относящиеся к нескольким творческим проявлениям: оригинальность, любознательность, воображение, интуиция, творческое мышление, эмоциональность и эмпатия, чувство юмора, творческое отношение к профессии. Индексы показателей креативности определяются суммированием полученных баллов, соответствующих ключу. Если у испытуемого ответ на вопрос совпадает с ключом ответа, он получает один балл по данному индексовому показателю. Затем баллы по каждому показателю суммируются и определяется степень выраженности каждого проявления креативности личности.
3. Удовлетворенность трудом. Основной методикой диагностики является тест «Интегральная удовлетворенность трудом» Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. Опросник теста содержит 18 вопросов, позволяющих оценить интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др. Испытуемым предлагается прочесть каждое из утверждений и оценить, насколько оно верно для них. На отдельном листе бумаги следует записать номер утверждения и буквенное обозначение выбранного ответа : (а) да, (б) не совсем (не всегда, может быть, иногда и т.п.), (с) нет.
Далее, с помощью специального ключа определяются суммы баллов по парциальным составляющим удовлетворенности трудом и по интегральной удовлетворенности трудом. Затем, в соответствии со вторым ключом, определяется уровень удовлетворенности трудом. При этом выводы об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) делаются на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями:
– средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов,
– низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%,
– высокий – выше 56%.
Конкретизация положительных и отрицательных условий и факторов удовлетворенности трудом осуществляется с помощью анкеты Ю. Романовой, специально разработанной для данных целей.
4. Профессиональная направленность личности. Для определения уровня профессиональной направленности личности предназначена «Методика измерения уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения» Н.В. Кузминой, В.А. Ядова. данная методика позволяет не только измерить среднегрупповой уровень профессиональной направленности, но и определить факторы, позитивно и негативно влияющие на отношение респондентов к профессии, а также вычислить степень значимости для группы положительных / отрицательных факторов. Методика содержит четыре вопроса, каждый из которых включает от четырех до шести подвопросов открытого и закрытого типов. Для обработки результатов используется логический квадрат, в который заносятся ответы каждого респондента. В результате этого каждый испытуемый получает собственный балл, от 1 до 6, характеризующий степень удовлетворенности профессией. В соответствии с этими баллами различной степени удовлетворенности придаются условные численные значения от -1 до +1:
+1 (а) – максимум удовлетворенности;
+0,5 (в) – удовлетворенность;
- 0,5 (с) – неудовлетворенность;
- 1 (d) – максимум неудовлетворенности;
0 (е) – неопределенное и противоречивое отношение.
Следующим шагом является расчет по специальным формулам группового индекса удовлетворенности профессией и коэффициентов значимости (положительной и отрицательной) отдельных факторов.
5. Мотивация профессиональной деятельности. Для определения особенностей мотивации профессиональной деятельности используется одноименная методика К. Замфера в модификации А.А. Реана. В ее основе лежит концепция внутренней и внешней мотивации, в связи с чем ее применение позволяет определить мотивационный комплекс личности. Испытуемым предлагается оценить каждый их семи мотивов профессиональной деятельности по пятибалльной шкале:
5 – в очень большой мере;
4 – в достаточно большой мере;
3 – в небольшой, но и в немаленькой мере;
2 – в достаточно незначительной мере;
1 – в очень незначительной мере.
Обработка результатов заключается в подсчете показателей внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии с ключами. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности (тип соотношения между собой трех видов мотивации). К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам относятся следующие два типа сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ >ВМ.
6. Ценностное единство (совпадение личных и организационных ценностей). Определение ценностного единства личности и профессиональной организации возможно с использованием комплекса методик: теста «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций» и теста«Совпадение ценностных ориентаций».
Первый тест содержит 25 вопросов. Отвечая на них, респонденты выполняют три инструкции:
Первая: Внимательно ознакомьтесь с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом – 25 баллов. Занесите оценку в графу П. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку 24 балла. Оценку также занесите в графу П. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл.
Вторая: Загните опросный лист с левой стороны так, чтобы не было видно показателей в графе П. Теперь оцените, пожалуйста, как из 25 Ваших потребностей удовлетворяется в настоящее время лучше и больше, чем все остальные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу У. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим баллом (24 балла) ту, которая удовлетворяется сейчас в большей степени. И так до конца. Последняя потребность по степени удовлетворенности будет Вами оценена в 1балл.
Третья: Для каждого вопроса вычислите разность между результатами, стоящими в графах У и П, отметьте результаты в графе Р. Эти результаты свидетельствуют о том, насколько в организации созданы условия для удовлетворения значимых для вас потребностей: отрицательные результаты свидетельствуют о том, что организация не уделяет должного внимания тем или иным потребностям работников, положительные – что организация придает большее значение потребностям работников, не являющихся для них столь значимыми.
Второй тест состоит из 18 вопросов, касающихся непосредственно оценивания организационных и личных ценностей. Его выполнение также предполагает следование трем инструкциям:
Первая: Вам будет предъявлен список из 18 ценностей. Ваша задача – расположить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите список ценностей и выберите ту, которая для Вас наиболее значима, присвойте ей ранг 1 и внесите это значение в графу Л напротив выбранной Вами ценности. Затем выберите 2-ую по значимости ценность и присвойте ей ранг 2, результат занесите в графу Л. Проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и ей будет присвоен 18 ранг.
Вторая: Теперь Вам следует проделать все то же самое, но при этом ориентироваться не на свои личные ценности, на Ваши представления о ценностях организации, в которой Вы работаете. Организационные ценности – это убеждения или социальные нормы, которые объединяют сотрудников вашей организации. Вам следует присвоить 1 ранг той ценности, которая по Вашему мнению является наиболее значимой в вашей организации, 2 ранг – менее значимой и т.д., пока самая не значимая ценность не займет 18 ранг. Результаты заносите в графу О.
Третья: Для каждого вопроса вычислите разность между результатами, стоящими в графах О и Л, отметьте результаты в графе Р. Эти результаты свидетельствуют о том, насколько сходны / различны личные и организационные ценности. По количеству совпадений можно узнать, насколько ценности организации стали личными для респондента.
7. Потребность в саморазвитии и ее реализация. Диагностика данного показателя осуществляется с помощью двух тестов:
– «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии», авторы: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Тест предполагает ответы на 15 вопросов в соответствии со следующей градацией баллов:
5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Обработка и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с инструкцией: Подсчитайте общую сумму баллов. Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии; диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития; результат от15 до 35 баллов дает основание полагать, что исследуемый находится в стадии остановившегося саморазвития.
– «Готовность к саморазвитию», автор Ю.А. Иоакимиди. Респонденты должны ответить «да» или «нет» на каждый из 14 вопросов. При обработке результатов по одному баллу начисляется за ответы «Да» по позициям: 1,3,4,7,8,9,10,12 и за ответы «Нет» по позициям: 2,5,6,11,13,14. Подсчитывается сумма набранных баллов и делается вывод об уровне готовности к саморазвитию:
0-5 баллов – низкий уровень готовности к саморазвитию;
6-9 баллов – средний уровень готовности к саморазвитию;
10-14 баллов – высокий уровень готовности к саморазвитию.
8. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Используется одноименная методика А.М. Марковой, А.Я. Никоновой. Согласно авторскому подходу, в основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). Испытуемым предлагается ответить «да» или «нет» на каждый из 33 вопросов. Результаты сравниваются с ключом, за каждое совпадение начисляется 1 балл. Интерпретация проводится по каждому из типов индивидуального стиля труда: эмоционально-импровизационного, эмоционально-методичного, рассуждающее-импровизационного, рассуждающее-методичного. Если результаты по всем стилям примерно равны, можно сделать вывод о несформированности индивидуального стиля педагогической деятельности.
Проведенное эмпирическое исследование показателей (проявлений) профессиональной самореализации педагогов позволяет сделать основной вывод: в целом, профессиональная самореализация осуществляется более успешно у педагогов, работающих в образовательных организациях дополнительного образования детей. Видимо, связано это, в первую очередь, с целевыми установками деятельности разных образовательных организаций, а также с организационными и материальными условиями деятельности, с требованиями к содержанию и методике работы, к образовательными результатам и т. д. На наш взгляд, выяснения причин выявленных нами различий между двумя группами педагогов может составить тему дальнейшего исследования профессиональной самореализации педагогов.