Развитие социальной компетентности младших школьников в процессе игрового моделирования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гакаме
Ю.
Д.,
Сергеева
Б.
В.,
Рыбалкина
А.
А. Развитие социальной компетентности младших школьников в процессе игрового моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2021. – № 12 (декабрь). – С.
43–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2021/211080.htm.
Аннотация. Одной из важнейших задач качественного современного образования в условиях стремительно меняющегося социокультурного пространства является формирование творческой личности, умеющей активно взаимодействовать в социуме, находить оптимальные решения в сложных ситуациях, проявлять гибкость и мобильность в системе общественных отношений, учитывая при этом установленные социокультурные нормы, уметь критически их оценивать, вносить конструктивные предложения по их развитию и совершенствованию. В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования социальной компетентности младших школьников. Игровое моделирование является эффективным средством включения обучающихся в решение социальных проблем, погружения в искусственно созданную, безопасную среду, моделирующую социальную реальность. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в уточнении педагогических условий использования игрового моделирования на уроках в начальной школе как способа развития социальной компетентности младших школьников. Цель статьи состоит в описании результатов проведенного естественного педагогического эксперимента по формированию социальной компетентности младших школьников посредством игрового моделирования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделены, обоснованы и структурированы педагогические условия по использованию игрового моделирования как способа развития социальной компетентности, соотнесены его этапы и методы с формируемыми социальными компетенциями младших школьников. Практическая значимость проведенного исследования обусловлена разработкой методических материалов, описанием практического использования игрового конструктора на уроках в начальной школе, составленного в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования. Результаты исследования представляют практический интерес: учителя начальных классов могут применять в своей работе такие разработки, как технологическая карта урока на основе игрового моделирования; комплекс уроков с использованием игрового моделирования по окружающему миру (2 класс, А. А. Плешаков, ФГОС УМК «Школа России»), картотека игр, игровой конструктор, составленный в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования игры. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы.
Ключевые слова:
моделирование, урок, компетентность, модель, социальная компетентность, технологическая карта урока, игра, игровое моделирование, игровой конструктор
Похожие статьи
- Сущность, структура и содержание компетенции применения моделирования в профессиональной деятельности у курсантов военных вузов
- Игровой конструктор как средство игрового моделирования на уроках в начальной школе
- Формирование экономической компетентности студентов педагогического образования
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
- Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития