В рамках реализации образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации полицейских-водителей ИВС, подразделений охраны и конвоирования для управления оперативно-служебными автомобилями для перевозки подозреваемых и обвиняемых» согласно учебному плану изучается учебный блок «Профессиональная служебная, физическая и огневая подготовка».
Сама образовательная программа предназначена для обучения приемам безаварийного использования в служебной деятельности оперативных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов полицейскими-водителями подразделений охраны и конвоирования для управления оперативно-служебными автомобилями для перевозки подозреваемых и обвиняемых.
Программа подготовлена во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» [1] и создана на основе примерной программы повышения квалификации полицейских-водителей ИВС, подразделений охраны и конвоирования, подготовленной авторским коллективом Ростовского юридического института.
В рамках изучения блока «Профессиональная служебная, физическая и огневая подготовка» производится изучение тем «Практическое выполнение упражнений из 9‑мм пистолета Макарова (ПМ)» и «Устройство и ТТХ автомата Калашникова». Данные занятия имеют практическую направленность. Всего на огневую подготовку отведено 8 часов академического учебного времени, и все часы имеют в своей основе стрелковую подготовку.
Если рассматривать структуру огневой подготовки, то, в частности, в модуле «Огневая подготовка полицейских-водителей ИВС, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» изучается тема «Практическое выполнение упражнений из 9-мм пистолета Макарова (ПМ)». В данной теме рассматриваются вопросы практического уровня владения личным оружием посредством выполнения упражнений из 9-мм пистолета Макарова. Отличительной чертой данных занятий является педагогический метод педагогической технологии «погружения». Например, меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием являются основополагающей базой, и актуализация данного вопроса воспроизводится при каждом выполнении упражнения. Практические упражнения из 9-мм пистолета Макарова выполняются согласно действующим приказам и распоряжениям по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.
Вторая тема, согласно учебному плану, «Устройство и ТТХ автомата Калашникова». В ней рассматривается назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова. Особое внимание уделяется вопросам назначения частей и механизмов автомата.
Сведения о мерах безопасности при обращении с автоматом и боеприпасами к нему даются обязательно под запись. Традиционно водители – это технически грамотные специалисты, имеющие большой опыт работы с сложными техническими системами. Вопросы технического устройства оружия являются для них сравнительно легкими. Нормативы с оружием тоже не вызывают затруднений.
Сотрудники, привыкшие к ежедневной работе по сборке/разборке механизмов, легко справляются с механикой оружия. Сложность вызывают приемы и правила стрельбы из автомата Калашникова, а также приемы и правила стрельбы из пистолета Макарова. У водителей своя специфика: навыки тела наработаны на сложнейшие макродействия: быстрое силовое руление, переключение коробки передач, нажатие (отжатие) педалей и прочее. Особенно выработан рефлекс сжимания рулевого устройства в случае колебания. Такая же особенность наблюдается при обращении с пистолетом Макарова: как только происходит отдача, руки водителя автоматически мертвой хваткой сжимают рукоятку пистолета, затягивая следующий выстрел [2].
Фaктически за личным составом сил правопорядка, по долгу службы профессионально владеющим огнестрельным оружием, закреплена обязанность выполнять только безопасные действия. Каждому из водителей присущи свои индивидуальные осoбенности владения оружием. Но для совершенствования навыков владения приемами и методами стрельбы требуется учебное время, а вот его как раз и недостаточно.
В условиях реализации образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации полицейских-водителей ИВС, подразделений охраны и конвоирования для управления оперативно-служебными автомобилями для перевозки подозреваемых и обвиняемых» основной упор делается на автомобильную подготовку слушателей. Цель реализации программы – формирование у водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов системы теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в обеспечении безопасности дорожного движения в соответствии с их должностными инструкциями.
В частности, в первую очередь формируются следующие компетенции: владение комплексом приемов экстренного маневрирования при управлении автомобилем в сложных ситуациях; владение комплексом мер приемов экстренного торможения в оперативной ситуации; владение комплексом мер маневрирования оперативным транспортным средством в случае возникновения огневого контакта с правонарушителем; владение комплексом мер для прогнозирования развития дорожной ситуации для выбора наиболее безопасных контраварийных действий. Также программа ставит своей целью обогащение знаниями водителя транспортного средства подразделений охраны и конвоирования для управления оперативно-служебными автомобилями для перевозки подозреваемых и обвиняемых, который должен знать: действующее законодательство в области дорожного движения; систему формирования профессиональной надежности водительского состава органов внутренних дел; правила дорожного движения; приемы и последовательность действий при оказании первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях; ответственность за нарушения в области дорожного движения, правил эксплуатации автомобиля; приемы управления транспортным средством, обеспечивающие безопасную эксплуатацию в разных условиях; принципы контраварийных действий.
Прописана в программе и тренировка умений. Водитель после обучения должен уметь: управлять автомобилем в стандартных и экстремальных условиях движения; уверенно действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожно-транспортных происшествий; толковать и применять законы и нормативно-правовые акты, обеспечивать соблюдение действующего законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц.
Также большая часть учебного времени тратится на формирование у водителей следующих навыков: применение приемов контраварийного управления автомобилем; оказание первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдение требований по их транспортировке; скоростное руление приемами поворота, перехвата, переката, выравнивания, предварительного захвата и контрсмещения; применение приема искусственной загрузки передней оси при экстренном маневрировании в оперативных условиях; применение приема боковой загрузки на дуге при экстренном маневрировании в оперативных условиях; применение приема боковой разгрузки при объезде неровностей при экстренном маневрировании в оперативных условиях; скоростное маневрирование передним ходом оперативного транспорта; скоростное маневрирование задним ходом оперативного транспорта; управление автомобилем в повороте; построение сложных траекторий движения транспортного средства в плотном транспортном потоке; построение сложных траекторий движения транспортного средства на ограниченной площади.
Однако такая насыщенность программы совсем не говорит о том, что огневая подготовка является предметом второстепенного плана. Недостаток учебного времени, отведенного на огневую подготовку, компенсируется отчасти двумя факторами. Первый фактор – это отработка в зависимости от возникновения целостного представления о предмете трех вариантов действий водителя-стрелка вне автомашины.
Вариант первый. Заняв защищенную удобную позицию, оповестить вооруженного человека о контакте с полицией: «Стой, полиция!», произвести захват цели на прицельные приспособления личного табельного огнестрельного оружия, заставить положить оружие на землю, произвести задержание.
Вариант второй. В случае прямой угрозы гражданину или сотруднику полиции при отсутствии иной возможности спасения жизни произвести выстрел в преступника, стремясь к минимизации вреда для его здоровья.
Вариант третий. Заняв защищенную удобную позицию, оповестить вооруженного человека о контакте с полицией: «Стой, полиция!», произвести захват цели на прицельные приспособления личного табельного огнестрельного оружия, заставить положить оружие на землю, в случае попытки сближения произвести предупредительный выстрел, произвести задержание.
В части практической стрельбы для совершенствования навыков применялись дополнительные упражнения. Одно из них – упражнение «Скоростная стрельба из салона автомашины по неподвижной цели в условиях тира». Цель – грудная фигура (мишень № 4) – установлена на уровне глаз стреляющего под углом 2 градуса. Расстояние до цели 25 метров.
Тестирование уровня знаний материальной части оружия выявило необходимость корректировки знаний в легкой степени. Необходимо отметить, что состояние базовой служебной подготовки на местах существенно улучшилось. Есть и традиционные лидеры в знании материальной части оружия – это области, где оружие жизненно необходимо: Северный Кавказ, Магадан, регионы, прилегающие к пограничным зонам.
В первую очередь была произведена коррекция посадки сотрудника в кабине (салоне) оперативно-служебного транспортного средства для перевозки подозреваемых и обвиняемых. Для отработки посадки и изготовки сотрудника в кабине использовались различные транспортные средства с различным клиренсом. Сотрудникам была дана возможность выбора транспортного средства по своим привычкам и профессиональным потребностям. В качестве общих ошибок в плане изготовки стрельбы можно назвать три:
- При изготовке к стрельбе позиция оружия при удержании в руках была такова, что ствол имел контакт с боковым зеркалом. Данное обстоятельство недопустимо, так как ведет к повреждению зеркала и ранению осколками сотрудника, производившего выстрел.
- 67% сотрудников допускали неплотный контакт ног с деталями кабины или отсутствие опоры. В результате колебания тела сотрудника на неровностях дороги передавались на плечевой пояс и резко минимизировали точность попадания.
- 98% сотрудников при принятии изготовки не использовали правое плечо как опору о ветровую рамку двери.
В результате проведенной коррекции выработана единая изготовка для всех водителей, состоящая из нескольких элементов:
- Руки полностью вытянуты, ствол оружия находится несколько дальше, чем боковое зеркало на транспортных средствах категории «В», или ствол оружия находится ниже линии боковых зеркал транспортных средств категории «С».
- Ноги выпрямлены и находятся в упоре на нескользких покрытиях салона (кабины).
- Плечо опирается на ветровую рамку двери.
Это позволило сотруднику принять изготовку для стрельбы в салоне (кабине) оперативно-служебного транспортного средства без существенного напряжения. Сотрудник, таким образом, как бы срастается с автомобилем, органично реагируя на неровности дорожного полотна.
Вторая проблема возникла при извлечении пистолета из кобуры. Временные рамки доставания оружия были зафиксированы в среднем 4,4–4,9 секунды, что является недопустимым. Применение в условиях кабины (салона) вытяжных ремешков закрытых кобур и тренировка позволили достичь извлечения пистолета во временные промежутки не более 2 секунд.
Третья проблема оказалась весьма неожиданной. Сотрудник по команде извлекал оружие из кобуры, выключал предохранитель, досылал патрон в патронник. Далее сотрудник производил захват цели, но дорожный процесс – это сложное явление, и часто цель, совершив резкий маневр, уходила из зоны досягаемости. Вопрос, куда девать оружие, решался сотрудниками просто: оружие убиралось вновь в кабину, палец снимался с спускового крючка, и оружие либо утыкалось в бедро, либо свободно лежало в руке; при этом водители отвлекались, и ствол оружия был направлен в нижнюю часть ноги. Второй вариант: оружие оставалось вне кабины (салона), рука с оружием поднималась вверх, но из-за боязни потери оружия палец с спускового крючка не снимался. В таких условиях создавалась угроза непроизвольной стрельбы вследствие резкого сдвига руки под воздействием неровностей. Поэтому сотруднику, находившемуся на месте пассажира, был предложен выход из положения: в случае необходимости оружие убиралось в кабину, указательный палец убирался с спускового крючка, большой палец левой руки блокировал ударно-спусковой механизм, оружие опускалось в пол транспортного средства. Такое положение оружия блокировало саму возможность стрельбы на психологическом и физическом уровнях [3].
Следующее упражнение – «Стрельба по неподвижной цели после передвижения». Цель – колесо (шина) на уровне земли без просвета. Сотрудник полиции находится в салоне (кабине), по команде руководителя стрельб бегом выдвигается на исходный рубеж. Проверив готовность сотрудника к стрельбе, руководитель стрельб подает команду «Вперед». Следует отметить, что, несмотря на опыт службы в правоохранительных органах, никто из водителей не имел опыта по поражению такой цели в реальных условиях. 95% сотрудников поразили цель с первого раза и в отведенное время. 3% сотрудников допустили промах первого выстрела, но поразили цель, и 2% сотрудников не уложились вовремя, но поразили цель.
Основной проблемой при выполнении данного упражнения, как признались многие, была именно непривычность захвата цели в нижнем положении. Что касается качественной составляющей, то здесь мы можем отметить, что в наиболее уязвимую часть покрышки (боковину) попало немногим более 49% выпущенных пуль. 32% сотрудников попали в ламели покрышки, что является, конечно, хорошим результатом, но не гарантирует поражения колеса транспортного средства с быстрым спуском покрышки. Оставшаяся часть сотрудников реализовала район прицеливания на месте стыка границы черной поверхности шины и окрашенной части обода диска. В итоге значительная часть боеприпасов повредила и диск, и шину. Здесь следует отметить: при попадании боеприпаса в диск возникает реальная угроза повреждения рабочей тормозной системы автомобиля со всеми вытекающими печальными последствиями.
Необходимо отметить специфику выполнения стрельб: обычно цель реализуется на уровне глаз стреляющего. В данном тестировании использовалась для шины подкладка из резины черного цвета. Диск же применялся штампованный цвета светлых тонов. Непроизвольно стреляющие, реализуя район прицеливания, выравнивали прицельные приспособления в районе границы черной шины – белого диска, затем полицейские осуществляли коррекцию траектории выстрела. Но среди полицейских были военнослужащие с опытом и молодые сотрудники. Опытные сотрудники осуществили коррекцию быстро и в краткие сроки. Молодые же сотрудники, привыкшие стрелять по целям на уровне глаз, были поставлены в несколько непривычное положение для выполнения упражнения. Итог: попали все, но опыт послуживших ветеранов, профессиональный опыт бесценен – доли секунд сложились в секунды, а кучность стрельбы гарантировала быстрый выход из строя транспортного средства правонарушителя.
Для совершенствования навыков захвата цели «колесо» из кабины (салона) оперативно-служебного транспортного средства было проведено занятие в условиях закрытого автодрома с участием специалиста по огневой подготовке, специалиста по тактико-специальной подготовке и специалиста по автоподготовке. В результате была выработана мини-полоса препятствия с схемой выполнения упражнений по автоподготовке, тактико-специальной подготовке и тренировкой прицеливания без производства выстрела.
- Вождение с уходом с линии огневого контакта на оперативно-служебном транспортном средстве на прямом отрезке пути.
- Вождение с фиксированным уходом с линии огневого контакта на оперативно-служебном транспортном средстве при правом повороте.
- Уход с линии огневого контакта на оперативно-служебном транспортном средстве при левом повороте.
- Блокирование транспортного средства правонарушителя с принудительным извлечением водителя из салона.
- Управление водителем оперативно-транспортного средства по командам сотрудника, принявшего изготовку в салоне для стрельбы по подвижной (неподвижной) цели [4].
Необходимо отметить, что процесс такой тренировки требует от водителей оперативно-служебных транспортных средств колоссальных затрат психической и физической энергии. Но результат превзошел ожидания: на контрольном занятии в тире 100% личного состава продемонстрировали меткую стрельбу. 98% поразили цель в наиболее оптимальные места для повреждения шины. 2% продемонстрировали попадание в ламели с пробитием корда.
По итогам обучения было произведено анонимное анкетирование слушателей, прибывших на подготовку в Тюменский институт повышения квалификации. До тренировочного процесса в условиях закрытого автодрома только 48% отметили, что хотели бы заниматься повышением своего профессионального уровня. 87% отмечали что занимаются автоподготовкой, тактико-специальной подготовкой с элементами предмета, огневой подготовкой – только в силу необходимости. После прохождения сложного тренировочного процесса результаты анкетирования были уже несколько иными: 100% заявили о желании производить подобные тренировки по месту прохождения службы.