Полный текст статьи
Печать

Современная школа имеет преимущества перед вузом в возрождении тьюторских традиций. Школа – это такое заведение, в котором проходит 10 лет жизни ученика. За этот период можно узнать об ученике многое, в том числе его отношение к знанию, есть время для индивидуальной образовательной истории.

Сам термин «тьюторство», что в переводе с английского означает «наставничество», возник еще в 14 веке в Европе. И использовался исключительно в университетах. Затем постепенно перешел и в обыкновенные школы.

В настоящее время «тьютор – это тот человек, который сопровождает процесс освоения новой деятельности ученика». [5]

Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика или группы учеников  в образовательном пространстве для становления у них устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

В основном в школах функции тьютора выполняют учителя. Тьюторы:
• создают благоприятные условия для индивидуального развития и формирования личности учащихся,

• осуществляют изучение личности учащегося, его склонностей, интересов.

• создают благоприятный морально-психологический климат для каждого учащегося,

• создают развивающую образовательную атмосферу в рамках классного коллектива,
• способствуют развитию общения, осуществляют помощь школьникам в учебной деятельности, организуют досуговую деятельность,
• содействуют получению дополнительного образования учащимся через кружки, секции, организуемые в школе.

«В поле зрения тьютора на­ходятся основные компетентности, обеспе­чивающие успешность учащегося:

  1. готовность к решению проблем;
  2. готовность к самообразованию;
  3. готовность к использованию информа­ционных ресурсов;
  4. готовность к социальному взаимодей­ствию;
  5. коммуникативная компетентность» [4]

Тьюторство как форма обучения входит в российское образование совсем недавно и ищет современные средства для реализации. К сожалению, многим российским школам не хватает ресурсов для того, чтоб ввести должность тьютора. Поэтому возникает потребность в изучении возможностей реализации тьюторской позиции учителем-предметником.

Базой исследования являлась «Кангаласская СОШ им. П.С. Хромова». Для индивидуальной работы были отобраны 3 ученика из 6 класса. Все трое учеников имеют 7-8 вид по заключению ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

На первом этапе составления ИОП (индивидуальной образовательной программы) была проведена беседа с учащимися о необходимости планирования и организации своей учебно- познавательной деятельности. Далее учащиеся были ознакомлены со структурой и алгоритмом построения ИОП.

Образовательной целью являлось – подтянуть свои знания по математике, заполнить пробелы в знаниях по предмету и догнать пройденный материал.

Ребята поставили для себя задачи по данному предмету, это:

  1. работать 5 месяцев, то есть до 15 мая 2017 года,
  2. усвоить знания по математике за пройденный курс 5-6 класса.

Затем ученики выбрали формы и методы обучения, формы и методы контроля, какие больше предпочитают.

В дальнейшем анализируем заполнение учащимися ИОП. Результат сводим в виде следующей таблицы. Результаты одного ученика.

Профессиональные предпочтения

1

Низкий уровень

Умение ставить цель

2

Средний уровень

Умение ставить задачи

3

Средний уровень

Умение определять формы и методы обучения

4

Низкий уровень

Умение определять формы и методы контроля

5

Средний уровень

Умение планировать свою деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города

6

Низкий уровень

Предложения по внесению изменений в процесс обучения

7

Средний уровень

Для того, чтобы оценить умения учащихся формулировать цели, задачи, определять оптимальные формы и методы обучения и контроля, тьютор использует следующие критерии.

Высокий уровень. Когда ученик может определить и сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, четко определять оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля.

Средний уровень. Когда ученик не может четко сформулировать свои цели и задачи, недостаточно четко планирует и организует свою учебную деятельность, не может достаточно четко определить для себя оптимальные формы и методы обучения и контроля.

Низкий уровень. Когда ученик не может определять цели и задачи своего образования, планировать и организовать свою учебную деятельность, определить оптимальные формы и методы обучения и контроля.

По таблице можно сделать анализ ИОП каждого ученика, оказать практическую помощь нуждающимся в ее составлении и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений. На основе полученного анализа делаются выводы и вырабатываются рекомендации. Затем, с индивидуальной образовательной программой учащихся, данными анализа ознакомили родителей. Обсудили полученные результаты и вынесли предложения по организации учебного процесса в классе и в школе.