Full text

Исследуемый в данной работе элемент человеческой активности в психологии рассматривается как специфическое проявление жизни. В философии поступок принимается даже за фактор, формирующий Бытие человека. Дело в том, что в поступке человек выражает отношение к ценностям, о которых он заявляет, совершая этот поступок.

Понятие поступка объёмно и многогранно, а сами поступки весьма разнообразны. Действительно, одни поступки осуществляются легче, другие – труднее; одни менее значительны, другие – более; результаты одних поступков проявляются на коротком промежутке времени, последствия других касаются далёкой временной перспективы и т. п.

В работе [1] показано, насколько сложна структура и непроста мотивация поступка. Эти сложность и разнообразие усугубляются дополнительными факторами. К ним относятся следующие моменты.

  1. Значимость поступка для самого индивида.
  2. Общественная весомость результатов поступка.
  3. Размер риска.
  4. Степень ответственности за последствия поступка.

Такое разнообразие и выраженный квалитативный (от лат. qualitas – качество) характер поступков как бы выводят их из области точных исследований, делая поступки практически несравнимыми. Создаётся впечатление, что перечисленных обстоятельств вполне достаточно, чтобы усомниться в возможности числовой оценки поступка.

И тем не менее мы ощущаем, что в поступках существует нечто общее, какой-то внутренний инвариант (от лат. invarians – неизменяющийся), приводящий к представлению о возможности их сравнения. Задача данного исследования состоит в нахождении упомянутого инварианта и построении на его основе метрической теории поступков.

Совокупность показателей, всесторонне характеризующих каждый поступок, мы назовём весомостью поступка. Обозначим весомость поступка литерой . Если этой величине дать числовое выражение и построить для неё измерительную шкалу, появится возможность не только качественного, но и количественного сравнения поступков. Естественно, для этого потребуется ещё и единица измерения упомянутой весомости.

Ранее было показано [2], что поступок характеризуется не столько совершаемым в нём действием, сколько процессом мотивации, приводящим к запуску этого действия. Одновременно было установлено, что в рамках поступка понятия «мотивация», «целеполагание» и «принятие решения» эквивалентны. В связи с этим мы будем использовать эти понятия в одном и том же смысле, представляя их как «ядро поступка». Именно в этом ядре и следует искать упомянутый выше инвариант. При этом мы посмотрим на проблему с наиболее общей точки зрения.

Мотивация поступка – работа, совершаемая человеческой психикой. Обозначим эту работу литерой . Всякая работа выполняется с использованием энергии . Энергией мотивации будем называть ту часть производимой в процессе совершения поступка энергии, которая расходуется исключительно на реализацию процесса принятия решения. Очевидно, что работа и энергия мотивации совпадают, т. е.

 

.                                  (1)

 

Обеспечивающая мотивацию энергия вырабатывается внутренними энергетическими системами организма. Она-то и служит искомым инвариантом, поскольку характеризует каждый поступок независимо от его содержания. Одновременно можно утверждать, что количество израсходованной в процессе мотивации энергии – это и есть единая характеристика весомости поступка. Действительно, чем продолжительнее процесс мотивации, чем сложнее и разнообразнее его составляющие, тем значительнее работа целеполагания и тем больше затраты энергии, необходимой для её выполнения.

Будем считать, что весомость поступка  прямо пропорциональна величине энергии мотивации , т. е.

 

 

,                                  (2)

 

где  – коэффициент согласования.

Переходя к определению величины , заметим, что каждое целеполагание сопровождается характеризующей его эмоцией. Не входя в обсуждение подробностей этой связи (детально проанализированной в работе [3]), отметим, что эмоция, в свою очередь, непосредственно сопряжена с энерговыделением.Индивид ощущает эмоциональное переживание в ситуации, требующей действия (часто немедленного). Именно такой эмоциогенной ситуацией и обусловлена мотивация поступка.

Оценка эмоциогенной ситуации выявляет количество и назначение необходимой энергии, активизирует и запускает ответственные за её производство элементы организма[1].Происходит энергетическая мобилизация организма, осуществляемая через активность вегетативной нервной системы и ретикулярной формации.

Значимость эмоциогенной ситуации характеризует вызванный ею эмоциональный скачок высоты

 

.                    (3)

 

Здесь  – величина напряженности потребностного возбуждения;  – количество прогностической информации;  – количество прагматической информации, существующей в момент опредмечивания потребности.

Эмоциональный скачок связан с энергетическим выбросом взрывного характера. Этот фактор не завершает, а только открывает процедуру энерговыделения. Производство энергии мотивации – развивающийся во времени процесс, о состоянии которого индивид и далее информируется с помощью высоты нервного возбуждения. На уровне психики именно это возбуждение ощущается как развёртывающийся во времени эмоциональный процесс. Говоря иначе, интенсивность эмоционального переживания в каждый момент сигнализирует о текущей мощности источников внутреннего энерговыделения. Наблюдая изменение интенсивности эмоции во времени, мы отслеживаем одновременно и динамику производства энергии.

Развитие интенсивности  эмоционального переживания [4] представляется как

 

                      (4)

 

Здесь  – коэффициент эмоциональности индивида,  – коэффициент его интеллектуальности,  – время,  – момент инициализации эмоционального переживания.

После возникновения эмоции её интенсивность изменяется как непрерывная функция времени (см. рис. 1). В момент  она достигает максимального значения. Этот момент определяется формулой

 

,                                                            (5)

 

где  – число Симонова ( ).

Величина максимальной интенсивности эмоции представляется выражением

 

.                      (6)

 

 

После достижения максимума интенсивность эмоции  экспоненциально убывает, асимптотически приближаясь к нулю.

Перейдём к физической стороне вопроса, опираясь на результаты, представленные в монографии [5]. Введём понятие производительности внутренних источников энергии, вырабатываемой для формирования пары элементов «мотив – цель» (т. е. для обеспечения работы, связанной с принятием решения). Обозначая эту величину символом , будем считать, что  – количество энергии, производимой организмом в процессе развития эмоционального переживания в единицу времени. На основании представленных выше соображений можно принять, что

 

 

,                                  (7)

 

 

где  – постоянная согласования. Размерность величины  – это размерность мощности. В системе Си она измеряется в ваттах (Вт). Кривая производства энергии представлена на рис. 1 пунктирной линией. Естественно, что своей формой она полностью воспроизводит кривую .

 

 

 

Рис. 1. Кривые интенсивности эмоционального переживания  и производства энергии :

 – эмоциональный скачок;  стартовое значение производства энергии, от которого начинается плавное энергообеспечение процесса мотивации;  – «пик» энергетического обеспечения поведенческой активности;  – максимум эмоции;  – время;  начальный момент эмоционального переживания;  момент наивысшего эмоционального переживания и наибольшего энерговыделения;  – момент завершения поступка. Коэффициент согласования

 

Полное энерговыделение в процессе эмоционального переживания составляет величину

 

.                     (8)

 

Время совершения поступка ограничено. Обозначим его как . Момент  целесообразно связать с переходом эмоционального переживания за порог чувствительности, когда индивид перестаёт его ощущать. Поскольку эмоциональное состояние индивид ощущает на отрезке времени , произведённая за это время энергия выражается формулой

 

.                (9)

 

Для лучшего понимания рассматриваемых вопросов необходимо дать общее представление об энергетическом обмене организма.

Энергетическое обеспечение мозга и организма в целом осуществляется благодаря расщеплению высокомолекулярных веществ (см. рис. 2). Процесс распада сложных соединений до более простых называется катаболизмом. При катаболизме углеводов, жиров и белков высвобождается энергия, которая частично накапливается в виде макроэргических соединений – аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), креатинфосфата, а частично расходуется в виде тепла. Под макроэргическими понимают соединения, имеющие химические связи, расщепление которых сопровождается выделением большого количества энергии. Их энергия и используется в дальнейшем для обеспечения различных видов жизнедеятельности организма. Важнейшие пути катаболизма – это гликолиз (для углеводов), бета-окисление жирных кислот, распад аминокислот и цикл Кребса.

 

Сложные соединения (пища):

жиры, белки, углеводы

Катаболизм

Макроэргические соединения

(АТФ, креатинфосфат),

а также тепло

Энерговыделение

Жизнедеятельность:

биосинтетические процессы,

создание и поддержание биохимических

потенциалов клеточных мембран,

мышечные сокращения

 

Рис. 2. Структурная схема процесса энергообеспечения организма

 

Вернёмся к основной теме нашего исследования.

На рис. 1 величина энергии мотивации  определяется площадью фигуры, ограниченной пунктирной кривой , временной осью , а также прямыми  и .

Предполагая, что вся выделяющаяся в процессе эмоционального переживания энергия расходуется только на создание пары элементов «мотив – цель», имеем

 

,                                (10)

 

где  – работа целеполагания[2].В системе Си величины  и  измеряются в джоулях (Дж).

Подставляя переменную  из (4) в (9), приходим к следующему значению энергии, выделенной в процессе эмоционального переживания:

.                (11)

 

Если предположить, что вся выделенная энергия расходуется на работу целеполагания, то согласно (10) и (11) справедливо и равенство

 

.  (12)

 

Последнее выражение показывает, что работа целеполагания определяется многими факторами, но основное влияние на неё оказывает величина эмоционального скачка .

 

 

Рис. 3. Энергетическое обеспечение процесса мотивации:

– кривая производства энергии,  – энергия мотивации, площадь

заштрихованной области – величина энергии мотивации

 

На рис. 3 представлена кривая энергетического обеспечения мотивации на фоне различных стадий потребностного состояния.

Поскольку энергия мотивации для каждого поступка своя, эту характеристику и можно использовать для построения единицы измерения весомости поступка. При этом за поступок единичной весомости можно принять какой-то общеизвестный поступок, энергия совершения которого также известна. Это может быть, например, забег на 100 м неподготовленного субъекта в условиях соревнований[3]. Известно [7], что энергия совершения такого поступка составляет 20 ккал. Обозначив единицу измерения поступка сокращением «пост», можно утверждать, что рассматриваемое событие имеет весомость 1 пост. Тогда поступок, состоящий в заплыве того же субъекта на 200 м (и требующий 80 ккал), имеет весомость 4 поста, а бег на коньках на 500 м (35 ккал) обладал бы весомостью в 1,75 поста.

Автор понимает, что представленная выше оценка измерения весомости поступка «весьма скудна». И прежде всего она не различает модальности поступков[4]. Может случиться, что заплыв субъекта на 200 м в условиях соревнований потребует такой же энергии, как и его побег с поля боя. Весомость этих поступков, измеренная представленным выше способом, может оказаться одна и та же.

В своё оправдание автор может сказать, однако, то, что, упрощая сложное, мы теряем его качества с необходимостью. В моделировании этот факт общеизвестен. Числовая оценка такого комплексного понятия, как поступок, – это и есть упрощение сложного. Заметим, что такой же эффект мы наблюдаем в цене товара (когда стоимость автомобиля сравнима, например, с ценой килограмма наркотиков), в определении состояния организма с помощью его температуры или в оценке знаний студента единственным числовым значением. Так что предложенный способ определения весомости поступка имеет множество аналогов.

В математике широко используется понятие нормы функции (матрицы, а в более широком смысле оператора вообще). Благодаря присвоению сложному объекту единственного неотрицательного числа, реализованному по определённым правилам, возникает возможность сравнения сложных объектов. Это автоматически приводит к появлению расстояния между объектами. Последнее открывает дорогу для проведения различных доказательств. Именно благодаря этому мы получили столь значительные результаты в самой математике и её приложениях. Сознавая, что человеческая психика существенно сложнее объектов изучения естественных наук, заметим, тем не менее, что нечто подобное может стать полезным и в психологии. Следует отметить также, что существует возможность расширения представленного выше определения весомости поступка путём учета новых атрибутов, например, так, как это сделано в работе [8] для расстояния.



[1] Здесь мы не учитываем энергии, расходуемой на реализацию самой операции, считая её отдельным элементом энергообеспечения поступка. Однако мы принимаем, что остатки энергии мотивации могут расходоваться и на эти цели, а в частности – на инициализацию операции.

 

[2] Составляя 2% от общего веса тела, мозг потребляет до 20% энергии организма. При этом с эмоциональными переживаниями связано от 11 до 19% [6]. Можно заметить, сколь значительна величина энергии, сопряженной с эмоциональными переживаниями, по сравнению со всей энергией умственной деятельности. А поскольку эмоция корригирует с целеполаганием, можно утверждать, что именно оно и составляет львиную долю ментальной деятельности человека.

[3] Участие в подобных соревнованиях спортсмена-спринтера специальной мотивации не предполагает. Это для него естественно, поскольку он подготовлен и всё событие проходит для спортсмена в рамках потребностно-целевого комплекса. Мотивации требует именно неподготовленность.

[4] Отсутствие способов моделирования феномена модальности психических объектов – недостаток всей математической психологии. Даже моделируя эмоции, чувства и мотивы, мы рассматриваем их исключительно по абсолютной величине характеризующего сигнала.