Доминантная тенденция развития образования характеризуется непрерывностью и внутренней целостностью, которые понимаются как единство всех ступеней образования, начиная с дошкольной, продолжающееся на поствузовском этапе и в течение всей профессиональной жизни через систему повышения квалификации и переподготовки (в отличие от европейской и американской концепций, в которых непрерывность рассматривается в большей степени применительно к сфере профессионального образования).
Институт образования, сложившийся в нашей стране, имеет все необходимые предпосылки для обеспечения процесса непрерывного образования: в нем есть компоненты, пришедшие из прошлого, и элементы, содержащие в себе возможность становления будущего – единой системы непрерывного образования. На основе представлений диалектики о целостном развитии любой органической системы можно утверждать, что сущность процесса становления непрерывного образования состоит в том, что оно одновременно, во-первых, поглощает и преобразовывает все компоненты, подчиняя их себе, своим требованиям, делая их моментами своего развития, и, во-вторых, создает еще и недостающий ей орган. В процессе функционирования системы образования неизбежно происходят постоянные изменения каждого из элементов под воздействием всех остальных или, наоборот, изменение всех элементов под воздействием какого-либо одного из них. Принцип системности требует, чтобы все изменения происходили в пределах целого.
Как говорил Конфуций, «даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться».
В данном контексте именно непрерывность и внутренняя целостность образовательного пространства обусловливают совокупность требований, предъявляемых к образовательным учреждениям всех типов и видов в целом, формируя изменения в понимании роли и функционала, выраженного через перечень профессиональных компетентностных требований ко всем участникам образовательного процесса, в том числе к тем, кто осуществляет управление образованием.
В связи с этим считаем необходимым вспомнить, что в отечественной традиции руководителем образовательного учреждения и его заместителями становились опытные педагоги, имеющие значительный профессиональный стаж, авторитет и опыт. Вместе с тем начиная с 2000-х гг. в отношении управленческого персонала учреждений образования стали формироваться новые ожидания (в частности, профессионализм управленца начинает характеризоваться сформированностью высоких организационных способностей, профессиональной мобильности, органичным сочетанием опыта, авторитета, прогностического видения актуальных проблем образования и внутренней логики подготовки и воспитания потенциально востребованных выпускников и др.). Сегодня наличие специально сформированных компетентностей управленца у руководителей образовательными учреждениями стало обязательным условием и входит в профессиограмму данного специалиста.
Действительно, для успешности любого учреждения образования большое значение имеет высокая профессиональная квалификация специалистов, особенно в области управления, компетентных и ответственных, свободно ориентирующихся в смежных областях знаний, готовых к социальной и профессиональной мобильности, со стремлением к профессиональному росту. При этом большое значение имеют кадры, обеспечивающие эффективность деятельности учреждения в инновационном режиме постоянного поиска.
Сегодня, осуществляя управление, нужно иметь и развивать личностный потенциал, сочетать в себе талант ученого, менеджера и конструктора, иметь высокоразвитое системное мышление, уметь объединять профессионалов для решения стоящих перед образовательным учреждением задач. Как утверждает А. Х. Чапаева, «компетентность руководителя в сфере образования – это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные (совпадающие по целям и результатам) для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности и формирует портрет современного, главное, эффективного, руководителя школы» [1].
Все большую роль в профессиональной деятельности играют не приобретенные знания людей, их опыт, умения и навыки, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств. Общество с развитой экономикой требует и от специалиста в области образования несвойственных ранее качеств ориентации в вопросах маркетинга, понимания социально-экономических факторов, психологии потребителя. Ориентация на саморазвитие, профессиональное мастерство, на выработку индивидуального стиля руководства призвана постоянно формировать профессиональную компетентность руководителей образовательных учреждений. Принципиально изменились роль и место образования в жизни общества.
Таким образом, становится очевидной и актуальной разработка профессионально важных качеств специалиста как субъекта инновационной деятельности, следовательно, необходимы разработка и внедрение системы подготовки специалистов, позволяющей корректировать профессионально-ценностные ориентации, мотивацию, становление и развитие профессионального сознания и самосознания, а значит, реализовывать образовательные программы разного уровня в постоянном единстве теоретической и практической профессиональной подготовки.
Анализ научно-педагогических трудов позволяет утверждать, что внутренняя логика формирования профессиональной компетенции, как любая другая система, создается, функционирует и развивается в определенной социальной, научно-технической, экономической, культурной и политической среде, что определяет, с одной стороны, цели образования, а с другой – создает предпосылки для их реализации и дальнейшего продвижения личности по индивидуальной профессиональной образовательной траектории в направлении развития управленческих компетентностей. Ведущим фактором при этом является социально-экономический, поскольку именно социально-экономическое устройство создает предпосылки для интегрирования всех остальных факторов общественной системы (данные аспекты, по нашему мнению, многогранно исследованы Л. В. Криволаповой [2]).
В данном контексте аргументированно можно утверждать, что именно образование способно решить весь комплекс проблем, выступая движущим фактором развития, наполнив образовательное пространство не только учением, но и исследованием, творчеством, другими видами деятельности, что увеличивает эффективность каждого вида деятельности. Возникновение концепции свободного («открытого») обучения и непрерывного образования, достижения в области технологии передачи информации позволили по-новому организовать весь образовательный и педагогический процесс.
Уже сейчас ясно, что укореняющаяся эпоха развития общества, получившая название постиндустриального или информационного (Г. И. Петрова), и ритм жизни, и темп изменений мира и человека в нем связаны не только со скоростью накопления и передачи информации, ее надежностью, точностью и обширностью; поскольку творцами и носителями нововведений и информации являются люди, то возрастает роль самого ценного из стратегических ресурсов – высококвалифицированных специалистов, среди которых к управленцам предъявляются особенные требования. Кардинальное изменение в организации и обработке знаний и информации формирует необходимость в профессионалах с интеллектуально-творческой активностью, руководителях с творчески ориентированной широтой мышления, способных самостоятельно определяться в многообразии профессиональной и личностной адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям информационного общества.
Идеологию непрерывного образования в качестве подсистемы профессионального образования рассматривают как решение проблем формирования профессиональной компетентности в постоянно изменяющихся условиях. Ее суть: человек учится на протяжении всей жизни, а общество предоставляет ему такую возможность, ибо только творческий человек может заниматься любой деятельностью (считаем важным отметить, что категория «изменчивость» в отношении к образовательной системе сегодня все больше приобретает черты категории «устойчивость», что связано с совокупностью факторов, в том числе формальных. Так, «Закон об образовании в Российской Федерации» закрепил инновационно апробированные формы).
Идею непрерывности образования можно проиллюстрировать высказыванием немецкого ученого и публициста XVIII в. Георга Кристофа Лихтенберга: «Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов» [3].
В формировании профессиональной компетентности управленческих кадров основную роль играет приобретение новых знаний, умений, навыков, информации, ориентация на их обновление и развитие. Задачей управленческих кадров образовательных учреждений становится обучение персонала интеллектуальным видам деятельности, направленным на получение, распространение нововведений, меняющих жизнь людей.
Важную функцию в деятельности управленческих кадров образовательных учреждений играет кадровое обеспечение – подготовка квалифицированных педагогических кадров, способных к деятельности в условиях непрерывного образования. В образовании, которое призвано обеспечить потребности современного общества в профессиональных кадрах, высока потребность в сотрудниках-профессионалах.
На сегодняшний день осуществляется переход к полицентрической системе хозяйствования, в которой возрастает роль самоуправления на всех уровнях. Любая организация должна обладать ресурсами и возможностями самостоятельного решения как внутренних вопросов, так и вопросов, связанных с внешней средой. Организации теперь несут социальную ответственность перед обществом (удовлетворение его потребностей в услугах, безопасности и др.) и коллективами. Поэтому особое внимание надо уделять соотношению индивидуальных и коллективных интересов, участию работающих в процессе принятия решений, организационной культуре в управлении. В силу этого специфической особенностью профессионализации управленческих работников образовательных учреждений является их управленческая культура, где в качестве основной черты выступает структурная дифференциация типов деятельности на теоретическую и практическую составляющие. Теоретическую составляющую управленческих компетентностей реализует специально организованная система обучения и формирования управленческих качеств профессионала, а практическую – собственно профессиональная деятельность. При оценке эффективности деятельности образовательного учреждения заметное место отводится управленческим категориям, поэтому управление эффективностью – это главная задача, которую руководитель должен решать непрерывно и системно. Управленческий труд – это прежде всего работа с людьми (коллегами, подчиненными, потребителями образовательных услуг), разноплановая деятельность которых служит объектом управляющего воздействия.
Резюмируя все вышесказанное и основываясь на эмпирических и теоретических наблюдениях, можно утверждать, что специфическими особенностями формирования профессиональной компетенции управленческих кадров образовательных учреждений выступают непрерывность и системность, базирующиеся на уже имеющемся профессионализме в данной сфере деятельности, поскольку даже получение высококачественного педагогического профессионального образования не решает задач формирования управленческих компетентностей, ибо именно на руководителей учреждений образования возложена двойная миссия – удержание идеи непрерывности образования и одновременно обеспечение высокого качества образования на всех его уровнях.