Известно, что хорошее знание иностранного языка является мощным инструментом межкультурной коммуникации, оно стало востребованным и престижным. Поэтому в настоящее время при обучении иностранному языку значительно расширилась область применения средств наглядности и усложнилось ее содержимое: от картинок и предметов до видеофильмов и сложных компьютерных программ. Опираясь на них, преподаватель на занятии и во внеаудиторной работе имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности, усилив их емкость и насыщенность.
Так как наглядность это один из основных принципов, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучаемыми, соответственно преподаватели нашего вуза руководствуются следующими основными подходами обучения языку: коммуникативному, компетентностному, интерактивному и интегрированному.
Вначале рассмотрим первый из них. Коммуникативный подход носит деятельный характер: участники общения пытаются решать реальные поставленные задачи. При этом новый материал представляется через развертывание последовательности учебных задач, использование различных источников информации.
Форма проведения занятий иностранного языка при осуществлении коммуникативного подхода – это групповая или парная работа, в которой развиваются общекультурные, социальные компетенции обучаемых. Как же составлены задания с точки зрения их соответствия коммуникативному подходу в учебном процессе нашего вуза? В их перечень входят: диалог, ролевые игры, описание картинок, подведение итогов, обмен мнений, а также ответы на вопросы, заставляющие обучаемых говорить.
Коммуникативный подход хорошо себя зарекомендовал своей эффективностью при выполнении заданий, предусматривающих проведение деловых игр. Например, по теме «Воздушные суда, их классификация» целью итогового занятия являлось: контроль знания профессиональной лексики по теме и умение использовать ее в устной речи в активных грамматических конструкциях. Курсантам, разбитым по группам, была предложена проблемная ситуация. Изучив информацию, участникам следует осуществлять адекватные речевые действия в соответствии с реализуемыми ролями. Наглядными средствами выступают: презентация, видеофрагмент, фотографическое моделирование, усиливающие познавательную активность. Перевоплощаясь в военных экспертов, курсанты получают хороший заряд ответственности и желания стать настоящими профи своего дела, а лучшей мотивации для этого и придумать сложно.
Опыт использования подобного подхода позволяет сделать выводы о его высокой целесообразности, особенно по части преодоления психологических и языковых барьеров. Практическое овладение иностранной речью способствует росту внутренней уверенности и вызывает душевный подъем энтузиазма курсантов. Данный подход, прежде всего, фокусируется на таких параметрах, как: взаимодействие участников в процессе общения; уяснение и достижение общей коммуникативной цели; попытки объяснить и выразить вещи различными способами; расширение компетенции одного участника коммуникации за счет общения с другими участниками.
Исходя из выше сказанного можем заключить, что коммуникативный подход необходим в процессе обучения, поскольку, служит для того чтобы общение происходило в адекватных условиях, таких как учет индивидуальности каждого обучаемого, проявление в речевой направленности процесса обучения, ситуативность общения, постоянная новизна процесса обучения.
Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед военным, авиационным образованием задачи, признается компетентностный подход.
Термин компетенции (competence) был впервые введен Н. Хомским применительно к лингвистике и обозначал знание системы языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения (performance) [1].
Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Г. К. Селевко, И. М. Чередова, И. С. Якиманской, А. В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся во мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение обучаемым отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Хотелось бы остановиться на особых методах и приемах подачи материала при компетентностном подходе. Роль наглядности в этом подходе сводится к использованию видеофрагментов, разыгрыванию ролей, анализу конкретных ситуаций, а также деловых игр. Например, целью итогового занятия по теме «История авиации» был контроль знания профессиональной лексики и умение использовать ее в устной речи в активных грамматических конструкциях на основе текстовой и видеоинформации. С помощью всего вышеперечисленного достаточно эффективно решалась коммуникативная задача.
В процессе проведения деловой игры практикуется последовательное чередование способов взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала.
Так, в ходе данной игры, участники, разделенные на 3 группы, изучив информацию, должны подготовить сообщение о самолете Илья Муромец, обменяться информацией о современном дальнем стратегическом бомбардировщике Ту-160. Представителям групп необходимо изложить максимально полную информацию о самолетах, проследив тем самым путь развития дальней авиации. Задание в ведении экспертов: а) ознакомить с дополнительной информацией; б) выступить в роли арбитров при подсчете баллов.
В качестве наглядностей используются презентация, видеофрагмент “From Ilya Muromets to White Swan”, отражающий историю дальней авиации России, карточки со схематическими заданиями. В роли экспертов выступают курсанты с высокими компетентностными навыками. Они получают тексты для работы без словаря. Их краткие рассказы на русском языке предваряют ответы команд.
Последующий результирующий анализ показывает, что курсанты в целом проявили высокий уровень интереса к данному подходу, а также следует добавить, что даже обучаемые со слабыми компетенциями хорошо вовлекались в обучающее общение.
Отметим, что высокая эффективность усвоения материала достигается через активное взаимодействие и взаимообучение максимального количества участников и привнесение каждым из них своего вклада в информационное насыщение занятия. Такой подход помогает формировать творческое мышление в деятельности обучаемых, представляет возможности для индивидуальной работы, активизирует общение. При этом усвоение языкового материала осуществляется естественным путём в моделируемых нами жизненных ситуациях.
Следующим предметом для рассмотрения будет интерактивный подход. Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам, является создание активного взаимодействия на занятии, т. е. интерактивность. Данный принцип является основополагающим в предлагаемой концепции.
Обучая языку, интерактивный подход помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая заинтересованность и эффективность. Более того, интерактивность не просто воспроизводит реальные случаи из жизни, но и заставляет обучаемых адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т. е. мы можем рассматривать интерактивный подход как способ саморазвития через общение: возможность наблюдать и копировать использование языка во время совместного обсуждения.
С развитием учебно-материальной базы кафедры иностранных языков в военном вузе значительно расширились возможности применения средств наглядности в преподавании иностранного и авиационного языков.
Основу интерактивного подхода в профессионально-ориентированном аудировании будущих военных летчиков составляет индивидуальное, фронтальное, парное и коллективное взаимодействие на практических занятиях.
При данном подходе обучения языку преподаватели используют следующие средства наглядности: аудио- и видеоматериалы, таблицы, стенды, плакаты, схемы для формирования иноязычной аудитивной компетенции наших профессиональных пилотов. Поскольку восприятие живых средств воздействия оказывает эмоциональный эффект на обучаемых, то яркая наглядность создаёт представление о живых образах, вызывает соответствующие ассоциации.
Так, видеофрагменты используются в целях интенсификации учебного процесса и придания ему максимальной коммуникативной направленности, создавая при этом дополнительную языковую среду и воспроизводя речевую ситуацию звуковыми и зрительными средствами. За короткий промежуток времени, отведенный на просмотр видеосюжета или видеофрагмента, обучаемый получает большой объем информации сразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Зрительный ряд помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить вокабуляр и стимулирует развитие речевых навыков и навыков аудирования.
На основе имеющихся средств (компьютер, интерактивная доска, видеотехника) на нашей кафедре оборудованы лингафонный кабинет и компьютерный класс, что в комплексе позволяет решать задачи профессионального совершенствования.
Следует отметить, что более легкое восприятие материала происходит с привлечением презентации. Во-первых, происходит структурирование материала: разумная дозировка, тщательный отбор, разделение материала на более мелкие смысловые части, выделение главного. Во-вторых, динамическое представление материала с привлечением анимации акцентирует внимание на нужных элементах и стимулирует к продолжению работы.
Работа с картинкой является одним из самых действенных способов активного усвоения обучаемыми речевого материала. Использование проблемных наглядных изображений весьма плодотворно с педагогической точки зрения, т.к. дает возможность решать комплексные коммуникативные задачи: одно и то же изображение позволяет описывать, констатировать, информировать, аргументировать, обмениваться мнениями. Кроме того, она служит отправной точкой для последующего разговора по поднятой проблеме. К примеру, при изучении темы «Аэропорт и аэродром» работу с картинкой можно проводить на разных этапах занятия:
1) В качестве речевой разминки предложить задание на совершенствование навыка описания картинки и проверку знания лексико-грамматического материала темы. На основе увиденного, курсанты отмечают неправильные утверждения, исправляют и дают правильные варианты.
2) При совершенствовании навыков употребления предлогов места и конструкций с Past Participle (по теме «Аэродром»), а также при закреплении употребления Present Continious (тема «Этапы полета») курсанты описывают местоположение самолета в данный момент, и что он делает, при этом используют разные предлоги места.
3) Устный этап предполагает выход в речь и подготовку монологического высказывания – описания аэродрома. Обучаемые максимально применяют лексико-грамматический материал при выполнении данного вида задания. Более сильным курсантам можно предложить подготовить диалог, описывающий схему аэродрома.
Как показывает практика, данный вид работы очень эффективно себя зарекомендовал на занятиях, обучаемые с большим интересом и воодушевлением включаются в процесс, тем самым повышается мотивация изучения английского языка.
Интересным и продуктивным, на наш взгляд, является интегративный подход к построению лингвообразовательного процесса в неязыковом вузе. Данный подход основан на взаимосвязанном формировании умений во всех четырех видах речевой деятельности — аудировании, говорении, чтении и письме. По определению Г. М. Кулешовой, интеграция представляет собой одновременно состояние и процесс: выражает состояние связанности отдельных частей и функций, процесс взаимопроникновения и развития, а также гармонию как результат осуществления этого процесса [2].
Ясно прослеживаются такие межпредметные связи на примере одной из кафедр вуза «КСД» («Конструкция самолета и двигателя»). Так, курсанты уже владеют обширной информацией по теме «Основные части самолёта» на родном языке по опережающему графику. Они хорошо ориентируются в знакомой области и самостоятельно умеют выстраивать несложные высказывания о самолёте и его оборудовании.
Например, при изучении темы “Parts of an aircraft” внедряется параллельное или постпонированное дублирование учебного материала на иностранном языке, что создает глубинную компетентностную основу личности. Наглядными средствами выступают: презентации, видеоматериалы, плакаты, а также работа с картинками.
Перечисленные выше подходы объединяются в единую концепцию тесного взаимодействия: эта концепция предусматривает интенсивные языковые контакты между обучаемыми и преподавателем.
Опыт практической работы нашей кафедры позволяет сделать вывод о том, что глубоко продуманное сочетание описанных выше подходов с четко выстроенным планом применения средств наглядности играет решающую роль в эффективности учебного процесса при обучении иностранному языку. Таким образом, осуществляется закрепление и формирование лексико-грамматического материала, решаются речевые проблемные задачи при говорении. Но самое главное при выполнении упражнений с применением наглядности обучаемые говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые задачи.