Full text

Гуманитарная составляющая является ключевым моментом в сегодняшнем образовании. Все больше исследований посвящено данной тематике, так как происходит пересмотр ориентиров, своего рода парадигмальный кризис. Переход от «наполнительной», знаниевой, цивилизационной, технократической парадигмы к гуманитарной, культуротворческой влечет за собой смену основного смыслового знака образования – «технократизм» на знак «культура». В связи с этим считаем полезным и актуальным провести анализ работ, где в той или иной степени отражаются вопросы, связанные с гуманитаризацией процесса обучения, и синтезировать предлагаемые авторами пути, возможности практической реализации обращения участников педагогического процесса к гуманитарной составляющей.

Для начала считаем необходимым более подробно раскрыть данное понятие «гуманитарная составляющая» и определить ее место в процессе обучения.

Обращаясь к истории вопроса, необходимо подчеркнуть, что в силу различных исторических событий целостность развития личности, а именно всех ее подструктур: познания, воли (действия) и чувства, в процессе обучения нарушалась, и в результате глобальной индустриализации и информационной перенасыщенности жизненного пространства в образовании сложилась ситуация, по словам В. П. Зинченко, «технократической перегрузки и гуманитарного голодания» [1]. Многовариативность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития – мы всё дальше уходим от чётких схем классового и общественного деления общества, характерных для человечества ХХ в. Роль личности в истории всё больше становится определяющей в самых массовых процессах и движениях. Обращение к гуманитарной составляющей в процессе обучения позволяет нам сегодня утверждать, что педагог руководствуется гуманитарными основаниями: «другодоминантность, диалогичность, рефлексивность, метафоричность, понимание» [2], в отличие от естественнонаучных: «монологичность, односторонность, нейтральность, функциональность» [3]. В процессе обучения происходит сдвижение акцентов. Одни и те же характеристики можно воспринимать по-разному в различных условиях. Можно проследить определенные отличия, которые сопровождают процесс обучения в условиях гуманитарной и технократической направленности.

 

Организация процесса обучения в различных условиях

 

Критерии

В технократических

условиях

В гуманитарных условиях (условиях драматизации)

Целеполагание

Овладение определенной информацией в содержании

Обнаружение своих смыслов через содержание, текст

Позиция читателя

Монологична

Диалогична (автор встречных текстов)

Контроль

Для определения качества овладения значениями, в качестве результата – отметка

Для обмена мнениями, выражения своих смыслов, в качестве результата – совместный или индивидуальный проект, продукт практической реализации теории

Эмоциональные проявления

Как элементы в упражнениях

Как фундаментальное условие понимания

 

Из таблицы отчетливо видно, что гуманитарный подход направлен в первую очередь на развитие личностных качеств, таких как самовыражение, коммуникабельность, инициативность. Выявление данного факта показывает, что процесс обучения выстраивается как гуманитарная практика, обращение к Другому за со-мыслием, со-чувствием, со-действием.

Мы не случайно остановили свое внимание на данных критериях: целеполагание, позиционирование, контроль, эмоциональные проявления – в качестве определения различий в условиях обучения, так как цель, позиция, контроль как рефлексия сказанного и содеянного и, наконец, внутреннее реагирование на происходящее представляют собой основные опорные пункты в педагогическом процессе. Изменив свое отношение к предлагаемым элементам, можно попытаться обнаружить в своей педагогической деятельности отголоски технократического подхода и после тщательного анализа и пересмотра всех взглядов организовать процесс обучения как гуманитарную практику. В то же время можно выделить общие черты, присущие тому или иному подходу. Ссылаясь на слова М. М. Бахтина «Гуманитарные науки – науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в своей специфике всегда выражает себя (говорит), т. е. создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки» [4], подчеркнем, что основа гуманитарного подхода – это человек. В свою очередь человек не рассматривается вне текста. Он включен в процесс чтения, понимания, осмысления, означивания. Поэтому гуманитарный значит диалогический процесс, в котором происходит «не движение в круге теоретико-прагматических опосредований, не господство и подчинение познанного, а выявление в любом ином (а значит, и в самом себе) оснований отношения открытости». Иными словами, если объяснение занимает позицию «я и мир», «я и безгласная вещь», то понимание – «я в мире», «я и Другой» [5]. Диалогичность процесса обучения в его гуманитарном проявлении подчеркивает Вал. А. Луков [6]: «…прилага­тельное “гуманитарная” в ее названии имеет не только тот смысл, что речь идет о человеке и человеческом, но и о ее возможностях в смысле гуманизации человеческих взаимоотношений и взаимодействий, об особом типе этих взаимоотношений и взаимодействий».

Это немаловажное утверждение помогает нам понять и принять, что самое ценное и самое главное в педагогическом процессе – человек, его рост, развитие, воспитание. Из этого следует, что основами гуманистического управления являются: уважение к человеку, доверие к нему, фокусирование внимания на развитии личности непосредственных участников педагогического процесса.

В свою очередь, технократический значит, соответственно, монологичный, нацеленный на потребление определенной информации с целью получения оценки, только внешнего признания, внутреннее включение личности в данных условиях подразумевает подстраивание под предлагаемые ролевые проигрывания. Другими словами, например, для получения положительной оценки необходимо зазубрить некий материал и написать тест, обучающийся проделывает данные действия механически, не раскрывая для себя смысл проделываемого. Главное в данной ситуации – получить положительную оценку. К сожалению, подобная картина довольно часто встречается в условиях сегодняшнего образования. Разговоры о включении личности в обучение получают свою популярность часто только лишь на страницах журналов и сборников, так как практическая деятельность диктует совсем иные требования и стандарты. Подведение образования только лишь под определенные рамки и стандарты исключает из списка составляющих личность с ее уникальными возможностями, потребностями, умениями, знаниями. Мы обратились к научным изданиям последних пяти лет для изучения вопроса включения личности как основного компонента гуманитарной направленности в обучении и попытались определить различные формы проявления гуманитарной составляющей в практической деятельности педагогов.

Преподавание как процесс относится к сильнейшему двигателю в области продвижения гуманистических идей в обучении. Уже на уровне государственных программ закладывается механизм обращения к человеку, к его внутреннему миру, к развитию ценностного аппарата личности. И можно отметить, что существует уже немало практических приемов и предложений для включения гуманитарной составляющей, другими словами, обращения к участнику педагогического процесса как к личности в практику. Мы попытались проанализировать некоторые работы, где обсуждается или затрагивается какой-либо аспект, касающийся поднятой нами проблемы гуманитаризации образования. Существует множество путей и форм обращения к личности в обучении.

Так, например, авторы Московской акмеологической школы раскрывают личность в профессии через самовыражение. «Акмеологический подход позволяет рассмотреть понятие “личностно-профессиональное развитие” под новым углом зрения. Тенденция гуманизации общественной жизни привела к тому, что главной целью образовательных институтов признано становление человека, глубоко знающего себя, владеющего собой, саморазвивающегося и самореализующегося в гармонии с собой и обществом. Профессия как система задач, форм и видов деятельности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, требует специалистов, обладающих определенной суммой знаний, навыков и умений, имеющих соответствующие профессионально важные качества и способных эффективно решать профессиональные задачи. В то же время человек как субъект деятельности требует от профессии возможности не просто получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития, а как можно полнее раскрывать свой творческий потенциал и самореализовываться» [7]. Представители данного направления (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич, Н. Т. Селезнева, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Михайловский и мн. др.) развивают современные эффективные подходы к исследованию, формированию и развитию акме человека.

Большой интерес у современных исследователей гуманитаризации образования вызывает ценностный мир участников педагогического процесса. Восхождение в обучении к личности через выстраивание ценностного мира можно рассматривать как определенный выход из «технократического плена». Аксиологическая тематика в работах С. А. Антоненко, Е. А. Петуховой, М. А. Рыжковой, О. В. Романовой позволяет нам определить «внутреннюю позицию» авторов по отношению к человеку через «формирование образа мира и человека в нем» [8], через осмысление «профессионально-педагогических ценностей преподавателя, в частности креативности» [9], через «соотношенияе информации и знания с ценностями» [10]. Подобное разделение на «внешнюю» и «внутреннюю» аксиологическую позицию подразумевает «наличие двойственных установок (социалистический гуманизм и гуманизм в подлинном смысле этого слова)». «“Внутренняя” позиция означает возможность вхождения в науку ценностей, имеющих гуманистическую направленность, с познанием смысла и цели человеческого существования» [11].

Раскрытие гуманистической составляющей через такое понятие, как фасилитация, что означает определенный стиль ведения диалога (управления, взаимодействия), основанный не только на профессионализме специалиста, но и на «проявлении чисто человеческих, психологических качеств личности» [12], позволяет исследователям реализовывать такую «систему методов, приемов, способов общения между субъектами учения, которая помогает педагогу развиваться самому, развивать других посредством эффективного дидактического коммуникативного воздействия с учетом принципов диалогичности, преемственности и интеграции в условиях гуманизации образования» [13]. Ряд работ посвящен вопросу выстраивания определенных отношений (фасилитирующих) в педагогическом процессе для гуманитаризации процесса обучения: например, О. В. Мясникова [14] предлагает «педагогическую драматизацию как средство, необходимое для эффективного взаимодействия эмоционального и рационального в обучении. Осмысление и означивание содержания возможно только с учетом Другого в диалоге»; И. В. Пьянзина, О. Ю. Сокова [15] выделяют «определенный тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление»; Л. Ф. Дашкевич [16] предлагает обратиться к «культурной рефлексии как источнику личностного обращения».

Еще один важный источник гуманитаризации образования – через восхождение к личности через культуру (М. Ю. Горбухова, О. В. Мясникова, Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская, Н. В. Тележенко и др.). М. Ю. Горбухова [17] подчеркивает «важность развития гуманитарной культуры через внутренние механизмы личности: эмоции, чувства, коммуникативные качества».

В методической литературе преподавания языков обращение к гуманитарной составляющей наиболее часто. Исследователи выдвигают множество путей раскрытия личности в обучении. Так, например, В. К. Иванов [18] обращается к дискуссии как «продуктивному способу стимулирования речемыслительной деятельности студентов»; О. В. Мясникова [19] обращается к «формированию межкультурной компетенции как к основе гуманитарной составляющей в преподавании иностранного языка»; Е. В. Сурдина [20] раскрывает гуманитарную составляющую процесса обучения иностранному языку через предложенный ранее А. А. Вербицким контекстный подход; О. А. Алимушкина [21] рассматривает «лингвокультурологическую компоненту как важнейшую составляющую образовательного процесса» и предлагает некоторые приемы, способствующие активизации внимания студентов, стимулированию интереса к изучаемому предмету и мн. др.

Таким образом, был проанализирован ряд источников (около 70), на основе которых можно систематизировать предложенные пути и формы обращения к гуманитарной составляющей в современных исследованиях по следующим группам:

  1. Развитие личности через самореализацию в профессии (акмеологическая школа).
  2. Аксиологическая направленность в процессе обучения.
  3. Развитие личности через диалог (фасилитация в обучении).
  4. «Культуро-ориентированное обучение» [22].
  5. Дидактико-методические аспекты.

Такое стабильное и частое обращение к гуманитарной составляющей в исследованиях, касающихся процесса обучения, которое мы постарались подробно раскрыть в данной статье, показывает и еще раз подчеркивает актуальность этого вопроса в современной научной школе. Можно отметить, что гуманитаризация проходит на различных уровнях и с помощью разнообразных средств. Интересен тот факт, что практически любая научная статья, касающаяся тем или иным образом процесса обучения, затрагивает гуманитарную составляющую. По утверждению А. Е. Митина и С. О. Филипповой о том, что «XXI в. можно назвать веком “человека”. Поэтому устойчивой тенденцией является повышение внимания к специалистам, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе “человек – человек”» [23], можно заключить, что интерес к данной теме пробуждает новые идеи и способствует зарождению иного образовательного стандарта, основывающегося на интересах, способностях, возможностях человека, на его внутреннем потенциале, на развитии новых образовательных ценностей, которые нацелены не только на предмет, но и на способность раскрывать себя и Другого в своей профессиональной деятельности.