Full text

Технологический и управленческий аспекты технического обслуживания позволяют объективно оценить качество выполненных работ при техническом воздействии и правильно организовывать технологический процесс, рационально распределить материальные и трудовые ресурсы, исключить большие объемы разборочно‑сборочных и демонтажно-монтажных работ по агрегатам и автомобилю в целом, которые наблюдаются при отыскании причин отказа [1].

Кроме того, техническое обслуживание дает социальный и экологический эффект. Социальный эффект состоит в том, что более полно и своевременно удовлетворяются растущие потребности населения в перевозках материальных ценностей с высокой сохранностью и уверенностью в безопасности движения.

Чрезвычайно важным аспектом технического обслуживания является проблема увеличения срока службы двигателей внутреннего сгорания. Для автомобильного транспорта эта проблема особенно актуальна, а средства технического обслуживания способствуют ее решению [2].

Опыт освоения и использования средств технического обслуживания в практике работы автотранспортных предприятий в различных городах страны позволил установить следующие среднестатистические данные эффективности технического обслуживания: сокращаются трудовые расходы на 5%, расход запасных частей и материалов – на 10%, топлива – на 2–3%, шин – 2%. Кроме того, снижаются простои автомобилей в ТО и ТР, уменьшается число дорожно-транспортных происшествий, снижается вредное влияние отработанных газов на природу и т. д.

Приведенные выше цифры уменьшения расходов на топливо и шины по своим абсолютным значениям незначительны. Однако процент экономии топлива выше и может достигать 8–25% за счет индивидуального подхода в регулировках двигателя. Например, проверка и регулировка систем питания, зажигания, состава выхлопных газов при комплексной оценке мощностных качеств двигателя в режиме холостого хода позволяют установить оптимальные значения параметров этих систем и тем самым сэкономить от 3 до 9,5% топлива при движении автомобиля на загородных маршрутах и до 25% в условиях городского движения (с остановками перед перекрестками и последующим разгоном) [3].

На топливную экономичность двигателя оказывают существенное влия­ние техническое состояние шасси автомобиля, правильность регулировки тор­мозных механизмов колес, подшипников ступиц колес, положения колес управ­ляемого моста и его техническое состояние. При их тщательной регулировке расход топлива снижается на 7%. При этом свободный выбег улучшается и уменьшается износ шин, который зависит от характера силового взаимодействия колеса с опорной поверхностью и от других отклонений в геометрии шасси и подвески. Без контрольно-измеритель­ного оборудования такие отклонения невозможно выявить.

В оценке эффективности освоения и эксплуатации средств технического обслуживания есть ряд недоработок, объясняемых в основном отсутствием положенной сис­темы учета ее влияния на технико-экономические показатели работы авто­транспорта предприятия. Главными показателями эффективности технического обслуживания автомобилей являются повышение качества технического воздействия и, следовательно, эксплуатационной надежности автомобилей, культуры производства, а также ее информационная значимость в деле управления производственными процессами.

Эффективность использования средств технического обслуживания может быть выявлена лишь в том случае, если обеспечен их обоснованный выбор применительно к подвижному составу, подготовлена производственная площадь для размещения поста технического обслуживания, ведется подготовка кадров, что в нашем случае и наблюдается [4].

С целью обеспечения единого методического подхода к расчету следует пользоваться единой методикой, пример которой предложен далее.

Показатели экономической эффективности технического обслуживания следующие: годовой экономический эффект, экономия за счет снижения себестоимости, дополнительная прибыль, сводный хозрасчетный экономический эффект, срок окупаемости капитальных затрат, экономия материалов, условное высвобождение численности ремонтно-обслуживающих рабочих [5].

Эти показатели могут быть использованы при технико-экономическом обосновании целесообразности освоения средств технического обслуживания в технологические процессы, при определении их фактической эффективности использования, для отражения показателей экономической эффективности в нормативах и планах предприятия.

Решение о целесообразности освоения технического обслуживания принимается на основании экономического эффекта в расчетном году, когда отработаны технология и систематичность технического обслуживания подвижного состава.

Как правило, на предприятиях не используют приспособлений для проверки люфтов. Проверка происходит визуально, что приводит к неточным результатам, а это может повлиять на безопасность управления автомобилем.

Визуально невозможно точно определить остаточный ресурс проверяемых узлов, то есть это может привести к несвоевременному текущему ремонту, что впоследствии потребует больших капитальных вложений в восстановление узлов.

Для ускорения процесса диагностирования и измерения большего числа параметров предложена установка для замера люфтов в шкворневых соединениях и подшипниках ступиц передних колес для грузовых автомобилей и автобусов с неразрезной осью, для управления которой можно использовать гидро- или пневмопривод [6].

Установка состоит из двух подвижных площадок, двух механических зажимов, трех пневматических кранов и датчиков перемещения (индикаторов часового типа ИЧ-5).

Для перемещения площадок использованы тормозные камеры автомобиля ЗИЛ-130. Регулировка подачи воздуха в камеры осуществляется с помощью тормозных кранов автомобиля ЗИЛ-164, укрепленных на реборде канавы.

Воздух из центральной воздушной магистрали подается в тормозные камеры, которые сдвигают площадки по направляющим в крайнее положение, сжимая при этом пружины.

На сдвинутые площадки передними колесами наезжает автомобиль. Затем воздух из тормозных камер выпускается, и площадки под действием пружин возвращаются в исходное положение. В этом положении к балке переднего моста автомобиля с помощью механических зажимов крепятся два кронштейна, расположенных с каждой стороны переднего моста, с установленными на них датчиками перемещения. После установки кронштейнов с датчиками в тормозные камеры подается воздух, и площадки сдвигаются. При этом выбираются зазоры в шкворнях и в подшипниках ступиц передних колес. Верхний датчик упирается в тормозной барабан и регистрирует люфт в шкворневом соединении, а нижний – в обод колеса и регистрирует суммарный люфт в шкворне и в подшипниках ступицы.

Показания снимаются со шкал стрелочных индикаторов перемещений.

Масса конструкции определяется по формуле:

 

G1 = (Gк + Gг) · К ,                (1)

 

где Gк – масса сконструированных деталей, узлов и агрегатов, кг;Gг – масса готовых деталей, узлов и агрегатов, кг; К – коэффициент, учитывающий массу расходуемых на изготовление конструкции монтажных материалов, К = 1,05...1,15.

Для определения стоимости конструкции стенда применим способ анало­гии, где определение балансовой стоимости новой конструкции производится на основе сопоставимости массы по формуле [7–10]:

 

СБ1 = СБ0 · G1· Iц · R / G0,               (2)

 

где СБ0 – балансовая стоимость базовой конструкции, руб.; G1 и G0 – масса новой и базовой конструкции соответственно, кг; Iц – коэффициент, учитывающий изменение цен в изучаемом периоде; R – коэффициент, учитывающий удешевление или удорожание новой конструкции в зависимости от сложности изготовления, R = 0,95–1,05.

Определяем часовую производительность на стационарных работах периодического действия по формуле:

 

WЧ = 60 · t / Tц,                     (3)

 

где t коэффициент использования рабочего времени смены, t = 0,6–0,95;
Тц – время одного рабочего цикла, мин.

Рассчитаем металлоемкость процесса по формуле:

 

Ме = G / (WЧ · Тгод · Тсл),                 (4)

 

где G – масса конструкции, кг; Тгод – годовая загрузка стенда, ч; Тсл – срок службы стенда, лет.

Фондоемкость процесса вычислим по формуле:

 

Fe = СБ / (WЧ · Тгод),               (5)

 

где СБ – балансовая стоимость установки, руб.

Вычислим трудоемкость процесса:

 

Tе = Nобс / WЧ                       (6)

 

где Nобс – количество обслуживающего персонала, чел.

Себестоимость работы находим из выражения:

 

S = Сзп+ Срто+ А + Пр,                      (7)

 

где Сзп – затраты на оплату труда с единым социальным налогом, руб./ед.; Срто – затраты на ремонт и техническое обслуживание, руб./ед.; А – амортизационные отчисления, руб./ед.; Пр – прочие затраты, 5–10% от суммы предыдущих элементов.

Затраты на оплату труда находим по формуле:

 

Сзп = z · Тe · Ксоц,                    (8)

 

где z – часовая тарифная ставка рабочих, руб./ед.; Ксоц– коэффициент, учитывающий единый социальный налог; Ксоц = 1,356.

Затраты на ремонт и техническое обслуживание стенда вычисляются по формуле:

 

Срто = (СБ · Нрто) / (100 · WЧ · Тгод),          (9)

 

где Нрто – норма затрат на ремонт и техническое обслуживание, %.

Амортизационные отчисления находим по формуле:

 

А = (СБ · а) / (100 · WЧ · Тгод)                    (10)

 

где а – норма амортизации, %.

Подставим все вычисленные данные в формулу (6) и получим значения себестоимости работ.

Уровень приведенных затрат на работу конструкции определяется по формуле:

 

Спр = S + Ен · Fe,                    (11)

 

где Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений,
Ен = 0,15.

Годовая экономия в рублях:

 

Эгод = (S0 –S1) · nобсл,                     (12)

 

где nобсл – количество обслуживаний в год; S0 – себестоимость работ по базовому варианту, руб.; S1 – себестоимость работ по новому варианту, руб.

Рассчитаем годовой экономический эффект по формуле:

 

Егод = Эгод – Ен · СБ1,                      (13)

Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений:

 

Ток = СБ1 / Эгод                      (13)

 

Вычислим коэффициент эффективности дополнительных капитальных вложений:

 

Еэф= 1 / Ток                (14)

Рассчитанные значения параметров сводим в таблицу.

 

Технико-экономические показатели эффективности конструкции (пример)

 

Показатель

Числовое значение показателя

Базовый вариант

Новый вариант

  1. Стоимость конструкции, руб.

2800

2992,6

  1. Время одного рабочего цикла, мин.

10

5

  1. Часовая производительность, ед./ч

4,2

8,4

  1. Металлоемкость процесса, кг/ед.

0,00089

0,0004

  1. Фондоёмкость процесса, руб./ед.

0,33

0,209

  1. Трудоемкость процесса (чел.-ч)/ед.

0,23

0,12

  1. Затраты на оплату труда, руб./ед.

3,18

1,66

  1. Затраты на ремонт и техническое обслуживание конструкции, руб./ед.

0,0065

0,025

  1. Амортизационные отчисления, руб./ед.

0,046

0,029

10. Себестоимость работы, руб./ед.

2,39

1,79

11. Уровень приведенных затрат на работу конструкции, руб./ед.

2,43

1,82

12. Годовая экономия, руб.

1500

13. Годовой экономический эффект, руб.

1051,1

14. Срок окупаемости, лет

2,8

15. Коэффициент эффективности дополнительных капитальных вложений

0,35

 

Предложенная конструкторская разработка стенда для вывешивания колес автомобиля позволяет значительно снизить трудоемкость и время обслуживания, дает значительное увеличение производительности, что, в свою очередь, позволяет получить еще более значительную прибыль от поста технического обслуживания.