Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гринёва М. А., Черепкова Н. В., Долженко О. В. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 926–930. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970512.htm.
Аннотация. В статье изучается развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются понятия «дошкольный возраст» и «творческое мышление». Рассматривается вопрос влияния творческого мышления на дальнейшее развитие ребенка. Проведено экспериментальное исследование по проблеме, проанализированы и апробированы все полученные результаты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Долженко Оксана Васильевна,воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида № 75,г.Ставропольkppieno@mail.ru

Гринёва Мария Анатольевна,студентка СПО 3 курса специальности Преподавание в начальных классах,Ставропольский филиал МПГУ, г.Ставропольmari.grineova@mail.ru

Научный руководитель: Черепкова Наталья Викторовна,кандидат психологических наук, доцент

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье изучается развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Раскрывается понятие «дошкольный возраст» и «творческое мышление». Рассматривается вопрос влияния творческого мышления на дальнейшее развитие ребенка. Проведено экспериментальное исследование по проблеме, проанализированы и апробированы все полученные результаты.Ключевые слова:дошкольный возраст, дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление, развитие мышления.

Дошкольное детство это пора жизни, когда перед ребёнком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, прежде всего в своих играх, ребёнок овладевает предметным миром. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Именно в игре у дошкольников совершенствуются и развиваются такой психический процесс как мышление.Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний. Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович и др.Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактнологическим мышлением сложно будет усвоить новые знания.Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.Но практическая работа показывает, что целенаправленномуформированию приемов мышления дошкольников в процессе образовательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития мышления.Наряду с актуальностью выбранной темы, можно выделить возникшее противоречие: недостаточное использование разнообразных методов и приемов в совместной деятельности педагога и детей препятствуютуспешному развитию мышления детей в дошкольных образовательных учреждениях.Проблема исследования: эффективно ли использование специальных обучающих программ для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.Цель исследования: изучение развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.Объект исследования–мышление детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования–развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях будет более эффективным при условии реализации программы по развитию творческого мышления, составленной с учетом особенностей детей дошкольного возраста.Задачи исследования:1. Осуществить теоретический анализ проблемы развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях в современной науке.2. Определить особенности развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях.3. Осуществить подбор диагностических методик по определению уровня развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях и провести диагностику.4. Составить и апробировать программу развития творческого мышления детей в дошкольных образовательных организациях, определить её эффективность.Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы: теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, тестирование, эксперимент в единстве его этапов (констатирующего, формирующего и контрольного), метод качественного и количественного анализа эмпирических данных.Теоретикометодологической основой исследованиястали положения, выдвинутые в работах российских ученых Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, Ф.А.Сохипа, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Шахнаровича, Д.Б.Эльконина; теоретические основы обучения с учетом возрастных закономерностей психического развития детей (Н.И.Гуткина, В.Д.Еремеева, В.А.Москвин, А.Р.Лурия, А.Л.Сиротюк, и др.), исследования творческого мышления в отечественной психологии(Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. А. Анцыферова, О. К. Тихомиров и др.).Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в четыре этапа. Подготовительный этап включал в себя определение целей и задач, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основной гипотезы, изучение и анализ научной литературы. Констатирующий этап был направлен на подбор методов и методик научного исследования, изучение состояния проблемы, определение основных понятий и категорий, создание концепции исследования, изучение особенностей развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях, выявление эффективных сторон развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Формирующий этап посвящен разработке и апробации программы развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях. Аналитический и заключительный этапы посвящены обработке и анализу полученных результатов, оформлению материалов исследования.Творческое мышление –один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Отечественный психолог Р.С. Немов дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление –вид мышления связанный с созданием и открытием чеголибо нового» [29].Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.Психологигуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества –мотив личностного роста. По Маслоу –это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [36].Творческое мышление изучалось также в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса, представляющую креативность как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов под ред. Дьяченко можно найти такое определение креативности: Креативность –способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основные факторы креативности –оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии [1]Одним из важнейших факторов развития творческого мышления детей является создание условий, способствующих формированию их творческого мышления. Первым шагом к успешному развитию творческого мышления является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание, хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами [29]. Также важным условием развития творческого мышления ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.Развитие творческого мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше [24]. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя [17].

Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когдалибо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку изпод дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. Развитие творческого мышления заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким –либо делом, в выборе способов и т.д. тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу [6].В результате психологопедагогического анализа нами были определены критерии развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста:

беглость –способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени. Беглость лучше всего развивать в продуктивных графических видах деятельности, в тренировках быстро отвечать на вопросы.

оригинальность –внесение чеголибо нового в имеющийся материал, способность выдавать необычные реакции, неординарность мышления.

гибкость –способность ребенка приспосабливаться к неожиданной смене ситуации, а также способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию.1. Методика «Использование предметов».Данная методика была направлена на развитие творческого, дивергентного мышления, ассоциативной памяти. При обработке и оценке результатов мы определили, что значительная часть респондентов предлагали не оригинальное использование обозначенных предметов, наблюдалось проявление репродуктивного мышления. При описании отсутствовали детализированность, необычность образов (63%).Некоторые дети более успешно справились с заданием. Они предполагали больше способов использования предложенных предметов. Эти варианты отличались интересными идеями, детализированностью образов. Большая часть идей отличалась репродуктивным воспроизведением (28%).Всего 9 % тестируемых детей смогли справиться с заданием полностью. Предложенные им варианты использования известного предмета (газеты) отличались оригинальностью, необычностью образов мышления, количеством интересных идей.Низкий уровень развития творческого мышления:экспериментальная группа –60 %;контрольная группа –66 %.Средний уровень развития:экспериментальная группа –29 %;контрольная группа –27 %.Высокий уровень развития:экспериментальная группа –11 %;контрольная группа –7 %.Таким образом, можно сделать вывод о низком уровне развития творческого мышления.











Рис. 1. Методика "Использование предметов"

2.Методика «Слова». При обработке и оценке результатов мы определили, что большинство детей не могли придумать слова и повторяли те, которые произнес педагог (65 %).Некоторые дети справились с заданием более успешно, придуманные слова были оригинальны и интересны, но им потребовалось много времени, чтобы придумать слова. Многие слова придумывались с подсказками педагога (27%).Отсюда низкий уровень развития творческого мышления: экспериментальная группа –59 %;контрольная группа –56 %.Средний уровень развития:экспериментальная группа –30 %;контрольная группа –34 %.Высокий уровень развития:экспериментальная группа –11 %;контрольная группа –9 %.Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне развития творческого мышления.контрольная группаэкспериментальная группа0%20%40%60%80%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группа

Рис. 2. Методика "Слова".

3. Методика «Эскизы».Приобработке и оценке результатов мы определили, что большинство детей испытывали трудности. Им было сложно представить воображаемые предметы, они затруднялись с ответом. Практически ничего оригинального в полученных эскизах дети не видели. Детям проще была дорисовать увиденные эскизы, нежели вообразить чтото и это описать. Тем не менее, при дорисовывании эскизов дети рисовали незначительное количество деталей, изображения напоминали схематичную форму передачи образа. При создании какогото объекта дети включали его в простой сюжет, полученные рисунки можно отнести ко второму типу анализа рисунков по методике О.М. Дьяченко (32%).К четвертому типу можно отнести рисунки 10% детей. Их рисунки были более сюжетные, детализированные, объекты изображения были болееоригинальными, творческими. Низкий уровеньразвития творческого мышления:экспериментальная группа –59 %;контрольная группа –57 %.Средний уровеньразвития:экспериментальная группа –30 %;контрольная группа –32 %.Высокий уровеньразвития:экспериментальная группа –10 %;контрольная группа –8 %.Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне развития творческого мышления.контрольная группаэкспериментальная группа0%20%40%60%80%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группа

Рис. 3. Методика "Эскизы".

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательнымиучреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие творческого мышления.Анализ современных психологопедагогических исследований позволил нам определить следующие психологопедагогические условия, способствующие развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста:1. Создание обстановки опережающей развитие детей.Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности;2. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности. Задача воспитателя –помочь организовать деятельность, сделать ее увлекательной, насыщенной;3. Системность в обучении детей;4. Обогащение опыта ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов деятельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его мышления;5. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризует быстрота, гибкость, оригинальность, точность).В психологопедагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.контрольная группаэкспериментальная группа0%10%20%30%40%50%60%низкий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньконтрольная группаэкспериментальная группаИсследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XXвека. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Ссылки на источники1.Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества [Текст]/ В.И. Андреев, Казань, 1998.2.Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольномвозрасте. М.: Иммапресс, 1999. 96 с.3.Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие [Текст]/ Бабаева, Ю.Д. –М. 19984.Барташникова И.Я. Барташников А.А. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5–7 лет[Текст]/ Барташникова И.Я., Барташников А.А. –Харьков 1997. –412 с.5.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. –СПб.: издательство Буковского, 1994. –60 с.6.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). [Текст]/Богат В., Нюкалов В. // Дошкольное воспитание. 1994 №1, С. 17–19.7.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст]/ Венгер Н.Ю. // Дошкольное воспитание. 1982, №11, С. 32–38.8.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей. –М.: Просвещение,1981.9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —М.,1991.93с.10.Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Выготский Л.Н. –СПб.: Союз, 1997. –92 с.11.Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. [Текст]/ Годфруа Ж. –М.: Мир, 1992. –460 с.12.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. [Текст]/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. –М.: Знание, 1994 –157 с.13.Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно –методическое пособие. Серия: Приглашение к творчеству. Издательство «Детство Пресс» 2006.14.Дункер, К.М. Психология продуктивного (творческого) мышления: Психология мышления/Пер. с англ./ [Текст]/ Под ред. А.М. матюшкина –М., Прогресс, 196615.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. –Пенза: УниконТРИЗ.16.Журнал Веселая Академия. Развиваем воображение. Выпуск 7.17.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст]/ Заика Е.В. // Вопросы психологии, 1993, №2, С. 54–58.18.Зейц М. Пишем и рисуем пальчиками. Издательство ИНТ –2010.19.Крылов Е. Школа творческой личности [Текст]/Крылов Е. // Дошкольное воспитание. 1992, №8, С. 11–20.20.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов / Пер. с англ. под ред. Е.И. Щебланова. М.: ИНТОР. 1995. –48 с.21.Левин В.А. Воспитание творчества. [Текст]/ Левин В.А. –Томск: Пеленг, 1993. –56 с.22.Лук А.Н. Психология творчества. [Текст]/ Лук А.Н. –М.: Наука, 1978. –125 с.23.Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников/ Д.В.Лубовский //Психология обучения. 2005.№8, с. 8287.24.Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. [Текст]/ Менджрицкаяд.В. –М.: Просвещение, 1982.25.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Михайлова З.А. –2изд. –М.: Просвещение. 1990–160 стр.