Роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гончарова М. С., Невежина Н. В. Роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1201–1205. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970567.htm.
Аннотация. В работе рассматривается роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания студенческой молодёжи. Выделяются основные принципы воспитания личности. Подтверждается гипотеза о том, что овладение иностранным языком существенно влияет на способности и когнитивное развитие личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гончарова Мария Сергеевна, студентка академической группы КЭЛС152,Камышинский технологический институт (филиал)ФГБОУ ВО«Волгоградский государственный технический университет», г. Камышин

n.nevezhina71@mail.ru

Невежина Наталья Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории кафедры «Иностранные языки и гуманитарные науки»,Камышинский технологический институт (филиал)ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Камышин

dfl@kti.gmail.ru

Роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания молодежи

Аннотация. В работе рассматривается роль иностранного языка в процессе нравственного и духовного воспитания студенческой молодёжи. Выделяются основные принципы воспитания личности. Подтверждается гипотеза о том, что овладения иностранным языком существенно влияет на способностии когнитивное развитие личности. Ключевые слова: гуманистическое мировоззрение, нравственность, личностный потенциал,профессиональный потенциал,диалог культур, психологопедагогический подход.

Объектом исследования являютсястуденты в процессе изучения английского языка, который рассматривается нами как один из факторов, влияющих на развитие личности.Цель работызаключается в выявлении роли дисциплины«Иностранный язык» в рамках образовательного процессав среднепрофессиональном учебном заведении, его способностивоспитывать гуманистическое мировоззрение, чувство уважения к представителям других культур и чувство патриотизма по отношению к своей Родине.Актуальностьтемы определяется необходимостью нравственного и духовного воспитания молодежи в процессе изучения иностранного языкачерез призму диалога культур, формирования гуманистических ценностей во всех сферах общественной жизни.Практическое значение исследования состоит впропаганде изучения иностранных языков, поскольку на сегодняшний момент знание английского языка, как международного,способно не толькооткрытьстудентамновые возможности при трудоустройстве, но и помочь им в раскрытиии развитии личностного и профессионального потенциала.Цель дисциплины «Иностранный язык» по определению Е.И. Пассова –это «развитие индивидуальности учащегося для подготовки его как нравственного человека кдиалогу культур».Общение на английском языке это межкультурное взаимодействие. Очень важно, чтобы все участникиучебного процессапонимали, что чужая культура не хуже и не лучше родной

она просто другая.Нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.Мы должны стараться видеть в чужом не только то, что нас отличает, но и то, что нас объединяет; смотреть на события, людей, поступки с позиции чужой культуры; менять свои оценки,постигая чужую культуру, отказываясь от стереотипов; использовать познания чужой культуры для более глубокого познания собственной.Именно на уроках иностранного языка легче всего обратиться к диалогу культур. Только в процессе общения, имея определенную цель

мотивацию, в условиях, близких к реальным, может возникнуть такой диалог, которыйи образовывает, и воспитывает одновременно.Поэтому использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности на уроках иностранного языка.Диалог культур –это обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других людей. В данном случае идёт многогранный процесс обучения иностранному языку через призму мультикультурных традиций нашей страны. Е.И. Пассов подчеркивает, что длянашего обществажизненно важны люди, воспитанные в духе диалога культур, у которыхформируются нравственные качества человека духовного, человека культуры:интернационализм, гуманизм, патриотизм, этическая культура, эстетическая культура и др.[1]. Мы уверены, что если студенты, которые добросовестно учатся и работают над собой, формируя гуманистическое мировоззрение, могут со временем изменить и наше общество, которое просто обязано стать более нравственным. Именно эстетическое воспитание всегда нацелено на формирование человеческой личности так как «эстетическое и этическое проявляется во всей деятельности человека, во всех явлениях духовной жизни, во всех сферах деятельности. Эстетические вкусы, идеалы, ценности –суть ориентиры личности; этические чувства (скажем, добра и зла) –основа человеческих поступков»[1].Говоря о воспитании личности, нужно подчеркнуть, что само понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.Образование без воспитания есть дело ложное и опасное[2]. Сегодня практические задачи педагога направлены не только на передачу знаний, умений и навыков, но и на выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной индивидуальности, в побуждении их к самовоспитанию.Выделяются следующие принципы воспитания личности [3]:а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность принятия решений и т.д.);в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы, истории,интеллигентность и т.п.);г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания, умения, навыки и т.п.);д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.);е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.).Непосредственное влияние на становление культурных ценностей личности оказывают иностранные языки.Язык –хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его моральноэтические, социальнокультурные, художественноэстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных студентов иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовнонравственного, идейнополитического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения [4].Современный процесс обучения предполагает постановку человека в центр этого процесса и формирование его как гуманной личности. Очеловечивание личности является частью общего процесса в системе образования. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека минимальных знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственноэстетических ценностях, которыеоказывают влияние на формирование личности студента.Нравственные и исторические начала неразделимы. Поэтому когда происходит формированиеисторического сознания, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.Дисциплина«Иностранный язык» являетсяодним изсамых гуманных предметов(в смысле прямой направленности на личность студента). Основным психологопедагогическим подходом к обучению иностранному общению мы считаем личностногуманный подход.Существуют различные способы развития нравственных качеств у студента при изучении иностранного языка–это чтение литературы, использование поэзии, групповая и парная работа, тематические уроки и ролевыеигры. Наиболее эффективным на наш взглядявляютсяролевыеигры.Ролевыеигры на уроке являются сильным мотивом к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к действительности, где учащиеся могут рассмотреть выходы изпроблемных ситуаций, если бы они происходилина самом деле(будь то конфликтная ситуация в семье, в учебном заведении и т.д.). Также появляется возможность активно использовать практически весь программный лексикограмматический материал в ходе данных игр. Студенты стараются овладеть речевыми конструкциями и формулами,чтобызатем использоватьполученные знания при выполнении коммуникативных заданий в других сферах деятельности. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.Иностранный язык, в первую очередь хотелось бы отметить английский, очень популярен в нашем мире. Это язык не только компьютеров, техники, науки, но и политики, культуры и спорта. Он также способствует развитию коммуникативных способностей, а также устранению психологических барьеров личности. Студент приизучении языка(через диалоги, игры, сценки, монологические высказывания) становится более коммуникабельным, а в следствие, и более успешным в будущем.Знание иностранного языка становится жизненной необходимостью. В современном обществе, в век информации и технологий требуются высококвалифицированные специалисты, способные решать сложные профессиональныезадачи.В наиболее выгодном положении при устройстве на работу находятся те специалисты, которые имеютзнания не только собственнойпрофессии, но и владеют ещё одним или несколькими иностранными языками. Знания иностранного языка помогут нам в чтении книг и газет на оригинальном языке, чтобы быть в курсе последних событий.Таким образом, на основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовнонравственного воспитания учащихся средствами изучения иностранного языка,можно сделать следующий вывод о том, что, как и любая деятельность, процесс овладения иностранным языком оказывает определенное влияние на развитие личностистудента, выполняющего эту деятельность. Мы нашли подтверждение высказываниям педагогов и психологов о том, что овладения иностранным языком влияет на способностии когнитивное развитие личности, ее творческое саморазвитие, на познавательную активностьи самооценку.

Ссылки на источники1.Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. «Урок иностранного языка», Москва, «Глоссапресс», РостовнаДону, «Феникс» 2010.–639 с.2.Ильин И.А. Путь к очевидности. –М.: Республика, 1993. –430 с.3.Бондаревская Е.В. «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания»–М., 1999.4.Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. –4е изд. –М.: Политиздат, 1980.–444 с.