Full text

Увеличение скорости жизни и объема получаемой информации, свойственное современному обществу, усиливает психологическую нагрузку на людей, что делает особенно актуальным изучение процесса социализации индивидов, так как общественные нормы подвергаются существенной трансформации в очень сжатые сроки и требуют их быстрого освоения и применения.

Социально-экономические изменения, к числу которых относятся экономические кризисы, наличие множества альтернатив экономической активности для индивида (вклады, кредитование, выбор способа заработка денежных средств), полная свобода в выборе экономических действий наряду с существованием недобропорядочных финансовых организаций и недостатком информации, могут вызвать неуверенность в будущем дне, боязнь потери имеющегося социально-экономического статуса, непринятие и непонимание образовавшейся экономической реальности, депрессии и личностные расстройства по поводу неспособности достичь желаемого экономического уровня жизни. В случае, если индивид стремится применять неэффективные способы решения экономических проблем, которые не приносят ему желанного результата, у него могут проявиться такие формы девиантного поведения, как азартные игры, шопоголизм (стремление человека регулярно совершать импульсивные покупки с целью получения удовольствия), клептомания. На основании вышесказанного мы можем констатировать, что экономическая психология в России становится перспективным психологическим научным направлением, поскольку психологические механизмы освоения сценариев экономического поведения, к числу которых относится и социализация, недостаточно изучены. Важным нюансом большинства исследований экономической социализации является их проведение на подростковой выборке, то есть на тех, кто еще не является ни самостоятельным экономическим субъектом, ни психологически зрелой личностью. Чтобы восполнить существующие пробелы в изучении психологической составляющей экономического развития личности, данное исследование ориентировано на изучение процесса экономической социализации молодежи.

В рамках нашей работы мы ориентируемся на определение В. В. Загребина, в представлении которого под молодежью понимается «социально-демографическая группа, состоящая из индивидов, имеющих социальный статус молодых и являющихся по самоидентификации молодыми, с характерными для них возрастными социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе» [1]. Молодежь – это та часть населения, которая в настоящий период своей жизни только начала оценивать себя и свои возможности в экономической среде: она знакомится с банковской системой, выбирает методы заработка средств, конструирует сберегательное и потребительское поведение, создает представления и ожидания о бюджете.

Таким образом, объектом нашего исследования выступает социализация личности.

Предметом исследования является взаимосвязь личностных характеристик молодежи и факторов экономической социализации личности.

Цель работы– определить взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик молодежи с социально-психологическими факторами экономической социализации.

Мы полагаем, что существует взаимосвязь между компонентами экономической социализации и индивидуально-личностными характеристиками молодежи.

В нашем исследовании мы ориентируемся на концепцию социализации Е. П. Белинской и О. А. Тихомандрицкой, которые, развивая теорию социализации Г. М. Андреевой, рассматривают социализацию как трехсторонний процесс, включающий в себя такие компоненты: усвоение социального опыта, активное воссоздание опыта, трансформация полученного опыта [2].

Социализация человека происходит через определенные институты – группы, выступающие передатчиками норм, ценностей и опыта. В. А. Иванченко говорит о том, что такими институтами являются: семья человека, образовательная и трудовая среда, средства массовой информации [3]. Помимо институтов социализации выделяют еще агентов социализации, которые являются проводниками, активными передатчиками опыта. К ним относятся родители, друзья, педагоги, члены референтной группы, определенные варианты СМИ (например, для кого-то это группы в социальной сети, а для другого – аналитические журналы), книги и т. д. [4] В большинстве случаев институтами социализации молодежи в сфере экономики выступают семья и учебные заведения, а агентами социализации – учителя, родители и друзья, которые не всегда могут предоставить качественную информацию и быть полезным примером. Более того, получение экономических знаний не гарантирует их эффективное применение на практике, поэтому необходимо определить, какими характеристиками должна обладать личность для проявления оптимального экономического поведения.

Рассмотрим существующие в науке представления об экономической социализации как психологическом феномене. Впервые термин «экономическая социализация» был использован зарубежными учеными (B. Stasey, 1982, S. Cummings и др.), при этом B. Stasey выделяет четыре аспекта экономической социализации: деньги, собственность, социальная дифференциация, социоэкономическое поведение [цит. по: 5].

Е. М. Дубовская и Р. А. Кораблинов определяют экономическую социализацию как «специфическую часть общего двустороннего социализационного процесса, включающую в себя, с одной стороны, усвоение человеком социально-экономичес­кого опыта благодаря вхождению в систему экономических связей и отношений, а с другой – воспроизводство им системы этих связей и отношений за счет активной деятельности (экономической активности, профессионально-трудовой деятельности)» [6].

А. Л. Журавлев понимает под экономической социализацией «процесс и результат включения человека в экономические отношения общества, усвоение опыта этого общества и активное его воспроизводство» [7].

Иначе говоря, под экономической социализацией подразумевается процесс, в рамках которого люди усваивают нормы деятельности в экономике, а именно: распоряжаются денежными средствами, производят покупки, планируют бюджет и др.

Опираясь на исследования О. С. Дейнека, Ж. А. Жилиной, А. Л. Журавлева и Н. А. Журавлевой, А. С. Евдокимовой, А. П. Вяткина, мы можем выделить следующие компоненты в структуре экономической социализации [8–11]:

-          когнитивные компоненты и факторы (восприятие и представление, иррациональное и рациональное в экономическом мышлении, процесс принятия решений и совершения экономического выбора);

-          аффективные компоненты и факторы (роль эмоций и чувств в принятии экономических решений, воздействие рекламы);

-          компоненты собственно экономического поведения.

Таким образом, существующую в современной экономической психологии модель человека можно представить также трехкомпонентной: человек мотивированный, эмоциональный и мыслящий [12].

Приведем примеры уже проведенных исследований в области экономической социализации.

При определении экономических притязаний студенчества А. С. Евдокимовой было установлено, что большинство студентов идентифицируют себя со средним слоем населения. В будущем студенты также представляют себя как относящихся к среднему слою, то есть студенты пессимистически настроены на реализацию себя в данной области, так как не видят в будущем повышения своего социального статуса. Семья как институт социализации не сможет дать необходимых знаний, так как члены семьи сами являются средним слоем населения [13].

Bruno S. Frey, Stephan Meier в 2004 г. было проведено лонгитюдное исследование экономического поведения студентов с применением полевого эксперимента, в рамках которого в течение семи лет студенты, вносящие плату за свое обучение, могли пожертвовать небольшую сумму в фонд поддержки студентов. Результаты эксперимента показали, что чем выше были ожидания студентов от суммы пожертвования других, тем больше они хотели пожертвовать сами [цит. по: 14]. Это объясняется нормами справедливости, конформизмом. Иными словами, экономическое поведение человека основано на экономическом поведении других людей и информации о ней, что подтверждает влияние со стороны окружения индивида.

Проведенное Т. В. Гончаровой и В. А. Иванченко исследование восприятия имиджа кредитно-финансовой организации в г. Новосибирске показало, что положительное отношение к кредитно-финансовой организации характерно для 90% участников выборки, состоявшей из 60 человек в возрасте от 21 до 65 лет, проживающих в Новосибирске. Наиболее типичными для положительно оценивающих кредитно-финансовую организацию личностями оказались люди с праксической направленностью эмоций, преобладанием творческой активности и общения в мотивационной структуре личности, ориентацией на позитивное прошлое и будущее [15]. Результаты данного исследования отчасти поясняют высокую активность жителей Новосибирска в оформлении кредитов в период с 2007 по 2014 г.: фактически для людей это было незнакомой формой проявления экономической активности, что спровоцировало деятельных, общительных, целеустремленных людей, не имеющих опыта переживания финансового кризиса, к массовым займам денег на потребительские нужды. В итоге подобное поведение привело к просрочке по кредитам и банкротствам физических лиц.

Финансовой грамотностью населения обеспокоились российские власти после массового тестирования граждан страны, проведенного Минфином в 2015 г. на выборке численностью в 150 тыс. человек. Тест включал в себя три блока: знания, навыки, установки. По данным координатора проекта по повышению финансовой грамотности населения Анны Зеленцовой, более 60% респондентов не готовы нести ответственность за свои решения и возможные потери, а 44% опрошенных признались в том, что им не хватает знаний по финансовым вопросам [цит. по: 16].

Сейчас эта проблема особо ощущается и в школах, где уже вводят уроки финансовой грамотности, но в данном обучении нужно учитывать и личностные особенности.

Поскольку эмпирических исследований экономической социализации на данном этапе изучения данного понятия крайне мало, нами было проведено пилотажное исследование на выборке из 19 человек в возрасте 21–23 лет.

Для достижения цели и проверки гипотезы мы выбрали следующие методики:

1)     методика отношения личности к деньгам Е. И. Горбачевой и А. Б. Купрейченко (изучение когнитивного компонента экономической социализации);

2)     тест-анкета «Эмоциональная направленность» Б. И. Додонова (исследование эмоционального компонента экономической социализации);

3)     методика сценариев экономического поведения Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко (анализ поведенческого компонента экономической социализации);

4)     Гиссенский личностный опросник (адаптирован Е. А. Голынкиной и другими; изучение личностных характеристик молодежи).

Рассмотрим полученные результаты.

Изучение личностных характеристик участников исследования показало наибольшую выраженность верхних полюсов шкалы доминантности и шкалы преобладающего настроения Гиссенского личностного опросника (52 Т-балла и 50 Т-баллов по средним значениям соответственно), что означает характерность для данной выборки уступчивости, терпимости, робости, склонности к рефлексии, самокритике и послушанию, зависимости.

Изучение типичных для данной возрастной выборки эмоций показало преобладание праксических, романтических и гностических эмоций, то есть молодежь склонна испытывать радостное возбуждение и подъем, когда удается успешно справляться с деятельностью, столкнуться с чем-то таинственным и незнакомым, узнать что-то новое, ознакомиться с научными фактами. Данный результат отчасти прогнозируем, так как большинство участников исследования – студенты магистратуры, поэтому для них достаточно важно эффективно осваивать учебную и научную деятельность, что вызывает у них эмоциональный подъем.

Диагностика по методике Е. И. Горбачевой и А. Б. Купрейченко показала, что большинство испытуемых на уровне установок связывают деньги с комфортом, властью и средством существования (см. рисунок). Иначе говоря, деньги воспринимаются как некая насущная потребность, фрустрация которой не позволяет молодежи комфортно существовать в современном мире. Наименьший балл, отданный таким показателям, как справедливость, терпимость, правдивость, говорит о том, что молодежь не считает, что деньги зарабатываются честным путем.

 

 

Отношение личности к деньгам по методике Е. И. Горбачевой, А. Б. Купрейченко

 

Методика сценариев экономического поведения, разработанная и апробированная на базе Научно-учебной лаборатории социально-психологических исследований НИУ ВШЭ, состоит из 11 тестовых ситуаций, описывающих 11 биполярных измерений экономического поведения [17]. Для оценки поведения героя респонденту предлагались три шкалы, соответствующие трем компонентам социальной установки: аффективному (эмоциональное предпочтение), поведенческому (готовность действовать так же, как действует один из персонажей ситуационного сценария) и когнитивному (типичность описанного поведения для окружения респондента).

Результаты применения методики сценариев экономического поведения Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко, представленные в таблице, показывают, что наиболее выражено на молодежной выборке эмоциональное предпочтение неприемлемости кредитов (1,5), экономического интереса (1,47), экономического патернализма и экономической самостоятельности (1,26), долговременной ориентации в экономическом поведении (1,2), распределения финансового вознаграждения по справедливости (1,11). Это означает, что участникам исследования больше нравятся люди, не склонные брать кредиты на личные нужды, стремящиеся искать наиболее выгодные варианты вложения денег, распределяющие вознаграждение в соответствии с личным вкладом каждого сотрудника в дело. В то же время шкала «экономический патернализм – экономическая самостоятельность» на своих биполярных полюсах имеет одинаковые значения на данной выборке (1,26), что можно трактовать как наличие противоречивых взглядов относительно способов заработка денег: с одной стороны, молодежи нравятся герои, готовые рискнуть имеющимся экономическим уровнем и открыть свой бизнес, с другой стороны, герои, проявляющие стабильность в ситуации отсутствия карьерного роста. Типичным для своего окружения респонденты при этом считают проявление экономической индифферентности (1,26), которая проявляется в неготовности искать новые способы и средства улучшения финансового положения. С точки зрения готовности действовать для исследуемой выборки характерно совершать импульсивные покупки (1,16) и стремление справедливо распределять вознаграждение (1,11).

 

 

Средние значения показателей шкал сценариев экономического поведения

 

Показатели

Среднее

значение

Экономический патернализм

Эмоциональное предпочтение

1,26

Экономическая самостоятельность

Эмоциональное предпочтение

1,26

Долговременная ориентация в экономическом поведении

Эмоциональное предпочтение

1,2

Экономический интерес

Эмоциональное предпочтение

1,47

Экономическая индифферентность

Типичность (для окружения)

1,26

Неприемлемость кредита

Эмоциональное предпочтение

1,5

Распределение финансового вознаграждения по справедливости

Эмоциональное предпочтение

1,11

Готовность

1,16

Подверженность импульсивным покупкам

Готовность

1,16

 

Корреляционный анализ данных, осуществленный в программе Statistica с применением r-критерия ранговой корреляции Спирмена, позволил нам выявить следующие взаимосвязи личностных характеристик молодежи и компонентов экономической социализации.

Чем ниже типичность проявления экономического патернализма со стороны окружения, тем выше показатели шкалы социального одобрения и преобладающего настроения (r = -0,74; r = -0,6, p < 0,01 соответственно): лица, уверенные в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленной цели, уважении и высокой оценке других людей, склонные к рефлексии, зависимости, самокритике, имеют представления о типичности проявлений экономической самостоятельности со стороны окружения.

Чем выше эмоциональное предпочтение экономического интереса, тем ниже выраженность глорических эмоций (r = -0,62, p < 0,01), то есть молодые люди, которым нравится стремление героя методики пытаться искать варианты выгодного вложения денег, не склонны отстаивать свою потребность в самоутверждении, в сла­ве.

Чем выше готовность к неприемлемости использования кредитов в повседневной жизни, тем меньше у молодежи деньги ассоциируются со свободой (r = -0,64, p < 0,01), то есть респонденты, скорее всего, осознают, что накопление денег является достаточно сложным процессом, и готовы пожертвовать своей свободой в части удовлетворения неких финансовых потребностей.

Чем выше восприятие денег как власти, тем ниже эмоциональное предпочтение приоритета закона над прибылью, подверженность импульсивным покупкам и приоритет наличия творчества в работе (r = -0,63; r = -0,58; r = -0,58, p < 0,01 соответственно). Это означает, что молодые люди, для которых деньги отождествляются с властным ресурсом, менее склонны проявлять симпатию к людям, которые стремятся к официальной зарплате, более творческой, но менее высокооплачиваемой работе, готовности совершать импульсивные покупки.

Таким образом, проведенное пилотажное исследование позволяет нам частично подтвердить выдвинутую гипотезу о существовании взаимосвязи между компонентами экономической социализации и индивидуально-личностными характеристиками молодежи. Нами было обнаружено, что существует взаимосвязь между типичностью проявления экономической самостоятельности окружением молодежи и такими личностными чертами, как склонность к рефлексии и самокритике, уверенность в своей положительной социальной репутации, что косвенно доказывает влияние референтной группы (проявление экономической самостоятельности как образца поведения) на личность молодого человека. В то же время мы определили существование взаимосвязей внутри трехкомпонентной модели экономической социализации: в частности, когнитивные установки («деньги – это власть, свобода») и глорическая эмоциональная направленность личности связаны с некоторыми характеристиками эмоциональных предпочтений и готовности к определенному экономическому поведению.

Полученные данные позволяют делать прогноз в экономическом становлении личности, а также заниматься профилактикой иррационального поведения в сферах экономических отношений, что может найти отражение в позитивном становлении мировой экономики. Результаты могут быть полезны психологам, которые столкнутся с проблемой адаптации молодежи в экономической жизнедеятельности, а также могут быть использованы при попытке изучить экономическую социализацию данного временного периода, специфику экономического поведения.