Современная школа имеет преимущества перед вузом в возрождении тьюторских традиций. Школа – это такое заведение, в котором проходит 10 лет жизни ученика. За этот период можно узнать об ученике многое, в том числе его отношение к знанию, есть время для индивидуальной образовательной истории.
Сам термин «тьюторство», что в переводе с английского означает «наставничество», возник еще в 14 веке в Европе. И использовался исключительно в университетах. Затем постепенно перешел и в обыкновенные школы.
В настоящее время «тьютор – это тот человек, который сопровождает процесс освоения новой деятельности ученика». [5]
Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика или группы учеников в образовательном пространстве для становления у них устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.
В основном в школах функции тьютора выполняют учителя. Тьюторы:
• создают благоприятные условия для индивидуального развития и формирования личности учащихся,
• осуществляют изучение личности учащегося, его склонностей, интересов.
• создают благоприятный морально-психологический климат для каждого учащегося,
• создают развивающую образовательную атмосферу в рамках классного коллектива,
• способствуют развитию общения, осуществляют помощь школьникам в учебной деятельности, организуют досуговую деятельность,
• содействуют получению дополнительного образования учащимся через кружки, секции, организуемые в школе.
«В поле зрения тьютора находятся основные компетентности, обеспечивающие успешность учащегося:
- готовность к решению проблем;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность» [4]
Тьюторство как форма обучения входит в российское образование совсем недавно и ищет современные средства для реализации. К сожалению, многим российским школам не хватает ресурсов для того, чтоб ввести должность тьютора. Поэтому возникает потребность в изучении возможностей реализации тьюторской позиции учителем-предметником.
Базой исследования являлась «Кангаласская СОШ им. П.С. Хромова». Для индивидуальной работы были отобраны 3 ученика из 6 класса. Все трое учеников имеют 7-8 вид по заключению ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
На первом этапе составления ИОП (индивидуальной образовательной программы) была проведена беседа с учащимися о необходимости планирования и организации своей учебно- познавательной деятельности. Далее учащиеся были ознакомлены со структурой и алгоритмом построения ИОП.
Образовательной целью являлось – подтянуть свои знания по математике, заполнить пробелы в знаниях по предмету и догнать пройденный материал.
Ребята поставили для себя задачи по данному предмету, это:
- работать 5 месяцев, то есть до 15 мая 2017 года,
- усвоить знания по математике за пройденный курс 5-6 класса.
Затем ученики выбрали формы и методы обучения, формы и методы контроля, какие больше предпочитают.
В дальнейшем анализируем заполнение учащимися ИОП. Результат сводим в виде следующей таблицы. Результаты одного ученика.
Профессиональные предпочтения |
1 |
Низкий уровень |
Умение ставить цель |
2 |
Средний уровень |
Умение ставить задачи |
3 |
Средний уровень |
Умение определять формы и методы обучения |
4 |
Низкий уровень |
Умение определять формы и методы контроля |
5 |
Средний уровень |
Умение планировать свою деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города |
6 |
Низкий уровень |
Предложения по внесению изменений в процесс обучения |
7 |
Средний уровень |
Для того, чтобы оценить умения учащихся формулировать цели, задачи, определять оптимальные формы и методы обучения и контроля, тьютор использует следующие критерии.
Высокий уровень. Когда ученик может определить и сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, четко определять оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля.
Средний уровень. Когда ученик не может четко сформулировать свои цели и задачи, недостаточно четко планирует и организует свою учебную деятельность, не может достаточно четко определить для себя оптимальные формы и методы обучения и контроля.
Низкий уровень. Когда ученик не может определять цели и задачи своего образования, планировать и организовать свою учебную деятельность, определить оптимальные формы и методы обучения и контроля.
По таблице можно сделать анализ ИОП каждого ученика, оказать практическую помощь нуждающимся в ее составлении и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений. На основе полученного анализа делаются выводы и вырабатываются рекомендации. Затем, с индивидуальной образовательной программой учащихся, данными анализа ознакомили родителей. Обсудили полученные результаты и вынесли предложения по организации учебного процесса в классе и в школе.