Full text

В настоящее время актуальным стал вопрос о внедрении инклюзивного обучения в систему высшего образования Российской Федерации. В соответствие с ратификацией РФ конвенции «О правах инвалидов» вступил в силу приказ №1309 от 9 ноября 2015 г. Минобрнауки «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

В соответствии с декларацией о правах инвалидов, инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [4, с. 211]. В федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» говориться, что лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

По мнению Сьюзен Д. П., инклюзия –это «включенность в жизнь общества, это условие для реализации творческого потенциала личности. Вне общества невозможно развитие личности и реализация творческого потенциала» [7, с. 3]. Необходимо отметить, что под инклюзивным образованием понимается процесс обеспечения доступности в получении образования для всех студентов с особыми потребностями,создания безбарьерной образовательной среды для них.

Международный опыт показывает, что первые попытки создания инклюзии в системе образования не всегда были успешными (Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, США, Швеция). Так, зарубежные исследователи выявили ряд трудностей: 1) неготовность общества к данному процессу, неспособность и нежелание активно взаимодействовать с инвалидами или лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья; 2) негативное восприятие педагогами своей новой роли и возлагаемой ответственности; 3) отсутствие системы специальных образовательных услуг и условий для лиц с ОВЗ.Несмотря на это в международном сообществе достаточное время апробируется инклюзия: в Дании с 1969 года вводится инклюзивное образование, с 1977 года в Италии постепенно ликвидируются специальные учебные заведения для детей с ОВЗ, а дети обучаются в общеобразовательных школах, в США отсутствуют коррекционные школы и т.д.

Важно понимать, что в России лица с ограниченными возможностями здоровья обучались всегда, например, к данной категории студентов относят лиц с соматическими заболеваниями: заболевания сердца, почек и др. Неверно говорить о том, что внимание инвалидам стали уделять лишьв начале 90-х годов. Вопросами инклюзивного образования в нашей стране занимались Крыжановская Л.М., Левченко И.Ю., Ткаченко В.С., Яковлева Н.Н. и другие.К сожалению, в нашей стране наблюдается недостаток современных научных исследований в области инклюзивного образования, а также психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Безусловно, изменение общественной парадигмы и бурное развитие технических средств способствовали расширению возможностей для обучения лиц с ОВЗ. На сегодняшний день можно обнаружить тенденцию к расширению контингента обучающихся, причем не все из них способны усваивать программу в полном объеме, а также развивать профессиональные компетенции.

К задачам инклюзивного образования относят:

- создание равных условий для включения всех студентов в образовательный процесс;

- разработку подхода к преподаванию, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей студентов;

- развитие социальных отношенийстудентов через непосредственный опыт взаимодействия;

- создание благоприятных социально-психологических условий для преодоления «вторичных» дефектов, возникших вследствие инвалидизации;

- создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития лиц с ОВЗ.

В зависимости от нозологии выделяют следующие группы лиц с нарушениями в развитии: лица с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, лица с нарушениями интеллекта, ЗПР, лица с нарушениями соматического профиля, лица с множественными нарушениями (2-3 нарушения) [2, с. 8].

На процесс включенности студента в образовательную среду будут оказывать влияние следующие факторы: тип заболевания, время возникновения заболевания,методы лечения, конституциональные особенности личности, семейные факторы, а также обучение и воспитание на ранних этапах онтогенеза.

Большая часть лиц с ОВЗ имеют ряд особенностей:

- они зачастую медленнее своих сверстников воспринимают информацию;

- связь с семьей у них намного сильнее, чем у других студентов, причем роль родителей и их психологические особенности оказывают колоссальное влияние на процесс инклюзии;

- чаще всего лица с ОВЗ имеют сформированную позицию «беспомощного», которая формируется в семье, они нуждаются в опеке и попечительстве со стороны взрослых;

- для них свойственны манипулятивные реакции;

- их «Я-концепция» имеет отличительные особенности: при компенсаторно завышенной самооценке у них наблюдается негативное самоотношение, низкий уровень самоуважения и самоинтереса [1 с. 210].

Физический недостаток переживается и трактуется такими студентами как дефект личности. Испытуемые, имеющие ограничения имеют нарушения в социально-психологической адаптации, они не удовлетворены своими отношениями с миром и другими людьми. Как никто другой, обучающиеся с ОВЗ нуждаются в психологической поддержке и сопровождении. Психологическое сопровождение предполагает предоставление оперативной психологической помощи в кризисных ситуациях и поддержку в самосовершенствовании, самореализации. В психологическом сопровождении нуждаются педагоги школ и вузов, им необходимы психологическое просвещение по вопросам особенностей студентов с ОВЗ и инвалидов, профилактическая работа эмоционального выгорания, повышение психологической компетентности педагогов.

С целью эффективного обучения студентов, имеющих особые потребности, преподаватели высшей школы должны знать их характерные особенности. Так, к характерным особенностям студентов, имеющих нарушения слуха, относят: сниженный объем внимания, утомляемость, эмоциональность, экстравертированность, склонность к демонстративности, хорошо развитая зрительная память, устойчивое внимание и развитое наглядно-образное мышление [2].Стоит сказать о положительных чертах данной категории студентов: они мотивированы к достижениям, у многих блестящая зрительная память, они многое запоминают.

Для студентов с нарушениями слуха необходима большая наглядность материала, усилители звука и сопровождение сурдопереводчиком. К слабым сторонам относят: недоразвитие письменной и связной речи. В связи с тем, что студенты с нарушениями слуха чаще прибегают к хитростям и манипуляциям, задания следует давать с четкими, жесткими инструкциями и в письменном виде. Исполнение заданий проверять следует сразу и быстро.

Преподавателю следует помнить, что общей проблемой для студентов с нарушениями слуха является быстрый темп речи, невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять инструкциипедагога.

Для студентов с нарушениями зрения характерны: высокий интеллект, интровертированность, ранимость, чувствительность, трудности координации движения, несогласованность движения руки и глаз.

Рабочее место для студента с нарушением зрения лучше располагать в центре аудитории на первой или второй парте. Желательно с дополнительным освещением.

Преподавателю следует говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы они смогли осознать их и вдуматься. Не следует торопить их с ответом (1-2 минуты).Темп работы у студентов с нарушением зрения замедлен, поэтому следует давать больше времени на выполнение заданий (особенно письменных). Помните, что нарушение зрения осложняет выработку красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку.

Материал для них следует делать крупным, хорошо видимым по цвету, контрасту, силуэту. Размешать объекты на доске следует так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.Следует давать больше времени для знакомства с зрительными образами, для осмысления и повторного рассматривания.

Студенты с нарушением речи отличаются: меньшим объемом запоминания и воспроизведения материала, быстрой отвлекаемостью,снижением познавательной деятельности, повышенной возбудимостью, раздражительностью, замкнутостью.Следует помнить, что у таких студентов наблюдается повышенная утомляемость, быстрая переключаемость внимания. С ними необходимо широко применять наглядные средства обучения.

Больше всего студентов имеют соматические заболевания (сердца, печени, почек, эндокринные заболевания, дыхательная система и др.). Для них характерны: астенические проявления, низкая работоспособность, низкая продуктивность; ипохондрические черты характера; уклонения от страхов и ответственности.

К особенностям познавательной деятельности относят: истощаемоевнимание, неустойчивое запоминание. Для них необходимо дозировать нагрузки, отбирать самый важный материал, давать меньше заданий, но сложнее. Стоит помнить, что они усваивают только тогда, когда нет перегруза.

Больше всего студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ДЦП. У них наблюдаются не только двигательные нарушения, но и психические, речевые расстройства. С возрастом и под действием лечения состояние таких людей улучшается.

Студент должен чувствовать себя комфортно для того чтобы проявлять самостоятельную активность. Так как у таких людей наблюдается сенсорная сверхчувствительность, следует избегать резких внешних воздействий. Им свойственны повышенная тревожность, ранимость и обидчивость.

Необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий не давать развернутый речевой ответ. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений. Таким студентам следует давать больше времени на подготовку.

Для реализации инклюзивного образования в России следует создавать не только материальную, техническую базу, но и внедрять комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Психологическое сопровождение должна осуществляться на протяжении всего обучения. Вдовузовский период сопровождение включает в себя профессиональную ориентацию абитуриентов в зависимости от нозологии и интересов [1, с. 211]. При профориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья, следует настаивать на выборе профессии по их физиологическим и психологическим особенностям и способностям.

Таким образом, для реализации инклюзивного образования должна сложится отлаженная инфраструктура специальной психолого-педагогической помощи, необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным. Психологическая поддержка и сопровождение выражаются в выявлении индивидуально-психологических особенностей каждого студента, определение его умений, ориентация на зону ближайшего развития и перспективу совершенствования профессиональных навыков.