Full text

  Говоря о деятельности сект и их разрушительном влиянии, следует определиться с сами понятием «секта». Определений данного термина существует огромное количество. Часто можно встретить употребление понятий культ, деструктивная организация, деструктивная секта, тоталитарная секта, религиозная организация и т.д. как синоним термину «секта». Границы между ними порой размыты и четкого единого определения так и не принято. В рамах нашего исследования мы будем придерживаться определения, данного в работе Волкова Е.Н. и поддерживаемого современными исследователями (М.В. Вершининым, С.В. Книжниковой). Секта – это разновидность организации, чья практика (религиозная и/или психологическая, т.е. с применением психометодик) признается авторитетными институтами гражданского общества деструктивной в отношении: личности в данном обществе, психического и/или физического здоровья, гарантированных прав и свобод человека; самого гражданского общества, его сложившейся традиционной структуры, культуры, нормообщественного порядка, ценностей и образа жизни [1, 2]. Вот какое определение предлагает И. В. Журлова: «Секта – это:

  1. Организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им;
  2. Тип религиозной организации, характеризующийся закрытостью, строгим членством, харизматическим лидерством, критическим отношением к действительности».

Также она  разделяет секты на следующие виды:  

  1. «Тоталитарная секта – организация, устанавливающая полный, всеобъемлющий контроль над образом жизни и образом мысли своих членов».
  2. «Деструктивная секта – разновидность организации, разрушающей в отношении личности, ее духовного и физического здоровья, системы ценностей и образа жизни; нарушающей гарантированные права и свободы человека, нормы общественного порядка и нравственности» [3].

  Специалисты, занимающиеся изучением деятельности сект, предполагают, что практически каждая секта использует в своей деятельности методики, которые не контролируются нашей психикой и влияют на сознание и подсознание. Даже, если человеку удалось выйти из секты, в которой на его психику воздействовали, нет гарантии того, что он сможет жить обычной нормальной жизнью, и не вернется в организацию.  Чтобы лучше понимать природу сект, а также знать их отличия от   традиционных религий, мы предлагаем рассмотреть материал, предлагаемый И. А. Галицкой и И. В. Метлик:

1. Отсутствие стабильного вероучения: авторы говоря о том, что формирование устойчивой религиозной доктрины – это трудный и долгий процесс; идеи разных религий противоречат друг другу. 

2.  Нетерпимое отношение ко всем традиционным религиям: провозглашение доктрины секты как единственно верной на фоне «неправильных, потерявших истины» традиционных религий

3. Некритическое лидерство: лидер секты приписывает себе определенные качества, способности и статус, призванные поставить его в особое положение. Делается это для того, чтобы адепты беспрекословно подчинялись ему.

4. Системы нереалистических, унизительных или опасных требований: применяются они, как правило, для психологической ломки воли человека и его критических способностей. Такие системы способствуют пстепенному отдалению адепта от общества, а так же взращивают в нем чувство превосходства на окружающими. 

5. Апокалипсические запугивания: представления о конце света, этого мира, который должен обязательно наступить, зарождают и культивируют в человеке постоянное чувство страха и тревоги. В этом состоянии члены секты очень легко соглашаются на все новые и новые пожертвования организации.

6. Пропаганда мировой войны как необходимого условия «очищения» человечества от пороков: эту идею секты преподносят как идею войны массового убийства людей; в живых останутся лишь избранные, которые будут строить новое государство со своим режимом

7. Узость, примитивность, логическая несуразность мировоззренческих доктрин: мировоззренческие доктрины сект, как правило, очень узкие и примитивные, потому что создается новая «вера» из философских идей, отдельных положений из других религий, абсурдных идей самого лидера.

8. Закрытость и стремление отгородиться от общества, «сатанизация» мира за пределами своего объединения: здесь преследуется цель максимального сужения информационного пространства человека, отрыв от семьи с целью сформировать чувство безысходности и «единственного дома».

9. Навязчивое миссионерство: целью данного данной идеи является привлечение новых членов, так наказывают провинившихся или тех, кто должен секте деньги. 

10. Применение физического и психического насилия, угроз в отношении адептов решивших покинуть культ, их родственников стремящихся вернуть своих близких в семьи, критиков сект.

 Эти десять пунктов в общих чертах дают нам представление о том, что происходит с адептами сект, а также возможность выявления таких организаций при необходимости. Но как люди вообще попадают в такого рода организации? По мнению А.Л. Дворкина, в секты попадают люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Вот, что он говорит в своем интервью: «В секту приводят через обман, сокрытие информации и недобросовестную рекламу. Люди склонны поддаваться этому обману, верить обещаниям. В группе риска – все, кому плохо, у кого кризис в жизни. Часто у людей просто нет сил отказаться от навязчивости сектантов, даже остановиться и задуматься, что же несут их обещания за собой. Я абсолютно убежден, что, если бы человек знал, что собой представляет та или иная секта, что от них будет требоваться, как они поменяют свою жизнь, они бы никогда на это не согласились»[5]. М. Сингер выводит шесть условий перестраивания мышления:

1. Над временем и над физической окружающей средой, в которой находится человек, устанавливается контроль.

2. У новичка формируют чувства страха, бессилия, зависимости и одновременно с этим демонстрируют ему новые поведенческие стандарты, соблюдение которых желательно для лидера.

3. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями новичка (в том числе и с использованием измененных состояний сознания), чтобы заглушить прежнее социальное поведение и социальные установки новичка.

4. Психоманипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями, чтобы добиться желаемого лидерам поведения и желаемых установок.

5. Образование строго контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакодумающим навязывают чувство неполноценности из-за их сомнений.

6. Новичков оставляют в неосведомлённости касательно контроля и изменения их сознания. Лидеры не способны перестроить мышление индивида в условиях полной реализации его умственных способностей и информированного согласия.

 Следует отметить, что практически каждая личность в условиях сосредоточенного группового давления и манипулирования базовыми человеческими потребностями способна к развитию у себя девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Располагающими к этому факторами могут стать низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности. Мотивы вступления человека в секту бывают различными. Уход в секту может быть связан с тем, что индивид неосознанно хочет снять с себя ответственность за принятие важных решений по волнующим его проблемам. Другим мотивом может являться желание сбежать от однообразной, не приносящей радости жизни. Сама идея быть причастным к какой-либо тайне, либо социальной группе, новые эмоции и переживания также становятся целями такого человека. 

 И далее, мы хотим предложить следующую модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты Мухиной Т.К:

Таблица 1

1. Теоретико-методологический блок

Цель – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенка

Задачи:

– повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

– воспитание культуры здорового образа жизни;

– формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;

– включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;

– выявление причин деформации личности;

– активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

– координация деятельности всех заинтересованных ведомств и специалистов

Системообразующий фактор –

учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса

2. Психолого-педагогический блок

Субъекты:

- учащиеся;

- родители;

- педагоги

Педагогические условия:

1)               выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

2)               проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;

3)               повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

4)               повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

5)               реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты

3. Технологический блок

Диагностика:

– изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка);

– изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности;

– диагностика взаимоотношений в коллективе;

– изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин

Этапы:

1)               организация психолого-педагогичес-кого наблюдения и диагностики;

2)               профилактическая работа с учащимися;

3)               коррекционная работа с учащимися группы риска;

4)               работа с семьями учащихся;

5)               отслеживание результативности работы

       

 

  Подводя итоги, хотим отметить, что проблема влияния сект на личность человека в современном мире является достаточно актуальной. А распространение данных организаций чаще всего обусловлено отчуждением индивида от таких социальных институтов, как: семья, работа, высшие учебные заведения и т.д. И также это связано с социально-экономической нестабильностью. Нахождение индивида в секте приводит к постепенному разрушению его личности.