Full text

Опираясь на человеческий капитал и научное знание, высшая школа в России должна создать условия для взаимодействия рынка труда с образованием, этому поспособствует модернизация российского образования: введение компетентностного подхода в учебный процесс.

Повышение эффективности воспитания и обучения студентов, само совершенствование системы образования невозможны без большой ответственности и высокого профессионального мастерства преподавателя.

По мнению И. А. Зимней, «компетентность – успешное действие в конкретной ситуации (самое краткое определение).

Компетентностный подход – образовательный процесс, который базируется на предоставлении субъекту деятельности (познавательной, учебной, игровой) права на самореализацию, приобретение и применение компетентности [4].

Разные авторы в основу профессиональной компетентности относят различные составляющие. Так, по мнению Л. М. Митиной, профессиональная компетентность преподавателя должна включать:

-          коммуникативный компонент,

-          деятельностный компонент,

-          социальный компонент.

А Н. В. Кузьмина предлагает выделять: в сфере преподаваемой дисциплины профессиональную и специальную компетентность преподавателя; в сфере способов формирования умений и знаний обучаемых – методическую; социально-психологическую в сфере процессов общения; дифференциально-психологическую в сфере способностей и мотивов студентов; и аутопсихологическую в сфере недостатков и достоинств собственной личности и деятельности [3].

За основу реализации компетентностного подхода в системе образования можно взять учения В. Н. Введенского. Основополагающими профессиональной компетентности преподавателя являются (по В. Н. Веденскому):

-          информационный профессионализм – содержит объем информации (знаний, познаний) об опыте работы иных преподавателей и о себе;

-          коммуникативный профессионализм – ценное, интегративное качество, ключевыми компонентами которого являются: экстраверсия; эмоциональная устойчивость; способность конструировать обратную и прямую связь; деликатность, умения слушать;

-          регулятивный профессионализм предполагает наличие у преподавателя умений управлять своим поведением. Включает: мобилизацию, целеполагание и устойчивую активность, рефлексию, оценку результатов деятельности. Нравственные ценности являются главными факторами деятельности;

-          интеллектуально-педагогический – комплекс умений по синтезу, анализу, абстрагированию, сравнению, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: фантазия, аналогия, критичность и гибкость мышления;

-          операциональный профессионализм – определяется набором навыков и умений, которые необходимы преподавателю для осуществления профессиональной деятельности: проектные, прогностические, организаторские, предметно-методические, экспертные, педагогической импровизации [2].

Анализ литературных источников показывает, что педагогическая компетентность преподавателя составляет совокупность умений и знаний научно-исследовательских и педагогических способностей, необходимых педагогу для выполнения функции воспитания и обучения студентов. Преподаватель должен знать:

-          государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

-          содержание, цели высшего профессионального образования;

-          принципы построения профессионального образования;

-          основные понятия, предмет и задачи научной дисциплины «Педагогика высшей школы»;

-          закономерности и сущность процесса воспитания и обучения;

-          методы, принципы и организационные формы воспитания и обучения студентов;

-          педагогические технологии на современном этапе обучения.

Преподаватель должен быть готов:

-          подбирать оптимальные технологии и учебный материал, которые позволят студентам усвоить определенный оббьем информации за короткий срок;

-          организовывать и планировать занятия с использованием интерактивных и активных методов обучения, которые обеспечат процесс добывания собственных знаний и творческого познания, формирования навыков и умений самими студентами;

-          формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности у студентов самостоятельно;

-          делиться опытом с коллегами и учиться у них;

-          заниматься самообразованием [5].

Особое место в деятельности преподавателя уделяется умению выстраивать общение со своими коллегами и студентами. Здесь оно выступает средством педагогической и научной коммуникации, создания в студенческой аудитории благоприятного психологического климата, между студентами и педагогом, а также условием совершенствования профессионализма.

По мнению многих авторов, преподаватель должен обладать коммуникативными умениями:

-          познание личности студента;

-          организация в образовательном процессе деятельности студентов в форме творческого поиска, сотрудничества;

-          сострадание, сочувствие, понимание личности студента;

-          высокий уровень требовательности и уважения личности обучающегося.

Мастерство педагога высшей школы заключается в том, что он способен: вести дискуссию или беседу, используя невербальные и вербальные средства коммуникации; выступать перед аудиторией; должен предвидеть и предупреждать конфликты; вызывать у партнера потребность к совместной деятельности и объективно воспринимать его по общению; конструктивно воспринимать, критиковать и учитывать критику. По мнению Н. В. Кузьминой, рефлексивные способности являются важной составляющей коммуникативной способности преподавателя вуза, что позволяет ему объективно осознать, как он воспринимается партнером по общению.

К коммуникативной компетентности педагога, в ходе модернизации и оптимизации образования, выдвигают ряд требования. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы связана с постоянным общением: коллегами, студентами, администрацией учреждения. Поэтому требования к профессионализму преподавателей возрастают.

На современном этапе образования для повышения качества, целей и наилучших результатов работы педагогу необходимо уделить внимание уровню развития компетенций. Поэтому на главное место в парадигме образования выходит компетентностный подход, направленный на результат [1].

Большое значение для коммуникативной компетентности педагога как условия развития профессионализма имеет уровень сформированности комплекса профессионально значимых качеств, которые позволяют обеспечить коммуникативную базу для осуществления педагогической деятельности [1].

При высокой оценке мастерства преподавателя высшей школы предполагается рассматривать следующие составляющие:

-          базовые знания в области информационных технологий;

-          разработка, внедрение и использование и электронных учебных материалов;

-          владеть методическими приемами по использованию слайд-лекций, Интернет-семинаров, on-line-занятий;

-          адаптация психолого-педагогических основ (вполне вероятно и создание новых принципов) к современным коммуникационным и информационным технологиям в образовании.

В интересах руководства кафедр, деканатов и вузов должно быть создание предпосылок для формирования профессионализма компетентности преподавателя университета. Активностью личности педагога, считается психологический механизм становления его мастерства.

По мнению В. А. Скакун, педагогическое дело, это непрерывно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное любому преподавателю, работающему по призванию, любящего своих студентов и свое дело. Это синтез различных качеств личности преподавателя, его особых, научных, педагогических умений и знаний, которые позволяют ему с использованием системы педагогических средств достигать наилучших результатов в воспитании, обучении и развитии своих учеников [6].

Педагогический профессионализм развивается при помощи интенсивного креативного (творческого) педагогического труда на базе глубочайших и многоплановых профессиональных умений и знаний, знаний в области педагогической психологии, педагогики, организации и методики обучения, дидактики, умений использовать в практической работе. Рост мастерства преподавателя происходит при наличии у него соответствующего желания.

Важную роль в поддержании на соответствующем уровне и развитии мастерства преподавателя, кроме повышения педагогической квалификации, играет эффективное педагогическое самосовершенствование, самообразование, самостоятельная методическая работа по исследованию современного педагогического опыта.

Наряду с видами компетенции, многие специалисты отмечают критерии профессиональной компетентности педагога такие как: общекультурный, коммуникативный, личностный, общепрофессиональный и самообразование. Более подробно хотелось бы остановить свое внимание на самообразовании и саморазвитии педагога.

Профессионализм преподавателя не может сформироваться единожды и навсегда.

Совершенствование педагога в ходе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на базе требовательного и критичного отношения педагога к своей работе и к самому себе.

В идеале постоянный профессиональный и личностный рост выступает как неотъемлемая черта профессионализма преподавателя.

Современный социальный опыт в области психолого-педагогической практики и теории диктует необходимость самообразования и саморазвития педагога. Из-за роста и увеличения объема профессиональной информации, происходит моральное «устаревание» педагогических знаний, что должно приводить к систематическому пополнению педагога своего профессионального образования.

Поэтому преподаватель обязан систематически повышать свою квалификацию.

А динамический характер учебного процесса требует от учителя «живой» мобильности, которая будет завесить, в том числе от саморазвития и самообразования педагога.

Внедрение чужих разработок и педагогических идей не может быть деятельностью современного педагога. Поэтому компетентный, современный педагог должен вести постоянный педагогический поиск, а свою деятельность считать как систематическую исследовательскую работу.

Критериями самообразования и саморазвития профессиональной компетентности педагога высшей школы принять считать:

-          требовательность к себе, самокритичность,

-          склонность к инновационной деятельности, потребность в обновлении практического и теоретического опыта педагогической деятельности,

-          стиль деятельности – исследовательский [5].

Решение проблемы педагогического самообразования обязано происходить не от случая к случаю, а преднамеренно, постоянно. Педагогическое самообразование – это изучение, чтение педагогической периодики, педагогической литературы, методических пособий и разработок, их продумывание, выделение идей, мыслей, выражений, теоретических выводов и советов, необходимых для практической работы, посещение лекций, книжных и образовательных выставок, а ещё самоанализ личного опыта, в ходе которого педагог фиксирует: педагогические находки при проведении занятий, а также ошибки и недоработки. Поэтому рекомендуется развивать способности к письменному выражению собственных мыслей, опыта, находок [5].

Также обращаю внимание читателя, что требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Сначала его хотели ввести с 1  января 2015 года, но согласно приказу Минтруда от 25.12.14 года, зарегистрированного в Минюсте 19 февраля 2015 года, пункт 2 данного приказа вступает в силу 1 января 2017 года.

В первую очередь это нужно для того, чтобы получить «на выходе» из неопытного абитуриента компетентного специалиста. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом (в целом) и Профессиональным стандартом (в частности), то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным федеральным государственным образовательным стандартом и Законом об образовании.

Не трудно догадаться, что совершенствование профессиональной компетентности преподавателя – это углубление его познаний, расширение профессиональной квалификации, психологическая переориентация на самообразование на базе образовательных запросов и потребностей преподавателей и перемен в образовательной сфере.