Full text

В настоящей работе мы исследуем понятие эмоции, принимая, что эмоция – это переживание человеком своего отношения к чему-либо в данный момент времени. Общеизвестно деление эмоций на ведущие и ситуативные, которое производится согласно причине их возникновения [1].

К ведущим относят эмоциональные переживания, порождаемые потребностями. Они предшествуют внутренней или внешней деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Ведущие эмоции побуждают индивида к действию. Говорят, что ведущие эмоциональные переживания определяют характер других эмоций.

К ситуативным относятся эмоции, порождаемые ситуациями, возникающими в процессе деятельности. В них проявляется оценка ситуации. Поэтому говорят, что первый вид эмоциональных переживаний открывает индивиду значимость предмета потребности. Второй – выполняет то же самое по отношению к обстоятельствам, т. е. условиям её удовлетворения.

Существует, однако, и ещё одна разновидность человеческой активности, вызывающая эмоциональные переживания. Выглядит она как своеобразная противоположность деятельности, но составляет неотрывный её элемент – это ожидания. Ожидание – это то, что отделяет нас от будущего [2]. Это «опустошенное» настоящее, в котором «живут» только наши надежды, желания и страхи. Отделяя от будущего, ожидание разделяет нас и с настоящим. Несмотря на то что живем-то мы в настоящем, ждем мы будущего. Поэтому ожидание можно трактовать как отсутствие будущего в настоящем. Это отсутствие переживается как наличие в нашей душе недостатка чего-либо. Одновременно это и пребывание индивида в определённом состоянии с расчётом на наступление какого-то события.

Как большинство психофизиологических процессов, ожидания сопровождаются эмоциями. Эмоция – это реакция организма на нестандартную ситуацию. Во внутреннем плане человека она выражает отношение между прогностической информацией (т. е. информацией, порождённой предвосхищённым образом) и прагматической информацией (т. е. информацией, отображающей текущую возможность его достижения). Рассмотрим, что это означает в случае ожиданий.

Мы определяем ожидание как психоэмоциональный процесс создания предвосхищенного образа и состояние предвидения его овеществления. Информационное содержание предвосхищенного образа  означает количество содержащейся в нём информации, т. е. той информации, которая характеризует данный объект как конкретную сущность. Ожидание его овеществления свидетельствует о том, что этот образ для индивида значим. Значимость означает наличие потребности в его овеществлении, а вместе с этим и возникновение потребностного состояния. Последнее характеризуется напряженностью ожидания, которую мы обозначим как . В начальный момент ( ) эта величина выражается как

 

,                       (1)

 

где  – коэффициент согласования единиц измерения, – информационное содержание предвосхищённого образа.

Принимая, что  и , последнее равенство можно записать как

.                      (2)

 

Значимость предвосхищенного образа может иметь как позитивный характер (определённая сумма выигранных денег при очередной ставке в казино), так и негативный (повреждение нашего дома, способное возникнуть во время предстоящего урагана). В любом случае значимость свидетельствует о том, что объект нам небезразличен, что мы хотим обладать им или желаем предотвратить его появление. Это, в свою очередь, связано с непроизвольной оценкой сложившейся ситуации.

Оценка подразумевает сравнение двух величин. Первая из них возникает естественным образом. Поскольку объект для индивида значим, субъект невольно создаёт образ тех средств, которые необходимы для овеществления прогноза, т. е. для того, чтобы будущее событие реализовалось. Так появляется прогностическая информация величины . Она свидетельствует о средствах, которые были бы необходимы для материализации предвидения и также характеризуют значимость ожидаемого объекта.

Одновременно с этим происходит оценка прагматической информации  о средствах, которыми индивид располагает в данный момент. Количество прагматической информации в начальный момент  обозначим как . Переход психической системы в состояние ожидания означает отсутствие таких средств, т. е. то, что начальная прагматическая информация . Легко показать, что в этих условиях без каких-либо дополнительных информационных включений тождество  сохраняется на всём промежутке , т. е. в течение всего процесса ожидания[1].

На основе общей теории эмоциональных состояний [3] можно утверждать, что благодаря этому возникает эмоция интенсивности , величина которой выражается равенством

 

.                     (3)

 

Это и есть то эмоциональное состояние, которое сопровождает ожидание во всё время его существования (эмоция ожидания). Здесь  коэффициент согласования. Формула (3) одновременно характеризует выделение внутренней энергии, обеспечивающей процесс ожидания.

Для отличия эмоций ожидания от ведущих и ситуативных эмоций интенсивность эмоции ожидания мы будем обозначать греческой литерой , т. е. писать . Тогда предыдущее равенство перепишется как

 

.                    (4)

 

При отсутствии дополнительной информации входящая в (4) величина прогностической информации  остаётся постоянной, т. е.  для . Иначе обстоит дело с напряженностью ожидания . Мы показали [5], что она зависит от времени и при отсутствии информационных включений изменяется, следуя закону, т. е.

.                   (5)

   

Выражение (4) принимает теперь вид

 

.                  (6)

 

Формула (6) представляет интенсивность эмоции ожидания в наиболее общем виде. Напомним, что здесь величина  – коэффициент согласования,  – начальная скорость информационных потерь. Различие между постоянными  и  состоит в том, что первая из них отображает информационное содержание предвосхищённого образа, вторая – объём информации обо всех необходимых для его достижения средствах. Из выражения (6) следует, что интенсивность начального эмоционального возбуждения тем выше, чем больше величина  (т. е. чем сложнее образ предвосхищённого объекта) и чем существеннее величина  (т. е. чем больше средств необходимо для его реализации).

Графическое представление функции  дано на рис. 1. Принято, что , ,   .

 

 

Рис. 1. Кривая, характеризующая развитие эмоции,

вызванной ожиданием материализации предвосхищенного образа

 

Анализируя выражение (6), можно заключить, что интенсивность эмоции ожидания с точностью до постоянной величины повторяет закон изменения напряженности . В начальный момент  интенсивность эмоции, вызванной предвосхищенным образом, максимальна и выражается равенством

 

.            (7)

 

С течением времени эта интенсивность уменьшается, стремясь к нулю согласно экспоненциальному закону.

Сравнивая закон изменения, представленный выражением (6) (см. рис. 1), с развитием изученного нами ранее [6] ситуативного эмоционального переживания, заданного формулой

 

,              (8)

замечаем существенное между ними различие.

Во-первых, эмоция ожидания изначально опредмечена, поскольку возникает она по отношению к конкретному объекту (дождь, далёкая родина, корабль под красными парусами, злой враг, очаровательный пейзаж, «колдовские глаза» и т. д. и т. п.). Ситуативная же эмоция связана с ситуацией. Опредмеченность эмоции ожидания – это то качество, которое способно сделать её одновременно и основой чувственного переживания.

Во-вторых, бросается в глаза существенное различие формы и характера развития самого эмоционального переживания. В отличие от ситуативной эмоции интенсивность эмоции ожидания лишена как возрастающей фазы, так и локального максимума эмоционального переживания. Её развитие отображается монотонно убывающей кривой, обращенной выпуклостью вниз. Однако, как и ситуативная эмоция, уходя за порог восприятия, из нашего -пространства она никогда не исчезает.

Эти различия не должны нас удивлять: закон развития ситуативной эмоции получен в предположении, что , а при выводе закона изменения эмоции ожидания изначально принималось, что величина . Это и привело к показанным выше отличиям: фактически это различные законы изменения. Однако можно заметить и некоторое их сходство.

Действительно, принимая в правой части выражения (8) , получаем

 

.                     (9)

 

Напомним, что как , так и  означают напряженность потребностного возбуждения. Заменяя в (9) величину  правой частью выражения (2), имеем

 

.                (10)

 

Принимая в выражениях (6) и (10) , приходим к полному совпадению начальных значений этих решений:

Если сравнить результат (10) с законом изменения эмоции ожидания (6), можно заметить, что они совпадают с точностью до коэффициента, стоящего перед временной переменной в показателе степени. Опуская на время знак минус перед коэффициентом в (6) и приравнивая коэффициенты под знаком экспоненты, можно утверждать, что

 

                      (11)

Можно показать, что левая и правая части выражения (11) представляют собой величины безразмерные. Это также косвенно подтверждает «родство» полученных выше результатов. Из (11) имеем

 

.                (12)

 

Отсюда следует, что начальная скорость падения напряженности ожидания тем выше, чем объёмнее информационное содержание предвосхищенного образа (в выражение (12) эта величина входит с квадратом). Она также тем выше, чем больше величина прогностической информации . Коэффициент интеллектуальности  может как увеличивать (при ), так и уменьшать (при ) начальную скорость падения напряженности ожидания (чем он меньше, тем меньше и скорость релаксации ожидания).

Если принять справедливость равенства (11), знак минус в выражении (5) означает тогда, что эмоция ожидания – это обращенная в сторону временной оси начальная возрастающая часть ситуативного эмоционального процесса. Ситуативная эмоция требует действия, а значит, повышения расхода внутренней энергии организма; эмоция ожидания предполагает бездействие, что выражается в постепенном сокращении производства предназначенной для этого энергии.

Предыдущий вывод подтверждается и графически (рис. 2). При повороте по ходу часовой стрелки начальная часть графика ситуативной эмоции совпадает с графиком эмоции ожидания. Различие состоит в том, что с течением времени ситуативная эмоция существенно меняет форму, а эмоция ожидания сохраняет свой монотонно убывающий характер для всех значений времени .

В психологии выделяются четыре непосредственно связанные с ожиданиями эмоции. Они и называются эмоциями ожидания и прогноза. К ним относятся следующие переживания.

   

 

 

Рис. 2. Начальная фаза кривых, отвечающих ситуативной эмоции ( ) и эмоции ожидания ( )

при одинаковых значениях постоянных величин: , , , ,

 

  1. Волнение – повышенный уровень возбуждения, выражающий эмоциональный настрой на значимую для индивида деятельность или свершение важного для него события. Поэтому волнение – ожидание чего-то, что может произойти.
  2. Тревога – эмоциональное состояние острого, но бессодержательного беспокойства, связанного с прогнозированием неудачи или появлением опасности.
  3. Страх – эмоциональное переживание ситуации как потенциально опасной. С ожиданием страх связан выбором возможного способа действий.
  4. Отчаяние – состояние крайней безнадежности, создающей у человека впечатление непреодолимости опасности. Поскольку имеющимися силами ситуацию не изменить, отчаяние подталкивает индивида к выбору иных способов её разрешения.

Естественно, что здесь представлено не всё множество связанных с ожиданиями эмоций. Ранее мы отмечали, что ожидания выполняют регулятивную, когнитивную и коммуникативную функции. Соответственно этим функциям должны возникать сопровождающие их эмоции регулятивного, когнитивного и коммуникативного характера.

Выполняя для ожидания регулятивную функцию, его эмоции помогают осознать различие между действительным состоянием ситуации и внутренним представлением о ней, что является необходимым элементом регулирования поведения и деятельности человека.

Для обслуживания когнитивного компонента ожидания инициируются эмоции, помогающие пониманию воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что придает ожиданиям предметную направленность.

Участие эмоций в реализации коммуникативной функции ожиданий основывается на выразительности проявления эмоциональных переживаний. Это делает их понятными социальному окружению. Эмоции «заразительны», т. е. одному человеку понятны переживания другого человека, благодаря чему он может «примерить» их на себя.

Кроме реализации прямой своей функции – запуска и поддержания процесса ожидания в надлежащем режиме – рассматриваемые нами эмоции исполняют ещё одну важную роль – они служат системообразующим элементом чувственного переживания. Рассмотрим это утверждение подробнее. Покажем вначале, что в основе каждого чувства лежит продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние.

Поскольку чувство – процесс сравнительно долговременный, в его основании должно находиться также долговременное психическое образование. А поскольку чувство – эмоциональный процесс, то наиболее подходящей базой для него будет пролонгированная эмоция (согласно терминологии К. Изарда). Пролонгированной эмоцией мы называем одно из низших чувств с «растянутым» во времени периодом активного воздействия на человека. Как и иные эмоциональные состояния, пролонгированная эмоция имеет собственную модальность, т. е. специфику, характеризующую её сущность. Модальность пролонгированной эмоции определяет одновременно и модальность чувства. На её основе возникает длительное и устойчивое чувственное переживание своеобразной окрашенности.

Эту пролонгированную эмоцию мы назовём эмоциональным тоном чувственного переживания, а вызываемое ею психическое состояние – чувственным настроением. Эмоциональный тон в нашем понимании имеет прикладной психический характер в том смысле, что вначале он служит построению чувства, а затем становится его стабилизирующим элементом. Это и есть базовая основа чувственного переживания, вокруг которой объединяются другие составляющие чувства. От иных эмоций эмоциональный тон чувственного переживания отличается значительной продолжительностью и сравнительно невысокой интенсивностью. Это свидетельствует о том, что чувственное настроение, вызываемое эмоциональным тоном, – это одновременно и разновидность психического состояния. Чувственное настроение служит элементом чувства, а значит, относится к эмоциональным состояниям[2].

  Изучая подобные состояния, Л. В. Куликов [7] обозначил пять характеризующих их составляющих: оценочную, эмоциональную, когнитивную, мотивационную и компонент физического самочувствия. Рассмотрим их подробнее.

-           Оценочная составляющая связана, как обычно, с отношением человека к окружающему миру и к себе самому. Именно она вызывает у индивида удовлетворенность или неудовлетворенность, т. е. соответствующее чувственное настроение, выраженное модальностью этого чувства.

-           Эмоциональная составляющая проявляется в форме развивающегося во времени переживания. Последнее представляет собой внутреннюю доминанту чувства.

-           Когнитивная составляющая – понимание текущей ситуации и прогнозирование её развития. В когнитивный компонент входят также представления индивида о себе самом.

-           Мотивационная составляющаячувственного настроения рассматривается в связи с тем, что мотивация в существенной мере определяет интенсивность эмоциональных процессов и остроту реакций на ситуацию. А кроме того, чувство само служит важнейшим мотиватором действий.

-           Чувственное настроение имеет и физиологическую составляющую, которая проявляется в изменении ряда физических параметров (нервной проводимости, вегетативных функций, двигательных реакций и т. п.). Благодаря этому внутри чувственного настроения появляется компонент физического самочувствия.

-           Всё это неотделимо друг от друга и действует совместно, благодаря чему психическая основа чувственного переживания характеризуется целостностью, относительной устойчивостью, индивидуальным своеобразием, многообразием проявлений и полярностью. Вследствие слабой интенсивности эмоциональный тон, вызывающий чувственное настроение, может не иметь заметных внешних проявлений, но всегда зависит от тех явлений, которые затрагивают основные ценности субъекта. Именно он и служит для чувства системообразующим элементом.

Все перечисленные свойства мы обнаруживаем в эмоциях ожидания. Именно поэтому они и могут служить эмоциональным тоном. Рассмотрев сущность эмоционального тона чувственного переживания, обратимся к вопросу, почему и как он возникает.

Появление каждого психического состояния (в нашем случае – чувственного тона эмоционального переживания) в первую очередь обусловлено актуальной потребностью, которая в основном и детерминирует это состояние. Когда условия среды способствуют её удовлетворению, возникает позитивное состояние. Если возможность удовлетворения потребности невелика, состояние приобретает негативный оттенок.

Считается, что ситуативная эмоция не имеет предметной привязки. Чувство же сугубо предметно. Это означает, что его эмоциональный тон так же опредмечен, как и эмоция ожидания.

Чувственный тон эмоционального переживания служит основой, на которой в зависимости от ситуации создаются и «действуют» иные психические сущности. К ним относятся: ожидания, убеждения, установки, а в первую очередь – другие эмоции. Установки играют роль своеобразных «фильтров восприятия». Их можно считать элементами Я-концепции. Этот компонент очень важен для понимания характера состояния: через установки человек воспринимает и оценивает мир, поскольку объективные характеристики воспринимаются сознанием через создаваемый им направленный канал установок[3]. Всё это, с одной стороны, восполняет и разнообразит модальность эмоционального тона чувственного переживания, с другой – удерживает её в определенных рамках. Далее мы покажем, что основную роль в формировании основы чувственного переживания играет психоэмоциональное состояние ожидания.

Чем же вызвано обращение к ожиданиям? Казалось бы, построение пролонгированной эмоции – дело простое: следует взять обычную эмоцию и, варьируя коэффициенты в уравнении (8), «растянуть» её вдоль временной оси, одновременно снижая максимум эмоционального переживания, т. е. пролонгировать. Уменьшение максимума чувственной основы необходимо потому, что высокая интенсивность протекания психического переживания, испытываемая субъектом в течение длительного времени, могла бы провоцировать своеобразные «эмоциональные травмы», приводящие к потере гомеостатических способностей психической системы и всего организма в целом.

Однако, анализируя выражение (8), можно показать, что для малых значений интенсивности  (что отвечает существу эмоционального тона) большая продолжительность эмоции достигается только при малых и сравнимых между собой коэффициентах эмоциональности  и интеллектуальности , т. е. когда

 

    .

 

Последнее обстоятельство и делает эмоцию (8) для построения эмоционального тона чувственного переживания непригодной. Ранее было показано [8], что у здорового человека малая интеллектуальность сопровождается высокой эмоциональностью и наоборот. Говоря иначе, одновременное выполнение этих соотношений нереально. Люди со слабой эмоциональностью и невысокой интеллектуальностью встречаются, но это скорее не правило, а исключение, характеризующее нездоровое состояние субъекта. Чувствам же подвержены все, и прежде всего люди здоровые[4].

Неспособность ситуативных эмоций создавать эмоциональный тон чувственного переживания выводит на эту роль эмоции ожидания.

 

* * *

Мы показали, какую огромную роль в человеческой жизни играют эмоции ожидания. Ожидая развития предстоящих событий, индивид мечтает, воображает, что будет, когда они наступят, строит планы. Он анализирует варианты исхода событий. Одновременно он понимает, что ожидания могут не оправдаться. Всё это не обходится без затрат внутренней энергии, о производстве которой свидетельствует своеобразный тип эмоций, названный нами эмоциями ожидания. При этом человек часто делает всё, чтобы ход событий соответствовал обдуманному плану. Опираясь на знания и опыт, он пытается реализовать ожидания. Ожидания помогают подготовиться к предстоящим событиям и связаны практически со всеми психическими проявлениями как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому моделирование современных экономических и социокультурных констелляций невозможно без глубокого анализа феномена ожидания. А сопровождающие ожидания эмоции составляют одновременно базовую основу чувственных переживаний.



[1] С информационной точки зрения ожидание напоминает процесс мечтания [4]. Как здесь, так и там . Разница состоит в том, что для ожидания это состояние сохраняется в течение всего процесса, поскольку активной деятельности оно не предполагает. Для мечтания прагматическая информация может возрастать, благодаря чему мечтания способны «порождать» высокие цели.

[2] В психологической литературе эмоциональным состоянием часто называют внутреннее состояние организма, складывающееся в процессе протекания эмоций любой разновидности (от аффекта до настроения).

 

[3] Автор вспоминает своё выступление на одной из конференций в 2003 г. Доклад касался моделирования развития локальных человеческих сообществ. Конференция проходила в г. Эльблонге (Польша), расположенном на Жулавах – в местности, славящейся выращиванием сахарной свёклы. Заканчивая доклад, посвященный математическому моделированию общественных явлений, автор подчеркнул, что внедрять предлагаемые им изменения необходимо не спеша и осторожно. Желая внести в выступление местный колорит, он пошутил: «Представьте себе, что случится, если местные фермеры, стремясь ускорить рост сахарной свёклы, вместо терпеливого ухода за растениями станут ежедневно подтягивать их кверху за ботву…» Это выступление внимательно слушал один из представителей местного самоуправления. Желая похвалить докладчика, он заметил во время перерыва: «А ведь правильно пан сказал – развалили-то всё быстро, а вот обратно собирать надо потихоньку, потихоньку…» При этом он имел в виду хозяйство всей своей страны, пребывавшей тогда в послереволюционной разрухе. Слушателя волновал именно этот вопрос. И на это была направлена его установка. Потому-то из всего доклада он услышал и осознал лишь последний малозначительный фрагмент.

 

[4] Вывод о непригодности ситуативной эмоции служить основой чувственного переживания не должен нас удивлять: выражение (8) изначально конструировалось для описания ситуативных эмоций.