Совершенствование работы дошкольной организации (далее – ДО) в соответствии со стандартом дошкольного образования требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса, в том числе и в области физического развития, к роли педагога в этом процессе.
Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (что невозможно без физического развития) превращается сейчас в первоочередную социальную задачу.
Всё это требует от педагогов постоянной работы над собой, своим профессиональным ростом, так как только высокопрофессиональная деятельность, осуществляемая в соответствии с современными тенденциями в системе дошкольного образования, обеспечивает успех процесса воспитания и развития дошкольников, в том числе и физического.
Кроме того, в условиях огромного количества программ и методических материалов, а также в связи с изменением нормативной базы дошкольного образования очень часто педагоги не всегда могут оперативно сориентироваться и разобраться в этом потоке информации самостоятельно.
Сказанное позволяет утверждать, что от уровня профессиональной подготовки педагогов зависит качество организации процесса физического развития в дошкольном учреждении.
В связи с этим возникает необходимость создания в ДО действенной и эффективной системы методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в целом и физического воспитания в частности, предполагающей развитие профессионального мастерства воспитателя и опирающейся на инновационные подходы к этому процессу [1–3].
Стандартом рекомендуется создание условий для оказания систематической научно-теоретической, методической, информационной поддержки и сопровождения педагогов, использования инновационного опыта различных образовательных учреждений, а также исследования результатов эффективности проводимых инноваций [4].
Каждая дошкольная организация ищет свои пути в этом направлении.
В нашем детском саду для организации методического сопровождения педагогов в реализации образовательной области «Физическое развитие» была разработана модель этого процесса, включающая использование следующих инновационных форм методической работы: творческие группы педагогов, семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, конкурсы-соревнования, проекты, социальное партнерство, стажировка и наставничество, использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) и сетевых интернет-сообществ.
Работу по организации методического сопровождения мы начали с создания творческой группы, в которую вошли заведующая, старший воспитатель, узкие специалисты, педагоги с высоким творческим потенциалом, способные провести мастер-классы для других педагогов с целью развития их профессионального самосознания, мастерства, творческого потенциала, а также обучения педагогов практическим навыкам организации процесса физического развития дошкольников.
Задачи работы группы мы видели: в создании условий для профессионального общения педагогов, развития их творческой активности; в нахождении оптимальных решений профессиональных проблем в совместной работе; в разработке и апробации новых педагогических методик и технологий, организации помощи педагогов друг другу в овладении инновационными технологиями в различных видах двигательной деятельности; в организации системы мероприятий с целью реализации задач методического сопровождения; в анализе и контроле эффективности проводимой работы.
Творческая группа педагогов начала свою деятельность с организации дня открытых дверей.
Родители с удовольствием посещали физкультурные занятия, занятия в бассейне, спортивном зале, наблюдали, насколько насыщенна двигательная деятельность детей в течение всего дня, как много положительных эмоций получают от нее дети. Это помогло заложить прочные основы для осуществления тесного взаимодействия с родителями, заручиться их помощью и поддержкой во всех наших начинаниях.
В соответствии с разработанной нами моделью методического сопровождения и с целью выявления и устранения недостатков по созданию здоровьесберегающей среды в ДО было намечено и проведено заседание педагогического совета в форме круглого столапо теме «Оценка здоровьесберегающей среды в ДО».На нем коллективом обсуждались и анализировались слабые моменты в воспитательно-образовательном процессе с точки зрения здоровьесбережения, разрабатывалась система мероприятий по обеспечению охраны, укреплению здоровья детей и осуществлению их полноценного психофизического развития.
При этом отмечалось, что под здоровьесберегающей средой подразумевается комплексный подход, включающий в себя различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни участников воспитательно-образовательного процесса».
На основе предварительных бесед с детьми, тестирования была проанализирована здоровьесберегающая среда 12 возрастных групп, соответствие ее организации ФГОС ДО, а также степень комфортности предметно-развивающей среды для детей, в том числе на участках детского сада, организация питания, двигательного режима дошкольников, эффективности оздоровительных мероприятий.
Круглый стол позволил создать условия для устранения недостатков в работе ДО по созданию здоровьесберегающей среды. Результатом этой деятельности, обеспечившим ее успех, стала разработка системы мероприятий информационно‑методической и тренинговой направленности. В их числе – семинар-практикум для педагогов «Режимные моменты в детском саду», мастер-класс для педагогов «Движенье – это жизнь».
Кроме того, созданный и реализованный нами в ДО проект здоровьесберегающей предметно-развивающей среды «Наша территория здоровья» был представлен в форме стендового доклада на районной областной конференции, посвященной готовности учебных учреждений к началу учебного года.
Хорошо в нашей практике зарекомендовала себя такая активная форма методического сопровождения, как семинар-практикум, поскольку он всегда ориентирован на практический результат.
Проведенный нами семинар-практикум «Режимные моменты в детском саду» был направлен на выявление и распространение передового педагогического опыта. Особое внимание уделялось представлению нестандартного оборудования, которое объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности, дает возможность проявить фантазию [5, 6]. А изготовление оборудования педагогами и родителями создает коллектив единомышленников, условия для продуктивного взаимодействия.
Педагогами творческой группы были представлены спортивные атрибуты, сделанные своими силами (массажные коврики, гантели, мешочки для развития равновесия, метания, кольца, дорожки для ходьбы и т. д.). Инструктор ФИЗО продемонстрировал презентацию о том, какие виды нестандартного оборудования рекомендуется иметь в группах для организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.
В результате улучшилось оснащение групповых спортивных центров двигательной деятельности новым нестандартным спортивным инвентарем, картотека пополнилась новым игровым практическим и музыкальным материалом (в том числе и для музыкального сопровождения режимных моментов). Как следствие, стала наблюдаться активизация двигательной активности детей в течение дня, у них появилось стремление к самостоятельному использованию всего арсенала подвижных игр и упражнений, разученных во время организованных видов занятий.
На мастер-классе «Движение – это жизнь» педагоги знакомились с методикой проведения утренней гимнастики, физкультурных пауз, подвижных игр в помещении и на прогулке, с гимнастикой пробуждения с учетом возраста детей, с организацией их оптимальной двигательной активности в течение дня.
Это представляется актуальным, поскольку в современных исследованиях, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывается и подтверждается тот факт, что в процессе физкультурных занятий и игр происходит формирование таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, социальные компетенции, коммуникативные и двигательные способности, а ведь именно эти качества обеспечивают позитивную социализацию дошкольников, психологическую готовность к обучению в школе [7–9].
Задачи мастер-класса: 1) дать возможность педагогам раскрепоститься, почувствовать радость движения от выполнения физических упражнений; 2) помочь в организации подвижных игр в групповом помещении и на прогулке, в подборе движений и музыкального сопровождения.
Помимо консультации и просмотра видеоролика по данной теме инструктором ФИЗО были продемонстрированы комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна и физкультминуток. Педагоги активно включились в практическую часть занятия, что дало им возможность закрепить непосредственно в деятельности предложенный методический материал.
Проведенный мастер-класс доставил педагогам массу удовольствия от движения, обогатил их методический багаж.
Очень интересной и продуктивной оказалась такая форма работы, как конкурс-соревнование для педагогов, который был назван «Цветок здоровья» и приурочен к Всемирному дню женщин. Подобные мероприятия способствуют сплочению коллектива, помогают раскрепоститься, получить заряд бодрости.
Задачи: 1) создание позитивного настроя и комфортной психологической обстановки в ДО; 2) приобщение педагогов к здоровому образу жизни.
Педагоги активно участвовали в конкурсе, продемонстрировали знание спортивных терминов, владение различными двигательными навыками, умение строить спортивные пирамиды, работать со спортивным оборудованием, готовить вкусную и полезную пищу. Предлагаемые задания помогли проявить нашим сотрудникам находчивость, изобретательность и умение быстро принимать решение.
Пришедшие в область образования современные компьютерные технологии становятся все более востребованным средством обучения и воспитания детей.
В настоящее время практически все детские сады оборудованы техническими средствами обучения. Но при этом в психолого-педагогической литературе отмечается, что до сих пор не выработана методика использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные программы [10].
Для того чтобы выяснить уровень владения педагогами ИКТ, мы провели опрос, позволивший выявить, что большая часть коллектива педагогов имеет навыки работы в программах Microsoft Office: Power Point, Word, Excel.
На основе полученных результатов в процессе организации методического сопровождения в нашей ДО педагогам создавались благоприятные условия для использования ИКТ как средства интерактивного обучения дошкольников, позволяющего активизировать их познавательную деятельность.
При этом использование ИКТ осуществлялось на праздниках, во время досуга. Для детей создавались ознакомительные презентации («Виды большого спорта», «Как мы закаляемся», «Чем заняться в спортивном уголке» и др.).
В результате этой работы удалось внести разнообразие в работу инструктора ФИЗО, повысить ее эффективность, обогатить и сделать более интересной и привлекательной для детей двигательную деятельность.
С целью распространения опыта, расширения практических навыков педагогов в области применения ИКТ в процессе физического развития дошкольников возникла естественная необходимость в проведении проблемного семинара на тему «Использование потенциала сетевых ресурсов в организации физического развития дошкольников».
В рамках этого направления в нашем учреждении ведется также опытно-экспериментальная работа по теме «Мультимедиатехнологии как средство активизации познавательного процесса у детей дошкольного возраста».
В процессе опытно-экспериментальной работы у педагогического коллектива нашего учреждения возникла потребность в создании собственного сайта в сети Интернет для реализации идеи сетевого образовательного сообщества по вопросам организации процесса физического развития подрастающего поколения. Мы осуществили разработку первоначальной структуры и содержимого сайта для специалистов по физической культуре и спорту, инструкторов ФИЗО, педагогов, интересующихся проблемами физического развития и воспитания. В планах нашей дошкольной организации – реализация этой идеи на практике.
Важно осуществлять методическое сопровождение в области физического развития не только педагогов, но и родителей как активных участников образовательного процесса. Привлечение родителей к активному, здоровому образу жизни, создание доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями – одна из задач, обозначенных в ФГОС ДО как приоритетная. Поэтому при разработке модели методического сопровождения большое внимание мы уделили организации сотрудничества с родителями, направленного на формирование у детей представлений о своем здоровье, его укреплении и сохранении. При этом нами были использованы следующие формы работы: анкетирование родителей, консультирование, проведение совместных спортивных мероприятий, ведение соответствующей рубрики на сайте учреждения, создание с помощью родителей фотовыставок и т. д.
Для определения уровня заинтересованности и осведомленности родителей в вопросах физического развития мы провели анкетирование. Это помогло проанализировать сильные и слабые стороны оздоровительной работы и работы по физическому развитию детей в целом, наметить пути сотрудничества с родителями в этом направлении.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в семьях, где родители уделяют внимание активным прогулкам, имеют спортивный инвентарь (санки, самокаты, велосипеды, ласты, ракетки), дети меньше болеют, редко прибывают в плохом настроении, они более активные, веселые и жизнерадостные.
Нами была прослежена такая закономерность: родители, имеющие двух и более детей, стремятся больше внимания уделять физическим упражнениям, спорту, активным прогулкам с детьми. Семьи, где наши воспитанники являются единственными, от дошкольного учреждения ожидают многого, но сами не активно участвуют в процессе физического развития и укрепления здоровья своих детей. При этом следует отметить, что родители всегда идут на контакт, если они видят реальную работу, которая ведется с детьми.
Педагоги и родители с удовольствием откликнулись на предложение творческой группы организовать фотовыставку «За здоровьем в детский сад», отражающую работу ДО в этом направлении. Подготовка к ней способствовала побуждению педагогов к творческой деятельности посредством активного участия в жизни детского сада, проведения оздоровительных мероприятий. Педагоги проявляли самостоятельность, инициативу в их организации, активно экспериментировали в организации здоровьесберегающей среды.
Особый интерес у детей и родителей вызвало создание фотовыставки «Спорт – мой лучший друг». Ребята радовались от всей души, когда рассматривали свои фотографии, специально по этому поводу устраивали фотосессии.
Родителям важно быть в курсе всех событий в жизни ребенка. С этой целью мы организовали совместную с семьями работу по проекту «Выставка фотоальбомов». Метод проектов способствует повышению компетентности педагогов в работе с дошкольниками. Работа над данным проектом осуществлялась совместно педагогами, детьми и родителями.
Задачи организации данного проекта: предоставление возможности родителям и детям чаще быть вместе, общаться, иметь общие интересы и радоваться этому; заинтересовать детей занятиями физкультурой, здоровым образом жизни, стимулировать родителей принимать участие в жизни детского сада; наглядно продемонстрировать любовь к физической культуре.
Одно из самых любимых мероприятий в детском саду – соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья». Дети вместе с родителями могут продемонстрировать здесь свои умения и навыки в области физической культуры. Это помогает привлекать родителей к сотрудничеству, развивать интерес к спортивно-массовым мероприятиям, к занятиям спортом и укреплению здоровья, формировать у детей любовь и уважение к родителям, испытывать гордость за них.
Как уже говорилось выше, совместная двигательно-игровая деятельность способствует формированию спортивных и двигательных умений и навыков у детей и взрослых, развитию чувства коллективизма, взаимопомощи, развитию коммуникативных способностей и социальных компетенций, вызывает радость от продуктивного общения и взаимодействия, обеспечивает укрепление внутрисемейных отношений, сплоченность семьи [11, 12].
Широко нами используется и такая составляющая методического сопровождения, как социальное партнерство.
К одной из форм социального партнерства можно отнести экскурсии, проведение гостевых обменов, совместных мероприятий между детскими садами.
Так, например, такое мероприятие, как «Мама, папа, я – спортивная семья», мы систематически проводим совместно с близлежащими дошкольными организациями. В этом соревновании каждый детский сад-участник выставляет свою семейную команду. Это способствует укреплению доброжелательных отношений между дошкольными организациями, формированию здорового образа жизни семей дошкольников, воспитанию у них физической культуры.
Нами также была организована обзорная экскурсия с детьми подготовительной группы в близлежащую спортивную детско-юношескую школу с целью создания системы долгосрочного педагогического взаимодействия со спортивной школой, обогащения кругозора детей, знакомства с бассейном, тренерским составом спортивной школы, развития интереса к различным видам спорта, которыми там занимаются.
Экскурсия – это особая форма познавательной деятельности в системе образования и воспитания. Её успех зависит от тщательной подготовки воспитателя, включающей разработку программных задач, определение места и маршрута, подготовку детей к экскурсии, использование воспитателем разнообразных методов и приемов на экскурсии. Преимущество экскурсии в том, что она позволяет в естественной обстановке познакомить детей с определенными объектами наблюдения.
Экскурсия проводилась нами с детьми подготовительных групп. Ребята с удовольствием осмотрели бассейн, даже встретили среди занимающихся юных пловцов наших выпускников. Воспитанник детского сада, посещающий этот бассейн, провел разминку для всех дошкольников, рассказал нам, в каком возрасте он начал заниматься плаванием, как проходят тренировки и каких результатов он уже добился. Посетили кабинет директора, где в огромном количестве представлены кубки и медали. Рассмотрели фотоальбомы футбольной команды «Олимпия», чемпионов большого тенниса. Познакомились с тренерским составом, узнали о специфике таких видов спорта, как плавание, теннис и футбол.
Администрация спортивной школы пригласила ребят заниматься здесь спортом. Дети были в восторге от экскурсии и с удовольствием сфотографировались на память.
Для осознания и закрепления полученных от экскурсии впечатлений мы предложили детям реализовать увиденное в изобразительной деятельности. Детские работы мы включили в выставку рисунков «Что интересного мы сегодня узнали» и выставку работ из пластилина «Мы юные спортсмены».
Проведенная экскурсия и последующая работа способствовали пробуждению интереса детей и родителей к занятиям физкультурой. У многих появилось желание посещать спортивные секции и заняться каким-либо видом спорта.
В рамках осуществления социального партнерства мы проводим совместно с другими дошкольными организациями и такие мероприятия, как «Спортивная мозаика», «День защиты Отечества», «Народные игры», «Турниры знатоков», «Родное слово», «День театра». Такие мероприятия важны для профессионального роста педагогов, привлечения к спорту детей, мотивации родителей к взаимодействию с ДО. Они способствуют улучшению качества воспитательно-образовательного процесса, с одной стороны, и повышению уровня профессионального мастерства и квалификации педагогов – с другой. А увеличение количества мероприятий, в которых участвуют наши педагоги в каждом последующем году, и уровень достижений (что показал анализ результативности этого направления деятельности) также свидетельствуют об эффективности проводимой работы по методическому сопровождению процесса физического развития дошкольников.
Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с академией последипломного образования. Слушатели курсов повышения квалификации посещают занятия наших педагогов, на которых они делятся своим передовым педагогическим опытом. Слушатели также имеют возможность во время стажировки познакомиться с развивающей средой ДО в спортивном зале и плавательном бассейне, в групповых ячейках, проанализировать методическую насыщенность и обеспеченность образовательной области «Физическое развитие», поделиться собственным опытом в вопросах организации процесса физического развития. Это способствует осуществлению нашими педагогами рефлексии собственной профессиональной деятельности, более рациональной ее систематизации и структурированию, осознанию и осмыслению ее на более высоком профессиональном уровне.
Одной из эффективных форм инновационного подхода в организации методического сопровождения, помимо социального партнерства, является наставничество [13].
Наше дошкольное учреждение также работает в тесном контакте со студентами социально-педагогического университета и педагогического колледжа.
Кроме того, наставничество организовывается нами не только для студентов, но и для молодых специалистов, нуждающихся в помощи или недавно начавших свою педагогическую деятельность.
Студенты и молодые специалисты знакомятся с современными технологиями и инновационными процессами обучения в образовательной области «Физическое развитие», обучаются методике организации двигательной деятельности. Показывают, как можно обеспечить оптимальную двигательную плотность занятия; варьировать нагрузку в зависимости от подготовленности ребенка, осуществляя индивидуализацию обучения, создавая, таким образом, оптимальный двигательный режим каждому; эффективно организовать работу с оборудованием, демонстрируют правильный показ детям упражнений, используя различные формы и способы организации двигательной деятельности.
На основе имеющихся представлений о современных тенденциях в воспитании физической культуры у дошкольников им предоставляется возможность свободы выбора в принятии творческого решения педагогических задач в непосредственной педагогической практике.
Обобщая, отметим, что проделанная работа по методическому сопровождению процесса физического развития оказалась результативной. Путем анкетирования педагогов и родителей были выявлены проблемы, с учетом которых и была спланирована работа по созданию системы методического сопровождения. На круглом столе была дана оценка организации здоровьесберегающей среды в ДО, намечены пути ее улучшения и приведения в соответствие с ФГОС ДО.
Педагоги поделились опытом в использовании ИКТ, умениями планировать свою работу, опираясь на инновационные формы организации образовательной деятельности в детском саду. Наши педагоги получили возможность повысить свою компетентность в образовательной области «Физическое развитие», что способствовало повышению уровня профессионального мастерства как важного условия эффективности процесса физического развития дошкольников.
Практические мероприятия дали им заряд бодрости и уверенности в своих силах, способствовали созданию комфортной психологической обстановки в нашем ДО. Родители с удовольствием включились в образовательный процесс, получили необходимые знания по сохранению и укреплению здоровья своих детей, их физическому развитию, у них появилась возможность на практике реализовать процесс сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Участие наших педагогов, родителей и детей в мероприятиях и конкурсах значительно активизировалось.
Мы наладили социальные контакты с другими дошкольными организациями и учреждениями дополнительного образования по вопросам физического развития и здоровьесбережения дошкольников, что значительно повысило результативность работы по физическому развитию дошкольников.
Все это говорит о том, что разработанная нами модель методического сопровождения физического развития дошкольников является эффективной.