Досуговая деятельность как направление культурно-воспитательной деятельности с подростками

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Еремина Ю. С. Досуговая деятельность как направление культурно-воспитательной деятельности с подростками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2416–2420. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96404.htm.
Аннотация. В статье рассматривается досуговая деятельность как одно из направлений культурно-воспитательной деятельности с подростками; обозначены социальные функции культурно-воспитательной деятельности, виды досуговой деятельности, организационные формы досуговой деятельности подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Еремина Юлия Сергеевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии филиала ГБОУ ВПО СГПИ в г.Буденновске, г.Буденновск, РоссияJulieEremina@yandex.ru

Досуговая деятельность как направление культурновоспитательной деятельности с подростками

Аннотация.В статье рассматривается досуговая деятельность как одно из направлений культурновоспитательной деятельности с подростками; обозначены социальные функции культурновоспитательная деятельности, виды досуговой деятельности, организационными формы досуговой деятельности подростков.Ключевые слова: культурновоспитательная деятельность, культура, досуг, отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество, клубы, кружки, секции, студии.

Культурновоспитательная деятельность

социальнокультурное явление. Личность формируется под влиянием общества и его культуры. Вместе с тем культурновоспитательную деятельность можно рассматривать и как социальнопедагогическое явление. Подрастающее поколение воспитывается в социуме подвоздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием воспитательных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений и учреждении культуры.Сущность культурновоспитательной деятельности определяется ее функциональным назначением

это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения подростков к культуре и вовлечения в творческую деятельность и самодеятельность, т. е. это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.В структуру культурновоспитательной деятельности входит продуктивная и репродуктивная деятельность. Центральное место в учреждениях культуры занимает репродуктивная деятельность, т. е. просвещение и исполнительская деятельность. Однако в последнее время в связи с реформой школы и демократизацией учреждений культуры и внешкольных учреждений расширяется сфера продуктивной творческой деятельности (художественные ремесла, авторская самодеятельность), творческое начало проникает во все направления культурновоспитательной деятельности.Возрастает роль ценностно ориентационной деятельности. Учреждения культуры становятся центрами формирования общественного мнения, ценностной ориентации подростков, возрождения духовности, нравственных идеалов, гуманности, человеческой доброты[1]. Эта деятельность должна быть доступной пониманию подростков, поэтому она осуществляется в яркой эмоциональной форме.Познавательная деятельность является базой репродуктивной и творческой деятельности. В современных условиях сфера этой деятельности расширяется. В культурновоспитательной деятельности среди подростков она составляет основу, так как они познают окружающий мир. В условиях учреждений культуры и в связи с возрастными особенностями детей познавательная деятельность осуществляется в специфических формах: конкурсах, викторинах, состязаниях и др.Культурновоспитательная деятельность включает также эмоциональнокоммуникативную деятельность, т.е. общение детей с использованием занимательных форм, что обусловлено возрастными особенностями детей.В структуру культурновоспитательной деятельности с подростками входит также физически активная деятельность в форме физкультурноспортивных занятий, походов, экскурсии, прогулок.Культурновоспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях осуществляется на досуге и носит сугубо добровольный характер, в отличие от обязательных школьных занятий. В ней нет строгой регламентации. Программа подвижна и всецело определяется запросами и интересами самих подростков. Ребята могут проявить свою инициативу и самодеятельность. Свободный выбор занятий делает эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей, они могут выбрать занятие по душе и снять психологическое напряжение, полученное в процессе учебных занятий в школе.Таким образом, культурновоспитательная деятельность выполняет следующие социальные функции:1.Разносторонняя образовательная деятельность. Ее своеобразие состоит в том, что она осуществляется в форме самообразования, расширения знаний, полученных в школе. Строится она всецело на интересах самих ребят. Образовательная программа не носит обязательного характера. Содержание образовательной деятельности выражается в занимательной, нередко игровой форме с элементами соревнования. 2.Воспитательная функция. Ее специфика в детских внешкольных учреждениях состоит в том, что она осуществляется в сфере досуга, когда подростки раскрепощены и чувствуют себя более свободно, чем в школе. Здесь нет такой жесткой дисциплины и господствует педагогика сотрудничества. Главным средством воспитания выступает духовная культура во всех ее проявлениях, которая опять же преподносится в яркой, занимательной форме с учетом свободного выбора.3. Культурнотворческая функция. Ее своеобразие состоит в том, что она носит преобразующий, созидательный характер. Создавая культурные ценности, подростки преобразуют окружающий мир в самих себя.4. Организация отдыха подростков. Особенно возрастает роль детских учреждений в каникулярный период. Повседневный отдых детей организован слабо, и болезненные процессы происходят в организации праздничного отдыха, так как меняется и сама система праздников. Отдых должен быть интересным и непринужденным, чтобы дети могли раскрепоститься и чувствовать себя комфортно. Задача педагога —так организовать отдых детей, чтобы они чувствовали себя как дома. Только тогда они будут ощущать себя защищенными и получат максимум удовольствия. Есть отдых, от которого можно устать и поглупеть. А есть отдых, который возвышает нравственно. Несовершенство организации отдыха подростков объясняется также и слабой разработкой его научных основ, особенно психологических. Четкая организация отдыха подростков на научной основе решает в некоторой степени и финансовую проблему, проблему выживаниядетских учреждений, так как повышается их посещаемость. 5. Реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями. Эта функция не нашла еще должного развития, но уже создается сеть реабилитационных центров, которые призваны приспособить детейинвалидов к труду, закрепить их на производстве, сформировать межличностные отношения, профессиональные навыки и весь духовный облик. Главная цель этой функции социальнопсихологическая адаптация детейинвалидов в труде, быту, детском досуговом коллективе, чтобы они почувствовали себя полноценными членами общества. Хотя возможности детских досуговых учреждений в этом плане ограничены. Нет соответствующих помещений, специального оборудования мастерских, комнат для досуговых занятий, средств передвижения детейинвалидов. Поэтому детские учреждения культуры выполняют эту функцию главным образом по линии шефства над детскими домами, школамиинтернатами, а также оказывают индивидуальную помощь детяминвалидам[2, c.54].Теория культурновоспитательной деятельности с подростками изучает закономерности формирования всесторонне развитой личности в специфических условиях досуга применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия. Опираясь на общую теорию воспитания, культурновоспитательная деятельность решает задачи воспитания посредством приобщения подростков к культуре и вовлечения их в деятельность по созданию культурных ценностей в коллективах технического и художественного творчества.Ее базовыми понятиями являются: культура, досуг, воспитание, образование, просвещение и другие. Учитывая то, что существует множество определений этих понятий, остановимся кратко на сущности некоторых из них.Под культурой понимается социальнопрогрессивная деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, т. е. создание ценностей, норм, знаковых систем, освоение культурного наследия, направленное на духовное обогащение личности.Досуг это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека [3, с 33]. Слово «досуг» появилось в глубокой древности. О нем упоминает в своих трудах Аристотель. В России этот термин известен с XVв. Но его значение здесь несколько иное.Само слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный. Идентичное досугу понятие свободного времени начинает употребляться в XIXв., а его изучение начинается с XXв. Важнейшие функции свободного времени отдых, развитие и реализация способностей и дарований человека. Эти функции осуществляются в различных видах деятельности, которые можно объединить в две основные группы:1) образование и общественная работа;2) досуг (отдых, развлечение, укрепление здоровьяи физическое развитие, межличностное и групповое общение и т. п.).В России до начала ХХ в. сфера культурного досуга населения была развита слабо. Действовали немногочисленные добровольные просветительные общества. Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также незначительной части населения. Лишь библиотеки, по сравнению с другими учреждениями сферы досуга, получили значительное развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах. В первые годы советской власти развернулась просветительная деятельность клубов, библиотек, а также профсоюзных, молодежных организаций, ряда добровольных обществ. Главной задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности и малограмотности населения[4, с. 3].В кон. 20х в 30е гг. произошло обособление учреждений искусств, физкультуры и спорта и культурнопросветительных (клубы, библиотеки). Создавалась сеть здравниц и других учреждений длительного отдыха людей. Наряду с просветительной деятельностьювсе большее значение приобретали и другие виды досуга, особенно художественная самодеятельность. В годы Великой Отечественной войны учреждения сферы досуга вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма. В послевоенные годы сеть учреждений сферы досуга расширялась; одновременно происходила их дальнейшая дифференциация. Из клубной сети выделились в самостоятельные системы кинотеатры, библиотеки, народные музеи, детские внешкольные учреждения. Были созданы народные университеты. Основным типом учреждений досуга стали государственные и профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. Организацией досуга стали заниматься также массовые общественные организации, прежде всего молодежные, творческие союзы и различные добровольные общества, парки культуры и отдыха.Досуговые занятия тесно связаны с образованием, общественной работой и служат не только выполнению своих функций отдыху и восстановлению сил, но и развитию человека. Одновременно чтение книг, журналов, газет, просмотр кинофильмов и телепередач имеют и досуговую функцию, служат отдыху, восстановлению и развитию ума и способностей. Иными словами, чем выше культура досуга, тем более она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. В настоящее время люди, особенно молодые, совмещающие работу с учебой или воспитывающие маленьких детей, ощущают острый недостаток свободного времени. Чувствуя это, они пытаются уплотнить время за счет совмещения нескольких занятий, например: завтракают и слушают радио, едут на работу и читаем. Не случайно говорят, что, чем активнее человек, тем больше он успевает, как бы раздвигая жесткие контуры суток. Благодаря уплотнению день может «растягиваться» на три часа. Однако при совмещении многих дел люди теряются в сосредоточенности, глубине восприятия. Порой именно изза этого ощущают некоторую неудовлетворенность от проведения своего досуга. Повысить качество содержательность досуга возможно, но этому мешает неумение человека распорядиться досуговыми часами. Свидетельство тому преобладание пассивных, чисто развлекательных форм отдыха. Вместе с тем все большее число юношей и девушек хотят повысить свою «досуговую квалификацию»: приобщиться к какомуто виду спорта, научиться играть на одном из музыкальных инструментов, фотографировать, танцевать, водить мотоцикл пли автомобиль... Результаты обследований подтверждают: чем большим числом занятий владеет в свободное время человек, тем более он удовлетворен своим досугом. Из этого легко сделать вывод: чем лучше культурнодосуговые учреждении будут удовлетворять потребности людей в самих разнообразных занятиях, тем выше станет качество их досуга.Для того чтобы повысить качество досуга, необходимы встречные усилия учреждений культуры и человека. Более того, диалектика данного процесса такова, что вместе с дальнейшим увеличением времени досуга, улучшением условий и возможностей его проведения будет повышаться личная ответственность за использование этих возможностей, за культуру досуга[5, с. 4].Функциональное назначение досуга состоит в восстановлении и развитии физических и духовных сил человека. Его структура многогранна. Существуют 500 видов досуга. Однако удовлетворяется всего лишь несколько десятков. Российские ученые сводят все виды досуга к шести видам: отдых и движение, развлечение, творчество, просвещение, созерцание, праздник. Харьковские ученые ограничиваются четырьмя видами: создание культурных ценностей, потребление духовных ценностей, отдых и развлечение, самообразование. Как показывает практика, люди сегодня отдают предпочтение домашнему досугу, т. е. идет процесс одомашнивания досуга, досугу на природе, и только третье место занимает отдых в учреждениях культуры. Из форм отдыха особой популярностью у детей пользуются игры и развлечения, у подростков дискотеки и клубы по интересам. Как показывают статистические данные и социологические исследования, учащиеся имеют много свободного времени. Так, 180 дней составляют каникулы, 100 дней свободное время после занятий. Однако используется это время нерационально. Например, 83% свободного времени занимают зрительскослушательские мероприятия. Причем проходят они после уроков, когда учащиеся устали и их внимание рассеивается.Итак, досуг это частьвнерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научнотехническое любительское творчество, художественноэстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых[6].Досуг возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринуждённой беседой. При активном отдыхе не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.). Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр художественных кинофильмов, посещение концертов и театр, представлении, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном человек в какойто мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъём и получает возможность открытого выражения своих чувств.Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в учебных заведениях, не дает каких либо формальных прав на занятие определённой должности, продолжение образования и т.п. К самообразовательной досуговой деятельности относятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно популярных и документальных кинофильмов. Некоторые из этих видов деятельности (например, слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности и познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства[7, с. 188].Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Свободное время создаёт человеку возможность заниматься непрофессиональным творчеством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия различными видами искусства, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их создателя.Творчество самый свободный вид деятельности. Оно отличается своей самоцель и самоценностью. Творчество уже не служит подготовкой к чемуто высшему: оно само есть наиболее ценный и вместе с тем наиболее естественный, органичный для человека вид деятельности. Человек лишь тогда в полной мере оправдывает свое звание, когда творит. Потребность в творчестве одна из самых глубоких и стойких. Мы загораемся какойто идеей, вынашиваем ее, ищем способы ее воплощения, наконец, осуществляем свой замысел, стремясь к совершенству и красоте исполнения. В этом и состоит творчество. В нем человек выступает как универсальная сила природы, наделенная всеми способностями, которые сформировались в нем в процессе эволюции, и знаниями, которыми наделила его культура. Будучи творцом, человек на новом, более высоком уровне продолжает созидательную работу природы[8, с. 72].Основными организационными формами творчества являются клубы, кружки, секции и студии.Клуб добровольное объединение детей и подростков е определенной целью, функционирует на общественных началах. Возглавляет клуб общественный совет самоуправления.Кружок или секция объединение детей и подростков по интересам, возглавляемое руководителемпрофессионалом. Как правило, кружки и секции функционируют на платной основе, поэтому ответственность за его деятельность несет руководитель. Бюро или староста кружка, секции оказывает помощь руководителю.Студия специфическое учебное заведение, в котором дети и подростки получают соответствующее образование в том или ином виде творчества. Студии функционируют на платной основе поопределенному учебному плану и программам, которые реализуют педагоги –предметники[9, с. 86].Таким образом, досуг –свободное время, оставшееся после выполнения профессиональноролевых обязанностей. Один из важнейших параметров, характеризующий качество жизни. Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристскоэкскурсионные и др., различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы досуга зависят от экономики, уровня развития культуры.Под досугом как одним из направлений культурно –досуговой деятельности понимается деятельность, организованная в специфических условиях применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия и направленная на формирование всесторонне развитой личности.

Ссылки на источники1.Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ –начала ХХ вв. Монография. Ставрополь: СКСИ Пятигорск: РИАКМВ, 2006. 216 c.2.Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и подростков. М., 2004.3.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. –Л., 1977.4.Культура досуга. М., 1982.5.Там же.6.Поварницына Л.А, Психологический анализ трудностей общения.М., 1987.7.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? –М., 2006.8.Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. –М., 1966.9.Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и подростков. М., 2004.