Full text

Со стремительным развитием технологий Интернета и его распространением в мире (в частности и в России) интернет-маркетинг становится неотъемлемой частью практически любой рекламной кампании.

Так, в общем российском объеме рекламы в средствах ее распространения с января по сентябрь 2015 г. Интернет уверенно занимает вторую строчку с 64,7–66,6 млрд рублей и единственный показывает прирост в динамике в сравнении с соответствующим периодом прошлого года – 12%. Первое место ожидаемо занимает телевидение с 90,3–90,8 млрд рублей и динамикой в 19%. Подробная информация приведена в табл. 1.

Таблица 1

Объемы рекламы в средствах ее распространения

в январе – сентябре 2015 г. в России [1]

 

Сегменты

Январь – сентябрь 2015 г.,

млрд рублей

Динамика, %

ТВ

90,3–90,8

–19

Радио

9,4–9,6

–19

Печатные СМИ

16,1–16,3

–32

Наружная реклама

24,1–24,3

–25

Интернет

64,7–66,6

+12

Прочие

2,6

–15

Итого

208,5–209

–14

 

По состоянию на 30 ноября 2015 г. всего в мире существует около 3,36 млрд пользователей Интернетом, что составляет 46,4% от общего населения Земли. Россия находится на шестом месте в списке стран с самым большим количеством интернет-пользователей: их количество составляет более 103 млн человек (рост с 2000 г. на 3,23%), что составляет 70,5% от общего населения страны [2]. Полная информация о первых 20 странах с наибольшим количеством интернет-пользова­телей представлена в табл. 2.

Таблица 2

Рейтинг стран с наибольшим количеством интернет-пользователей [3]

 

Страна или регион

Население на 2015 г.

Интернет-пользователи: 2000 г.

Интернет-пользователи: 30 ноября

2015 г.

Доля от общего населения, %

Рост 2000–2015, %

1 Китай

1,361,512,535

22,500,000

674,000,000

49.5

2,895.6

2 Индия

1,251,695,584

5,000,000

375,000,000

30.0

7,400.0

3 США

321,368,864

95,354,000

280,742,532

87.4

194.4

4 Бразилия

204,259,812

5,000,000

117,653,652

57.6

2,253.1

5 Япония

126,919,659

47,080,000

114,963,827

90.6

144.2

6 Россия

146,267,288

3,100,000

103,147,691

70.5

3,227.3

7 Нигерия

181,562,056

200,000

92,699,924

51.1

46,250.0

8 Индонезия

255,993,674

2,000,000

78,000,000

30.5

3,800.0

9 Германия

81,174,000

24,000,000

71,727,551

88.4

198.9

10 Мексика

121,736,809

2,712,400

60,000,000

49.3

2,112.1

11 Великобритания

64,767,115

15,400,000

59,333,154

91.6

285.3

12 Франция

66,132,169

8,500,000

55,429,382

83.8

552.1

13 Бангладеш

168,957,745

100,000

53,941,000

31.9

53,841.0

14 Египет

88,487,396

450,000

48,300,000

54.6

10,633.3

15 Вьетнам

94,348,835

200,000

47,300,000

50.1

23,550.0

16 Филиппины

109,615,913

2,000,000

47,134,843

43.0

2,256.7

17 Иран

81,824,270

250,000

46,800,000

57.2

18,620.0

18 Турция

77,695,904

2,000,000

46,282,850

59.6

2,214.1

19 Корея

49,115,196

19,040,000

45,314,248

92.3

138.0

20 Таиланд

67,976,405

2,300,000

38,000,000

55.9

1,552.2

Всего

4,921,411,229

257,186,400

2,455,770,654

49.9

854.9

 

На мировом рынке рекламы интернет-сегмент показывает самый высокий прирост (в 1-м квартале 2012 г. по сравнению с 1-м кварталом 2011 г.) – 12,1%, в то время как у телевидения этот показатель составляет 2,8%, у радио – 7,9%, у газет – 3,1%, а у журналов – 1,4% [4]. Это говорит о том, что для рекламной кампании главным приоритетом сегодня становится распространение информации о товаре или услуге на просторах Интернета, в то время как традиционные медиа теряют свою популярность. Отчасти это обусловлено тем, что активные пользователи Интернета практически игнорируют телевидение: по результатам исследования агентства OMI в 2011 г., 30% аудитории в выборке относятся к “light TV viewers” – таким зрителям, которые уделяют просмотру ТВ меньше часа в день (см. рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. График распределения пользователей Интернета

по объему просмотра ТВ (источник данных – компания OMI) [5]

 

Так, глава пресс-службы «Вконтакте» сообщил 5 мая 2015 г., что, согласно мартовским данным компании TNS, самая популярная русская социальная сеть превосходит по дневной и недельной аудитории федеральные телеканалы страны во всех городах России с населением свыше 100 тыс. человек (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Охват ВКонтакте и федеральных телеканалов за сутки и за неделю [6]

 

Такая популярность социальных сетей обязывает компании выделять большую часть бюджета на затраты на SEO. В 2011 г. они составляли почти половину бюджета на онлайн-рекламу – 46,5% – и растут год от года. Помимо этого затраты на баннерную рекламу составляют 33,6% от всего бюджета на онлайн-рекламу [7]. 62% пользователей Интернета в России начинают работу в Сети с поисковых систем [8]. При этом важным является «точное попадание» рекламы по цели – самому пользователю – уже на первой странице результатов поискового запроса: по данным 2014 г., в среднем 71,33% всех кликов по результатам поиска приходится именно на первую страницу [9]. Поэтому популярность услуг по поисковому продвижению сайта вполне очевидна – она является самой востребованной услугой в интернет-рекламе: исследования показывают, что поисковое продвижение по позициям и трафику занимает по востребованности 25% и 20% соответственно среди всех услуг (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Востребованность услуг на рынке поисковой рекламы [10]

 

По состоянию на апрель 2016 г. лидирующую позицию среди поисковых систем в России до сих пор уверенно занимает Яндекс с 57,91% популярности. Второе место по популярности занимает Google с 35,67% [11].

Впрочем, результаты среди мобильных устройств противоположны: по данным WebIndex, по совокупной аудитории приложений и мобильных версий сайтов самым популярным сервисом на мобильных устройствах оказался Google (все проекты домена), аудитория которого составила 12,7 млн человек (49,8% всего охвата за месяц) за январь 2015 г. Далее в рейтинге мобильного Интернета следует Яндекс (все проекты одного домена) с охватом 10,9 млн человек (42,7%) [12].

Ряд экспертов рекламного рынка считает, что спустя некоторое время реклама в мобильных медиа «взорвет» мировой интернет-рынок. Два главных экрана, которыми до сих пор оперировал рекламный рынок – ТВ и Интернет, уже не кажутся единственно актуальными. Начинается «битва» за третий экран – экран мобильного телефона.

Мобильная реклама – принципиально новый набирающий популярность канал взаимодействия с колоссальной аудиторией: согласно данным исследования мобильного доступа в Интернет в России и мире, представленным компанией J’son&Partners Consulting, в конце 2015 г. в России было порядка 99 млн абонентов мобильной передачи данных [13].

Широкий охват населения страны обусловливает привлекательность мобильной среды для маркетологов. Многообещающие перспективы мобильной рекламы уже сегодня заставляют крупнейшие интернет-компании и рекламные агентства включаться в гонку за доминирование в мобильной среде, а бренды мировой величины – экспериментировать с новым медиаресурсом [14].

По данным аналитиков, в 2016 г. количество рекламы на мобильных устройствах вырастет в 3,5 раза. Соответственно, и доход во столько же увеличится. Так, по статистике за 2015 г., пользователи электронной почтой на 80% стали больше использовать ее с мобильных устройств. В результате этого одним из трендов 2016 г. станет развитие всех сайтов для мобильных устройств под различные платформы [15].

Уже в 2012 г. рынок баннерной мобильной рекламы вырос до 500 млн рублей [16]. Такие внушительные результаты вполне объяснимы: в отличие от компьютерных браузеров, в которых посредством установки расширения можно блокировать практически всю рекламу в Интернете, на мобильных телефонах такое практикуется редко из-за особенных требований к ним, которые обычный пользователь вряд ли будет выполнять: получение доступа к корневым папкам системы телефона обернётся владельцу потерей гарантии на него.

Практически любое мобильное приложение сейчас имеет рекламные баннеры, которые или располагаются в нижней части экрана, или появляются после выполнения какого-либо действия на полном экране. Многие разработчики, впрочем, предоставляют пользователям своих приложений возможность избавиться от такой рекламы путём покупки «продвинутой» версии.

Согласно отчету J’son&Partners Consulting, к 2016 г. мировой рынок мобильной рекламы вырастет до 30,11 млрд дол. – это в 4 раза больше, чем в 2012 г. Доля российского мобильного рынка к этому времени может увеличиться до 2–3% глобального рынка, а через 5–6 лет составить все 10%.

Однако сектор российской мобильной рекламы пока плохо монетизирован. Это означает, что хорошо зарабатывающих в этом сегменте игроков почти нет, практически как и рекламодателей. Тем не менее это значит, что для роста существует достаточно большой потенциал.

Рекламодатели понимают, что мобильный сегмент – это огромные потенциальные продажи с учетом постоянного роста аудитории. Далеко не все возможности мобильного рынка протестированы в нашей стране. Один из наиболее перспективных инструментов – RTB (real time bidding – роботизированная закупка рекламы в режиме реального времени). В четвертом квартале 2014 г. рост мирового RTB составил 291% по сравнению с первым кварталом. RTB предлагает широкие возможности для таргетинга: например, существует возможность таргетинга по интересам пользователя и по социальному положению. К 2018 г. объем RTB-закупок в мировом масштабе может составить 33 млрд дол. В России сегмент развивается не очень быстро, но RTB в то же время имеет огромный потенциал – в частности, инструмент не требует больших бюджетов (от 100–200 тыс. руб.). RTB подходит для всех сегментов экономики – банки, туризм, недвижимость, авто, товары повседневного спроса, фармацевтика и др.

Для грамотного выбора рекламной площадки стоит проанализировать трафик, который дает та или иная мобильная сеть. Нужно знать, по каким категориям приложений этот трафик распределяется и др. Выбирать стоит самые сильные рекламные сети в привязке к регионам. Важно понимать, что любая RTB-сеть заинтересована в том, чтобы рос её доход, а не доход площадок [17].

В общем, стремительно увеличивающееся количество владельцев мобильных устройств с подключённым Интернетом гарантирует успех уже существующих и перспективных, не развитых в России методов мобильного маркетинга.