В последнее время наши дети обожают играть в гаджеты, и мало общаются друг с другом, не уступают и не помогают друг другу в трудных ситуациях, в них мало доброты и милосердия по отношению друг к другу и к окружающим. Все понятно: «технический век», но, как говорится, «во все времена и народы» никто не отменял вечные земные ценности и понятия, такие как: доброта, вежливость, милосердие, дружба… Ребенок должен научиться видеть и понимать людей. А в наше время это самое сложное. Мы должны пробудить у ребенка чуткость сердца к людям, окружающему миру. И каждому маленькому человечку, пришедшему в школу, будет легко и комфортно учиться, дружить и общаться, если он будет знать, что его там ждут, любят и уважают. Тогда у него будет хорошее настроение, заряд на позитив и как результат: хорошая успеваемость, положительная самооценка и доброе отношение к окружающим. Обычно работа начинается в первом классе, где сразу даем понять на то, что с сегодняшнего дня мы становимся одной дружной семьей. А раз мы семья, значит, мы все относимся друг к другу с уважением, заботой, добротой и любовью. И девиз нашего класса: «Один за всех и все за одного». Также нами придуманы основные законы дружбы, которые учат детей дружить по-настоящему, а чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. И если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. Основные законы дружбы:
1. Дружите, не обижайте друг друга и помогайте друг другу.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
5. Старый друг лучше новых двух.
Когда первоклассники заканчивают изучать «Азбуку» и уже могут самостоятельно писать буквы и слова, обычно проводятся небольшие беседы о дружбе, о любви и уважении друг к другу. Предлагаем детям рисунок в виде большого красивого сердца на плакате и даем понять детям, что это наше сердце, которое готово любить, понимать и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В этом сердце есть кармашек, куда вы опустите свою вырезанную из цветной бумаги ладошку с пожеланиями добра, любви, счастья – себе, классу, другу. Мы откроем кармашек через несколько лет, когда вы будете учиться в 11- м классе.
Следовательно можно сделать вывод, что если о добре, отзывчивости, любви говорить каждый день, пусть даже понемногу, то душа ребенка распахнется навстречу другим людям, окружающему миру. Во время физкультминуток часто включаю фонограммы детских веселых песенок. Дети очень любят слушать песенку терпеливого и добрейшего кота Леопольда с его замечательными словами: «Ребята, давайте жить дружно!» Стараюсь нацеливать детей на то, чтобы эту дружбу они пронесли через всю школьную жизнь.
На уроках русского языка, проходя тему «Корень слова», использую карточки со словами: доброта, добросовестный, добродушный, добропорядочный, добросердечный, добродетельный, доброго здоровья, доброжелательный. Затем спрашиваю у детей: Так какой же корень у этих слов? « Корень этих слов – «добро».
Учащиеся начальных классов очень любят играть, и поэтому часто проводятся игры, а играя - обучаю. Одна из таких игр называется «Торопись обрадовать», в котором есть волшебные предметы (игрушки). Каждый ребенок может взять один из них, а они передают этот предмет из рук в руки. По сигналу, тот, у кого оказался предмет, говорит доброе слово или пожелание любому, кому хочет и дарит ему этот предмет. Затем предлагается взять другой предмет и игра продолжается и так до тех пор, пока не выскажутся все дети с пожеланиями добра и любви.
На уроках русского языка ученики знакомятся со «Словарем русского языка» С.И.Ожегова, где мы узнаем значение слов:
1. Добро – все положительное, полезное, хорошее
2. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
3. Добрый – делающий добро другим, отзывчивый и т.д.
4. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
5. Дружелюбный – дружески расположенный.
6. Отзывчивый – легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.
На уроках литературного чтения часто встречаются пословицы и поговорки о дружбе, доброте, любви. Чтобы дети лучше усвоили и понимали их, проводятся игры. «Найди конец пословицы». Например:
1. Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей)
2. Человек без друзей, что дерево… (без корней)
3. Друга ищи, а нашел… (береги)
4. Дерево живет корнями, а человек… (друзьями)
Рассказывая детям, что понятие «дружба» есть в каждом народе, и оно также отражается в пословицах. Например, немецкая пословица: «Дружба – это дерево, которое следует поливать». Как вы ее понимаете? (высказывания детей). Датская пословица: «Дорога к дому друга никогда не бывает длинной» (высказывания детей) и т.д. А в заключении привожу такое высказывание:
Если все вокруг подружатся – улыбнется вся Земля! Какое надежное и емкое слово «дружба».
С.Я. Маршак писал: « Пусть добрым будет ум у нас, а сердце умным будет». Как хочется надеяться, что уроки, беседы, прививают детям понятия доброты, дружбы, отзывчивости, любви не прошли даром, а остались в их сердцах на всю жизнь. И что они поспособствовали комфортному пребыванию детей в стенах школы.