Full text

Термин «коммуникация» появился в исследовательской литературе в начале XX в. и рассматривался учеными с двух точек зрения: бихевиоризма (основа коммуникации – вербальные сигналы) и символического интеракционизма (персонализма), где коммуникация – это внутренняя способность личности обнаруживать в себе чувства другого. Позднее сложились два основных направления в трактовке коммуникации: информационный, рассматривающий средства информации как стимул и источник социального развития, и личностный – взаимное понимание как итог межличностного взаимодействия. В данной статье предполагается объединение этих подходов, так как коммуникативное взаимодействие в образовательном процессе вуза включает и информационный обмен, и личностный – взаимопонимание между преподавателем и студентом.

Обратимся к анализу проблемы коммуникативного взаимодействия в истории научной мысли, условно разделив ее на эпохи.

В Античности (Аристотель, Горгий, Марк Фабий Квинтилиан, Платон, Сократ, Цицерон и др.) коммуникативная проблематика не имела серьезного значения в общественном сознании. Ее незначительный рост определялся развитием ораторского искусства.

На этапе зарождения христианства (Августин Блаженный) происходит развитие самосознания личности, но высшей ценностью признается взаимодействие человека с Богом, а не с себе подобными.    

В Средневековье (Исидор Севильский, Георгий Херовоск, П. Абеляр и др.) совершается систематизация накопленных античностью знаний, а также изучается процесс мышления и его взаимосвязь с речью. В процессе становления понятийного мышления вставал вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Доказывалось, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, то есть слово – это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям.

В эпоху Возрождения (Т. Гоббс, М. Лютер, Н. Макиавелли, Т. Мор и др.) происходит утверждение человека в качестве центра внимания культуры, а понимание межличностной коммуникации основывается на гуманистическом миросозерцании.

В период Нового времени XVI–XVIII вв. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц и др.) внимание уделяется душе и ее взаимодействию с Высшим миром, ее роли в познании и поведении человека.

В Новое время, XVIII–XIX вв. (И. Кант, Ф. Ницше, Ф. Шлейермахер, О. Конт, У. Макдугалл и др.), разрабатывается проблема межличностных отношений. Но даже не образуя законченной системы знаний, разработки пробуждали стремление понять закономерности в развитии индивида в обществе себе подобных и тем самым подготавливали почву для первых социально-психологических концепций, например, возникла теория инстинктов социального поведения.

В Новейшее время – XX в. (Н. А. Бердяев, Г. Г. Гадамер, А. Камю, С. Кьеркегор, Б. Рассел, У. Макдугалл, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Дж. Морено, Р. Бейлс, М. Аргайл, Ч. Осгуд, Л. Беркович и др.) – уделяется внимание пониманию человека как субъекта межличностного общения. Выдвигаются идеи семиотики, уделяющей особое внимание знаковой природе коммуникации, исследуются свойства знаков, знаковых систем; утверждаются идеи герменевтики, исследующей проблемы понимания. Исследуется природа общественных отношений в группах.

В Новейшее время, XX–XХI вв. (В. Ф. Петренко, Р. Бэндлер, Д. Гордон, Д. Гриндер, Д. Делозье, Р. Дилтс, Л. Камерон, М. Б. Мэгус, и др.), впервые идет научное развитие в направлении построения моделей переработки информации человеком. Развивается психосемантика, которая изучает связь между восприятием и значением слова. Появляется нейролингвистическое программирование – новое направление, в основе которого лежит система убеждений относительно человеческих возможностей в процессе коммуникации и личностных изменений.

Таким образом, из представленного анализа видно, что «коммуникация» выступает в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому обращены многие науки. Проследим это утверждение на нескольких нижепредставленных дисциплинах, указав их представителей и аспекты изучения коммуникации (табл. 1).

Таблица 1

Коммуникация как предмет познания различных наук

 

Наука

Аспекты

Исследователи

Коммуникативистика

Гуманитарные функции СМИ и их воздействие на различные сферы социально-культурной жизни мира: психология личности, межличностное общение, динамика группы (межгрупповое общение), искусство публичного выступления, массовая коммуникация, деловое общение, менеджмент организации, межкультурная коммуникация

М. Бубер, М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюс­си, Г. Щедровицкий и др. 

Лингво-культуро-логия

 Изучение и описание корреспонденции языка и культуры в их синхронном взаимодействии

В. Н. Телия, В. И. Хайруллин, В. В. Воробьев, В. А. Маслова

Лингвострановедение

Исследования носят прикладной характер и отражают взаимодействие языка и культуры

Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, В. В. Ощепкова, Г. Д. Томахин

Лингвистика

Возникновение и развитие языка и речи как важнейших средств человеческого общения

Ю. Н. Караулов, Л. В. Щерба, Р. О. Якобсон

 

Педагогика

Эффективное педагогическое общение в процессе формирования человека как личности, как субъекта деятельности, воспитание индивидуальности, организация диалога в образовательном пространстве не только как вида жизнедеятельности личности, но и как способа становления толерантности

Е. О. Галицких, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, А. А. Реан,

Г. В. Рогова

 

 

Психология (психолингвистика, психосемантика)

Отражение, познание и восприятие мира человеком, вер­бальная и невербальная коммуникация, внутригрупповые и межгрупповые отношения.

Процессы производства и восприятия речи, коммуникативная целенаправленность и мотивированность. Создание ясной и эффективной модели человеческого внутреннего опыта и коммуникации, на принципах которой воссоздается любая личностная активность, что позволяет производить изменения этой активности

В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, В. Ф. Петренко, Н. А. Низовских, В. П. Зинченко, А. Ф. Лазурский, А. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др. 

 

Социология

 

Связи и отношения отдельных личностей, малых и больших социальных групп – классовых, национальных, демографических и др.

В. Б. Кашкин, Г. Г. Почепцов, В. А. Ядов и др. 

Теория

коммуника-ции

Методология коммуникативных процессов, различные виды и уровни коммуникации, условия ее эффективной реализации и успешного функционирования; процессы профессионально ориентированной коммуникации

М. А. Василик, А. П. Панфилова, А. В. Соколов и др. 

Философия

Проблема понимания и проблема интерпретации

К. Касториадис, Ю. Хабермас

Этнолингвистика

Изучает язык в аспекте его соотношения с этносом и с социолингвистикой. Рассматривает конструктивную роль языка и его воздействия на формирование и функционирование народной культуры, народной психологии и народного творчества (Н. И. Толстой)

А. С. Герд,

А. М. Копыленко, Н. И. Толстой и др. 

 

Таким образом, являясь предметом междисциплинарного изучения, коммуникативное взаимодействие рассматривается как необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества, как связи и отношения, в которых индивиды находятся друг с другом.

На основании выполненного анализа проблемы коммуникативного взаимодействия в истории научной мысли и соотнесения конкретных наук с ее аспектом изучения коммуникативной проблематики сформулируем свой взгляд на исследование данной проблемы.

Под коммуникацией в образовательном процессе вуза мы будем подразумевать межличностный информационный обмен эмоционального и интеллектуального характера, монологичный или диалогичный, оказывающий влияние на другую личность, включающий в себя прием, передачу, кодирование и декодирование информации, реализующийся при помощи языка и других знаковых систем, обогащающий личностный опыт [1].

Для эффективной реализации коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе вуза необходимо знать существующие способы моделирования коммуникации. Определим основные модели (С. В. Бориснёв, М. А. Василик, Д. П. Гавра, Г. Г. Почепцов, И. П. Яковлев и др.) и составим таблицу (см. табл. 2), где продемонстрируем принятое название модели, назовем ее автора и характерные черты.

Руководствуясь анализом основных моделей коммуникации (табл. 2), опишем коммуникацию в образовательном процессе вуза следующим образом: отправитель (источник), цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя, передать определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных (невербальных) знаков, символов, содержащих те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла передаваемого сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация обязательно предполагает и обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошло до адресата и соответствующим образом интерпретировано.


 

Таблица 2

Основные модели коммуникации

 

Модель

Автор

Характерные особенности

Универсальная

Аристотель

Оратор – речь – слушатель

Линейная

(классическая)

Г. Лассуэл

Включает пять основных вопросов: кто? (передаёт) – коммуникатор; что? (передаётся) – сообщение; как? (осуществляется передача) – канал; кому? (направлено сообщение) – аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) – результат

Социально-психологическая

Т. Ньюкомб

Учитывает отношения между общающимися и их отношение к объекту разговора и требует стремления к симметрии

Шумовая

 

К. Шеннон, У. Уивер

Выделяются технические (помехи в передатчике и канале) и семантические (искажение передаваемых значений) шумы

Факторная

Г. Малецки

Включает, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов

Циркулярная (замкнутая), сбалансированная

В. Шрамм,

К. Осгуд

Рассматриваются отправитель и получатель как равноправные партнёры, а также делается акцент на обратной связи, которая уравновешивает связь

Модель двуступенчатой коммуникации «Лидеры мнений»

П. Лазарсфельд, Б. Берельсон

Воздействие информации, передаваемой посредством СМИ, через некоторое время усиливается: информация усваивается массовой аудиторией не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием «лидеров мнений»

Текстовая

А. Пятигор-ский

Коммуникация через письменный текст, которая всегда осуществляется в определённой коммуникативной ситуации связи с другими лицами

Коммуникация как речевое событие

Р. Якобсон

Ключевая роль принадлежит языку: адресант – код – сообщение – код – адресат. Кодом является язык как система значений

 

Несколько детализируя вышеприведенное описание, ссылаясь на исследования Б. Г. Ананьева [2], можно утверждать, что в образовательном процессе вуза большое значение придается внутренней стороне вышеописанного процесса – познанию участниками друг друга, когда в любой ситуации и при разнообразных поведенческих реакциях личности существует взаимосвязь между информацией о человеке и межличностными взаимодействиями, коммуникацией и самоконтролем поступков в процессе коммуникации, самосовершенствованием личности.

Итак, если коммуникативное взаимодействие как процесс обмена информацией всегда детерминируется определенными потребностями, то информация является основной составляющей процесса межличностного взаимодействия.

Понятие информации трактуется в зависимости от научной принадлежности исследователя: в математических науках это умственная абстракция, то есть созданная человеческим разумом фикция (Н. Винер); в педагогике, журналистике, библиотековедении существование информации в живой и неживой природе отрицается, ее появление признается в ходе антропосоциогенеза и считается, что владеть ею могут только личности, владеющие языком, сознанием и самосознанием; в теории коммуникации это неотъемлемая составляющая материального мира, существующая вечно, вне мира физического, но порождаемая им(О. Р. Самарцев, В. А. Полушкин); в теории информации это способ кодирования сообщений, повышение помехоустойчивости, распознавание сигналов на фоне шумов, расчет пропускной способности каналов связи (К. Шеннон); в физике это идея информационного пространства, не имеющего материального воплощения, но сосуществующего с ним и порождающего физические явления; в философии: 1) атрибутивная концепция – атрибут, присущий всем уровням материи, превращающий информацию в материальный объект (А. Д. Урсул); 2) функциональная концепция – это функция, функциональное качество самоуправляемых и самоорганизуемых (кибернетических) систем(А. И. Берг, В. М. Глушков); в психологии – фундаментальное проявление динамических свойств мира, его структурно-смыслового и качественно-количественного разнообразия (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

В данной статье мы будем трактовать информацию как колоссальную энергетическую сущность, содержащую всечеловеческий опыт (сведения, знания), существующую независимо от воли личности, постоянно взаимодействующую с ней и влияющую на нее, материализующуюся посредством вербальных и невербальных средств [3]. В связи с этим возникают вопросы о месте слова в качестве универсального средства передачи информации в межличностном взаимодействии. Слово – это отображение человека, явный показатель личностного потенциала, мотивационного и потребностного уровней. Это средство речевой деятельности человека и его влияния на других людей.

В. Н. Мясищев, исследуя общение, рассматривал его как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Также является актуальным взаимовлияние в межличностной коммуникации.

В контексте данных рассуждений открывается важность вопроса о смысле и понимании в процессе коммуникации в образовательном процессе вуза. Интересны смысловые цели коммуникантов: познавательные – приобретение новых знаний, умений, обогащение опыта; побудительные – создание условий, побуждающих к познавательной деятельности; экспрессивные – организация деятельности, порождающая эмоциональные переживания.

Начальным источником знаний, умений, стимулов, эмоций является индивидуальная психика. Для того чтобы началась межличностная коммуникация, отправителю сообщения необходимо материализовать смыслы, а получателю – понять и включить их свою систему мировосприятия.

Решая вышепоставленный вопрос о смысле и понимании, обратимся к исследованию В. В. Знакова [4], который считает, что специфика понимания предопределяет то, что оно становится неотъемлемым компонентом общения – сферы субъект-субъектных взаимоотношений, где личность относится к другой личности как к индивидуальности, творцу, духовному началу. Процесс понимания и рождается не только в познании, но и в ходе непосредственных взаимоотношений между людьми, общения между ними. Согласно исследованиям В. В. Знакова, понимание – не только познание, но и часть жизни человека, в которой это знание соотносится с представлениями человека о нормах, правилах, законах, ценностях.

Процесс межличностного взаимодействия в образовательном процессе вуза способствует (призван способствовать) эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному личностному обогащению его участников. Через взаимодействие коммуниканты «учатся» воспринимать себя, наблюдать и понимать свои потребности, интересы и мотивы, отслеживать собственные отношения с внешним миром.

Для всестороннего рассмотрения вопроса межличностного взаимодействия в образовательном процессе вуза необходимо остановиться на вопросе соотношения понятий «коммуникация» и «общение», который привлекает внимание многих ученых. В результате определились следующие подходы к его разрешению.

Первый подход состоит в отождествлении этих понятий. Его придерживаются многие отечественные психологи и философы, например В. Н. Курбатов, А. А. Леонтьев. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Схожих взглядов придерживаются и зарубежные ученые Т. Парсонс и К. Черри.

Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение». Принципиальное различие между сообщением (коммуникацией) и общением видит Н. А. Бердяев. Ученый считает, что взаимодействие людей предполагает разделение, а общение духовно сплачивает людей, выявляет общие аспекты.

Б. Д. Парыгин предложил такое толкование и определение общения, которое полностью исключало его родство с коммуникативным процессом, понимаемым как обмен информацией. Несколько позже (в 1988 г.) к аналогичным выводам приходит М. С. Каган. Исследователь считает, что коммуникация – чисто информационный процесс, а общение может носить практический, материальный, духовный, информационный и практически-духовный характер. Ученый считает, что коммуникации свойственна монологичность, а общению – диалогичность.

Третий подход основан на понятии информационного обмена. Считается, что общение не исчерпывает все социальные информационные процессы. Эти процессы охватывают все социальные сферы, но не всегда в форме слова.

В данной статье будем придерживаться второй позиции, различающей понятия «коммуникация» и «общение», но при этом будем считать, что существующие между ними различия не следует абсолютизировать.

Так как в коммуникации в образовательном процессе вуза проявляются осо­бенности личностной сущности, считаем важным опираться на авторов, которые утверждают, что межличностная коммуникация – полноценная возможность для созидания, пополнения, трансформации и передачи опыта жизнедеятельности человека (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, П. Я. Гальперин, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, Л. А. Петровская, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев и др.). Характеризуя роль межличностного общения в общественной жизни, В. М. Бехтерев выделял его функции как механизма осуществления совместной деятельности и формирования ее коллективного субъекта, который хранит и распространяет индивидуальный опыт, а также передает его потомству.

Б. Ф. Ломов, исследуя специфику общения, считает, что в этом процессе раскрываются психологические качества людей, т. е. в общении людей обнаруживаются их субъектные свойства.

Б. Г. Ананьев утверждает, что, пронизывая так или иначе все виды общественной по сути деятельности субъектов, являясь необходимым и обязательным их компонентом, деятельность общения определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и в известном смысле участвует в формировании всей психической организации человека. Именно личностная характеристика коммуникации и дает возможность понять условие, при котором коммуникация в различных формах социальной жизни детерминирует наиболее глубокие динамики личности, ее структуру и механизм развития» [5].

Итак, принципиально важной является значимость межличностной коммуникации в процессе становления личности, ее внутреннего мира.

Таким образом, можно утверждать, что в современном образовательном процессе вуза необходимо создавать такие условия, чтобы межличностное взаимодействие являлось для его участников (преподавателя и студента) конструктивным и взаимообогащающим, чтобы студент не только был ориентирован на усвоение информации, но и был готов «к внутреннему отклику, обсуждению, дискуссии» [6]. Важно, чтобы для студента коммуникация (общение) с преподавателем была значимой, содействовала бы личностному развитию студента, нахождению путей для выстраивания эффективного, комфортно-психологического, ценностного коммуникативного процесса, приобретения опыта сотрудничества.