Логопедическая работа по развитию лексики у детей при стертой дизартрии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арутюнян А. М., Дегальцева В. А., Фофанова Ю. А. Логопедическая работа по развитию лексики у детей при стертой дизартрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 741–745. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970475.htm.
Аннотация. Статья посвящена логопедической работе по развитию у детей при стертой дизартрии одной из сторон речи – лексики. В статье описана актуальность данной проблемы на сегодняшний день, изучение лексической стороны различными выдающимися отечественными учеными. Также описан эксперимент, выявляющий состояние формирования лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арутюнян АрминэМинасовна,студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г.Армавирarmina.21@mail.ru

Фофанова Юлия Александровна, студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Армавирскийгосударственный педагогический университет», г.Армавирyuliyafofanova@mail.ru

Научный руководитель:Дегальцева Валентина Александровна,старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г.Армавирdegalceva_va@mail.ru

Логопедическая работа по развитию лексики удетей при стертой дизартрии

Аннотация.Статья посвящена логопедической работе по развитию у детей при стертой дизартрии одной из сторон речи –лексики. В статье описана актуальность данной проблемы на сегодняшний день, изучение лексической стороны различными выдающимися отечественными учеными.Также, описан эксперимент, выявляющий состояние формирования лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией. Ключевые слова: логопедическая работа, лексика, лексическая сторона речи, стертая дизартрия.

В течение многих лет проблема развития лексики у детей со стертой формой дизартрии является предметом научного исследования многих логопедов и дефектологов. Стертая дизартрия одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекционнологопедической работы. Проблема развития лексики всегда интересовала отечественных исследователей и ученых, среди которых были Е.Ф.Соботович, И.Б.Карелина, Л.В.Мелехова, Л.В.Лопатина, Р.И.Мартынова, Л.Ф.Спирова и О.А.Токарева. Эта речевая патология, по мнению ученых, вызывает вторичные отклонения в развитии лексической, фонематической и грамматической стороны речи и снижает эффективность школьного обучения детей.В литературе недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства. В настоящее время существуют понятия «дизартрический компонент», «стертая дизартрия», «легкая степень дизартрии», «мягкая» дизартрия», «минимальные дизартрические расстройства». Накоплен большой теоретический материал по проблемам симптоматики разнообразных клинических проявлений речевых и неречевых нарушений при стертой дизартрии и этиологии нарушения. Огромный вклад в изучение развития лексики внесли Выготский Л.С., Лопатина Л.В., Шахнарович А.М., Туманова Т.В. Макарова К. и др.Но формирование словообразовательных умений у детей состертой дизартрией малоизучены, данные на основе экспериментов о характере и специфике нарушений словообразования при стертой дизартрии отсутствуют. Методы коррекционной и логопедической работы не дифференцированы помеханизмам и структуре дефекта при разных проявлениях этого нарушения. Также не решена проблема по разработке системы лингвистического материала, который используется для того чтобы закрепить речевые умения у детей с этой формой дизартрии.На сегодняшний день одной из актуальных задач логопедии является повышение эффективности коррекционнологопедической работы, по средствам лингвистически обоснованных и последовательных формирований словообразовательных умений, а также систематизации лингвистического материала, который соответствует характеру и структуре дефекта.Целью исследования является выявление особенностилогопедической работы по развитию лексики у детей при стертой дизартрии. Объектом исследованияявляется процесс развития лексики у детей при стертой дизартрии, а субъектом –дети со стертой дизартрией. Предметом данного исследованияявляются средства и методы логопедической работы по развитию лексики у детей при стертой дизартрии.Задачи исследования:1.Изучить научную психологопедагогическую литературу по проблеме развития лексики у детей при стертой дизартрии.2.Изучить особенности развития лексики у детей при стертой дизартрии.3.Определить существующие коррекционные методики развития лексики у детей при стертой дизартрии.4.Разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию лексики у детей при стертой дизартрии.Методы исследования –изучение и анализ научной литературы. Стертая дизартрия является распространенным речевым нарушением среди дошкольников, это нарушение имеет тенденциюк росту. Стертая дизартрия зачастую встречается с другими речевыми нарушениями. Это речевое нарушение проявляется в расстройствах фонетики и просодики речевой функциональной системы,возникаетизза невыраженного микроорганического поражения головного мозга. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения с трудом поддаются коррекции,при этом затрудняют процесс школьного обучения детей. Речевые нарушения необходимо своевременно корректировать для успешной социализации и обучению в школе. По данным Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, при стертой дизартрии ведущим нарушением является произносительнаясторона речи. У многих детей имеется несформированность фонематических процессов, лексикограмматического строя речи, это является вторичным нарушением, что приводит к расстройству звуковой стороны речи.Общее недоразвитие речи является одним из вариантов симптоматики при этой форме дизартрии. При стертой дизартрии, совместно с фонетикофонематическим недоразвитием, встречаются лексические нарушения.По данным Серебряковой Н.В., дети с нормальным речевым развитием совершают ошибки лишь при назывании сорока двух слов, то у детей со стертой дизартрией количество таких слов равняется ста семидесяти четырем, что в три раза больше.Бедность словаря проявляется в том, что дошкольники со стертой дизартрией шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (земляника, клюква, брусника, ежевика), профессий (маляр, ткачиха, каменщик, сварщик, швея), цветов (фиалка, незабудка, ирис, астра), птиц (филин, аист), инструментов (долото, рубанок), частей тела (кисть, бедро, стопа, локоть), диких животных (леопард, кабан), частей предмета (фара, манжета, кузов) и др.Среди слов, не всегда правильно названных детьми, есть такая группа слов, трудных для детей обеих групп: филин, аист, все названия рыб, кроме щуки, брусника, ежевика, кабан, леопард, незабудка, фиалка, ирис, астра, осина, маляр, швея, каменщик, ткачиха, клещи, бедро, стопа, рубанок, манжета, лацканы.Среди многочисленных замен слов у детей со стертой дизартрией можно выделить следующие группы:1) Замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации (вешалка пальто каток лед);2) Замены семантически близких слов, относящихся к одному семантическому полю. Этот вид замен слов самый распространенный. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (рысь кошка, лось олень, тигр лев, волк собака, кабан носорог, леопард тигр пантера рысь, петух кура, ослик лось козлик, грач сорока, сорока галка)3) Использование словосочетаний в процессе поиска слова (щетка зубы чистит, кровать чтобы спать);4) Замены слов, обозначающих внешне сходные предметы (подоконник полка);5) Смешения слов, обозначающих часть и целое (палец рука, фара машина, подоконник окно);6) Замены однокоренным словом (водопроводчик водопровод, чернильница чернила).Процесс поиска слова помимо семантических признаков осуществляется еще и на основе звукового образа слова. Ребенок, выделив значение слова, соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая, при этом, в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. Изза недостаточной закрепленности связи его значения и звучания, в процессе поиска слова, происходит выбор слова, сходного по звучанию, но совершенно иного значения.В итоге, замены имен существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети, страдающие стертой дизартрией, заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (ворона грач, оса пчела, цапля аист).Замены имен прилагательных говорят о невозможности выделения детьми существенных признаков. Дети не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие замены, например: высокий длинный, низкий маленький, узкий маленький, узкий тонкий, короткий маленький, пушистый мягкий. Замены прилагательных осуществляются изза недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, которое характеризуетсямножественными нарушениями процесса моторной реализации речевой деятельности. При стертой дизартрии, основным симптомом речевого нарушенияможно считать фонетические нарушения, которые зачастуюсопровождаются недоразвитием лексикограмматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи корректируются с большим трудом, эти нарушения мешают развитию фонематического, лексического, и грамматического компонентов речи. Ученыеуказывалина то, что словообразовательные умениянедостаточны, они затрудняют школьное обучение детей и требуют коррекции.Нами было проведено экспериментальное исследование состояния словообразовательных и лексических умений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. В нашем экспериментеприняли участие две группы детей со стертой дизартрией на базе МБДОУ №58 г.Армавира.В экспериментальном обследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста (6лет): со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием. Для того чтобы провести обследование, мы использовали методику Е.Ф.Архиповой, предназначенная для детей со стертой дизартрией. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что задания были выполнены в основном на уровнях среднем и ниже среднего, тоесть у детей с этим нарушением словообразовательные умения слабо сформированы, поэтомутребуют специальной коррекционнологопедической работы.Целью нашего эксперимента апробировать задания и упражнения, которыенаправлены на формирование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. На основе специальной литературы мы выбрали задания и упражнения, направленные на формирование словообразовательных умений. После того, как мы провели формирующий эксперимент, нами был организован контрольный эксперимент,чтобы оценить эффективность коррекционнологопедической работы, направленной наформирование и развитие словообразовательных умений у детей со стертой дизартрией. По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные, общие и среднегрупповые значения.Таким образом, развитие лексики у детей дошкольноговозраста со стертой дизартрией требует конкретной коррекционной помощи, ведь именно эта сторона речи является основополагающей как в детском возрасте, так и во взрослом периоде жизни каждого человека.

Ссылки на источники1.Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.Ф.Архипова. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. —СПб., 2001.3.Серебрякова Н.В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стертой формойдизартрии //Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей. —Л., 1989.