Full text

Одной из основных задач модернизации высшего образования является разработка эффективных методик обучения. Одним из действенных подходов при проектировании новых образовательных моделей является интегративный подход, позволяющий за счет максимального приближения учебной информации по разным предметам, сформировать у студента представление о выполнении в будущем профессиональных действий на основе полученных знаний.

Интегративный подход предполагает установление связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования.  В различные периоды развития педагогической науки интегративность в обучении изучалась с разных позиций:  установление образовательных связей между дисциплинами; средство для реализации единства общего, политехнического и профессионального образования; формирование системы знаний  и основ научного мировоззрения; развитие познавательной активности обучающихся и интенсификация образовательного процесса.

При подготовке студентов по специальностям «Конструирование швейных изделий», «Технология швейных изделий», и по направлениям подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности», «Технология изделий легкой промышленности» в Вятском государственном гуманитарном университете мы организовываем учебный процесс на основе интегративного подхода с установлением  междисциплинарных связей и применением такого средства интеграции как междисциплинарные задания (МДЗ). Основная цель использования нами МДЗ – это установление тесной связи в преподавании нескольких дисциплин и активизация познавательной деятельности студентов в сочетании с овладением предметными знаниями и умениями.

В ранней работе нами было дано обоснование проектированию междисциплинарных заданий [1]. Далее в ходе исследовательской и опытно-экспериментальной работы были применены различные по сложности выполнения МДЗ. Выявлено, что МДЗ различаются по сложности выполнения и степени интеграции. В связи с этим мы говорим об их разноуровневости и выделяем три вида заданий: I уровень – задания, интегрирующие знания и умения  двух  дисциплин; II уровень – задания, интегрирующие теоретический материал и практические умения  более двух дисциплин; III уровень – профессионально-ориентированные задания.

Междисциплинарные задания мы  используем в качестве дидактического средства для повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков. Также их применение рассматриваем в качестве одного из условий для развития познавательной самостоятельности обучаемых.  Дидактический подход мы не ограничиваем лишь содержательным аспектом, не ограничиваемся только выявлением содержательных связей учебных дисциплин. Не менее важным является поиск наиболее эффективных средств их реализации в обучении, т.е. в образовательном процессе обращаем внимание и на процессуальную сторону. Покажем на примере проектирования спецодежды реализацию интегративного подхода в обучении  будущих конструкторов и технологов швейного производства на кафедре технологии и методики преподавания технологии. В качестве дисциплинарной основы будем рассматривать дисциплины учебного плана  «Гигиена одежды», «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности», «Методы и средства исследований».

Проектирование спецодежды – одна из профессиональных задач конструктора, технолога швейного производства. В настоящее время спецодежда в производственных сферах приобретает важное значении, и во многих отраслях наличие спецодежды является обязательным для выполнения трудовых действий. Поэтому проектирование спецодежды на основе требований стандартов, технических условий, отраслевых нормативов является актуальной задачей конструктора, технолога швейного производства.

Проектирование спецодежды осуществляется поэтапно. Среди этапов  мы выделяем: исследовательский, конструкторско-технологический, итоговый/презентационный. В соответствии с этапами проектирования  спецодежды покажем, как реализуется интегративный подход с использованием междисциплинарных заданий. 

На первом исследовательском этапе осуществляется поисковая работа по определению потребительского спроса на данный вид одежды,  изучению нормативных документов.  В рамках изучения дисциплины «Методы и средства исследований»  изучаются вопросы актуальности создания спецодежды, соответствующей заданным гигиеническим требованиями в соответствии с условиями профессии, со  сферой производственной деятельности в различных климатических условиях. Также изучаются уже имеющиеся научные разработки в этом направлении. Параллельно, в этом же семестре в рамках дисциплины «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности» изучается ассортимент используемых материалов для спецодежды, которые обладают комплексом новых показателей физических и гигиенических свойств в зависимости от условий эксплуатации.  Результатом выполнения комплексного задания является курсовая работа, а по ее итогам написание статьи и выступление на научной конференции.

Продолжает студент исследовать условия проектирования спецодежды при изучении дисциплины «Гигиена одежды», изучая вопросы: виды специальной одежды, классификация специальной одежды по защитным свойствам, материалы для изготовления специальной одежды, требования к специальной одежде и показатели ее качества, требования к специальной одежде в зависимости от ее назначения. В рамках учебного задания изучается нормативная документация и классификация показателей качества материалов для спецодежды, дается обоснование наиболее значимым показателям: защитные, гигиенические, технологические и эксплуатационные [2].

На основе полученных знаний, имеющегося учебного материала, который получен в рамках изучения, предыдущих дисциплин, студент включается в следующий этап проектирования спецодежды конструкторско-технологический. Здесь изучаются основные технические сведения для создания базовых конструкций специальной одежды на основе физиолого-гигиенических сведений, полученных ранее. Итогом этого этапа является еще одна курсовая работа студента. Частью курсовой работы является раздел, в котором размещается материал  по исследованию проблемы (тщательный анализ условий труда, производственной среды и технологического процесса, исследование и выявление комплекса опасных производственных факторов, воздействующих на работающих в изучаемой отрасли, характеристику применяемых материалов, их ассортимент и т.п.). Дополняется на этом этапе курсовая работа конструкторско-технологической документацией на изготовление спецодежды.

Заключительный этап изучения проектирования спецодежды подразумевает публичное представление  студентами  результатов проектирования спецодежды на защитах курсовых, выпускных, итоговых работ с участием представителей профильных предприятий. Здесь студент демонстрирует умения  подготавливать презентации, научно-технические отчеты и представления разработанных изделий на аттестацию и сертификацию.

Такие системные исследования, проведенные студентом в рамках интеграции нескольких дисциплин, позволяют разработать оптимальные решения для создания комфортной специальной одежды, способствующей предотвращению несчастных случаев на производстве, а также сохранению здоровья  персонала.

Выше мы изложили содержательный аспект интеграции. Процессуальный аспект заключается в выполнении комплекса условий применения междисциплинарных заданий. Прежде всего, такие задания должны:

¾    обеспечивать непрерывное и комплексное освоение теоретических знаний и практических навыков по специальным дисциплинам в течение всего времени подготовки в вузе;

¾    быть связаны в единую междисциплинарную систему с учетом преемственности в получении студентами знаний;

¾    отражать большое разнообразие взаимосвязей дисциплин предметной подготовки, позволяющих интегрировать знания из разных учебных областей;

¾    иметь содержание профессионально ориентированное на современные проблемы  с ориентацией на выполнение в будущем профессиональных задач;

¾    иметь постепенное повышение сложности с выходом на заключительной стадии на творческий  уровень их выполнения;

¾    предусматривать различные формы организации  учебной деятельности (выполняемые всей группой, в малых группах, индивидуально);

¾    иметь возможность реализовать свои разработки на практике.

Формы организации учебной деятельности по выполнению МДЗ чаще предполагают групповое или индивидуальное выполнение. На лабораторно-практических занятиях предпочтение отдается групповой организации, когда при выполнении задания студенты объединяются в микрогруппы по 2-3 человека. Это объясняется тем, что изучение и усвоение какого-либо учебного материала, или приобретение умений и навыков происходит наиболее продуктивно при общении студентов в их совместной деятельности. Если же задание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков конкретного студента (выполнение каких-либо индивидуальных заданий в рамках курсовой, зачетной работы и т.д.), то даже в случае его выполнения в аудиторное время в ходе проведения  лабораторного или практического занятия предпочтение должно отдаваться индивидуальной форме организации студентов. Кроме МДЗ, выполняемых в аудиторное время, существуют задания для внеаудиторной работы. Это подготовка студентами курсовых и выпускных квалификационных работ, установка к выполнению которых дается преподавателями  на учебных занятиях, а продолжают работу студенты самостоятельно во внеучебное время.

Перечень заданий, их интегративная и когнитивная основа, также перечень профессиональных действий осваиваемых студентами в процессе выполнения междисциплинарных заданий, показан в таблице.                                                            

Основная дисциплина

(интегративная дисциплина)

Когнитивная основа

Учебные задания

 

Профессиональные действия конструктора (профессиональные компетенции)

Материало-ведение в производстве изделий легкой промышлен-ности

Методы исследования.

Методы определения характеристик строения швейных материалов.

Методы определения свойств  материалов для спецодежды.

Анализ взаимосвязи структуры и свойств материалов для спецодежды.

Освоение методов анализа структуры, определения и оценки свойств  материалов для спецодежды.

Анализ ассортимента материалов для спецодежды.

Поиск актуальных научно-практических тем в области спецтекстиля.

Использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследований.

Умение проводить анализ состояния и динамики показателей качества материалов и изделий легкой промышленности с использованием необходимых методов и средств исследований.

Умение подготавливать презентации, научно-технические отчеты и представления разработанных изделий на аттестацию и сертификацию.

Умение подбирать материалы с учетом качественных характеристик проектируемого швейного изделия.

Готов прогнозировать путь экономического развития швейного предприятия с учетом специфики региона.

Методы и средства исследова-ний

 

Методы исследования.

Методы изучения потребительского спроса на продукцию

Поиск научных тем и характеристика научных исследований в области проектирования спецодежды.

Целевой поиск и анализ нормативно-технической литературы и патентной информации по спецодежде.

Разработка  анкеты и проведение опроса целевой аудитории - потребителей спецодежды.

Планирование эксперимента по изучению свойств текстильных полотен, используемых для производства спецодежды.

Разработка структурно-логической схемы курсовой работы по текстильному материаловедению

Умеет проводить анализ состояния и динамики показателей качества материалов и изделий легкой промышленности с использованием необходимых методов и средств исследований

Способен участвовать в исследованиях по совершенствованию эстетических качеств и конструкции одежды.

Умеет подготавливать презентации, научно-технические отчеты и представления разработанных изделий на аттестацию и сертификацию

Имеет навыки по регистрации прав инновационных и творческих объектов профессиональной деятельности

Гигиена одежды

Методы исследования.

Методы изучения показателей качества спецодежды.

Методы разработки специальной одежды

Анализ  соответствия видов специальной одежды требованиям безопасности труда и гигиены (характер трудовой деятельности, специфические функции костюма, рекомендуемые текстильные материалы, конструктивные и технологические  особенности).

Анализ средств индивидуальной защиты работающих с учетом особенностей производства.

Изучение приоритетных показателей качества спецодежды.

Умеет прогнозировать свойства и качество готовых изделий по показателям свойств и качества материалов, входящих в пакет изделия.

Владеет  практическими методами конфекционирования материалов для одежды. Умеет разрабатывать конструкции и конструкторскую документацию для производства изделий легкой промышленности с учетом условий эксплуатации.

Способен анализировать и подбирать альтернативные современные материалы с учетом качественных характеристик проектируемого швейного изделия.

 

В условиях стремительного роста объемов научной и учебной информации перед высшей школой стоит задача по установлению междисциплинарных связей, для того чтобы в процессе подготовки специалиста использовать общие знания, исключить дублирование, сформировать  систему взаимосвязанных профессиональных сведений и умений. В данной статье мы показали, что введение комплексных междисциплинарных заданий в учебный процесс вузов оказывает положительный дидактический эффект и позволяет решать важные задачи профессиональной подготовки. Интеграция дисциплин позволяет  проектировать процесс подготовки специалиста более логично с учетом его будущей профессиональной деятельности. При этом наблюдается более высокая и устойчивая мотивация к обучению, так как студенты вовлекаются в профессионально значимую для них деятельность, а, следовательно, повышается и эффективность процесса обучения. В результате студенты приобретают профессионально значимые навыки, обеспечивающие в последующем успешное выполнение ими профессиональных задач.