Full text

 

В условиях вхождения образовательной системы Российской Федерации в глобальное образовательное пространство многие высшие учебные заведения столкнулись с проблемами соответствия, оказываемых ими образовательных услуг запросам потребителей. Поскольку важнейшим потребителем образовательной услуги является сам обучаемый, нельзя не учитывать совокупность его потребностей, которые должны быть удовлетворены в процессе образования.

Удовлетворение ключевых потребностей студентов, таких как потребность в самореализации, в безопасности, в материальном благополучии во время обучения и после него находятся в прямой зависимости от формы и содержания реализуемого высшим учебным заведением образовательного процесса. В связи с этим достижение международной конкурентоспособности вуза, а именно такая задача ставится перед ведущими российскими университетами, невозможно без определенного уровня удовлетворенности студентов самим образовательным процессом. Для того, чтобы вузы могли начать работу по повышению удовлетворенности студентов образовательным процессом необходимо научное осмысление того, какие из элементов образовательного процесса являются значимыми для обучаемых в современных условиях, ведь именно они впоследствии могут стать конкурентными преимуществами высшего учебного заведения в условиях функционирования вуза в глобальной образовательной среде.

После определения элементов образовательного процесса, значимых для студентов, необходимо выявить, какие из их качественных характеристик являются значимыми для студентов, с учетом кросс-культурной среды формирования их предпочтений. Важным также является вопрос о влиянии кросс-культурных ценностей различных социокультурных групп на требования к образовательному процессу. Очевидно, что различия в традиционных, для каждого российский вузов, группах потенциальных абитуриентов и тех группах, которые вуз хотел бы привлечь, говорят о социокультурной идентичности обучаемых каждого университета. Поэтому несмотря не схожесть методического инструментария, используемого для изучения факторов, влияющих на удовлетворенность студентов образовательным процессом, набор получаемый в результате исследования по каждому из учебных заведений будет существенно различным. В силу этого невозможно создание единой модели количественной оценки удовлетворенности студентов образовательным процессом высшего учебного заведения, с учетом социокультурных различий, формируемых под влиянием кросс-культурной среды. Вместе с тем, выявление самих факторов, влияющих на оценку удовлетворенности студентов образовательным процессом высшего учебного заведения, требует научно-обоснованного, методически выверенного подхода. Поэтому, исследование оценки удовлетворенности студентов образовательным процессом в условиях кросс-культурной среды актуально для каждого вуза.

Для крупного интернационального университета, миссией которого является формирование мировой элиты не только в России, но и в странах СНГ, а также Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, каковым на сегодня является «Российский университет дружбы народов» актуальность такого исследования, по сравнению с другими российскими высшими учебными заведениями значительно повышается. Иная, нежели в других российских вузах структура социокультурных групп обучаемых, формирует принципиально иную потребность в интернационализации образовательных процессов, с одной стороны и толерантное отношение к особенностям поведения, а в ряде случаев и восприятия студентами учебной информации, с другой. Поскольку глобализация и интеграция, протекающие в социальной сфере, не только изменяют качество и структуру социальных общностей в целом, но и отражаются на мировоззрении и культурных ориентирах национальных групп, обучающихся РУДН, являющихся субъектом и вместе с тем продуктом социальных отношений, необходимо по-новому строить образовательный процесс. В связи с этим, вопрос удовлетворенности студентов РУДН образовательным процессом представляется актуальным для изучения.

На сегодняшний день одной из самых актуальных областей исследования является студенчество. Это связано с тем, что аудитория исследования является неоднородной, у каждого человека свои предпочтения, различные взгляды на жизнь. Помимо этого, в РУДН можно наблюдать взаимодействие и столкновение различных культур, поэтому преподавательскому составу приходится более тщательно подходить к образовательному процессу, чтобы каждый студент правильно идентифицировал изложенную информацию.

В университете постоянно ведется научно-исследовательская работа, каждый заинтересованный может принять в ней участие. Для этого в РУДН было проведено анкетирование, основной целью которого стала оценка качества научно-исследовательской работы, а также изучение состояния и перспектив развития данной работы в университете [1].

На основе анкетирования и процентного соотношения (рис. 1) можно сделать вывод о том, что университет предоставляет качественное обучение и выпускает высококвалифицированных специалистов.

 

 

Рис. 1. Удовлетворенность качеством преподавания образовательных дисциплин

 

Важную роль в подготовке квалифицированных кадров, способных творчески подходить к решению профессиональных, научных и социальных задач оказывают система научно-исследовательской работы студентов. Ведь участие в таких мероприятиях говорит о качестве усвоения изучаемой информации, возможности применения знаний на практике. В РУДН налажена научно-исследовательская работа со студентами, и она отвечает общепризнанным стандартам. На рис. 2 видно, что большинство студентов стремятся к исследовательской работе, так как это помогает лучше ориентироваться в профессиональной деятельности и расширяет их знания.

 

 

 

Рис. 2. Важность научно-исследовательской работы

 

Безусловно, каждый студент, который принимает участие в НИР, предполагает, что в дальнейшем это принесет ему пользу, и это верно, так как впоследствии это станет плюсом при поступлении в аспирантуру или при приеме на работу. Необходимо с каждым годом привлекать все большее количество студентов к участию в научно-исследовательской деятельности. На основе анкетирования можно сделать вывод о том, что в РУДН научно-исследовательская работа развивается. Студенты заинтересованы и им предоставляется возможность участия в НИР.

В организации научно-исследовательской работы студентов как средства развития профессиональной компетенции, используя в качестве базового мотива их интерес, заинтересованы: государство, бизнес, вуз, сам студент. Государство получает образованное в культурном и профессиональном плане, способное к высокопроизводительному труду население, что обеспечивает успешное развитие страны и её конкурентоспособность в мире. Бизнес будет обеспечен эффективно функционирующими человеческими ресурсами, приносящими прибыль и конкурирующими с другими хозяйствующими субъектами. Вузу предоставляется возможность повышать свой имидж в глазах потенциальных абитуриентов, работодателей и государства, привлекая внебюджетные ресурсы, грантодателей, заказчиков хоздоговорных исследований и т. д. Студент получает достойное образование, позволяющее ему успешно конкурировать на рынке труда.

Важным средством воспитания молодёжи и подготовки кадров в вузе является научно-исследовательская работа вообще и организация научно-исследовательской работы студентов в частности. В последние годы ей уделяется всё большее внимание со стороны государства. Вместе с традиционными конкурсами студенческих научных работ (курсовых и выпускных), направленными на стимулирование научной и исследовательской деятельности студентов, проводятся также международные мероприятия. Например, Международные молодёжные форумы инноваторов «Россия и мир – 2020: конструирование будущего в контексте «Целей развития тысячелетия». Присутствие на подобных мероприятиях представителей бизнес-среды, их участие в конкурсных оценках представленных молодыми исследователями проектов является хорошим стимулом для формирования творческого отношения молодёжи к процессу обучения и развития общих и профессиональных компетенций, необходимых для специалиста с высшим образованием. Государственная политика, ориентированная на стимулирование научно-исследовательской активности студенческой молодёжи и повышение качества научно-исследовательской работы, способствует созданию условий для выявления и раскрытия способностей талантливых учащихся, вовлечению их в исследовательские процессы.

Хорошо организованная система научно-исследовательской работы студентов способствует развитию и реализации их творческих способностей, воспитанию самостоятельности и инициативы, формированию творческого подхода. С другой стороны, это позволяет создавать условия для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения на основе и дифференциации обучаемых с точки зрения степени заинтересованности в проведении научных и исследовательских работ. Таким образом происходит не только объединение процесса обучения с научным творчеством, но и создаются реальные предпосылки для повышения качества подготовки будущих специалистов с одной стороны, и отбора наиболее талантливых студентов для обучения в аспирантуре, с другой. Участие студента в научных разработках кафедры позволит ему определиться с научными интересами и помочь в написании качественной выпускной работы.

В значительной степени этому может способствовать своевременное определение научного руководителя и установление доверительных отношений партнёрского сотрудничества между студентом и руководителем. Очень важно чтобы в результате ведущей деятельности студента научным руководителем было определено направление будущего исследования, которое в равной степени было интересно как для студента, так и руководителя, не утратило бы своей актуальности, по крайней мере, на протяжении всего периода обучения студента в вузе. Цель сопровождения состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с учащимся, направленное на организацию научно-исследовательской работы. Психолого-педагогическая поддержка востребована сегодняшним образовательным процессом в условиях учебных заведений. Именно поэтому в настоящее время в образовании складывается система поддержки, включающая социальную, психологическую, медицинскую и другие ее виды.

При исследовании процесса психологического сопровождения студентов необходимо учитывать особенности личностно-профессионального развития молодежи. В студенческом возрасте формируются стремление к самореализации, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, а также определяются основные жизненные позиции. Изменяется эмоциональное самочувствие, стабилизируется самооценка и самоотношение, происходит интенсификация процессов самореализации личности. Более интенсивными становятся процессы самопродвижения и самокоррекции профессиональных планов, более оптимальными становятся показатели психического здоровья [2].

Организация и сопровождение научно-исследовательской работы студентов должно быть направлено на раскрытие внутреннего потенциала личности и активизацию его внутренних ресурсов для развития профессиональной компетенции на основе базового мотива их интереса. Атмосфера созидательного, творческого обучения формируется благодаря наличию в вузах научных лабораторий, предметных и профессиональных кружков, деятельности студенческих научных обществ, проведению конференций, круглых столов, мастер-классов и других форм и методов повышения качества подготовки специалистов, формирования и развития их компетенций.

Для успешной научно-исследовательской работы в стенах вуза необходимо наличие современной материально-технической базы, включая: современные средства компьютеризации научных исследований, доступ к Интернету и базам статистических данных, необходимая учебно-методическая и научная литература, отечественные и зарубежные периодические издания, материалы и публикации международных организаций.

Очень важно, чтобы воспитательное воздействие общества при формирования общих и профессиональных компетенций будущего специалиста происходило постоянно. Для этого государство, предпринимательство, вузовское сообщество и родители должны проявлять совместную и непосредственную заинтересованность в первых самостоятельных поисках будущих специалистов и мотивировать к дальнейшей научно-исследовательской работе, используя материальное поощрение, психолого-педагогическое сопровождение, методы развития творческих способностей и личных качеств студентов, методы развития познавательного интереса и методы эмоционального стимулирования.

В процессе изучения мер, направленных на совершенствование учебной и научной работы вуза, которые могут быть реализованы на базе использования мотивационного потенциала интереса современных студентов к профессиональной деятельности можно сделать следующие выводы.

Студенческая аудитория современных российских вузов и даже различных факультетов одного вуза является неоднородной, в силу большой вариации в сфере профессиональных, творческих и иных предпочтений. Особенностью обучаемых в РУДН является формирование предпочтений студентов на основе различных культур. Это необходимо учитывать при донесении учебной информации и организации научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами. Для изучения основных мотивов студентов РУДН также было организовано анкетирование, в котором приняло участие 410 человек. В результате обработки результатов анкетирования определено, что студенты РУДН мотивированы на моральное и духовное обогащение, а также на улучшение уровня жизни в результате использования в дальнейшей работе полученных в университете профессиональных знаний, что в достаточной мере мотивирует обучающихся к полноценному освоению избранной профессиональной программы. В этих условиях студенты предъявляют достаточно высокие требования к профессорско-преподавательскому составу, методике преподнесения материала, его практической ориентации и т. д. Поэтому, в высокой степени на качество образовательного процесса в современном высшем учебном заведении, несмотря на активное использование различных дистанционных технологий обучения и электронных библиотек, продолжают оказывать преподаватели.

Существенную роль в формировании профессионального мотивационного интереса играет вовлечение студента в научно-исследовательскую работу, которая позволяет применить полученные знания, сочетая элементы практической и исследовательской работы. Участие студентов в научной работе позволяет студентам расширять круг профессиональных компетенций и в будущем лучше адаптироваться в профессиональной деятельности. Одним из примеров является данное мероприятие – Конкурс научных докладов студентов, магистрантов, аспирантов «Интеллектуальный потенциал КубГУ», который также направлен на повышения мотивации обучающихся к научно-исследовательской деятельности, развитие и совершенствование научной работы среди студентов, магистрантов, аспирантов, выявления научного потенциала.

Нельзя при изучении возможностей использования системы мотивационных стимулов в области получения высшего профессионального образования обойти воспитательную работу. При этом должно сочетаться организуемое вузом мотивационное воздействие материального, психологического, познавательного и эмоционального характера.

Важным компонентом обеспечения удовлетворенности студентов в условиях кросс-культурной среды являются соответствие образовательных процессов и качества образовательных услуг требованиям профессиональных сообществ. В этой связи серьезное значение приобретают принципы адаптации механизмов взаимодействия профессиональных сообществ, формирующих стандарты профессиональной деятельности и высших учебных заведений, которые в современных условиях должны быть готовы организовывать образовательные процессы в течение всей профессиональной жизни специалиста. В качестве базовых принципов такой адаптации, учитывающих особенности кросс-культурной среды студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, можно выделить следующие:

- приоритет содержания профессиональных компетенций перед формой их приобретения;

- учет особенностей профессиональной кросс-культурной среды при категорировании специалистов внутри профессиональных групп;

- взаимовыгодное партнерство вузов, бизнеса и профессиональных сообществ в разработке профессиональных стандартов.

В последние годы в интеграции деятельности высших учебных заведений, в частности РУДН и профессиональных сообществ наблюдается все большая тяга к формализации отношений, основанных на взаимовыгодных принципах. Приведенные выше принципы могли бы стать методической базой такой интеграции и способствовать повышению удовлетворенности студентов образовательным процессом высших учебных заведений в условиях кросс-культурной среды.