В соответствии с концепцией модернизации образования Российской Федерации к 2020 году перед системой высшего профессионального образования стоит цель подготовить специалистов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития России. В ч. 1 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства.
Согласно цели Государственной программы «Развитие образования» Российской Федерации, принятой на 2013–2020 годы к 2020 году возможен переход учащихся на индивидуальные учебные планы. Эти планы будут включать в себя большую долю самостоятельной работы при применении различных информационных технологий. Также главными задачами такого образования является создание гибкой, подчиненной обществу системы непрерывного образования и модернизация условий обучения.
К разработке теоретических вопросов в рамках компетентностного подхода достаточно сильно повысился интерес в процессе реализации и перехода к ФГОС ВПО. Целью компетентностного подхода является обеспечение высшими учебными заведениями качества образования. Приоритетным для компетентностного подхода является ориентир на цели, а соответственно и векторы образования, основными из которых можно назвать социализацию, развитие индивидуальности будущего специалиста, обучаемость, самодетерминацию и самоопределение, а также самоактуализацию.
Можно отметить, что в контексте сложившейся в настоящее время ситуации, которая существует на рынке труда, только самоорганизованные, инициативные, компетентные специалисты, а также специалисты, которые способны развиваться и самосовершенствоваться в профессиональном и личностном плане, будут являться наиболее востребованными и конкурентоспособными.
Однако очевидны противоречия, которые существуют в теоретической науке и практике. Эти противоречия сложились между необходимостью современного общества в профессиональных и компетентных специалистах (педагогах) и несоответствующий уровень профессиональной компетентности выпускников высших педагогических учреждений.
Понятие компетенций может быть связанно с пониманием непрерывного образования в контексте социокультурной системы, связующей Человека и Мир (Д. С. Лихачев, A. B. Хуторской, и др.). Компетентностный подход сочетается с принципом культуросообразности, который представлен в теориях И. Канта, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др. С другой точки зрения осуществление компетентностного подхода в системе непрерывного образования направлена на реализацию практико-ориентированной системы обучения Дж. Дьюи, Дж. Локка и др.
Профессиональная компетентность может собой представлять совокупность базовой, ключевой и специальной компетентности. Можно сделать вывод, что общепрофессиональная компетентность является отражением специфики любой профессии. Она может включать в себя методологические, предметно-ориентированные, профессионально-этические компетенции. Эти компетенции отражают общепрофессиональный характер и могут являться инвариантными к деятельности будущего специалиста и его профессии. Специальная компетентность может отражать специфику определенной сферы профессиональной деятельности. Она привязывается к определенному предмету и объекту труда. Специальными компетенциями будущий специалист овладевает в ходе освоения предметов специальности, то есть профильной подготовки и в процессе практики.
Проведенное в рамках диссертационной работы Т. А. Гончар исследование показало, что большинство студентов педагогических специальностей не готовы к профессиональной деятельности в полном объеме. Основными причинами создавшегося положения по результатам опросов, проведенных в высших учебных заведениях являются: низкая мотивация студентов к самостоятельной деятельности (27%), недостаточная готовность к проведению психологического эксперимента (20%); отсутствие ценностных ориентации и гуманистических идеалов (13%); отсутствие способности анализировать психологические явления (18%); неэффективное применение полученных психологических знаний в процессе прохождения практики на различных предприятиях и в организациях (22%) [1, с. 3].
Рассмотрим несколько трактовок понятия «компетентность»:
- Компетентность – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
- Компетентность (лат. competens – подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
- Компетентность – способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта – ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт.
Структуру профессиональных компетенций будущих педагогов можно представить через формирование педагогических умений, которые можно разделить на несколько групп:
- Способность «переводить» содержание воспитательного процесса в поставленные задачи, умение определить главную задачу.
- Способность простроить собственную педагогическую работу: планировать, ставить задачи, выбирать методы и формы работы, средства организации.
- Способность создать необходимые условия для реализации будущей педагогической деятельности (организационные, материальные и др.).
- Анализ результатов собственной педагогической работы: самоанализ результатов деятельности и процесса образования.
Современные требования, которые предъявляются к будущему педагогу в системе непрерывного образования, могут определить основные направления развития профессиональной компетенции студентов:
- Изучение и знание психолого-педагогической литературы по различной тематике.
- Работа в творческих и методических объединениях и группах.
- Участие в инновационных программах, проходящих в ВУЗе, на факультете, кафедрах.
- Участие в работе различных семинаров, круглых столов, конференций
- Активная практика, волонтёрство, сотрудничество с педагогами образовательных учреждений.
Чтобы построить образовательный процесс на основе и с учетом компетентностного подхода необходимо:
- поставить образовательную цель, которая предполагает развитие у студентов способности к самостоятельному решению проблем в дальнейшей профессиональной деятельности,
- отобрать содержание профессиональной подготовки в процессе образования, которое будет опираться на представление о совокупности учебных и профессиональных задач,
- организовать учебный процесс таким образом, чтобы он был направлен на создание условий по формированию у будущих специалистов опыта по самостоятельному решению коммуникативных, нравственных, познавательных, организационных и других проблем в будущей профессиональной деятельности,
- необходимо оценивать достигнутые результаты через оценивание компетентности студента, а не через проверку нормированных и содержательных единиц.
Можно отметить главные направления, которые помогут создать высокий уровень мотивации к педагогической деятельности, а следовательно и развитие профессиональной компетенции у студентов:
- закрепление устойчивости мотивации в выборе дальнейшей профессии педагога (очень важно у будущих профессионалов сделать акцент на ценность профессии педагога и сформировать потребность в постоянном саморазвитии),
- психологическая поддержка и сопровождение студентов,
- повышение роли индивидуальной и дифференцированной работы с каждым студентом, как будущим педагогом.
В процессе развития профессиональных компетенций будущих педагогов перед преподавательским составом вуза можно поставить следующие цели:
- сформировать у студентов познавательные навыки, необходимость своевременного овладения информационными источниками, способность перерабатывать и анализировать эту информацию;
- реализовывать и поощрять профессиональные стремления студентов (активная практика, волонтёрство, сотрудничество с педагогами образовательных учреждений, участие в работе различных конференций и так далее);
- поощрять критичность и креативность мышления в решении профессиональных задач (разработка различных проектов, конспектов непосредственно образовательной деятельности и тому подобное);
- формировать навык анализа результатов своей профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных компетенций в педагогических университетах осуществляется по нескольким направлениям:
- Профессиональная (базовая) психолого-педагогическая подготовка.
- Методологическая подготовка.
- Практическая подготовка (прохождение профессиональных практик).
По замечанию Н. А. Муслимова, Х. Ш. Кадырова система высшего профессионального образования формирует будущего специалиста и готовит его к будущей профессиональной деятельности. Сложный набор качеств, которыми должен обладать современный специалист, может выработать система, в которой будет использовано все положительное, что есть в традиционном обучении, и внедрены новые, рациональные подходы, компенсирующие недостатки существующей системы в их взаимном дополнении. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессионально-педагогическими умениями и навыками. Немаловажное значение в приобретении этих знаний, умений и навыков имеют опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессионально ориентированному вопросу или проблеме [2, с. 103].
Содержание профессионального стандарта педагога предусматривает:
- знание программ обучения;
- умение анализировать и планировать профессиональную работу;
- владение методами и формами обучения – инновационными и стандартными;
- использование специальных подходов в обучении;
- умение с большой долей объективности оценить результаты педагогической оценки, при этом пользуясь разными формами и методами контроля;
- владение ИКТ-компетенциями.
Проанализировав учебно-методическую документацию и опыт педагогической деятельности, можно отметить, что производственная практика может стать главным условием для формирования профессиональных компетенций будущего педагога в системе непрерывного образования. Педагогическая практика должна проходить через весь процесс обучения и являться связующим звеном между теоретической составляющей обучения будущих специалистов и их дальнейшей профессиональной деятельностью в различных учреждениях образования.
В процессе организации педагогической практики возможно решить задачи по закреплению навыков, знаний и умений в профессиональной деятельности, развить педагогическое мышление, познавательную творческую активность студента, необходимых профессионально-педагогических качеств личности. В профессиональном становлении будущих педагогов в контексте компетентностного подхода, главную роль играет практически ориентированная подготовка. Практико-ориентированная подготовка, понимается как особая форма учебной деятельности студентов, она взаимосвязана с теоретической подготовкой и практической деятельностью, позволяет повышать у будущих специалистов профессиональные умения и навыки целесообразных действий на основании полученных знаний, а также возможность самостоятельно решать профессиональные задачи и оценивать результаты своей практической деятельности.
Формирование профессиональных умений и навыков у студентов в процессе прохождения практики достаточно эффективно может происходить, если реализованы следующие педагогические условия:
- содержание организованной практики предусматривает тесную взаимосвязь с практическим и теоретическим и обучением студентов, в соответствии с основными направлениями будущей профессиональной деятельности;
- в практике необходимо использование активных форм и методов обучения, которые обеспечивают и реализуют субъектную позицию студента;
- использование интерактивных форм и методов практического обучения,
- педагогическая практика студентов развивает их мотивацию к профессиональной деятельности.
Распределять на практику студентов необходимо ещё в начале учебного года. Цель данного мероприятия – подготовка будущими специалистами различных методических пособий и дидактических материалов, которыми они воспользуются во время прохождения практики. Также во время подготовке к практическим занятиям целенаправленно закрепляется опыт теоретических занятий. Кроме подготовки разнообразных материалов, дидактических разработок, интересных методических пособий для закрепления теоретических знаний студентам необходимо посещать различные спецкурсы по выбору.
Необходимо изменить характер отношений, которые могут сложиться между студентами и педагогами. Особенность таких отношений должна проявляться в направленности на развитие студентов, развитие различных приёмов взаимодействия, которые будут реализованы в процессе практики. Преподаватели высших учебных заведений организуют условия для успешной самореализации студентов, их самоактуализации и профессионального развития. Это можно сделать путём предоставления самостоятельного выбора и альтернативы для этого выбора, побуждению к мыслительной деятельности и самоанализу, включения студентов в ситуацию профессионального успеха.
Реализация такого подхода, который ориентирован прежде всего на личность студента предполагает проведение и организацию практической деятельности с учётом особенностей будущих специалистов:
- Уровень способностей и знаний
- Сформированность профессиональных качеств и умений
- Учёт интересов самих студентов, их научную и практическую деятельность
- Творческие потребности и увлечения студентов
- Практическую и самостоятельность и познавательную активность.
Ориентир на личностные особенности будущих специалистов предполагают проведение и организацию практики не по шаблону в рамках единой программы, а предполагает возможность изменения программы и её проектирование самими студентами, с учётом интересов, желаний и возможностей.
Таким образом, профессиональная компетентность студентов представляет собой системную и сложную характеристику личностных качеств и профессиональной подготовленности будущего специалиста; она формируется в ходе профессиональной подготовки, а реализуется во время прохождения практики. Специально разработанные программы, проекты, а также целенаправленно организованный позитивный опыт реализации профессиональных навыков и умений в процессе прохождения практики, организация методического обеспечения, которое структурированно по признаку системности и взаимосвязано с теоретическим и практическим обучением, способно оказать влияние на динамику и возможность сформированности профессиональных навыков умений в процессе организации практики.