Полный текст статьи
Печать

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения - это форма психологического воздействия на личность в условиях интенсивного группового взаимодействия с целью развития качеств, необходимых для будущего профессионального успеха.   Последние исследования в области психологии обучения убедительно показывают, что эффективность обучения чему-либо возрастает в несколько раз тогда, когда субъект обучения выходит из позиции пассивного наблюдателя и превращается в активного участника процесса [1]. Эта форма обучения, предполагает активное экспериментирование со своим поведением во внешнем плане, а затем интериоризацию усовершенствованных форм поведения внутрь, и социально-психологический тренинг профессионального общения именно тот метод, который позволяет осуществлять такое активное социально-психологическое обучение будущих сотрудников органов внутренних дел как субъектов профессионального общения.

Понимая компетентность в общении как развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения, Л. А. Петровская предлагает обозначить практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы, единым термином – социально‑психологический тренинг [3].

В  ряде профессий (педагоги, врачи, торговые работники, управленцы, юристы и др.) общение из фактора, сопровождающего профессиональную деятельность, превращается в категорию профессионально значимую, лежащую в природе профессии. Опыт показывает, что в системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само собой. В целенаправленной же деятельности сотрудников органов внутренних дел оно превращается в специальную задачу, поэтому сотрудники должны знать законы общения, а также обладать коммуникативными способностями и в целом коммуникативной культурой.  В тоже время большая часть специалистов, в том числе и в органах внутренних дел, мало знакомы с азами этого искусства, испытывая значительные трудности в общении подчинёнными, руководителями, сослуживцами и с населением [2].

Основная цель дисциплины «Социально-психологический тренинг профессионального общения»  – это приобретение обучающимися практических навыков и умений, которые позволяют стимулировать их действия как субъекта общения, направленные на изменение собственного поведения и повышения коммуникативной компетентности в профессиональном общении.

При этом определённое учебно-методические задачи реализуются в процессе организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Социально-психологический тренинг профессионального общения», которая призвана формировать у обучающихся систему теоретических знаний,  практических навыков и умений, позволяющие стимулировать их действия как субъектов общения, а также они направлены на изменение их собственного поведения и повышения коммуникативной компетентности в профессиональном общении.

Содержание материала для самостоятельной работы обучающихся способствует измерению уровня сформированности компетенций на основании усвоения обучающимися знаний категориального аппарата психологии общения, о специфике и особенностях процесса общения как социально-психологического явления, его строения, неоднозначности связей личности и результатов общения, закономерностей психологических проблем общения, организации его различных форм. Кроме того, содержание заданий для самостоятельной работы помогает выработке у обучающихся умений и навыков успешного применения в социуме психотехнологий эффективного общения, осмысления различных факторов затрудненного и конфликтного общения, диагностирования и прогнозирования поведения субъекта в ситуациях затрудненного общения, развития и коррекции собственных способов общения с окружающими.

Таким образом, задания для самостоятельной работы обучающихся позволяют расширять их кругозор, формировать их профессиональное мышление, стимулировать аналитическую активность участников тренинга, вооружать их инструментами и приемами анализа своего поведения и наглядно демонстрирует преимущество целенаправленного самосовершенствования сотрудника органов внутренних дел как субъекта профессионального общения, что способствует формированию комплекса общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся.