На сегодняшний день политические провокации в средствах массовой информации стали обыденностью. Мы повсеместно сталкиваемся с этим явлением на всех уровнях жизни. Они нередко сопровождают выборы глав государства и субъектов Российской Федерации, а также служат средством управления массовым сознанием и инструментом управления общественным мнением.
Политические провокации давно закрепились как один из методов политических технологий современного мира, но, как и любой феномен, порождают новые вопросы. Какие способы их применения являются допустимыми, а какие – аморальными? Какие последствия ожидают общество, находящееся в состоянии «информационных войн»? Как они влияют на социально-психологическое состояние общества? Стоит начать с причин повышенного внимания к проблеме.
Опираясь на общемировые тенденции можно обосновать актуальность данной работы.
В первую очередь стоит отметить, что в данный момент заметно (активизировалось население, увеличилась его политическая активность), усилилась борьба за власть в России, в том числе и (особенно) на местном уровне. Если о соперничестве политических партий в полной мере говорить ещё рано, то градус индивидуальных противостояний на выборах в органы местного самоуправления, безусловно, возрастает.
Одна из важнейших функций средств массовой коммуникации считается осуществление оперативного информирования населения о событиях во всех сферах жизни, т.е. осуществления массовой информации. Сегодня в каждый дом через телевидение, радио, интернет, прессу и другие средства массовой информации поступают информационные потоки, несущие самые разные идеи.
Стоит отметить, что основным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди, т.к. именно от реакции реципиента зависит достижение поставленных целей. Соответственно и политические технологии, в первую очередь – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.
Основанные на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, политические технологии содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.
Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – «человеческого ресурса» в соответствии с целями и смыслом человеческого существования.
Цель политических технологий – через использование рациональных средств, логичных действий, выработки соответствующего алгоритма поведения оптимизировать выполнение субъектами политической жизни их задач и обязанностей.
В политических технологиях, в основном, можно выделить две основные формы:
– в качестве структурного элемента самой системы;
– в качестве деятельности, связанной с реализацией намеченной цели.
Как правило, появление и функционирование новых политических технологий связано с открывшейся потребностью в оптимизации политического управления, необходимостью быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и знания. Особое значение в таком случае обретают условия их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей его строения, а также закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.
Все многообразие технологических приемов политтехнологов мы можем свести к трем основным видам:
1) приемы, которые обеспечивают направленное изменение правил взаимодействия между субъектами политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Путём принятия новых законов, изменений правил игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе;
2) методики, цель которых состоит во внесении в массовое сознание новых представлений и ценностей, в формировании новых установок и убеждений.
3) приемы, позволяющие напрямую манипулировать поведением людей;
В дословном переводе манипуляции (от франц. manipulation) – это скрытые движения рук, приводящие в действие какой-либо процесс. В политике под манипуляцией, как правило, понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент.
Манипуляция необходимо отличать от силового, властного воздействия, так как здесь отсутствует и непосредственное указание или побуждение к действию, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения негативных санкций. В случае применения манипулятивного воздействия реципиент не ощущает внешнего принуждения – ему кажется, что искомое решение было принято самостоятельно.
Одной из важных составляющих воздействия на аудиторию, во многом определяющей его эффективность, является имидж политика.
Положительный имиджа политического лидера главным образом зависит от соблюдения условий его построения: от знания и понимания настроений, требований и установок своего будущего или перспективного электората, а также умения показать, что данный политик – именно тот, кто полностью отвечает потребностям публики.
Политический лидер – это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях.[1] Его имидж формируется в результате целенаправленных действий членов его команды: политтехнологов, имиджмейкера, копирайтеров и других.
Первоначально проводятся исследования, которые способствуют выявлению ожидаемых качеств и способностей кандидата. Затем специалисты в области избирательных технологий, имиджмейкеры разрабатывают стратегический образ кандидата. Далее специалисты в области агитации и пропаганды, используя СМИ, печатную и наружную рекламу, другие способы коммуникации доводят этот образ до избирателей.
Доверенные лица и агитаторы в непосредственном общении с избирателями закрепляют этот образ. И, наконец, кандидат на встречах с избирателями демонстрирует этот образ, укрепляя свой имидж.
В настоящее время образ политических лидеров формируется во многом благодаря применению политтехнологами методики политпровокаций. Используется «чёрный пиар», происходит дезинформация и оболванивание электората.
В качестве примера можно привести выборы мэра г.о. Тольятти – 2012 года, во время которых массово применялись политические провокации. Изначально, на победу в предвыборной гонке претендовали 18 кандидатов, из которых двое имели практически равные шансы: А.Н. Шахов и С.И. Андреев.
Однако тактика проведения их предвыборных кампаний различалась коренным образом: обличение конкурента у первого, и относительно корректная агитация второго.
Для того, чтобы выявить влияние политпровокаций в СМИ на формирование имиджа политического лидера, обратимся к результатам исследования, проведённого по заказу Полномочного Представительства ПФО в 2012 году. Выборочная совокупность составила порядка 600 человек. В процессе проведения фокус-групп в различных муниципальных учреждениях (таких как школы, детские сады, ТОСы) вниманию респондентов были представлены следующие агитматериалы: листовка «За честные выборы», в которой была представлена подробная информация на фаворитов предвыборной гонки, а также обращение к тольяттинцам от лица ассоциации «За честные выборы». Подавляющее большинство респондентов ответили, что не видели эту листовку раньше и переходили к обсуждению кандидатов.
Далее респондентам предлагалось обсудить спецвыпуск газеты «Тольяттинское обозрение» (далее «ТО»). Более половины респондентов сказали, что уже видели эту газету, мнения о том, является ли эта газета чьим-то заказом или она по-прежнему независима, разделились. Безусловно, респонденты, читавшие это издание, отмечали, что в нём содержится много компромата на одного из лидеров предвыборной гонки, а именно на нашего нынешнего мэра.
Также респондентам показывалась фотография горящей газели, принадлежавшей газете «ТО». Респондентам предлагалось проанализировать, кому это могло быть выгодно. Было высказаны самые разные предложения, однако многие отмечали, что вероятно этот инцидент – провокация со стороны собственно «ТО».
Далее вниманию респондентов предлагался баннер «Баптизм – новая жизнь». В некоторых группах он вызывал волну негодования, но многие респонденты высказывали предположение, что баннер, затрагивающий вероисповедание С.И. Андреева мог быть выгоден его конкурентам по предвыборной гонке.
В заключении к исследованию отмечается, что многие избиратели устали от навязчивой агитации и от выборов в целом, а также признали наличие «чёрных» PR технологий. На взгляд исследователей, это основные факторы, которыми обусловлено недоверие электората к агитационным материалам на минувших выборах. В свою очередь провокационные акты со стороны А.Н. Шахова сформировали его имидж как негативный. Тогда как кандидат С.И. Андреев сумел создать образ честного кандидата, хорошего семьянина, надежного человека, достойного стать мэром города.
В итоге, если в начале предвыборной гонки голоса избирателей были на стороне А.Н. Шахова, то в ходе кампании, на фоне постоянных провокаций в средствах массовой информации против его соперника, мнение электората существенно изменилось. Обилие негатива, инициированного предвыборным штабом кандидата Шахова, спровоцировало сомнения, а затем и отторжение избирателей в пользу С.И. Андреева И, что показательно, по результатам первого тура перевес был на стороне первого, а итоговая победа досталась второму.
По мнению Г.Г. Почепцова, природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды – экономическую, политическую, художественную, религиозную, и др.[1] В данной работе рассматривается такой подвид информации, как политическая.
На наш взгляд, необходимо отметить, что традиционные методики политтехнологий как способы представления политической информации уже не дают ожидаемого эффекта, не оказывая достаточного влияния на сознание. На сегодняшний день это привело к тому, что политическая агитация носит преимущественно провокационный характер.
Средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование общественного сознания и социального настроения. Поэтому каждая власть и группа людей, желающая воздействовать на население, стремится обзавестись «своими» газетами, радиочастотами, каналом телевидения и так далее.
СМИ становятся всё более коммерческими. Это заставляет руководителей масс-медиа уделять особое внимание основному для их сферы деятельности методу получения прибыли – размещению рекламы, в том числе и политической. Время выборов для них – почти всегда возможность выполнить годовой план за несколько месяцев.
Рекламные ролики, агитационные плакаты, листовки, газетные спецвыпуски встречаются повсеместно, в дополнение к этому навязываются привлеченными агитаторами, вызывая порой настоящую агрессию. Но особенно неблагоприятное влияние оказывает на аудиторию политическая реклама. При многократных перерывах просмотра разрывается поток сознания и внимания. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения. У телезрителя возникают отрицательные эмоции. В результате частых повторов на протяжении всей предвыборной кампании, нервно–психическая сфера постепенно [2]
В целом, провокационная агитация имеет ряд очевидных негативных тенденций, среди которых: упор на второстепенные показатели, манипуляция сознанием и обман аудитории, стимулирование чуждых основной массе населения идеалов, угроза упадка культуры и нравственности.
Проведенное в 2008 году исследование социологов МГУ показало, что отрицательное влияние прессы и электронных СМИ отмечают более 40% опрошенных жителей Московского региона. По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9% телезрителей и читателей газет высказываются за введение информационного контроля над СМИ. Политтехнологи, придерживаясь учения Фрейда, на практике доказывают, что провокационные по своей сути зрелища, имеющие негативную окраску, сильнее всего возбуждают внимание и интерес аудитории СМИ.[3]
Исследователи также пришли к другому печальному для простого человека выводу: то, что в результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. Этот вывод также подтверждается опытом политтехнологов, имеющих огромное количество эмпирического материала. Специалисты по PR знают, что для его эффективности неважно, вызывает ли он положительную или тем более отрицательную реакцию, важно, чтобы он отложился в памяти.
Действуя через средства массовой информации, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. В этом особую роль играет телевидение, которое способно моделировать поведение «потребителей» информации.
Возвращаясь к вопросу о влиянии средств массовой коммуникации на психическое сознание масс, мы можем обратиться к опыту профессора В.Г.Крысько [4]: «средства массовой коммуникации оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики человека, группы людей и общественного сознания в целом:
1) Потребностно-мотивационную, включающую в себя знания, убеждения, а также ценностные ориентации индивида.
2) Интеллектуально-познавательную, т.е. его ощущения, память и мышление).
3) Эмоционально-волевую сферу, которая состоит из эмоций, чувств и настроения.
4) Коммуникативно-поведенческую сферу – характер и особенности общения, взаимодействия.
Политпровокации в средствах массовой информации (телевидение, печатные СМИ, наружная реклама и проч.), своим присутствием изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью. Таким образом, происходит зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди действуют в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.
Генерал Д.А.Волкогонов выделяет три уровня воздействия СМК на психику индивида [5]:
1) Усиление уже существующих в сознании людей установок, идеалов, и ценностей, составляющих основу для дальнейшего манипулирования. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.
2) Частные и малые изменения взглядов на то или иное событие, цель которых в воздействии на отношение человека к рассматриваемому явлению.
3) Коренное изменение жизненных установок на основе сообщения нужных сведений и новых данных.
Еще во времена Советского Союза пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: «Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы», советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.
Когда информация является одним из наиболее значимых факторов становления общественного сознания, российская информационная среда становится традиционным полем для проявления политической ангажированности. И политическая провокация сумела закрепиться в качестве одной из основных методик регулирования общественного сознания.
Таким образом, мы приходим к выводу, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование общественного сознания и социального настроения. Именно поэтому властные структуры, желая воздействовать на население, стремятся к обладанию «своими» каналами массовой коммуникации. Политические провокации в СМИ имеют очевидные негативные последствия для аудитории. И главное из них – возможность кардинального изменения жизненных установок на основе сообщения нужных власти сведений.
В современном обществе средства массовой информации оказывают всё большее влияние на самочувствие своей аудитории. При определённых обстоятельствах возможно получение практически любой требуемой реакции социума.
Логично, что такой мощный инструмент управления не обошли своим вниманием специалисты по политическим технологиям. Навязывание своих идей и ценностей – простейший способ не только добиться власти, но и удержать её. Для этого и создаются «собственные» средства массовой коммуникации, поддерживаются лояльные кандидату СМИ.
В частности, можно выделить провокационное воздействие, которое, ввиду своей высокой эффективности, давно стало обыденностью. Применение политических провокаций можно наблюдать на всех уровнях власти. Они используются, как для дискредитации оппонентов, так и для формирования собственного имиджа.
В период предвыборной гонки политпровокации находят ещё более широкое распространение. Отчасти это обусловлено особенностями нашей политической сферы: традиционно, предвыборная агитация включает в себя не только автопрезентацию себя и своих идей, но и почти обязательное «поливание грязью» своих оппонентов.
Особую ценность политические средства массовой коммуникации приобретают ввиду того, что объёмы понятий «российское общество» и «аудитория российских СМИ» отличаются столь мало, что их можно признать тождественными. Сегодня практически никто не может уйти от воздействия средств массовой коммуникации, тем более что даже информация, воспринятая неосознанно, оказывает серьёзное влияние на индивида.
Применение политпровокаций в СМК несёт ряд явных негативных последствий для аудитории, таких как утрата способностей к критическому мышлению, замещение объективной реальности созданными образами. Но в первую очередь следует выделить возможность кардинального изменения жизненных установок, на основе внушаемых средствами массовой информации ценностей.
Таким образом, в системе политических технологий политические провокации получили заслуженно и определенно надолго. До тех пор, пока существует власть и борьба за неё, политпровокации будут встречаться в нашем обществе, и будут оказывать влияние на состояние социума.
[1] Большой Электронный справочник Кирилла и Мефодия [электронный ресурс] // под. ред. И.М.Сеченоав И.М. , // URL: http://www.megabook.ru/Dictionaries.asp?page=dictionaries (Дата обращения: 12.05.2016).