Full text

Аннотация. В статье представлена история волейбола в Дон ГАУ, методика обучения отдельным техническим и тактическим действиям и упражнениям, разработаны контрольные нормативы (тесты) оценки текущей успеваемости студентов для оценки на зачет.
Ключевые слова: волейбол, подача, нападающий удар, блок, техника упражнений. 

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов.

С их помощью формируются основы физической и духовной культуры личности, повышаются ресурсы здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.

Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне:

- формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;

- физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности;

- развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков;

- физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры [1].

Спортивные игры, и в частности волейбол, можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения от детей дошкольного возраста до пенсионеров.

Волейбол является одним из самых зрелищных, быстрых и интересных видов спорта:

-  зрелищность игры обусловлена тем что, нет необходимости сидеть и ждать пока одна из команд докатит мяч до ворот и хорошо, если закатит в эти самые ворота, а здесь мы наблюдаем - подача, 1-3 переходов-розыгрышей, и одна из команд уже обнимается, празднуя очередное очко;

- быстрота игры - чрезвычайно быстрая смена атакующих и защитных действий в волейболе - в каждом розыгрыше можно проследить все составные элементы игры: подача - прием - пас - атака - блок - прием, с различными вариациями составных   элементов, которое великое множество;   

- интерес к игре обусловлен тем, что в нее могут играть все.  Например в  футбол могут играть все, кто может бегать, в баскетбол могут играть все, кто может бегать и считать до трех (чтобы пробежку не засудили) и бросать мяч в сторону щита, в хоккей, слишком много всего надо, да и недешевы все эти хоккейные штуки.  Чтобы играть в волейбол, необходимо знать, где стоять на площадке, владеть всеми элементами игры и  уметь изучать манеру игры противника [2].

Проверенным фактом является то, что в футбольной команде есть один слабый игрок, но команда все равно будет играть, и этого слабого звена может быть совсем не заметно. Но если «ноль» выходит на волейбольную площадку, его команда обречена, все атаки и все скидки будут играться соперником на этого «ноля», поэтому если ты «ноль», надо с этим решительно бороться, и призываем студентов серьезно заняться волейболом.

Волейбол в нашем университете является популярным видом спорта. В структуре студенческого волейбола ДГАУ имеются как мужская, так и женская команды, сборные команды на каждом факультете и на большинстве курсов, в каждом общежитии и на каждом этаже. Волейбольные традиции были заложены с того момента, когда ДСХИ-ДГАУ переехал и обосновался в п. Персиановском.

Первую волейбольную студенческую женскую команду создал Ростомашвили Борис Давидович.Руководил этой командой он до 1982 года. Команда выступала в финале Первенства сельскохозяйственных вузов СССР. Неоднократно становилась Чемпионом РСФСР ДСО «Урожай».

Много сил, и умения вложил в команду Дроздов Герман Андреевич, который принял женскую команду изавоевывал с ней новые спортивные вершины.

В конце XX века команду возглавила ее бывший игрок Пономарева Елена      Владимировна. Благодаря ее  умениям, настойчивости, работоспособности и инициативы команда участвует в Российских и областных соревнованиях, добиваясь значительных результатов. Есть успешные  выступления  на площадках Волгограда,  Краснодара, Ростова, Новочеркасска, Азова, Донецка и других городов. Значительный вклад в развитие и популяризацию игры внесли и вносят следующие волейболистки: Водопша Светлана, Калюжная Любовь, Бабкина Любовь, Романенко Елена, Майорова Тамара, Пономарева Елена, Гром Мария, Мамченко Людмила, Петренко Елена, Чепурко Наталья, Подсвирова Анна,   Чернокрылюк Ирина, Тищенко Ульяна, Луценко Екатерина, Меркулова Наталья, Сердюкова Юля, Черняк Анна, Дауб Галина, Шаламова Оля, Макарова Алена и многие другие.

Мужскую сборную команду с начала семидесятых годов и до 2010 г возглавлял Семенченко Валерий Васильевич. В эти годы наблюдался бум волейбола в нашем университете. За этот период времени сборная ДСХИ-ДГАУ выигрывает зональные соревнования среди вузов СССР, попадает на финал первенства СССР и становится призером этих соревнований, которые проходили в Махачкале. Далее были победы в Тирасполе, Баку, Днепропетровске. Команда на протяжении 12 лет была победителем Ростовской области ДСО «Урожай».

Среди выдающихся студентов, воспитанных Семенченко В.В., следует отметить следующих: Куприев Николай - мастер спорта СССР, играл за команду СКА (Ростов), Ковнеристов Вячеслав, Кравцов Юрий, Григоренко Владимир, Пономарев Роман, Архипов Евгений, Лозовой Сергей, Рыбкин Вадим, Афонин Павел, Цыбулевский Сергей и многие другие. Это волейбольная история и гордость нашего университета.

Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо, прежде всего, в совершенстве овладеть техникой игры.

Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе игры, и которые имеют свою специфику выполнений. Они делятся на две группы: нападающие и защитные.

К первой относятся подача, нападающий удар, вторая передача и скидка. Ко второй - блокирование и первая передача.

Часто в игре один и тот же прием может быть использован и в нападении и в защите. Taк, например, первая передача мяча в одном случае используется только как защитное действие (при приеме нападающего удара), в другом случае она же может быть атакующим приемом, если направляется сразу на удар. Поэтому такое деление условно.

Кроме того, составной частью технических приемов являются стойки и перемещения игроков.

Преподаватель физического воспитания должен планировать проведение занятий исходя из задач изучаемого предмета и в соответствии с контингентом учащихся. На одном занятии обычно решаются 3-4 основных и второстепенных задач. Занятия по волейболу планируются в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся [3, 4].

Нами разработаны следующие игровые приемы и этапы обучения по волейболу:

- общее ознакомление с игровыми приемами – рассказ, показ и демонстрация приемов, их особенностей и техники выполнения;

- выполнение упражнений с анализом возможных и часто встречающихся ошибок;

- выполнение игровых приемов в упрощенных условиях, т.е. без сетки, при содействии партнера, с использованием дополнительного оборудования.

В процессе выполнения данных приемов проводятся индивидуальные упражнения - разучивают разбег, прыжок, ударное движение по мячу при нападающем ударе. При групповых упражнениях выполняются игровые приемы во взаимодействии с партнерами, проводится двусторонняя игра, выполняются технические приемы наиболее рациональным способом в зависимости от игровой ситуации и тактического плана игры.

Можно повысить интерес к занятиям при соревновательной форме их проведения – возможность дольше продержать мяч, лучшее выполнение упражнения-приема (подача, нападающий удар, блокировка, прием мяча, защитные действия).

Занятия по волейболу проводят в различных построениях – шеренгах, полукругах, кругах, в колоннах по 6-8 человек. Занимающиеся поочередно выполняют подачи, передачи, защитные действия, нападающие удары, прыжки, различные перемещения.

Освоить пройденный материал помогают домашние задания, в число которых входят упражнения на развитие прыгучести, гибкости, силы, выносливости, упражнения с мячом – передача в стенку, удары об пол, имитационные упражнения.

Волейболистам в игре приходится выполнять большое количество прыжков, различных перемещений, падений и взаимодействий с летящим мячом. Объем нагрузок достаточно высок и волейболисты должны быть достаточно подготовлены к их выполнению [5, 8,10].

Мы предлагаем советы и рекомендации, которые можно использовать в тренировочном процессе и игре в волейбол:

- перед разминкой с мячом проделай энергичную разминку без мяча.

- старайся на разминке опробовать все то, что прядется выполнять в игре.

-  не упрекай партнера за допущенную в игре ошибку. Лучше похвали его, когда он удачно сыграет мяч.

- игрок выходящий на подачу - первая скрипка в команде. В этот момент все остальные его помощники. Не допускай, чтобы подающий бегал за мячом, мяч отдай ему в руки. Это не только помощь подающему, но и знак уважения к игроку, выполняющему ответственейшую функцию.

- перед подачей посмотри на площадку соперников. Мяч не просто вводи в игру, а направляй в наиболее уязвимое место.

- не затягивай время при подаче. Не забывай, что в твоем распоряжении всего восемь секунд. Но и не спеши, ибо поспешность приводит к срывам.

- если при подаче ты обычно делаешь шаг вперед, то встань на метр дальше от лицевой линии. При подаче особенно остерегайся ошибиться, если твой партнер на подаче только что допустил ошибку. Две потери подачи могут выбить команду из колеи.

- не   рискуй, подавая подачу после перерыва, взятого командой противника. Потеря подачи может привести к перелому в игре.

-  играя на открытой площадке, старайся использовать метереологические  условия (яркое солнце, ветер), чтобы затруднить прием подачи.

- выполнив подачу, ни секунды не стой на месте, а сразу активно входи в игру. Будь всегда готов принять мяч.

- принимая подачу, не забывай, что каждый игрок обязан контролировать вою зону. Если мяч летит в зону соседа, не пытайся принять его.

- готовясь к приему подачи, заранее определи, куда лучше всего направить мяч.

- принимая мяч способом сверху, не выпрямляй рук, а обязательно немного согни их в локтях. Когда же принимаешь мяч двумя руками снизу, не сгибай их в локтях.

- за правильность расстановки команды во время приема подачи следят, прежде всего, игроки задних зон.

- мяч с подачи или после нападающего удара старайся принять без падения. Стремись принять любой, с первого взгляда, даже безнадежный мяч. Самоотверженная попытка спасти трудный  мяч даже при неудаче воодушевляет команду.

- принимай мяч способом снизу, как правило, не одной рукой, а двумя.

- мяч, летящий в стороне, принимай одной рукой снизу, правой рукой - справа, левой - слева.

- трудный мяч при втором касании старайся вернуть на свою площадку, а не перебивай через сетку.

- не торопись принять мяч, если он не успел отскочить от сетки. Не подходи слишком близко к сетке. Подожди, пока мяч отскочит от сетки, и тогда принимай его.

- если мяч после первого касания попал в сетку, не старайся сразу перебить его на сторону соперников. Пусть  партнер  сделает это третьим касанием.

- готовясь ко второй передаче, прежде всего оцени обстановку на своей площадке и площадке соперников.

- сделав вторую передачу, не следи за ее результатом, не оценивай ее качества, а сразу страхуй своего нападающего.

- выполняя вторую передачу из трудного положения, направляй мяч самому ближнему партнеру или тому, к которому обращен лицом.

- готовя нападающий удар, внимательно следи за партнером, делающим передачу, и площадкой соперника.

- не торопись разбегаться для прыжка и нападающего удара. Первый шаг делай тогда, когда мяч коснется рук пасующего.

- нападающие удары на первых минутах игры не делай с максимальной силой. Сначала примерься, «почувствуй» удар.

- старайся разнообразить направление и силу нападающих ударов. Не бей  подряд два раза одинаково по силе и в одном и том направлении.

- выйдя на переднюю линию и готовясь вести нападение, посмотри, кто готовится блокировать.

- нападая, стремись направлять мяч в зону слабейшего защитника.

- задумав, тихий нападающий или обманный удар, прыгай так высоко и резко, как и при сильном ударе. Соперники будут введены заблуждение.

- не откидывай мяч партнеру по нападению, если тебя не блокируют. Бей сам.

- плох нападающий удар не вини пасующего, будь самокритичен.

- при блокировании смотри не на мяч, а на атакующего соперника.

- не разводи рук на блоке: мяч может пройти между ними.

- блокируя, прыгай немного позже нападающего.

- заранее определи, кто из игроков команды противника успешно играет в  нападении. Неставь блок «выходящему» игроку. Не забывай, что после блокирования ты вправе еще раз коснуться мяча.

- приземляйся после блокирования на согнутые ноги, так легче быстро начать другие действия.

- приземляясь после группового блокирования, не опускай рукв стороны, не мешай действиям партнера.

- в момент приземления после блокирования максимально быстроповернись в сторону, куда полетел мяч.

- после  блокирования сразу отступи на шаг от сетки,  приготовься нападать.

- не участвуешь в блокировании - действуй в защите или на подстраховке, но не стой под сеткой [6, 7, 9].

Мы разработали зачетные нормативы по волейболу в каждом семестре.

Таблица – Зачетные нормативы по семестрам

Контрольные нормативы

Девушки

Юноши

курс

курс

1

2

3

4

1

2

3

4

Передачи в парах через сетку, 2-я сверху, без потерь

5

7

10

14

10

12

15

20

Передачи от стены, 2-я сверху с расстояния 2-3 м, без потерь

5

7

10

14

10

12

15

20

Передача от стены, 2-я снизу с расстояния 2-3 м, без потерь

5

7

10

14

10

12

15

20

Подача любая из 6-10 попыток

3

4

5

6

7

8

9

10

Подача по зонам (1,6,5) на точность по две в каждую

 

 

2

3

 

 

3

5

Передача на точность через сетку из зоны№4 в зону №6 после паса преподавателя, 6 попыток

1

2

3

4

3

3

4

5

Нападающий удар из зоны №4 и №6 после паса преподавателя

1

2

3

3

3

3

4

4

 Ссылки на источники:
1. Дегтярь А.С., Еремеева Л.Э., Журба Л.А., Засемчук И.В., Иванец М.Г., Игнатова Е.М., Клунко Н.С., Назарян М.М., Нефедова В.Н., Савинова А.А., Семенченко С.В., Топорков А.И., Сорокин А.Н. Инновационно-технологическое развитие регионов России. Новосибирск, 2014. - 128 с.
2. Корнев В.Г., Пономарева Е.В., Семенченко В.В. Волейбол //Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов: п. Персиановский, 2010. – 114 с.
3. Пономарева Е.В., Семенченко В.В. Опыт использования спортивной игры волейбол как основы занятий физическим воспитанием в ДГАУ // Инновационные пути развития АПК: проблемы и перспективы: тезисы докл. межд. науч.-практ. конф. (п. Персиановский 5-8 февраля 2013 г.)., п. Персиановский, 2013. – С.61-63.
4. Семенченко В.В., Пономарева Е.В. Использование пляжного волейбола в системе подготовки студентов волейболистов // Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса: тезисы докл. межд. науч.-практ. конф. (п. Персиановский, 1-4 февраля 2005 г.)., п. Персиановский, 2005. – С.76-77.
5. Семенченко В.В., Челбухов А.И., Хадисова Л.П. Технология принятия решения при комплектовании сборных команд университета // Проблемы развития аграрного сектора экономики и пути их решения: тезисы докл. Респуб. науч.-практ. конф. Посвященной памяти известных ученых Дон ГАУ (п. Персиановский, 3-7 февраля 2003 г.)., п. Персиановский, 2003. – С.46-47.
6. Семенченко В.В., Щеголев Ю.А. Контроль за функциональным состоянием волейболистов и уровнем развития у них физических качеств // Современные тенденции развития агропромышленного комплекса: тезисы докл. межд. науч.-практ. конф. (п. Персиановский, 31 января - 3 февраля 2006 г.)., п. Персиановский, 2006. – С.85-87.
7. Семенченко В.В., Щеголев Ю.А.Физическая культура в зрелом возрасте // Интеграция науки, образования и бизнеса для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации: тезисы докл. межд. науч.-практ. конф. (п. Персиановский, 2-4 февраля 2010 г.). – п. Персиановский, 2010. – С.94-95.
8. Семенченко С.В., Щербакова А.В. Хозяйственная деятельность и перспективы развития КСК «Пегас» Каменского района Ростовской области //Вестник Донского государственного аграрного университета.  2014. №1 (11) С.15-22.
9. Щеголев Ю.А., Семенченко В.В. Зависимость точности игровых двигательных действий от функциональной готовности спортсменов в игровых видах спорта // Через инновации в науке и образовании к экономическому росту АПК: тезисы докл. межд. науч.-практ. конф. (п. Персиановский, 5-8 февраля 2008 г.)., п. Персиановский, 2008. – С.98-99.
10. Щеголев Ю.А., Семенченко В.В., Худичев Е.Е. Повышение адаптивных сил организма закаливанием // Развитие инновационного потенциала агропромышленного производства, науки и аграрного образования: тезисы докл. межд. науч.-практ. конф. (п. Персиановский, 3-6 февраля 2009 г.)., п. Персиановский, 2009. – С.92-94. 

Semenchenko Valery V.
senior lecturer Department of physical education
Don State Agrarian University, p. Persianovka
Shchegolev Yuri A.
senior lecturer Department of physical education
Don State Agrarian University, p. Persianovskaya
Physical education of youth through sport games
Abstract.
The article presents the history of volleyball in Don HAU, teaching methods of individual technical and tactical actions and exercises designed control standards (tests) assessment of current progress of students for evaluation for credit.
Keywords: Volleyball, flow, forward kick, block, technique exercises.