Full text

В настоящее время, в период глобализации, повышается уровень образовательной миграции, что формирует актуальность изучаемой темы. Иностранные студенты приезжают в Россию, особенно из стран АТР, и наоборот, российские студенты всё чаще уезжают учиться заграницу. Данное исследование может опосредованно помочь повысить уровень эффективности межкультурной интеграции. В связи с тем, что интеграция является двусторонним процессом, появляется необходимость в повышении знаний и осведомлённости об особенностях не только принимающей страны, но и культур иммигрантов. Одним из элементов хорошей адаптации к иной культуре является развитое творческое мышление.

Творческое мышление позволяет человеку применять имеющиеся знания в новых условиях, вскрывать новые связи, открывать новые знания, видоизменять окружающую действительность, продуктивно адаптироваться к быстроизменяющимся социально-экономическим условиям жизни. Развитие активной творческой мыслительной деятельности является необходимым условием успешного включения субъекта в социальную среду, а также для нахождения решения трудных жизненных задач. Творческое мышление формирует нестандартный взгляд на проблемы, способность адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения.

Творческое мышление — один из видов мышления, характерным для которого является создание субъективно нового продукта и новообразований в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Этот вид мышления отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением [5].

Одним из важных компонентов развитого творческого мышления является креативность (от лат. creatio – созидание) – понятие, введенное Торренсом , которое обозначает способность к творчеству в широком смысле слова — способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности [6].

Творческие способности индивида (креативность) — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Целью данного исследования является сравнительный анализ креативности русских, японских и корейских студентов. Основная гипотеза данной работы заключается в том, что предполагается существование различий в выраженности креативности у студентов разных стран. Студенты разных стран, обучающиеся в своих странах, а, следовательно, живущие и воспитанные в своих культурах, предположительно имеют различия в выраженности оригинальности и креативности, а также в развитости творческого мышления. Таким образом, объектом исследования является креативность, а предметом – характеристики креативности у русских, японских и корейских студентов.

Постановка цели позволила сформировать следующие задачи исследования:

-        проанализировать подходы к исследованию творческого мышления и креативности;

-        провести теоретический анализ исследований творческого мышления и креативности в психологии;

-        изучить особенности креативности студентов разных стран.

Теоретические модели креативности и её психологическое обоснование разрабатывается ещё с середины ХХ века.             Сейчас же тема креативности мало изучена. Исследования представителей других стран на предмет выраженности креативности в настоящее время носят в основном кросс-культурный характер. В нашем же исследовании такие психологические категории, как творческое мышление и креативность, рассматриваются с точки зрения личностных подходов. Введение в научный лексикон нового термина «креативность» в своё время подвигло представителей разных научных школ и подходов по-разному трактовать креативность как самостоятельный феномен. В концепции Д.Б. Богоявленской [2] вводится понятие «креативная активность личности», которую автор определяет как психическую структуру, характеризующую креативную личности. Творчество, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, не стимулируется активностью ситуативно, оно проявляется в стремлении выйти за пределы проблемной задачи. Также автор утверждает, что креативный тип личности свойственен всем новаторам, независимо от их рода деятельности.

Наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса в отечественной психологии предложил Я.А. Пономарёв [8], который создал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творческого акта. По результатам опытов исследователь схематически изобразил центральное звено психологического интеллекта в виде двух сфер, которые проникают одна в другую. Внешние границы этих сфер автор представляет как абстрактные пределы мышления: снизу – интуитивное мышление (сфера строго интуитивного мышления животных), сверху – логическое (строго логическое мышление компьютеров). Критерий творчества – это переход с одного уровня на другой: средства для удовлетворения потребности в новом знании, формирующейся на высшем уровне организации творческой деятельности, складываются на низких структурных уровнях. Таким образом, творческий продукт не может быть получен на основе только логического вывода, предполагая также включение интуиции. Креативность связывается с такими личностными качествами, как интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

В зарубежной науке креативность как универсальная познавательная творческая способность рассматривалась в концепции Дж. Гилфорда [5]. В своих работах автор принципиально различает два типа мыслительной деятельности: дивергенцию и конвергенцию. Конвергентное мышление подразумевает нахождение, на основе множества условий, единственно верного решения какой-либо задачи. Дивергентный тип мышления допускает множество путей решения проблемы, приводящие к неожиданным выводам и результатам. Операцию дивергенции Гилфорд считал основной креативности как общей творческой способности.

В соответствии с «теорией интеллектуального порога» Э.П. Торренса [10], креативное мышление имеет место «в процессе чувствования» проблем, красоты продукта. Вместе с тем, порождение новых идей является на практике комбинацией элементов конвергентного и дивергентного мышления Критерием креативности являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата.

Проблематика исследуемой темы заключается том, что креативность представителей таких стран, как Япония и Южная Корея, мало изучена в нашей стране. Отсюда можно говорить о практической значимости данного исследования, которая заключается в том, что полученные данные могут опосредовано помочь расширить кругозор относительно культуры других стран, повысив тем самым уровень эффективности межкультурной интеграции.

Из имеющихся работ в области исследования нам стали интересны публикации В.Б. Батоцыренова и К.Г. Эрдынеева [1], изучающих факторы и механизмы развития креативности российских и китайских студентов; А.В. Быковой [3], которая в своей работе описал особенности креативности личности студентов разных социальных групп; Е.С. Ермаковой [6], рассмотревшей развитие креативного потенциала личности студента.

В первой работе «Факторы и механизмы развития креативности российских и китайских студентов: кросскультурное исследование» описаны особенности креативности российских и китайских студентов с точки зрения кросскультурного подхода. Авторы статьи полагают, что методом эффективного развития креативности студентов могут послужить кросс-технологии. В работе раскрываются предполагаемые механизмы развития креативности. Целью исследования авторы обозначают «кросскультурное исследование развития креативности российских и китайских студентов. Основная гипотеза данного исследования состоит в том, что кросс-технологии не только позволяют осуществить трансдисциплинарность, способствуя тем самым решению проблем системной интеграции дисциплин и развитию кросскультурных компетенций, но и являются эффективным методом развития креативности у студентов» [1, с. 321].

Исследование заключалось в том, что на базе ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского», ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в 2010-2012 гг. проводилось экспериментальное обучение студентов гуманитарного направления с применением кросс-технологий. Объем выборки составил 261 человек в возрасте от 18 до 24 лет.

В итоге, исследователи получили результаты, свидетельствующие о связи креативности китайских студентов с геодонизмом, ценностями самостоятельности и стимуляции, а также с особенностями полушарной активности. Была также установлена связь креативности российских студентов с «открытостью, субъективностью, обогащённой интеллектуальной средой» [1, с. 323]. В целом, по мнению авторов, креативность и тех, и тех студентов связана с «мультидисциплинарностью и характером структурирования решаемых проблем» [1, с. 323].

Для нашего исследования из данной работы мы вынесли такие вопросы, как подходы к пониманию феномена креативности и творческого мышления, выделение параметров и особенностей креативности студентов разных стран.

Быкова А.В в своей статье «Особенности креативности личности студентов разных социальных групп» представляет результаты эмпирического исследования особенностей креативности личности студентов, относящихся к различным социальным группам. В результате исследования, выявлены статистически значимые различия в зависимости от таких критериев, как: «гендерная принадлежность, национальность, тип поселения, форма обучения, направление получаемого образования» [3, с. 144]. В работе исследователи показали, как социальные факторы влияют на особенности креативности личности студентов.

Эмпирическое исследование проводилось на базе вузов Республики Бурятия. Всего в эксперименте участвовали 206 студентов. Цель исследования «состояла в выявлении уровня показателей креативности студентов различных социальных групп, выделенных на основании следующих критериев: гендерная принадлежность, национальность, тип поселения, форма обучения, направление получаемого образования» [3, с. 144].

По результатам исследования авторы сделали следующие выводы [3, с. 147]:

  1. Преобладающее большинство респондентов обладают нормальным уровнем развития креативных способностей: более чем у 90% респондентов значения коэффициентов вербальной и образной креативности находятся на уровне «норма».
  2. По параметрам вербальной и образной креативности достоверные различия выявлены по всем критериям.
  3. При сравнении групп девушек и юношей статистический анализ показал незначимость различий практически по всем показателям креативности. Высокий уровень достоверности различий выявлен при сопоставлении значений по показателю образной креативности «разработанность» (р < 0,001).
  4. У русских студентов диагностируется более высокий уровень развития вербальной и образной креативности по сравнению с бурятами.
  5. По всем параметрам креативности среднеарифметические значения выше в группе городских студентов при сравнении с сельскими.
  6. Результаты исследования показывают, что студенты, обучающиеся на коммерческой основе, обладают более высоким уровнем развития вербальной и образной креативности.
  7. Выявлено, что студенты гуманитарных специальностей обладают более высоким уровнем развития вербальной и образной креативности.

Для нас в данном исследовании интересны описания показателей вербальной и невербальной креативности, а также сравнительный анализ результатов по методикам на креативность русских и бурятских студентов.

Работа Ермаковой Е.С. «Развитие креативного потенциала личности студента» носит теоретический характер. В данной статье описывается понимание феномена креативности, раскрывается проблема креативного потенциала личности, «рассматривается подход к разработке акмеологической технологии формирования креативности студента в ВУЗе» [6, с. 13], который основывается на описании и «понимании психологического механизма творческого процесса как механизма оперирования противоположностями» [6, с. 13.]

Теоретический аспект работы Ермаковой Е.С. позволяется нам дополнить свою теорию данными, полученными в ходе теоретического анализа литературы. Таким образом, для нашего исследования нами было отмечено, что «креативность выступает условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации. Она выражается в восприимчивости, чувствительности к проблемам, открытости к новым идеям и склонности разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» [6, с. 17].

В целом работа посвящена теоретическому анализу проблемы креатиного потенциала личности студента, а также описанию акмеологических технологий формирования креативности студентов. В результате авторы приходят к выводу о том, что «развитие креативного потенциала личности студента связано с креатизацией образования, включением участников образовательного процесса в инновационные технологии, направленные на максимальное раскрытие творческих возможностей будущего специалиста» [6, с. 23].

В теоретической части исследования рассматривается теоретический анализ творческого мышления и креативности, который раскрывает следующие аспекты изучаемого вопроса:

-        подходы к пониманию творческого мышления и креативности в психологии;

-        виды творческого мышления;

-        компоненты творческого мышления в возрастном аспекте;

-        исследования творческого мышления и креативности в психологии;

-        исследования креативности и творческого мышления в странах Востока (Япония, Южная Корея).

Примерные теоретические выводы отражают значимость развития креативности, как компонента творческого мышления, которая подвигает личность к творческому саморазвитию. Творчески развитая личность более восприимчива и чувствительна к проблемам, что помогает формировать новые идеи и решения трудных жизненных задач.