Full text

В последнее время отечественное образование претерпевает ряд изменений, связанных с поиском новых форм и содержания. Так, Концепция развития математического образования в Российской Федерации определяет задачи развития математического образования в стране; среди них отмечается ряд направлений, которые могут быть реализованы непосредственно в отдельно взятом образовательном учреждении: модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, предоставление учителям инструментов диагностики; обеспечение общедоступными информационными ресурсами; повышение качества работы преподавателей математики, создание и реализация ими собственных подходов и авторских программ; обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим способности, условий для развития; популяризация математических знаний и образования [1].

Осуществление этих задач мы видим через реализацию следующих направлений совершенствования школьного математического образования:

‒    модернизация основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении, с «прицелом» на тенденции развития математического образования школьников, включение в образовательный процесс многоуровневой системы диагностики (мониторинга успешности учащегося), усиление базовой подготовки учеников и расширение представлений о математике как общечеловеческой ценности;

‒    развитие школьной системы дополнительного математического образования, направленной на популяризацию математических знаний и обеспечение ученикам, проявляющим способности, условий для их всестороннего качественного развития;

‒    развитие мотивации к учению и актуализация научного творчества учащихся через включение в образовательный процесс разнообразных форм организации познавательной деятельности и совершенствование системы работы учителя математики;

‒    активизация использования современного ресурсного обеспечения учебного процесса, включая современные электронные образовательные технологии и инструменты, а также ресурсы, позволяющие эффективно руководить образовательным процессом, активизировать интерес учащихся к изучению математики;

‒    обеспечение эффективного профессионального роста педагога, направленного на совершенствование математической и методической подготовки учителя, включение его в активный поиск новых технологий и подходов, обеспечивающих качество подготовки учащихся в процессе обучения математике.

Мы уже останавливались на раскрытии сущности каждого из направлений и возможных аспектах их воплощения в отдельно взятом образовательном учреждении на примере МОАУ «Лицей № 21» города Кирова [2]. Однако здесь хотелось бы еще раз более подробно взглянуть на их реализацию с позиций профессионального роста педагога в процессе работы в образовательном учреждении региональной инновационной площадки. Такая площадка функционирует в лицее с 2012 года под кураторством ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет» и осуществляет работу по теме «Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного математического образования школьников».

В работе площадки принимают участие педагоги методического объединения учителей математики лицея. В состав объединения входит 10 педагогов, среди которых 1 заслуженный учитель Российской Федерации, 3 почетных работника общего образования Российской Федерации, 1 кандидат педагогических наук, доцент; 7 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 2 – первую. Среди учителей есть как педагоги пенсионного возраста (3 человека), так и молодые специалисты (2 человека).

Полагаем, бесспорным является тот факт, что достижение высоких результатов деятельности учащихся невозможно представить себе без совершенствования работы самого учителя. В последнее время в нашей стране создана система непрерывной подготовки граждан к осуществлению профессиональной деятельности. Повышение квалификации работников образования, как правило, осуществляется через курсовую подготовку педагогов. Однако курсовая подготовка не единственный и не самый эффективный для системы образования способ обеспечения профессионального роста педагога. Это связано в первую очередь с тем, что курсы часто оторваны от реалий современной школы, проходят формально и чрезмерно напитаны педагогической теорией, в то время как учителю-практику необходимо живое общение с коллегами непосредственно в реальном учебном процессе. Одним из способов решить обозначенную проблему является привлечение педагогов школы к участию в работе инновационных площадок, которые призваны сплотить коллектив учителей‑единомышленников вокруг отдельной темы, актуальной для всех.

За период функционирования площадки в лицее № 21 были апробированы организационные формы работы, позволяющие судить об уровне профессионального роста педагога. Условно их можно подразделить на четыре направления.

1. Профессиональный рост педагога при освоении новых образовательных программ и форм работы с учащимися в основном и дополнительном образовании.

К этому направлению в первую очередь необходимо отнести освоение учителями математики новых образовательных программ, а, следовательно, и учебно-методических комплексов: курса математики базового уровня в 5–6-х классах в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты [3]; курса математики в 5–11-х классах с углубленным изучением математики. Так, в настоящее время в лицее математические классы есть во всех параллелях основной и старшей школы, таким образом 7 педагогов лицея, работая в таких классах, получают возможность совершенствовать свою методическую работу, переходя на новый содержательный уровень преподавания предмета, что бесспорно сопутствует их профессиональному росту.

Сложившаяся в лицее система спецкурсов, проводимых преподавателями вузов города, которые совместно с детьми посещают и педагоги лицея, является также неотъемлемой частью совершенствования их математической подготовки.

Еще одним важным направлением методической работы учителей математики является написание ими авторских образовательных программ дополнительного образования школьников. Так в последнее время были разработаны уникальные программы «Развивающая математика» и «Олимпиадные задачи по математике» для
3–6-х классов [4], «Математика в естествознании» [5, 6] и «Математические основы информатики» [7] для 7–9-х классов, «Дополнительные главы математики» для
7–11-х классов, «Тренинг креативного мышления» для 5–6-х классов [8] и многие другие. Все это показывает активную позицию педагогов к возможности самореализоваться через новое содержание образования.

Стоит отметить также и освоение новых форм работы с учениками в основном и дополнительном математическом образовании. К примеру, в таблице представлен план внеклассых мероприятий на учебный год.

 

План внеклассных мероприятий по математике

Название мероприятия

Уровень

Участники

1

Математическое домино

Лицейский, городской

5–6

2

Турнир имени М. В. Ломоносова

Городской

7–8

3

Математические бои

Лицейский, городской

7–11

4

Всероссийская олимпиада школьников по математике

Все этапы

5–11

5

Осенние математические игры

Лицейский

5–7

6

Посвящение в математики

8

7

Неделя математики и физики

Лицейский

5–11

8

Всероссийский конкурс «Кенгуру выпускникам»

Всероссийский

9, 11

9

Турнир знатоков математики

Лицейский

5–6

10

Турнир по поиску в Интернете

7–8

11

Олимпиада «Реальность. Задача. Алгоритм»

Городской

10–11

12

Международный конкурс «Кенгуру»

Международный

5–10

13

Весенние математические игры

Лицейский

5–7

14

Конференция защиты проектов

Лицейский

7–10

15

Выездной лагерь математических классов

Лицейский

5–10

16

Всероссийский конкурс «Математика +»

Всероссийский

5–9

17

Летний учебный лагерь-тренинг
«Математика. Творчество. Интеллект»

Лицейский

5–8

 

Освоение новых форм работы позволяет учителю находить новые форматы для освоения учениками содержания образования, что в конечном счете дает положительный результат. Так за последние три года ученики лицея становились победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по математике: муниципальный этап – 3 победителя, 15 призеров, 13 похвальных грамот; региональный этап – 2 победителя,
1 призер; заключительный этап – 1 участник; конкурса «Кенгуру» – 2 победителя, 12 призеров, 40 похвальных отзывов; игры «Математическое домино» (5–6 кл.) – 1 победитель, 12 призеров, 40 похвальных грамот; турнира имени Ломоносова (7–8 кл.) – 1 победитель, 11 призеров, 15 похвальных грамот; Уральского турнира юных математиков – два диплома призёра; кубка памяти Колмогорова – диплом призера; олимпиады «Реальность. Задача. Алгоритм» (10–11 кл.) – диплом призера; конкурса «Математика плюс» – 2 призёра, 3 похвальных отзыва; олимпиады им. Л. Эйлера – диплом призёра.

2. Профессиональный рост педагога через систему открытых мероприятий с целью обобщения и трансляции опыта педагогической деятельности

За период работы площадки учителя математики лицея приняли участие в разработке и организации мероприятий различного уровня:

‒    на базе лицея в январе-феврале 2013 года силами учителей математики по плану центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования г. Кирова была организована стажировка учителей математики «Инновационная образовательная среда образовательного учреждения как фактор развития творческого потенциала школьников». В ходе стажировки были представлены выступления и мастер-классы по следующим темам: «Инновационная образовательная среда МОАУ “Лицей № 21” г. Кирова», «Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях курса развивающей математики», «Математический лагерь как составляющая процесса развития творческого потенциала школьников», «Проектная деятельность как средство реализации творческого потенциала учащихся», «Копилка математических идей – основа творческого решения задач повышенной сложности (на примере решения задач с параметрами)», «Мастерская как форма развития творческого потенциала школьников», тренинг «Создай свой проект», была проведена презентация проектов педагогов и учащихся лицея;

‒    в марте 2013 года на семинаре «Создание инновационной образовательной среды в лицее» по обмену опытом для руководителей образовательных учреждений города Набережные Челны республики Татарстан, проходившем в лицее, были представлены в числе прочих два выступления учителей математики: «Интеграция основного и дополнительного образования на примере математического», «Система дополнительного математического образования как фактор развития творческого потенциала личности ученика»;

‒    в декабре 2013 года на совещании совета по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования и модернизации системы образования Кировской области «Инновационные средства обучения как условие развития творческой деятельности учащихся» учителем математики лицея был представлен опыт проведения межпредметного интерактивного внеклассного занятия по теме «Метод генерирования идей при наполнении образовательного сайта»;

‒    в феврале 2014 года на городском семинаре «Инновационные средства обучения как условие развития творческой деятельности учащихся средней школы» учителями математики были представлены выступление на тему «Инновационная деятельность в повышении квалификации участников экспериментальной площадки “Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного математического образования школьников”» и три мастер-класса с применением инновационных образовательных ресурсов;

‒    в ноябре 2014 года в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Урок математики в основной школе: традиции и новые требования к математическому образованию в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», организованной Институтом развития образования Кировской области, учителями математики лицея была организована и проведена работа секции «Построение системы внеклассной и внеурочной работы по математике», на которой были представлены следующие выступления и мастер-классы: «Система мероприятий, направленных на совершенствование дополнительного математического образования учащихся средней школы», «Система внеклассных мероприятий для учащихся лицея как способ повышения качества математического образования школьников», «Опыт приобщения школьников к реализации межпредметных проектов в контексте непрерывного математического образования», «Организация и проведение работы с гуманитарно-ориентированными проектами учащихся 5–6-х классов средней школы», «Занятия кружка в технологии пятитактных циклов по авторской программе “Уроки развивающей математики” в 5–6-х классах»;

‒    в феврале 2015 года по плану центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования г. Кирова на семинаре для руководителей методических объединений учителей математики «Основное и дополнительное образование учащихся средней школы в контексте реализации Концепции развития математического образования». проведенном в лицее силами учителей математики, были представлены выступления и мастер-классы по темам: «Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование основного и дополнительного математического образования школьников», «Образовательный курс “Уроки развивающей математики” в 5–7-х классах пропедевтического изучения математики», «Гуманитарно-ориентированные проекты по математике в работе с нематематическими классами как средство повышения интереса к предмету», «Развитие системы дополнительного математического образования во взаимосвязи с реализацией основных образовательных программ», «Игровые формы организации познавательной деятельности учащихся 5–6-х классов на различных этапах урока математики», «Внеклассное занятие – мастерская как средство повышения интереса учащихся к предмету и форма воспитательной работы со школьниками», «Мониторинг успеваемости как средство сопровождения достижений результатов учащихся при обучении математике», «Создание условий для развития учащихся с математическими способностями и высокой мотивацией к изучению предмета», «Актуализация научного творчества учащихся средней школы при обучении математике», «Современные информационные ресурсы в основном и дополнительном математическом образовании школьников и технологии их использования в учебном процессе», «Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор профессионального роста педагога»;

‒    в марте 2015 года опыт работы площадки был представлен в формате мастер-класса «Направления совершенствования школьного математического образования» на презентации региональных инновационных проектов «Инновации – энергия будущего», организованной Институтом развития образования Кировской области;

‒    в декабре 2015 года на IV региональном слете инновационных площадок «Инновационная деятельность в образовании: наука, творчество, практика», организованном и проведенном кафедрой педагогики Вятского государственного гуманитарного университета, учителями математики лицея была представлена секция «Конструирование образовательных программ математического образования школьников в условиях перехода на ФГОС», в ходе работы которой состоялись выступления и мастер-классы по темам: «Модернизация основных и дополнительных образовательных программ как одно из направлений совершенствования школьного математического образования», «Конструирование программ основного и дополнительного математического образования школьников в условиях перехода на ФГОС», «Дополнительная образовательная программа по математике для классов естественнонаучного профиля», «Содержание и структура курса непрерывного дополнительного математического образования учащихся 3–6-х классов средней школы», «Тренинг креативного мышления для 5–6-х классов в образовательной стратегии непрерывного формирования творческого мышления учащихся школы»;

‒    в феврале 2016 года в ходе работы семинара «Позитивные практики инновационной деятельности в обучении школьников математике», проведенного для учителей математики Кировской области в рамках реализации проекта Института развития образования Кировской области «Авторская школа педагога», были представлены выступление на тему «Событийное образование в контексте инновационной деятельности образовательного учреждения» и мастер-класс по теме «Адаптированные инструменты ТРИЗ в обучении младших школьников математике».

Неоднократно педагогами лицея опыт работы площадки освящался на конференциях различного уровня:

‒    на Международной научно-практической конференции «Математическое, естественнонаучное образование и информатизация» (11–12.09.2012, г. Москва) представлены доклады на темы: «Модель кружка по математике для учащихся 5–6-х классов средней школы» и «Проекты по математике: особенности, трудности, преимущества»;

‒    на Всероссийской научно-практической конференции «Дополнительное образование школьников: традиции и тенденции развития» (21–22.05.2013, г. Киров), доклад на тему «Организационные формы деятельности в системе дополнительного математического образования лицея № 21 г. Кирова»;

‒    на II межрегиональном слете представителей педагогических экспериментальных площадок (18.10.2013, г. Киров) в докладе на тему «Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного математического образования школьников»;

‒    на XXXIII Международном научном семинаре преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Тенденции и перспективы развития математического образования», посвященном 100-летию ВятГГУ (25–27.09.2014, г. Киров), доклад на тему «Приобщение школьников к опыту проектной деятельности в летнем пришкольном математическом лагере»;

‒    на Международной научно-практической электронной конференции «Современные научные исследования: актуальные теории и концепции» (11–18.11.2014, г. Киров), доклад на тему «Игровые формы организации познавательной деятельности учащихся 5–6-х классов на различных этапах урока математики»;

‒    на XXXIV Международном научном семинаре преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Концепция развития математического образования: проблемы и пути реализации» (24–27.09.2015, г. Калуга), доклад на тему «Конкурс “Математика плюс” как механизм развития метапредметных умений учащихся основной школы»;

‒    на VI Всероссийской III Международной заочной научно-практической конференции «Математическое образование: прошлое, настоящее, будущее», посвященной 100-летию со дня рождения К. А. Малыгина (01–02.12.2015, г. Самара), доклад на тему «Формы представления проектных работ учащихся средней школы в области математических знаний»;

‒    на V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Преподавание математики, физики, информатики в школах и вузах: проблемы содержания, технологии и методики» (18–19.12.2015, г. Глазов), доклад на тему «Модель реализации основных и дополнительных образовательных программ в контексте непрерывного математического образования в средней школе».

Отдельно стоит отметить, что в последние три года методическое объединение учителей математики лицея являются соорганизаторами и активными участниками ежегодной Международной научно-методической электронной конференции «Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования», проводимой на платформе научно-методического электронного журнала «Концепт».

Проделанная педагогами лицея работа в этом направлении без сомнения говорит о том, что в ходе работы площадки зарождаются новые идеи, а их воплощение – неотъемлемая часть профессионального роста педагога.

Учителя математики лицея принимают участие и в конкурсном движении, что является подтверждением активной работы над темой инновационной площадки. Так за время работы площадки получены такие результаты:

‒    диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «Сценарий медиаурока с компьютером» (ноябрь 2012 г.);

‒    сертификат участника Международного конкурса образовательных сайтов в номинации «Личный сайт педагога» (ноябрь 2012 г.);

‒    сертификат участника Международного конкурса эссе «Образование в России: вчера, сегодня, завтра» в номинации «Я – педагог» с работой «Нужна ли проектная деятельность по математике?» (сентябрь 2012 г.);

‒    сертификат участника конкурса «Цифровые образовательные ресурсы» (апрель 2013 г.);

‒    диплом призера областного фестиваля инновационных образовательных проектов в номинации «Педагогический успех» (май 2014 г.);

‒    диплом призера городского конкурса «Педагогический дебют» (октябрь 2014 г.);

‒    диплом призера муниципального этапа XII конкурса дополнительных общеобразовательных программ (февраль 2015 г.);

‒    специальный диплом областного конкурса «Вятская книга года – 2014» (апрель 2015 г.).

3. Профессиональный рост педагога через публикацию опыта педагогической деятельности в форме методических статей, учебных и учебно-методических пособий.

Публикационная активность является одним из важнейших показателей эффективной научно-методической работы, которая характеризует профессиональный рост педагога в направлении совершенствования его методической деятельности.

За период работы инновационной площадки в лицее (с 2012 года) педагогами были опубликованы следующие учебные, научные и методические работы по тематике математического образования школьников.

1) Монографии

  1. Горев П. М. Приобщение к математическому творчеству: Дополнительное математическое образование. – Saarbrucken: Lambert AcademicPublishing, 2012.
  2. Лунеева О. Л. Межпредметные проекты школьников по математике и естественным наукам: Теоретические и практические аспекты. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012.

2) Учебные и учебно-методические пособия

  1. Горев П. М., Воловицкая М. О. Математика. Курс подготовки к ЕГЭ. Средний уровень сложности: учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – 130 с.
  2. Горев П. М., Лунеева О. Л. Межпредметные проекты учащихся средней школы: Математический и естественнонаучный циклы: учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 58 с.
  3. Горев П. М., Утёмов В. В. Уроки развивающей математики. 5–6 классы: Задачи математического кружка: учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 207 с.
  4. Горев П. М., Утёмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совёнка: учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 30 с.
  5. Горев П. М., Утёмов В. В. 45 креативных развивающих задачек Совёнка: учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 64 с.

3) Научные работы (статьи)

  1. Белова О. Ю., Черанева Л. А.  Система внеклассных мероприятий по математике в лицее № 21 г. Кирова // Концепт. – 2012. – № 10 (октябрь). – ART 12142. – URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12141.htm.
  2. Кушова С. В. Мастерская как форма интеграции воспитательного и образовательного потенциала занятий по математике в 5-х классах // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь). – ART12165. – URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12165.htm.
  3. Лунеева О. Л. Проекты по математике: особенности, трудности, преимущества // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации: рецензируемый сборник научных трудов. Том III. – М.: Научная книга, 2012. – С. 188–191.
  4. Горев П. М. Модель кружка по математике для учащихся 5–6-х классов средней школы // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации: рецензируемый сборник научных трудов. Том III. – М.: Научная книга, 2012. – С. 239–243.
  5. Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5–6-х классах средней школы // Концепт. – 2012. – № 10 (октябрь). – ART 12132. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12132.htm.
  6. Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. – 2013. – № 05 (май). – ART 13116. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13116.htm.
  7. Горев П. М. Организационные формы деятельности в системе дополнительного математического образования лицея № 21 г. Кирова // Дополнительное образование школьников: традиции и тенденции развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 21–22 мая 2013 г. / под ред. Г. И. Симоновой. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – С. 152–156.
  8. Гришаева А. Г. Методические аспекты применения приемов устного счета на уроках математики в 5–6-х классах // Концепт. – 2013. – № 08 (август). – ART 13168. – URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13168.htm.
  9. Алалыкина Т. А. Клубы по интересам в пришкольном математическом лагере как одна из форм внеклассной работы по математике в средней школе // Концепт. – 2013. – № 10 (октябрь). – ART 13209. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13209.htm.
  10. Крутихина М. В., Сопот А. О. Изучение элементов комбинаторики в 5-ом классе гуманитарной направленности // Концепт. – 2013. – № 11 (ноябрь). – ART 13239. – URL: http://e-koncept.ru/2013/ 13239.htm.
  11. Баранова Н. А. Интегративные подходы на уроках математики в 5-ом классе // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13267. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13267.htm.
  12. Горев П. М., Зыков И. С. Использование задач открытого типа на различных этапах урока математики // Концепт. – 2014. – № 06 (июнь). – ART 14137. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14137.htm.
  13. Кушова С. В. Воспитательный потенциал уроков и дополнительных занятий по математике в условиях перехода к новым образовательным стандартам // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 1. – Концепт. – 2014. – ART 64207. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64207.html.
  14. Алалыкина Т. А. Игровые формы проведения кружка по математике в 7–8-х классах средней школы // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 1. – Концепт. – 2014. – ART 64219. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64219.html.
  15. Черанёва Л. А. Работа с учащимися классов с углубленным изучением математики по подготовке и проведению занятий клубов по интересам в пришкольном математическом лагере // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 1. – Концепт. – 2014. – ART 64214. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64214.html.
  16. Гришаева А. Г. Неделя математики в современной школе: организационные формы и содержательные аспекты // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 1. – Концепт. – 2014. – ART 64204. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64204.html.
  17. Сопот А. О. Организация деятельности учащихся 5–6-х классов при работе над гуманитарно-ориентированным долгосрочным проектом по математике // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 1. – Концепт. – 2014. – ART 64203. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64203.html.
  18. Шехирева Е. И., Липатникова В. А. Установление межпредметных связей как одна из особенностей обучения учащихся классов химико-биологического профиля // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 1. – Концепт. – 2014. – ART 64217. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64217.html.
  19. Белова О. Ю. Исследовательские задания с практическим содержанием при обучении математике // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 1. – Концепт. – 2014. – ART 64210. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64210.html.
  20. Лунеева О. Л. Роль межпредметных проектов в реализации концепции современного математического образования // Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 1. – Концепт. – 2014. – ART 64206. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64206.html.
  21. Gorev P. M. Familiarizing pupils to experience of different types of learning activities while learning mathematics // Modern European Researches. – Salzburg, Austria, 2014. – Issue 3. – P. 21–23.
  22. Сопот А. О. Объемы тел // Инновации в школе. Выпуск 1: сборник материалов // Концепт. – Приложение № 15. – Киров: МЦИТО, 2014. – С. 11–13.
  23. Белова О. Ю. Задачи с практическим содержанием // Инновации в школе. Выпуск 1: сборник материалов // Концепт. – Приложение № 15. – Киров: МЦИТО, 2014. – С. 13–14.
  24. Кушова С. В. Простейшие вероятностные задачи // Инновации в школе. Выпуск 1: сборник материалов // Концепт. – Приложение № 15. – Киров: МЦИТО, 2014. – С. 14–15.

 

  1. Лунеева О. Л. Метод генерирования идей при наполнении образовательного сайта // Инновации в школе. Выпуск 1: сборник материалов // Концепт. – Приложение № 15. – Киров: МЦИТО, 2014. – С. 35–36.
  2.  Горев П. М. Приобщение школьников к опыту проектной деятельности в летнем пришкольном математическом лагере // Тенденции и перспективы развития математического образования: Материалы XXXIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, посвященного 100-летию ВятГГУ. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – С. 322–324.
  3. Горев П. М., Сопот А. О. Реализация образовательной программы по внедрению гуманитарно-ориентированных проектов школьников в практику работы учителя математики // Концепт. – 2014. – № 10 (октябрь). – ART 14286. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14286.htm. 
  4. Горев П. М., Сопот А. О. Реализация образовательной программы по внедрению гуманитарно-ориентированных проектов школьников в практику работы учителя математики // Концепт. – 2014. – Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 4. – ART 55280. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55280.htm.
  5. Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. – 2014. – № 11 (ноябрь). – ART 14298. – URL: http://e-koncept.ru/2013/14298.htm.
  6. Горев П. М., Сопот А. О. Игровые формы организации познавательной деятельности учащихся 5–6-х классов на различных этапах урока математики // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. – ART 64397. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64397.html.
  7. Горев П. М. Организация проектной деятельности школьников во внеклассной работе по предмету в контексте непрерывного математического образования // Сибирский учитель. – 2014. – № 6 (97). – С. 83–88.
  8. Горев П. М. Система мероприятий, направленных на совершенствование дополнительного математического образования учащихся средней школы // Урок математики в основной школе: традиции и новые требования к математическому образованию в условиях реализации ФГОС ООО: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 11 ноября 2014 года / ИРО Кировской области. – Киров: Старая Вятка, 2014. – С. 45–51.
  9. Горев П. М., Лунеева О. Л. Опыт приобщения школьников к реализации межпредметных проектов в контексте непрерывного математического образования // Урок математики в основной школе: традиции и новые требования к математическому образованию в условиях реализации ФГОС ООО: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 11 ноября 2014 года / ИРО Кировской области. – Киров: Старая Вятка, 2014. – С. 58–63.
  10. Горев П. М., Сопот А. О. Организация и проведение работы с гуманитарно-ориентированными проектами учащихся 5–6-х классов средней школы // Урок математики в основной школе: традиции и новые требования к математическому образованию в условиях реализации ФГОС ООО: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 11 ноября 2014 года / ИРО Кировской области. – Киров: Старая Вятка, 2014. – С. 77–82.
  11. Горев П. М., Черанёва Л. А., Белова О. Ю. Система внеклассных мероприятий для учащихся лицея как способ повышения качества математического образования школьников // Урок математики в основной школе: традиции и новые требования к математическому образованию в условиях реализации ФГОС ООО: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 11 ноября 2014 года / ИРО Кировской области. – Киров: Старая Вятка, 2014. – С. 89–95.
  12. Горев П. М. Модернизация основных и дополнительных программ как одно из направлений совершенствования школьного математического образования // Концепт: Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 3. – ART 65207. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65207.html.
  13. Горев П. М. Направления совершенствования школьного математического образования // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Выпуск 17: периодический межвузовский сборник научно-методических работ. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2015. – С. 224–236.
  14. Горев П. М., Рычкова О. В. Открытые задачи как средство достижения школьниками метапредметных результатов на современном креативном уроке математики // Концепт. – 2015. – № 05 (май). – ART 15132. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15132.htm.
  15. Горев П. М., Толмачева М. И. Организация и содержание конкурса для старшеклассников по решению межпредметных задач «Математика плюс физика» // Концепт. – 2015. – № 06 (июнь). – ART 15174. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15174.htm.
  16. Сопот А. О. Факторы, влияющие на отбор и содержания учебного материала по математике в классах гуманитарной направленности // Концепт: Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 3. – 2015. – ART 65206. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65206.html.
  17. Лунеева О. Л. Опыт применения электронных образовательных ресурсов на уроках математики // Концепт: Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 3. – 2015. – ART 65209. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65209.html.
  18. Кушова С. В. Внеклассное занятие-мастерская как средство повышения интереса учащихся к предмету и форма воспитательной работы со школьниками // Концепт: Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 3. – 2015. – ART 65215. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65215.html.
  19. Черанёва Л. А. Мониторинг успеваемости как средство сопровождения достижений результатов учащихся при обучении математике // Концепт: Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 3. – 2015. – ART 65216. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65216.html.
  20. Gorev P. M. Improvement of school mathematical education through modernization of the main and additional educational programs // Modern European Researches. – Salzburg, Austria, 2015. – Issue 2. – P. 21–23.
  21. Дрожжачих М. Г., Горев П. М. Взаимосвязь основного и дополнительного математического образования учащихся 7–9-х классов средней школы // Концепт. – 2015. – Актуальные вопросы основного и дополнительного математического образования. Выпуск 3. – ART 65214. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65214.htm.
  22. Горев П. М., Рычкова О. В. Открытые задачи как стимульный материал развивающего эффекта креативного урока математики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 9–15.
  23. Горев П. М., Толмачева М. И. Межпредметный конкурс для старшеклассников как элемент непрерывного физико-математического образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – № 7. – С. 104–109.
  24. Горев П. М. Конкурс «Математика плюс» как механизм развития метапредметных умений учащихся основной школы // Концепция развития математического образования: проблемы и пути реализации: Материалы XXXIV Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. – М.: Изд-во ОО «ТРП», 2015. – С. 48–52.
  25. Yachina N. P., Nurgaliyeva A. K., Gorev P. M. Open Type Tasks In Maths as a Tool for Pupils’ Meta-Subject Results Assessment // Mathematics Education. – 2015. – # 10(3). – P. 211–220.
  26. Горев П. М., Ошергина Н. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся средней школы в области математических знаний // Концепт. – 2015. – № 10 (октябрь). – ART 15342. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15342.htm.
  27. Горев П. М., Лунеева О. Л., Шехирева Е. И. Курс «Математика в естествознании» для 7–9-х классов средней школы в структуре непрерывного математического образования // Концепт. – 2015. – № 11 (ноябрь). – ART 15378. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15378.htm.
  28. Горев П. М. Модель реализации основных и дополнительных образовательных программ в контексте непрерывного математического образования в средней школе // Преподавание математики, физики, информатики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Глазов: ООО «Глазовская типография», 2015. – С. 37–43.
  29. Горев П. М. Курс «Математические основы информатики» для 7–9-х классов средней школы в структуре непрерывного математического образования // Концепт. – 2015. – № 12 (декабрь). – ART 15410. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15410.htm.
  30. Горев П. М. Формы представления проектных работ учащихся средней школы в области математических знаний // Математическое образование: прошлое, настоящее, будущее: сборник трудов VI Всероссийской III Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К. А. Малыгина (Россия, г. Самара, 1–2 декабря 2015 года). – Самара: Изд-во ПГСГА, 2015. – С. 80–87.
  31. Горев П. М., Рычкова О. В. Моноурок математики в системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2016. – Спецвыпуск № 01. – ART 76001. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76001.htm.
  32. Горев П. М., Лунеева О. Л. Конструирование программ математического образования школьников в условиях перехода на ФГОС // Концепт. – 2016. – Спецвыпуск № 01. – ART 76005. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76005.htm.
  33. Горев П. М., Белова О. Ю. Конструирование программ непрерывного дополнительного математического образования учащихся 3–6-х классов средней школы // Концепт. – 2016. – Спецвыпуск № 01. – ART 76007. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76007.htm.
  34. Горев П. М., Шехирева Е. И. Дополнительная образовательная программа по математике для классов естественнонаучного профиля // Концепт. – 2016. – Спецвыпуск № 01. – ART 76008. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76008.htm.

4. Профессиональный рост педагога через систему наставничества опытными учителями начинающих коллег.

Традиционно, приходящих в коллектив молодых специалистов курируют старшие наставники. Они оказывают им методическую и организационную помощь, посещают уроки, корректируют педагогическую деятельность, помогают провести открытые мероприятия. Такая работа является важнейшим звеном серьезной методической работы любого образовательного учреждения, дающей не только опыт педагогической деятельности молодежи, но и системно выстраивающей весь комплекс методической работы коллектива учителей методического объединения. А это основа профессионального роста не только одного молодого специалиста.

Однако новые течения в педагогической действительности определяют инновационные подходы к работе с молодыми специалистами. Так, например, в лицее им предлагается осуществить проект в рамках тематики инновационной площадки.

За последние годы такая работа ведется по двум направлениям.

1) Интеграция математических и естественнонаучных знаний в учебных проектах учащихся профильной школы.

Выросшая из выпускной квалификационной работы О. Л. Лунеевой, тематика крайне удачно вписалась в систему деятельности инновационной площадки, реализующей в частности тематику дополнительного математического образования. За годы работы над темой написан ряд статей, монография, учебное пособие [9], разработаны дополнительные образовательные программы, активно ведется работа по данной тематике в летнем математическом лагере [10]. О. Л. Лунеева, закончив аспирантуру по методике математики, ведет работу над диссертацией по названной теме.

2) Гуманитарно-ориентированные проекты по математике учащихся основной школы.

Эта тема выросла из необходимости мотивировать учащихся нематематических классов к изучению математики, заинтересовать их предметом. «Как увлечь детей математикой?», «Что нужно для этого сделать, особенно, если и ученики, и родители, и даже учителя относят свой класс к категории “гуманитарный”?» – это первые вопросы, с которыми сталкивается начинающий учитель математики.

Поиски ответов на эти вопросы привели к идее показа ученикам гуманитарной сущности математики. Проектная деятельность в решении данного вопроса выбрана не случайно: именно она позволяет эффективно развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре решаемой задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса, предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задачи, что повышает интерес к ее решению и способствует творческому развитию личности. Именно такая деятельность, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, повысить интерес учеников к ее изучению, особенно, если проект функционирует в близкой и понятной для ученика образовательной среде.

Разработкой этой темы занялась А. О. Сопот, успешно представившая ее на городском конкурсе «Педагогический дебют» (второе место) и защитившая в прошлом году магистерскую диссертацию по близкой тематике.

Работа с молодыми специалистами по узконаправленной тематике дает возможность сконцентрировать усилия на решении актуальных для всего коллектива вопросов, обеспечить их профессиональный рост и в методическом и в содержательном плане.

Стоит отметить, что успешные ученики могут быть только у успешных учителей, поэтому желание учиться, повышать уровень своего педагогического мастерства есть необходимое условие эффективной работы не только отдельного учителя, но и всего педагогического коллектива. Это и есть основная задача действующей инновационной площадки, работу которой на сегодняшний день мы считаем вполне успешной.

Эффективность работы площадки положительно оценивается посредством экспертных оценок педагогического сообщества: отзывов слушателей семинаров, участников совещаний по инновационным площадкам, ученых, оставляющих письменные отзывы на форумах по научным статьям площадки, конкурсного признания результатов работы; посредством количественных и качественных показателей: успеваемости и качества знания лицеистов, результатов ГИА и ЕГЭ по математике учащихся лицея (выше среднего областного), количества участников, призеров и победителей разных этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике и других конкурсов городского, областного и всероссийского уровней.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что работа региональной инновационной площадки «Взаимосвязь содержания, форм и методов основного и дополнительного образования школьников» осуществляется целенаправленно и дает заложенный эффект в направлении профессионального роста педагогов лицея.