Full text

Огромную роль в процессе воспитания и обучения у детей с речевыми нарушениями является их социальная адаптация, то есть формирование навыков и умений которые позволят налаживать контакт и общается со сверстниками, познавать окружающий мир.

Полное усвоение речи, как средство коммуникации, изменяет у ребенка отношение к окружающей среде, выводит его из зависимости от ситуации (Л.С. Выготский, О.Е. Громова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Г.В. Чиркина, и др.) [1].

В отличие от своих сверстников с речевой нормой, у дошкольников с речевыми нарушениямиимеются сложности в общение, а это отрицательно сказываются на развитии познавательных процессов.

Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, и Е.М. Мастюкова (1999г.) акцентируют внимание на том, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается замедленный процесс овладения языковыми средствами языка. Детям сложно овладетьсамостоятельной речью, и со временем эти расхождения становятся все более явными.

В своих публикацияхТ.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.Г. Федосеева,P.E. Левина, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова, O.E. Грибова и др. отмечают, что при работе с дошкольниками с ОНР необходимо уделять большое внимание развитию и формированию коммуникативной способности[5].

В рамках данной статьи мы обратимся к проблеме умения формировать вопросительные высказывания в процессе общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, как одной из стороны изучения коммуникативной деятельности.

Объектом исследования в статье будет,является процесс формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умениязадавать вопросы разного типа.

Филичева Т.Б. [6] дает следующее определение общее недоразвитие речи, это вид речевого нарушения, при котором у детей, обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой стороны речи (фонетики), а также смысловой (лексики и грамматики). Недоразвитие речи у дошкольников может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

Речь у таких детей может находиться на разном уровне развития. Р.Е. Левина [2] выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи.

В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта было бы неполным без характеристики дополнительного уровня речевого развития,в 2000гг. Филичевой Т.Б. был выделен 4 уровень речевого развития.

Вопросительные высказывания у дошкольников с ОНР вызывают сложность, поэтому данная тема имеет актуальную, теоритически и практически значимую проблему.

В своих статьях Путкова Н.М. [4]описала ряд общих особенностей вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи:

 - слабо сформированы мотивы появления вопросительных высказываний, вопросительной интонации и зрительный контакт отсутствуют,

- сложности с пониманием и выполнениеминструкции "спроси, задай вопрос"

- синтаксические и лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложенийне достаточно сформированы,

- более поздние сроки овладения основными функциями вопросов: познавательной и коммуникативной. 

Русский психолог В.М. Снетков в своих работах писал, что «Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив.

Выделяют несколько функций вопросов:

- Получениеновой информации.

- Уточнение уже имеющуюся информацию, при помощи правильно заданноговопроса.

- Можно перевести разговор в другое русло.

- Показать свою позицию.

- Выяснить потребности окружающих.

- Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.

- При помощи вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

При введении в речь различных типов вопросовнеобходимо учитывать особенности дошкольников с ОНР особое внимание уделять не только их типу и структуре, но и социально-коммуникативную значимость, степень шаблонности.

В основе обучения постановке вопросов лежит создание достаточной мотивационной базы. Именно она обеспечивает стимуляцию речевой инициативы, то есть помогает увеличению количества вопросительных высказываний. Необходимо не только дать детям модели вопросительных предложений, но и ввести их в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, виды деятельности, собеседники).

Необходимо также придерживаться следующим принципов построения вопросов: наглядность, последовательность, систематичность, доступность, индивидуальность.

Процесс формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи вопросительных высказываний предполагает поэтапность построения вопросов, направленный на активизацию мыслительных процессов, памяти, внимания, развитию диалогической речи. Можно выделить три этапа подготовительный, основной, завершающий.

Начинать работу необходимо с подготовительного этапа.На данном этапе необходимо познакомить ребенка с понятием вопрос, ввести в пассивный и активный словарь слово "вопрос", инструкции типа "задай вопрос", "спроси", "узнай"; учить различать "вопрос" и "не вопрос"; научить использовать в речи вопросительную интонацию; тренировать в постановке общих вопросов, повышать речевую инициативу, формировать зрительный контакт; развивать познавательную деятельность.

После подготовительного этапа переходим к основному. В первую очередьнеобходимо уделять внимание вопросам, выполняющим коммуникативную (передача информации от одного человека к другому) и социальную функцию,затем используя вопросительные слова необходимо переходить к познавательным вопросам. По познавательной функции можно выделить уточняющие (установление истинности) и восполняющие вопросы (направлены на получения нового знания).Данный этап по времени более длительный. Надо не только научить задавать разные виды и типы вопросов, а сформировать у детей схему исследования проблемной ситуации.

Дети должны научиться задавать друг другу вопросы, а не только отвечать на заданные им вопросы. В первую очередь это вопросы по поводу семьи, хорошо знакомых ему действий, окружающих ребенка предметов. В процессе ручной деятельности повышается эффективность речевого общения («Возьми листок»; «Сложи листок пополам»; «Склей два листка» и т.д.), что помогает уточнению значения слов.

Затем формируется диалог в учебной и игровой ситуации с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям детей.Основной формой организации разговорной речи является диалогическая речь.Умения задавать и отвечать на вопросы является основной составной частью диалоговых взаимоотношений. Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или недостаток двустороннего общения приводит к разным искажениям личностного развития, росту недопонимания с окружающими. В процессе диалога совершенствуются простейшие формы речи, доступные детям словосочетания, умения правильно задавать вопросы. При затруднении у детей вести диалог логопед вопросами, выразительной интонацией направляет диалог в нужное русло. Основная задача научить ребенка активно взаимодействовать при ведении диалога [7].

На завершающем этапе необходимо тренироваться в постановке вопросов в разных жизненных обстоятельствах, учится применять полученные навыки при свободном общении.

Придерживаясьданной схемы, позволит более полноценно сформировать вопросительные высказыванияразных типов и видов в речи детей и использовать их в общении с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, дошкольник учится выражать желания с помощью простых вопросительных предложений, понимать и дифференцировать вопросы, закрепляет навыки введения диалога. Поэтапное формирование вопросительных высказывания, помогает формированию навыков и умений которые позволяют налаживать контакт и эффективно подготовить к школе.