Full text

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) представляют особую категорию детей с органичными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. Образование и «вхождение в жизнь» ребенка с ОВЗ в России остается трудноразрешимой задачей, в то время как, опыт зарубежных стран (Германии, Японии, Испании, Италии и др.), показывает, что дети со сложными сочетанными нарушениями в развитии успешно социализируются и приносят пользу обществу.

Статистический анализ состояния здоровья детской популяции страны наглядно демонстрирует прогрессирующие тенденции увеличения детей с   нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так по данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с такой патологией. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут являться как врожденными, так и приобретенными а так же отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Контингент детей с НОДА крайне неоднороден как в клиническом, соматическом, физиологическом и психолого-педагогическом аспектах. Многофункциональное сочетание патологических факторов на органическом, социальном и психологическом уровнях приводит ко множественным нарушениям в формировании личности ребенка с НОДА, что негативно отражается на взаимодействии и их социальной адаптации. 

Основной целью коррекционной работы с детьми с НОДА является оказание им медицинской, логопедической, педагогической, психологической и социально-реабилитационной помощи, обеспечение качественного приспособления личности к окружающей среде, получения непосредственно среднего-общего, специального и высшего обучения. Современные педагоги отмечают, что испытывают значительные трудности в воспитании у детей с НОДА позитивного самоотношения и нравственных качеств. И в то же время, по уровню значимости в учебно-воспитательном процессе проблема формирования главных человеческих ценностей имеет последние позиции, что отчасти может скрывать неосознанное желание «не видеть» проблему [1, 2, 3].

Клинико-психолого-педагогические особенности этой группы детей описаны в работах М.В. Ипполитовой [4], Э.С. Калижнюк [5], И.Ю. Левченко [6], И.И. Мамайчук [7], Е.М. Мастюковой [8] и других.

Как отмечает И.Ю. Левченко, личность учащихся с НОДА характеризуется высоким уровнем невропатизации, неадекватно заниженной самооценкой себя как личности и субъекта профессиональной деятельности, фиксацией на двигательном дефекте, неадекватностью профессиональных интересов. Обозначенные характеристики проявляются в результате искаженного воспитания, условий жизни, отношения окружающих и негативно отражаются на их взаимоотношениях с окружающими, в частности, возникает повышенная зависимость от родителей.

Идея А.В. Захаровой о том, что одним из наиболее значимых компонентов личности является непосредственное формирование самооценки, она декларирует важность овладения педагогами специального (коррекционного) образования, необходимыми компетенциями в области психологии самооценки и духовного развития обучающихся с НОДА.  

Самооценка – важный показатель и фактор гармонизации отношения человека с окружающей средой. К примеру можно сказать, о том, что наличие оценочных способностей школьников во многом детерминирует субъектность, направленность и конструктивность его личностной позиции, подготовленность к ведущим социальным ролям в обществе, непосредственному участию в общественных процессах, к повышению своего когнитивного уровня, а также трудовой деятельности, самоактуализации и самосовершенствованию. Изучение оценочных способностей младших школьников позволяет определить истоки истинного отношения учащихся к самим себе, к одноклассникам, к педагогам, родителям, и обучению в целом. Чем выше становиться этот уровень, тем самооценка находится ближе к норме, наиболее интенсивнее протекают процессы «обратной связи», интериоризация и применение опыта, обучение и воспитание, формирование академических и жизненных компетенций [9-10].

В теории Л.С. Выготского основополагающим компонентом является самооценка, в этом контексте она рассматривается как один из элементов самосознания личности. К основным функциям, реализуемым самооценкой, относятся: регуляторная и защитная, обеспечивающие результативность личностного выбора относительную стабильность и независимость личности. Определяющую роль в формировании самооценки младшего школьника играют оценки окружающих и его личные достижения.

Самооценка представляет собой некий итог познания себя и отражает этот уровень. В состав самооценки входит три взаимосвязанных компонента: поведенческий – который характеризует осознание своего поведения на практике познавательный – к нему относиться знание, представление о себе; и о своих качествах в частности; эмоционально-ценностный компонент или самоотношение. Дефицитарность знаний личности о себе, о своих потенциалах делают ее малоэффективной перед обстоятельствами и ситуациями, требующими оценивания своих внутренних ресурсов и индивидуальных способностей, умения действовать в нестандартной ситуации, преодолевать трудности на пути к цели.

Для всех людей существуют формы повышения самооценки независимо от возраста, поскольку самооценка возникает в результате научения. Ведь становление ее происходит ежедневно на протяжении всей жизни человека [11, 12, 13, 14, 15].

Анализ феноменологии самооценки позволяют ее определить, как — ценность, которая приписывается индивидом как себе, так и некоторым своим качествам. В основе критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется важным, например, характеристики его морально нравственного развития. Развитие морально-нравственных качеств младших школьников важно отметить, что они определяют жизненную позицию человека, его поведение в семье, социуме, природе, выступают основой общения и взаимодействия как между людьми, так и между социальными общностями. Современное общество переживает морально-нравственный кризис, наблюдается процесс снижения нравственности взрослого населения, что как следствие, эти процессы «отзеркаливаются» подрастающим поколением. Аморфность духовного, морально-нравственного потенциала общества, диктуют необходимость шагов по оптимизации его духовно-нравственное состояния [16, 17, 18].

В современном толковом словаре Б. Мещерякова, В. Зинченко, мораль описывается как некая группа норм и принципов поведения человека в обществе; вековая форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции стабилизации поведения. Её особенность заключается в том, что этические принципы, нормы и правила, которым следуют люди в своей жизни, их выполнение – внутренняя потребность человека, контролируемая общественной мыслью.

Моральные нормы представляют собой – этические правила поведения, которые приняты в обществе в связи с моральными представлениями людей о хорошем и плохом, о справедливости и несправедливости, лжи и истине, достоинстве, чести, долге и контролируются силой общественного мнения или же внутренним убеждением; правила поведения, определяющие прежде всего внутренние побуждения человека. В свою очередь конвенциональные нормы являются совокупностью общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения.

Морально-нравственное развитие личности, по мнению О.А. Кривицкой, понимается как превращение моральных норм в опыт нравственного поведения личности. Эффективность формирования морально-нравственной сферы личности зависит не только от характера деятельности педагога, но и от особенностей развития ребенка в определенный возрастной период. Психолого-педагогическая деятельность по духовному формированию личности прежде всего заключается в помощи ребенку двигаться от простейших навыков поведения к более высокому уровню, где требуются самостоятельность принятия решений и нравственный выбор. Согласно концепции Э. Туриэля, ребенок первоначально слабо дифференцирует содержание моральных, конвенциональных, персональных норм, которые для него  рукоположены. Но, как отмечает Туриэль, в младшем школьном возрасте дети начинают дифференцировать моральные, конвенциональные, персональные нормы, признавая их различную важность и обязательность для выполнения, выстраивать приоритеты при выполнении определенных требований и следовании нормативным стандартам.

Вышеизложенное определило цель исследования: изучить особенности развития самооценки и морально-нравственных качеств младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза: развитие самооценки и морально-нравственных качеств младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется заниженным уровнем.

Базой исследования выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) №4 г. Челябинска».

Выборку исследования составили ученики третьего класса в составе 22 человек. Психологический климат в классе доброжелательный. Все ребята общаются между собой. Наблюдается положительное отношение к ровесникам, тяга к общению между собой, особенно к тем детям, которые имеют лидерские качества. На уроках дети демонстрируют довольно хорошую работоспособность и познавательную активность. Внимательно слушают указания учителя и выполняют все задания. Наблюдение показало, что все испытуемые были положительно настроены на исследование. Инструкция была понята с первого раза, но им было сложно сосредоточиться на задании, что является характерной особенностью данной группы детей. Никто из испытуемых не отказался от прохождения диагностики и все с интересом отнеслись к поставленной перед ними задачей.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой, в исследовании использовались проективные методики. В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

1)           исследование самооценки - методика «Лесенка» (В.Г.Щур);

2)           исследование уровня морально-нравственного развития - анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

Результаты исследования самооценки младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата представлены ниже:

Рис 1. Распределение показателей самооценки учащихся 3 класса по методике «Лесенка» В. Г. Щура.

На рисунке 1 приведены средние значения третьего класса по методике «Лесенка». В методике дети выбирали наиболее приоритетные для себя качества на данный момент времени Первый показатель «Здоровье» средним баллом этой категории среди третьего класса является 6,3 из 9. Следующий показатель «Ум» средний балл составляет 5, 75.из 9 возможных. Далее следует показатель, «Характер», который набрал самые высокие баллы, и его среднее значение 6,87. И последний показатель «Счастье» составил 5 баллов из 9, т.е. наименьший из вышеперечисленных. Сначала, принимают во внимание, на какую из ступеней поставил себя ребенок. Нормой является, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» (8 баллов) и даже «самые хорошие» дети (9 баллов). В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в своих силах. Наиболее значимой характеристикой из перечисленных выше свойств личности, для детей этого класса стал характер, в то время как в категории «Счастье» почти все дети поставили себя на нижние ступени.

Рис 2. Результаты исследования уровня моральных и конвенциональных норм учащихся 3-го класса по методике «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой.)

Рис 2. Результаты исследования уровня моральных и конвенциональных норм учащихся 3-го класса по методике «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой.)

На рисунке 2, представлены средние значения по итогам исследования показателей моральных (24,2 балла) и конвенциональных (23,87баллов) норм, степень различий которых слабо выражена. Полученные результаты демонстрируют что перед младшими школьниками с НОДА стоит проблема выделения и дифференциации нормативного содержания конвенциональных и моральных норм. Особенно актуальна проблема выделения конвенциональных как исходного условия самооценки и саморегуляции личности с опорой на общепринятые, поддерживаемые общественным мнением и соблюдаемые членами общества этические и правовые нормы.

В результате исследования гипотеза подтвердилась, самооценка и морально-нравственное развитие младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата, характеризуется заниженным уровнем и требует для своего развития специально организованных психолого-педагогических условий.