Технологический и управленческий аспекты технического обслуживания позволяют объективно оценить качество выполненных работ при техническом воздействии и правильно организовывать технологический процесс, рационально распределить материальные и трудовые ресурсы, исключить большие объемы разборочно‑сборочных и демонтажно-монтажных работ по агрегатам и автомобилю в целом, которые наблюдаются при отыскании причин отказа [1].
Кроме того, техническое обслуживание дает социальный и экологический эффект. Социальный эффект состоит в том, что более полно и своевременно удовлетворяются растущие потребности населения в перевозках материальных ценностей с высокой сохранностью и уверенностью в безопасности движения.
Чрезвычайно важным аспектом технического обслуживания является проблема увеличения срока службы двигателей внутреннего сгорания. Для автомобильного транспорта эта проблема особенно актуальна, а средства технического обслуживания способствуют ее решению [2].
Опыт освоения и использования средств технического обслуживания в практике работы автотранспортных предприятий в различных городах страны позволил установить следующие среднестатистические данные эффективности технического обслуживания: сокращаются трудовые расходы на 5%, расход запасных частей и материалов – на 10%, топлива – на 2–3%, шин – 2%. Кроме того, снижаются простои автомобилей в ТО и ТР, уменьшается число дорожно-транспортных происшествий, снижается вредное влияние отработанных газов на природу и т. д.
Приведенные выше цифры уменьшения расходов на топливо и шины по своим абсолютным значениям незначительны. Однако процент экономии топлива выше и может достигать 8–25% за счет индивидуального подхода в регулировках двигателя. Например, проверка и регулировка систем питания, зажигания, состава выхлопных газов при комплексной оценке мощностных качеств двигателя в режиме холостого хода позволяют установить оптимальные значения параметров этих систем и тем самым сэкономить от 3 до 9,5% топлива при движении автомобиля на загородных маршрутах и до 25% в условиях городского движения (с остановками перед перекрестками и последующим разгоном) [3].
На топливную экономичность двигателя оказывают существенное влияние техническое состояние шасси автомобиля, правильность регулировки тормозных механизмов колес, подшипников ступиц колес, положения колес управляемого моста и его техническое состояние. При их тщательной регулировке расход топлива снижается на 7%. При этом свободный выбег улучшается и уменьшается износ шин, который зависит от характера силового взаимодействия колеса с опорной поверхностью и от других отклонений в геометрии шасси и подвески. Без контрольно-измерительного оборудования такие отклонения невозможно выявить.
В оценке эффективности освоения и эксплуатации средств технического обслуживания есть ряд недоработок, объясняемых в основном отсутствием положенной системы учета ее влияния на технико-экономические показатели работы автотранспорта предприятия. Главными показателями эффективности технического обслуживания автомобилей являются повышение качества технического воздействия и, следовательно, эксплуатационной надежности автомобилей, культуры производства, а также ее информационная значимость в деле управления производственными процессами.
Эффективность использования средств технического обслуживания может быть выявлена лишь в том случае, если обеспечен их обоснованный выбор применительно к подвижному составу, подготовлена производственная площадь для размещения поста технического обслуживания, ведется подготовка кадров, что в нашем случае и наблюдается [4].
С целью обеспечения единого методического подхода к расчету следует пользоваться единой методикой, пример которой предложен далее.
Показатели экономической эффективности технического обслуживания следующие: годовой экономический эффект, экономия за счет снижения себестоимости, дополнительная прибыль, сводный хозрасчетный экономический эффект, срок окупаемости капитальных затрат, экономия материалов, условное высвобождение численности ремонтно-обслуживающих рабочих [5].
Эти показатели могут быть использованы при технико-экономическом обосновании целесообразности освоения средств технического обслуживания в технологические процессы, при определении их фактической эффективности использования, для отражения показателей экономической эффективности в нормативах и планах предприятия.
Решение о целесообразности освоения технического обслуживания принимается на основании экономического эффекта в расчетном году, когда отработаны технология и систематичность технического обслуживания подвижного состава.
Как правило, на предприятиях не используют приспособлений для проверки люфтов. Проверка происходит визуально, что приводит к неточным результатам, а это может повлиять на безопасность управления автомобилем.
Визуально невозможно точно определить остаточный ресурс проверяемых узлов, то есть это может привести к несвоевременному текущему ремонту, что впоследствии потребует больших капитальных вложений в восстановление узлов.
Для ускорения процесса диагностирования и измерения большего числа параметров предложена установка для замера люфтов в шкворневых соединениях и подшипниках ступиц передних колес для грузовых автомобилей и автобусов с неразрезной осью, для управления которой можно использовать гидро- или пневмопривод [6].
Установка состоит из двух подвижных площадок, двух механических зажимов, трех пневматических кранов и датчиков перемещения (индикаторов часового типа ИЧ-5).
Для перемещения площадок использованы тормозные камеры автомобиля ЗИЛ-130. Регулировка подачи воздуха в камеры осуществляется с помощью тормозных кранов автомобиля ЗИЛ-164, укрепленных на реборде канавы.
Воздух из центральной воздушной магистрали подается в тормозные камеры, которые сдвигают площадки по направляющим в крайнее положение, сжимая при этом пружины.
На сдвинутые площадки передними колесами наезжает автомобиль. Затем воздух из тормозных камер выпускается, и площадки под действием пружин возвращаются в исходное положение. В этом положении к балке переднего моста автомобиля с помощью механических зажимов крепятся два кронштейна, расположенных с каждой стороны переднего моста, с установленными на них датчиками перемещения. После установки кронштейнов с датчиками в тормозные камеры подается воздух, и площадки сдвигаются. При этом выбираются зазоры в шкворнях и в подшипниках ступиц передних колес. Верхний датчик упирается в тормозной барабан и регистрирует люфт в шкворневом соединении, а нижний – в обод колеса и регистрирует суммарный люфт в шкворне и в подшипниках ступицы.
Показания снимаются со шкал стрелочных индикаторов перемещений.
Масса конструкции определяется по формуле:
G1 = (Gк + Gг) · К , (1)
где Gк – масса сконструированных деталей, узлов и агрегатов, кг;Gг – масса готовых деталей, узлов и агрегатов, кг; К – коэффициент, учитывающий массу расходуемых на изготовление конструкции монтажных материалов, К = 1,05...1,15.
Для определения стоимости конструкции стенда применим способ аналогии, где определение балансовой стоимости новой конструкции производится на основе сопоставимости массы по формуле [7–10]:
СБ1 = СБ0 · G1· Iц · R / G0, (2)
где СБ0 – балансовая стоимость базовой конструкции, руб.; G1 и G0 – масса новой и базовой конструкции соответственно, кг; Iц – коэффициент, учитывающий изменение цен в изучаемом периоде; R – коэффициент, учитывающий удешевление или удорожание новой конструкции в зависимости от сложности изготовления, R = 0,95–1,05.
Определяем часовую производительность на стационарных работах периодического действия по формуле:
WЧ = 60 · t / Tц, (3)
где t – коэффициент использования рабочего времени смены, t = 0,6–0,95;
Тц – время одного рабочего цикла, мин.
Рассчитаем металлоемкость процесса по формуле:
Ме = G / (WЧ · Тгод · Тсл), (4)
где G – масса конструкции, кг; Тгод – годовая загрузка стенда, ч; Тсл – срок службы стенда, лет.
Фондоемкость процесса вычислим по формуле:
Fe = СБ / (WЧ · Тгод), (5)
где СБ – балансовая стоимость установки, руб.
Вычислим трудоемкость процесса:
Tе = Nобс / WЧ (6)
где Nобс – количество обслуживающего персонала, чел.
Себестоимость работы находим из выражения:
S = Сзп+ Срто+ А + Пр, (7)
где Сзп – затраты на оплату труда с единым социальным налогом, руб./ед.; Срто – затраты на ремонт и техническое обслуживание, руб./ед.; А – амортизационные отчисления, руб./ед.; Пр – прочие затраты, 5–10% от суммы предыдущих элементов.
Затраты на оплату труда находим по формуле:
Сзп = z · Тe · Ксоц, (8)
где z – часовая тарифная ставка рабочих, руб./ед.; Ксоц– коэффициент, учитывающий единый социальный налог; Ксоц = 1,356.
Затраты на ремонт и техническое обслуживание стенда вычисляются по формуле:
Срто = (СБ · Нрто) / (100 · WЧ · Тгод), (9)
где Нрто – норма затрат на ремонт и техническое обслуживание, %.
Амортизационные отчисления находим по формуле:
А = (СБ · а) / (100 · WЧ · Тгод) (10)
где а – норма амортизации, %.
Подставим все вычисленные данные в формулу (6) и получим значения себестоимости работ.
Уровень приведенных затрат на работу конструкции определяется по формуле:
Спр = S + Ен · Fe, (11)
где Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений,
Ен = 0,15.
Годовая экономия в рублях:
Эгод = (S0 –S1) · nобсл, (12)
где nобсл – количество обслуживаний в год; S0 – себестоимость работ по базовому варианту, руб.; S1 – себестоимость работ по новому варианту, руб.
Рассчитаем годовой экономический эффект по формуле:
Егод = Эгод – Ен · СБ1, (13)
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений:
Ток = СБ1 / Эгод (13)
Вычислим коэффициент эффективности дополнительных капитальных вложений:
Еэф= 1 / Ток (14)
Рассчитанные значения параметров сводим в таблицу.
Технико-экономические показатели эффективности конструкции (пример)
Показатель |
Числовое значение показателя |
|
Базовый вариант |
Новый вариант |
|
|
2800 |
2992,6 |
|
10 |
5 |
|
4,2 |
8,4 |
|
0,00089 |
0,0004 |
|
0,33 |
0,209 |
|
0,23 |
0,12 |
|
3,18 |
1,66 |
|
0,0065 |
0,025 |
|
0,046 |
0,029 |
10. Себестоимость работы, руб./ед. |
2,39 |
1,79 |
11. Уровень приведенных затрат на работу конструкции, руб./ед. |
2,43 |
1,82 |
12. Годовая экономия, руб. |
– |
1500 |
13. Годовой экономический эффект, руб. |
– |
1051,1 |
14. Срок окупаемости, лет |
– |
2,8 |
15. Коэффициент эффективности дополнительных капитальных вложений |
– |
0,35 |
Предложенная конструкторская разработка стенда для вывешивания колес автомобиля позволяет значительно снизить трудоемкость и время обслуживания, дает значительное увеличение производительности, что, в свою очередь, позволяет получить еще более значительную прибыль от поста технического обслуживания.