Full text

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема воспитания: чему воспитывать, что входит в содержание воспитания? И готовы ли мы к такой деятельности? Возможно ли воспитание, соответствующее сущности человека, в социально-экономической обстановке в России? Всем известно, что воспитание является одной из составляющих образования. Что является целью образования? Традиционно оно включает в себя формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщающих его к труду, а именно к такому виду деятельности, которая связана с выбранной профессией.

Таким образом, отвечая на первый вопрос, необходимо исходить из бытия человека, его природы, и ответ может возникнуть такой: человек, в отличие от животных, рождается не человеком, а существом, содержащим в себе лишь возможности человека. Для превращения возможности в действительность человеку и необходимо образование. Образование – тот процесс, в котором родившийся ребенок, школьник, студент постепенно становится человеком, реализуя в себе сущность человека, то есть его необходимые свойства.

Итак, целью образования является создание условий для студентов, в которых они смогли бы реализовать необходимые человеческие свойства. Это совместный процесс деятельности преподавателя и студента, направленный на формирование у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств. Отсюда вытекает задача формирования и развития личности юношеского возраста в условиях обучения в вузе.

Суть воспитательного процесса заключается в том, что внешние проявления переводятся во внутреннее содержание молодого человека, которое потом проявляется в его моделях поведения. Как известно, одно из главных свойств человека – его способность к конструктивной деятельности, человек вынужден для обеспечения своей жизнедеятельности перерабатывать продукт природы в форму, пригодную для потребления человеком. Подготовка специалиста и есть реализация данного свойства человека. Но, заметим, человека. Условно говоря, специалист прежде всего должен сложиться как человек. Если этого не произойдет, то деятельность индивида может оказаться разрушительной. И тому мы видим огромное количество примеров в истории, в современном мире и в России (вспомним хотя бы крупных мошенников-капиталистов, профессиональных убийц, недобросовестных чиновников, негодных специалистов во всех областях социально-экономической жизни). Специалист станет тем более успешным, чем более он разовьет в себе родовые свойства человека. Отсюда вытекает и основная задача воспитательного процесса студента – становления его личности как профессионала и гражданина.

Обычно, говоря о воспитании, его дробят на виды: гражданское, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое, интеллектуальное и другие. Некоторые виды возникают из самих свойств человека, другие необходимо помочь выработать молодому человеку, создавая специальные методы такой помощи. Но объединяющей все эти виды будет главная цель воспитания в высшем учебном заведении – становление единства профессиональных свойств будущего конкурентоспособного специалиста.

В теории и практике воспитания мы часто забываем о некоторых сущностных качествах человека, то есть качествах, необходимых, чтобы индивид развился в человека, в дальнейшем и в специалиста – профессионала. Среди них – творчество в любом виде жизнедеятельности. Заметим: готовим ли мы молодых людей к этому творчеству? Думается, нет. А как это важно! Ведь подлинная жизнь есть творчество, потому что человек, в отличие от животного, вынужден производить вещи и себя в процессе усложнения экономической, социальной и культурной жизни, а всё это невозможно без творчества. Нетворческие люди паразитируют на творческих личностях. Образование предоставляет все условия для развития творческих способностей учащихся, но мы предпочитаем заставлять их механически запоминать и воспроизводить учебный материал, не говоря уж о самотворчестве, создании себя, хотя разговоров о развитии творческих способностей студентов вузов намного больше, чем дел. Давайте спросим педагогов, как они развивают творческие способности своих студентов на практических занятиях и лекциях. Ответ может быть весьма неожиданным.

В профессиональное воспитание студентов вузов входит и приобретение навыков делового общения друг с другом, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием и характером приобретаемой профессии. Это обусловливает необходимость воспитания культуры чувств, одного из важнейших качеств человека. Воспитание высоких чувств, владение своими эмоциями, способность культурно общаться с другими людьми – это большой комплекс воспитательной работы. Пора уже позаботиться о формировании в образовании культуры чувств молодежи. К сожалению, в современных условиях молодые люди не могут контролировать свои эмоции, допускают ненормативную лексику. В силу скудности словарного запаса речь превращается в абракадабру. Студенты не могут ясно изложить изученный материал. Задача педагогов – помочь им в этом, излагая материал грамотным, доступным языком, превращая лекцию в диспут, способный привести к «новому открытию».

Гражданское воспитание молодежи включает в себя формирование чувства патриотизма, законопослушности, воспитание социально и политически активной личности, способной вступать в деловые отношения с людьми другой национальности и веры, с высокоразвитым национальным самосознанием.

Гражданское воспитание молодежи предполагает и то, что философ и теоретик педагогики В. В. Зеньковский назвал «социальным воспитанием» [1]. Социальное воспитание предполагает подготовку молодых людей к реализации одного из важнейших свойств человека – развитие, конструирование им среды, в которой он живет, и прежде всего общества. Гражданин страны является субъектом развития, изменения социально-экономических форм современного ему общества. Особенно остро эта проблема встала сегодня. Об этом свидетельствуют задачи, поставленные перед обществом и собой лидерами нашего правительства. Об этом свидетельствуют и многочисленные публичные выступления представителей различных слоев современного российского социума.

Гражданское воспитание предполагает развивать у студентов понимание необходимости преодолевать границы своих узких интересов и проявлять заботу о таком состоянии общества, которое наиболее обеспечивает человеческое общежитие и развитие человека. Социальное воспитание тесно связано с развитием у студентов чувства долга перед другими людьми, перед обществом, перед родиной и российским народом.

В гражданское воспитание входит и национальное воспитание. Молодые люди должны знать, что успех страны и ее граждан зависит от того, насколько сохраняется и развивается национальная культура, складывавшаяся веками и наиболее соответствующая характеру и особенностям народа. Сегодня молодежь увлекается западной культурой, считая ее более современной, чем русская или культура других народов России. Необходимо объяснить молодежи, что в этом она заблуждается, русская культура просто другая и во многом более соответствует человеческим качествам, условно говоря, она более духовная, притом не только русская, но и украинская, белорусская, татарская, финно-угорская, монгольская и другие культуры наших народов. Они уникальны, глубоки, выразительны и тем притягательны.

Нравственность есть реализация на практике духовного состояния индивида. Духовность и нравственность связаны между собой прямо пропорционально. Духовность есть способность человека переживать и осмысливать, проживать всем своим существом свою причастность к бытию в целом, переживать мир и людей как свое кровное, свою непосредственную причастность к ним. Другой человек для духовного человека – это его другое Я. Отсюда мы видим прямую зависимость нравственного развития индивида от его духовного развития. Заметим попутно, что из дисциплин гуманитарного цикла технических вузов вымываются так необходимые первостепенные учебные дисциплины, развивающие духовность молодых людей (культурология, история родного края, социология и т. д.).

С нравственностью с точки зрения духовной жизни человека связана и такая составляющая, как вера. Верой наполнен весь учебный процесс. Но его участники не всегда осознают это. Мы предлагаем учащимся взять на веру многие наши утверждения, в том числе и учебные. Но мы, прежде всего, хотим сказать о высоких уровнях веры: вера в возможность познания истины, вера в идеалы, в жизнь, в добро, в человека и т. д. Под верой мы понимаем духовную способность человека непосредственно знать сокровенные слои бытия, осознавать внешние явления через свои чувственные образы, оценивать ряд представлений и высказываний как истинные без достаточных логических и фактических обоснований. Приходится признать, что даже наука во многом держится на вере в то, что её доказательства достаточны. Наконец, важным составляющим веры являются идеалы: образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель стремления [2]. В современном буржуазном мире наблюдается резкое снижение идеалов под воздействием буржуазной действительности. Эта болезнь захватила и российский народ. Человек, верящий в идеалы, становится смешным. Человек без высоких идеалов – существо как бы со срезанным сверху мозгом, работает лишь спинным мозгом и подкоркой, опускается на четвереньки. В безыдейности коренятся многие индивидуальные и социальные беды.

Говоря о вере, нельзя не вспомнить о благоговении – состоянии души и духа, на котором особенно настаивал знаменитый мыслитель А. Швейцер [3]. Прежде всего, писал немецкий философ, это благоговение перед жизнью и всем живым, не позволяющее уничтожать животных и растительную природу. Мы скажем о благоговении перед великими людьми России и человечества, перед искусством, перед матерью, перед женской красотой и т. п. Благоговение – показатель человеческого в индивиде, не поклонение, например, перед деньгами, а благоговение перед природой, людьми и созданием рук человеческих. Возможно, что А. Швейцер и автор этой статьи выглядят смешными в глазах сегодняшних людей, забывших это благородное духовное состояние человека. Кстати, благородство – понятие, едва ли знакомое современному поколению. Напомним: благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью, полное отсутствие мелочности. И наша с вами задача на встречах, в личных беседах со студентами вернуть критерии добра и зла и веру в благоговение.

Нельзя забывать и о воспитании заботы о своем организме и теле. Организм требует культурного развития по определенным методикам, и, помимо занятий физкультурой в учебном заведении, необходимо у молодых людей сформировать привычку бережно относиться к своему здоровью в целом. Очевидно, нужно активизировать борьбу с вредными привычками школьников и студентов: курение, алкоголь, наркотики – сегодня всё это становится проблемой образования. Курящие группы мы наблюдаем около стен вуза, нередко там находятся и преподаватели. Ненавязчивая борьба с этими нездоровыми привычками – одна из важных сторон воспитания, работа должна быть последовательной и грамотной, не ради «галочки».

Существует еще одна составляющая воспитательной работы в вузе. Она может показаться на первый взгляд странной – это проблема быта. Быт могущественен. Он создает нас. В нем проявляется вся наша натура, наш характер. В быту мы не прячем себя. Быт формирует наши ценности, способность общаться, способность быть человеком. Знакомы ли с этой проблемой наши студенты? Думается, нет. А насколько значима проблема быта? Уверены: чрезвычайно. Задача педагога – помочь в ее решении.

Мы склонны обвинять молодежь в незнании нравственных принципов, главных ценностей жизни, в забвении идеалов, слабой развитости у них духовности. Но не пора ли взрослым спросить себя: а знаем ли всё это мы сами? Разве не мы и наше образование породили ту часть молодежи, которая живет ложными смыслами и ложными ценностями жизни?

Вот что пишет известный социальный психолог и мыслитель Э. Фромм: «Мы обучаем знаниям, но упускаем важный для развития человека вид обучения: то обучение, которое может происходить только благодаря простому присутствию зрелой, любящей личности. В более ранние эпохи нашей культуры, в культурах Китая и Индии выше всего ценился человек, обладающий выдающимися душевными качествами. И учитель был не только и даже не прежде всего источником информации: его задачей было передавать определенные человеческие установки» [4]. В высших учебных заведениях, школах найдется немало сотрудников, обладающих этими качествами, которые могут показать пример молодежи. Только нужно обратить на них внимание и ввести в образовательный процесс та, чтобы молодые люди заметили их и стали с ними общаться.

Лучшим средством воспитания является созидательный труд, труд, сознательно направленный на благо общества и человека, а не на приращение богатства. Остановимся на некоторых теоретических положениях, показывающих значение труда для существования и развития человека.

  1. Труд является естественным состоянием человека и входит в число необходимых свойств человека, в его сущность. Труд выступает как процесс переработки продукта природы в новый продукт, пригодный для удовлетворения потребностей людей. Потому без труда человечество существовать не может. И это определило труд как сущностное свойство человека.
  2. Как известно, труд создал человека, формы труда совершенствовались, исторически менялись, и вместе с ними менялся и сам человек. Следовательно, в данный исторический момент, сегодня, труд также имеет свои особенности, свое значение, и к нему вырабатывается современное отношение, причем разное у людей разных слоев общества.
  3. Следует подчеркнуть, что только в труде и сегодня человек становится человеком. В разных видах деятельности и только в них в человеке развиваются необходимые человеческие качества: социальная активность, творческие способности, воля, самостоятельность, стойкость, формируется жизненный опыт. Только в труде человек находит удовлетворение собой и своей жизнью, самоуважение, формируется нравственный стержень личности, складывается социальный статус человека и тем более будущего специалиста.
  4. Труд в аспекте его социальной значимости, в социальной системе расширяет свое значение и носит название деятельности, которая также является необходимым условием существования людей и общества. В деятельности индивид реализует себя как индивидуальное существо, приобретает социальную значимость, уважение со стороны людей, переживает удовлетворение (или неудовлетворение) своей жизнью.
  5. Деятельность разделяют на виды: материальная, общественно-политичес­кая, духовная. Существуют и другие классификации. Важно, что особым видом деятельности является становление и развитие самого человека, что происходит в образовании, самообразовании и, как говорилось выше, в труде.
  6. Само общество, в силу несовершенства человека и его сложности, содержит условия как для конструктивной, созидательной, так и деструктивной, разрушительной деятельности.

Прививать культуру труда необходимо с ранних лет. Пока молодой человек учится выбранной профессии, ему можно прививать и навыки трудовой деятельности. Для этого необходимо научить студента учиться. А начинать это необходимо с правильного конспектирования лекций. Преподавателю нелегко противопоставить себя новым электронным технологиям, таким как, например, ксерокс, с помощью которого без каких-либо затрат времени студент может скопировать любую лекцию, не вникая в её содержание. Но, тем не менее, конспектирование учебного материала необходимо для того, чтобы научить молодых людей выявлять основные факты из полученной обширной информации, чего мы не наблюдаем у большинства обучающихся в вузах студентов. Конечно, мы не призываем жить по старинке, но достижения прогресса надо использовать во благо, а не во вред. Мы не должны допустить потери наработанных навыков культуры учебного процесса. Только приумножив культуру труда новыми достижениями электронных технологий, можно говорить о качественном образовании. Для того чтобы получить эффективно работающего специалиста в той или другой сфере деятельности, необходимо еще со студенческих лет сформировать культуру учебного труда у молодых людей.

И последнее. А возможно ли воспитание молодого человека в соответствии с сущностью человека и духовно-нравственными принципами в условиях современной России? Как известно, человека воспитывает социальное окружение, среда. Против воспитания в индивиде того, о чем говорилось выше, выступают социально-эконо­мические обстоятельства и средства массовой информации. СМИ, например, активно занимаются антивоспитанием, внедряя в сознание молодежи и взрослых ложные ценности и способы безнравственной жизни и деятельности. Журналисты принимают непосредственное участие в войне, названной учеными когнитивной, – войне, наносящей урон сознанию населения противника, причем журналисты участвуют на стороне противников России. И если правительство не принимает никаких мер, вероятно, из принципов ложного либерализма, то оно или не видит проблемы средств массовой информации, либо не заинтересовано в действительном воспитании молодёжи. Л. Туроу, профессор, один из советников президента США Джонсона, писал: «Капиталистическая культура и телевизионная культура идеально подходят друг к другу, потому что и та, и другая заняты деланием денег… Электронные СМИ изменяют систему ценностей, а они в свою очередь изменяют природу нашего общества» [5].

Распространение СМИ и Интернета вызывает сегодня проблему организации социального опыта молодых людей в области информационно-коммуникативных средств, формирования умения анализировать информацию, текущую мощном потоком из информационных источников. Кто будет формировать такой опыт в образовании? И возможно ли его формирование без основы – осознанных представлений о мире, обществе и человеке? Мы убеждены, что нет.

Как одно из средств воспитания целостного человека мы должны показать молодым людям своих героев: выдающихся людей России и человечества. На протяжении веков воспитание молодежи осуществлялось на примерах высокоразвитых людей. История нашей страны дает богатейший материал героической борьбы народа за свою Родину. Нам есть чем гордиться. Сознательное приобщение к своей стране, этой великой общности дает очень много для самосознания молодых людей, дает им опору в сложных жизненных ситуациях. Думается, необходимо кураторам студенческих групп проводить специальные тренинги по такой тематике.

Общество и его лидеры или ложно понимают воспитание, или не заинтересованы в действительном воспитании. Молодого человека превращают, по выражению французских философов, в машину желания. И эта машина сминает всё на своем пути, в том числе и своих ближних, чтобы удовлетворить желания, большей частью примитивные. Единственная надежда остается на природу человека (здоровая природа индивида, может быть, приведет его к истине), на отдельных родителей, не зараженных потребительской страстью и чувственными желаниями, на отдельных педагогов, которые остро переживают проблему становления личности в современных условиях. И в этих условиях работа куратора имеет первостепенное значение, так как в системе управления воспитательной работой вуза ведущая роль отводится куратору студенческой группы, ибо это первый человек, преподаватель и старший товарищ, с которым сталкиваются студенты первого курса.

Думается, что в этом отношении организаторам воспитательного процесса в вузе необходимо искать новые подходы, адекватные современным условиям, состоянию молодежного сознания.