Full text

Сегодня семья как ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации переживает глубокий кризис. Социально-экономическая ситуация в России остается непростой. Для большинства семей стоит вопрос, связанный с решением проблем экономического и физического выживания, что приводит к необходимости поиска средств для их преодоления. Причины кризиса многоаспектны: общие глобальные социальные изменения, политическая обстановка, связанная с военными действиями, которая приводит к росту мобильности населения, процессы культурной трансформации, расшатывания семейных устоев в воспитании и нравственности и т.д. Эти и многие другие факторы обуславливают ослабление семьи. Вызывают тревогу и негативные тенденции в системе воспитания: становятся расплывчаты идеалы и нравственные ценности семьи, сокращен выпуск произведений искусства, основанных на ценностях и традициях семьи. В сложившейся ситуации наблюдается стремление семьи приспособиться к новым условиям, в которых можно увидеть ряд противоречий.

Так с одной стороны усилилась установка, связанная с самоустранением многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. С другой стороны, родители занимают активную позицию по созданию условий для воспитания и обучения собственных детей, но без учета их особенностей.

С одной стороны, это ориентированность передачи функции воспитания престижным дорогостоящим образовательным учрежде­ниям или гувернерам, а с другой стороны - невыполнение семьей своих обязанностей по отношению к детям. При этом оправдание находят в загруженности на производстве, болезни, депрессии, ухода в различные асоциальные формы поведения.

С одной стороны родители стали более ориентированы в вопросах воспитания, благодаря появившемуся большому количеству психолого-педагогической литературы, а с другой стороны неумение использовать и разобраться в недрах данной литературы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

На фоне данных противоречий поднимается проблема, связанная с отчуждением родителей от активной позиции не только в вопросах воспитания, но и по отношению к образовательному учреждению, которое посещают их дети. Проблема отчуждения продолжает привлекать внимание исследователей в области психологии, педагогики и социологии, несмотря на то, что она не одно столетие занимает значимое место в вопросах философии. Данная проблема не только не решена, но по ряду убеждений еще более усложнилась. наблюдается обострение отчуждения во всех сферах жизнедеятельности человека. Проявление отчуждения в современной образовательной системе по мнению А.В. Хохловой, характеризуется следующими положениями:

-ростом влияния средств массой информации на индивидуальное общественное сознание;

- ростом безграмотности среди современного молодого поколения;

-усилением потребительских настроений, принимающий характер товарного фетишизма (все можно купить);

-кризисом индивидуальной, социально-групповой и общегосударственной идентификации [6].

Поэтому разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одним из средств, которое отвечает новым социальным запросам - организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Формирование психолого-педагогической культуры родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

Проблеме психолого-педагогического просвещения родителей, формированию у них различных сторон педагогической культуры посвящены работы современных отечественных ученых: А.Я. Варга, М.Я. Виленского, И.В. Гребенникова, А.И. Мищенко, А.В. Мудрика, Е.Г. Силяевой, B.А. Ситарова, В.А. Сластенина, В.Э. Тамарина, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчева и др.

Изучению проблемы формирования, повышения и совершенствования психолого-педагогической культуры родителей средствами образовательных учреждений посвящены работы Р.А. Анисимовой, Н.Н. Булановой, И.В. Гребенникова, И.В. Дубровиной, И.Д. Ладанова, Р.В. Овчаровой и др.

Однако, прежде чем говорить о включении родителей в процесс воспитания, следует выявить причины по которым происходит отчуждение родителей от образовательного учреждения.

Те инновации в образовании, которые введены на современном этапе наряду с преимуществами, имеют ряд проблемных ситуаций. С. В. Бурмага в статье «Отчуждение как следствие информационных инноваций в образовании» указывает на проблемные ситуации. Так, цитируя: «Во-первых, простота получения любой информации порождает облегченное отношение ко всем предметам и явлениям, включая жизнь». Рассмотрим данное положение относительно нашей проблемы. Родители, получая готовую информацию от педагогов образовательного учреждения или из литературы, используют эту информацию в чистом данном виде, не пытаясь ее преобразовать или адаптировать под своего ребенка. При этом складывается ситуация «смотреть в открытый рот» [2,3,4].

Во-вторых, как отмечает С.В.Бурмага происходит «погоня за оперативностью получения информации приводит к тому, что в этом случае, как правило, игнорируется аксиологическая шкала носителей и потребителей информации». В нашем случае, это связано с большим количеством психолого-педагогической литературы и материала в Интернете. Большинство родителей ищут ответы на вопросы связанны с проблемными ситуациями в воспитании и обучении не у специалиста, а простым нажатием значка «Поиск» в компьютере. Казалось бы и не плохо, но вот всегда ли убеждаются в том, что за статья, кто автор, не субъективное ли это мнение? На вопрос: «Откуда дровишки?» Ответ один: «Автор – Интернет» [2,3].

Как следствии из двух выше обозначенных проблемных ситуаций вырастает третья, приводимая С.В.Бурмага: «навязчивость разнообразных информационных потоков приводит к постепенной потере потребности в физических контактах…» [2,3,4]. Вот то, к чему мы и приходим. Зачем дружить с образовательным учреждением?

Это только часть тех проблем, которые вызывают феномен отчуждения родителей по отношению к дошкольному образовательному учреждению. Поэтому необходимы комплексные исследования в достаточно широких предметных областях развития современной науки, образования, связанные с этим возможные последствия для человека и общества. Помимо перечисленных проблем, мы обратили внимание и на проблемы, связанные с установками родителей по отношению к образовательному учреждению.

Проведенный опрос родителей МК ДОУ №33 г. Кирова (2013-2015г.г.) позволил выявить ряд установок по отношению к дошкольному образовательному учреждению. В числе их оказались неосознаваемые установки, связанные с собственными детскими впечатлениями, установки, связанные с неосознаваемыми психологическими защитами, неосознаваемая собственная низкая самооценка, отчуждённость по отношению к педагогу (вызвана возрастом, поведением).

Опираясь на представления Д.Н.Узнадзе [5] об установке как целостной модификации субъекта, его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной активности [5]. Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребности, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека. 

Анализ отношения родителей по отношению к дошкольному образовательному учреждению, позволил выделить неосознаваемые установки. Общее количество родителей, приявших участие в вопросе составило 629 человек. В 2013 году было опрошено 210 человек (мужчин и женщин), в 2014 – 196 человек мужчин и женщин), в 2015 году – 2233 человека (мужчин и женщин). Надо отметить тот факт, что количество неполных семей было незначительно. Результаты представлены на рисунке 1. 

 Рис.1 – Относительный показатель родителей с выявленныминеосознаваемыми установками родителей по отношению к дошкольному образовательному учреждению по проведенному опросу. (n=629 человек) 

Как видим, результаты представленные в таблице, позволяют увидеть, что в неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе (установки, связанные с неосознаваемой собственной низкой самооценкой), к другим (отчуждённость по отношению к педагогу) и к жизни в целом (установки, связанные с неосознаваемыми психологическими защитами и установки, связанные с собственными детскими впечатлениями).

В ходе беседы с родителями, имеющими такие установки, были выявлены

следующие причины: сформировалась в детстве при взаимодействии с собственными родителями; отрицательной оценки, полученной от воспитателей в детском саду в детстве; с некоторыми из данного числа опрошенных в детстве в детском саду не играли другие дети; завышенные требования со стороны собственных родителей и др.

Все это привело к тому, что такие родители, приводя собственных детей в детский сад, уже заранее проявляют неосознанно психологическую защиту, которая проявляется в настороженности, нелюбви не только по отношению к педагогам, но и ко всему дошкольному учреждению. По их мнению, все, что окружает их ребенка – носит в любом случае отрицательный характер.

Закрепленная низкая самооценка у таких родителей проявляется в замкнутости, искаженном восприятии педагогов и их действиях.
Феномен отчуждения связан и с установками, направленными на психологическую защиту. Главным изъяном психологической защиты является то, что она может быть неуспешной и деструктивной.

Мы столкнулись с тем фактом, что критерий, выступающий «по отношению к педагогу» наиболее часто проявлялся у матерей, воспитывающих детей без отца. Большинство матерей - одиночек находятся в затруднительном материальном положении, что является фактором, затрудняющим их адаптацию к новым условиям жизни. Женщинам чаще приходится самим зарабатывать на жизнь, что сокращает время, отводимое на воспитание детей с одной стороны и переживание за эмоциональное состояние своих детей. Особенно на момент адаптации к детскому саду проявляется их отчуждение к образовательному учреждению. С одной стороны они не могут себе позволить принимать активное участие в жизни ребенка в детском саду из-за занятости, а с другой стороны они ревностно относятся к замечаниям со стороны педагогов дошкольного учреждения в адрес их детей. Такая ситуация продолжает существовать до тех пор, пока они не убедятся в безопасности психологической среды образовательного учреждения. 

Следует отметить, что раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни воздействует на его поведения и чувства. Как следствие сказанного, родители, имеющие такие неосознаваемые установки занимают либо пассивную позицию взаимодействия с образовательным учреждением, либо отчуждаются.

А.Г. Асмолов указывает на возможность изменения условий замены установки. Разрешение противоречий может произойти за счёт нахождения новых средств и способов деятельности. Если есть возможность отказа от нерезультативной деятельности путём снижения значимости личностного смысла до минимума и актуализация нового личностного смысла, то мотив продолжает работать и потребность может быть удовлетворена [1].

Таким образом, средством против негативной установки может стать только контрустановка, и изменение в совместной деятельности в триаде «родитель-педагог-ребенок», причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны сотрудников образовательного учреждения и других родителей, которые занимают активную позицию.