Full text

Ребенок младшего школьного возраста, при поступлении в школу, вступает в систему межличностных взаимоотношений, где начинается активное приобретение навыков общения и взаимодействия с группой сверстников. То как будут развиваться и строиться взаимоотношения ребенка со сверстниками, будет зависеть его положение в группе и его социометрический статус. Становление ребенка в системе взаимоотношений, его статус, могут влиять  на его успеваемость и учебную мотивацию.

Мендаленко Е.А. отмечает, что младший школьный возраст ограничивается рамками возраста от 6 до 11 лет, что соответствует школьному распределению с 1 по 4 классы. Одно из важнейших событий в жизни ребенка является поступление в школу, в связи с этим ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность [1].

Мотив учения, по мнению, Обманчевской С.В., в большей степени связан с  внутренним отношением школьника к учебной деятельности Учебная мотивация по мнению автора связана с различными обстоятельствами, это учебное заведение, программа преподавании, процесс обучения, где обучается ребенок. Также влияют личностные особенности ребенка и преподавателя (возраст, самооценка, способности и т.д.). Отношение преподавателя к ученикам, к процессу обучения, к особенностям профессии  [2, с. 89].

Лукьянова Н.И. отмечает, что учебная деятельность переплетается с другими различными мотивами, которые дополняют и могут влиять друг друга . По мнению автора все мотивы можно разделить на две группы:

- мотивы связанные непосредственно с процессом обучения;

- мотивы, которые связанны с результатами обучения [3, с. 43].

Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка. Параллельно с учебной деятельностью школьник включается и в другой значимый процесс, складывающиеся в школьном коллективе межличностные отношения. С первых дней ребенок включен в процесс общения со сверстниками и с учителем и активно взаимодействует с ними.

Л.С. Выготский отмечает, что с поступлением в школу у ребенка появляются притязания на определенное положение в системе межличностных взаимоотношений в классе и формируется устойчивый статус ученика в этой системе. Для ребенка не менее важным становится, как у него  складываются отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями [4, с. 156].

Петровский А.В, отмечает, что в первом классе существует три особенности установления контакта с другими детьми:

1) Особенности детей: внешность, обаятельность, юмор, активность, доброта, желание поделиться чем-либо с другими, оказать помощь в учебной деятельности и т.д.,

2) Уровень успеваемости, ответственное отношение к учебе, взаимоотношения с одноклассниками,

3) Физическая сила (для мальчиков) [5].

Согласно исследованиям М. И. Лисиной, преобладающими потребностями в младшем школьном возрасте являются потребности в уважении, признании, оценки достижений и успехов, поощрение со стороны взрослых, одобрение и восхищение со стороны сверстников. В возрасте 6-7 лет дети предпочитают общаться с определенными детьми, которых выбрали по схожим интересам или симпатии, даже если это взаимодействие не устраивает взрослого. Предпочтение в дружеских взаимоотношениях отдаются детям того же пола [6, с. 42].

Т.А. Репина отмечает, что в процессе учебной деятельности, общения и общих интересов и увлечений, дети объединяются в группы по собственному желанию, где происходит процесс общения и складываются дружеские взаимоотношения [7].

Один из основных подходов к пониманию межличностных отношений младших школьников является социометрический, где отношения рассматриваются как избирательные предпочтения кого – либо из обшей группы сверстников. Социометрический статус ребенка, это реальное положение ребенка в группе сверстников в классе, который показывает наличие друзей, его позицию по отношению к группе, прислушиваются ли другие к его мнению и предложениям, приглашают ли его сверстники к совместной деятельности и т.д, все это влияет на самооценку ребенка, его успеваемость и желание посещать школу и другие мотивы учебной деятельности. 

Жданова Р.А считает, что к 6 годам ребенок вполне может занять позицию в группе сверстников, соответствующую социометрическому статусу. В большинстве случаев при распределении младших школьников 6-7 лет в группе по социометрии, выяснилось что наибольшее число детей занимает среднее положение по частоте выборов, а наименьшее их количество образуют подгруппы с максимальным и минимальным числом выборов. Это говорит о том, что большая часть детей оказывается в благоприятном положении в системе отношений в группе. Относительная стабильность взаимоотношений детей,  складывается на основе общих предпочтений, которыми могут быть игровая, учебная или трудовая деятельность [8].

В результате образования групп в коллективе, у ребенка появляется стремление занять лидирующую позицию или завоевать симпатии сверстников, что становиться одним их доминирующих мотивов во взаимоотношениях.

Я.Л. Коломинским выделяется три вида мотивов, которые влияют на выбор младшего школьника:

- потребность в общении,

- положительные качества выбираемого,

- способности ребенка к какому-либо конкретному виду деятельности [9].

В результате происходит групповая дифференциация, появляются лидеры, которые могут организовать коллектив в процессе решения задачи, выявляются звезды, которым симпатизируют сверстники, есть группы предпочитаемых, которых выбирает большинство и отверженных, которых выбирает наименьшее количество человек из группы. Все эти выборы и предпочтения являются важным показателем в процессе диагностики, которые могут зависеть как от внешних обстоятельств, так и от  личностных характеристик.

В.А. Крутецкий, на основе социометрии Дж.Морено, распределил статусные группы в первом классе, следующим образом:

- «звёзды», это лидеры класса, с которыми хотят дружить большинство;

- «предпочитаемые», это те дети, с которыми стремятся общаться и дружить минимум несколько человек;

- «пренебрегаемые», это те дети,  с которыми хотят дружить единицы;

- «изолированные», те с которыми не хотят дружить и отвергают [10, с. 89-94].

Исходя из данных характеристик групп, видно на сколько комфортно чувствуют себя дети в классе и как складывается у них межличностные взаимоотношения. Важно отметить, тот факт что, взаимоотношения и предпочтения в классном коллективе неустойчивы и имеют стихийный характер, соответственно при конфликтной ситуации или каких – либо других  обстоятельствах статус ребенка может поменяться.

По мнению Андреевой Г.М., в каждой группе есть общие черты, которые объединяют младших школьников, что влияет на выбор и распределение по группам.

У детей имеющих статус «звезды» и «предпочитаемые», имеются общие черты: ровный характер, общительность, различного рода способности, креативность, инициативность, хороший уровень успеваемости, привлекательная внешность.

У детей имеющих статус «пренебрегаемые» и «изолированные», имеются общие черты: низкий уровень успеваемости, неопрятность, ябедничество, агрессия, замкнутость, плаксивость, отсутствие дисциплины. Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, по тем качествам, которые проявляются внешне и на которые обращает внимание учитель [11].

По мнению Коломинского Я.Л. распределение в группах происходит по определенным закономерностям. Одно из таких закономерностей это статус первоклассника и его учебная успеваемость. При этом особую роль играют не отметки получаемые на уроках, а отношение ребенка к процессу обучения, ответственность, дисциплинированность, пунктуальность, прилежность, трудолюбие, инициативность. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус [9, с. 57-59].

Прихожан А.М. считает, что взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет свое психологическое основание. Уровень успеваемости для младшего школьника является показателем его интеллектуальных способностей. Положительные отметки, являются оценкой его знаний и компетентности в различных предметах, не только как умственный показатель, но и как показатель личностных качеств, целеустремленность, общительность, что высоко ценится в группах школьников [12].

В школе ребенок находится в окружении сверстников и между ними складываются взаимоотношения, которые оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Таким образом, дети с невысокой успеваемостью могут подвергается насмешкам, со стороны одноклассников, но также и наоборот дети с высокой успеваемостью и высокими интеллектуальными данными, могут быть не приняты группой, потому что отличаются от большинства детей в классе.

Митюхина М.В. отмечает, что успеваемость и взаимоотношения с одноклассниками взаимосвязаны, неудовлетворенность общения со сверстниками влияет на уровень успеваемости ребенка, в связи с этим возникает ряд важнейших психолого-педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ученика [13].

От положения в группе среди сверстников, зависит, как ребенок будет чувствовать себя в коллективе, его спокойствие, удовлетворенность, в отношениях с другими детьми. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. В результате этого общения и взаимодействия складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. В таких условиях ребенку приходится сталкиваться с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Вместе с тем  Н. В.Пирожкова пишет о том, что самооценка младших подростков лишь частично связана с их социометрическим статусом [14].

Проанализировав  различные теоретические источники, в работе была  выдвинута гипотеза о том, что у первоклассников характеристики учебной мотивации имеют связь с социометрическим статусом детей в классе.

Выборкой для исследования стали учащиеся 1 – го класса, в возрасте 7-8 лет, разного пола, мальчики – 15 человек, девочки – 15 человек, общее количество -  30 человек, школы № 35, г. Владивостока.

Для исследования использовались следующие методики: социометрия (Дж. Морено); беседа о школе (модифицированная методика (Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина); анкета  для  оценки уровня школьной мотивации  (Н.Г. Лусканова);   «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха» (Н.Г.  Лусканова)

В рамках исследования проводился анализ продуктов деятельности первоклассников- выявлялся уровень успеваемости младших школьников. Использовались полугодовые оценки детей ( успеваемость), которые были переведены в средний балл успеваемости (рис.1).

 

 

Рис.1. Уровень успеваемости школьников 1 класса

Полученные средние балы школьников по уровню успеваемости, были переведены в уровни, которым были присвоенные балльные значения и диапазон по каждому уровню. По полученным данным, можно увидеть, что большая часть группы имеет высокий средний балл, это является показателем высокого уровня успеваемости в классе. 

По результатам диагностики с помощью методики «социометрического теста Дж. Морено были получены следующие результаты (табл.1):

Таблица 1.  Социометрический статус младших школьников 1 класса

Статус школьника

Количество человек

Высокостатусные; «Звезды»

5

Среднестатусные; «Предпочитаемые»

11

Среднестатусные; «Принятые»

6

Низкостатусные; «Непринятые»

5

Низкостатусные; «Отвергнутые»

3

Определено, что статус испытуемого в конкретной группе, а так же сплоченность этой группы связаны с успеваемостью школьника. Показатель групповой сплоченности в данной выборке KB = 0,64, что свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов. Соответственно,  уровень благополучия взаимоотношений в данной выборке- высокий, для такого коллектива характерны стабильные, ровные, доброжелательные отношения. В нашей выборке социометрические статусные роли распределились следующим образом, высокостатусные (5 человек) + среднестатусные (17 человек) > низкостатусные (8 человек).

По результатам диагностики можно сделать нижеследующие выводы. В данной выборке преобладают школьники со средним социометрическим статусом, а высокостатусные и низкостатусные первоклассники распределились в соответствии с кривой нормального распределения. Среднестатусные члены группы и лидеры занимают приблизительно сходную позицию в социометрической системе. Обе эти подгруппы избираемы и эмоционально привлекательны для представителей своей группы и других испытуемых. Обе подгруппы обладают большим количеством взаимных выборов, что также говорит о психологическом комфорте и благополучии их положения в группе.

Для интерпретации результатов «Структурированной беседы о школе» полученные ответы необходимо было сгруппировать в две категории А и Б.

А – категория  сформированности внутренней позиции школьника.

Б – категория несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

По результатам «Структурированной беседы о школе»  можно сделать следующие выводы. У детей с высоким (5 человек) и средним (17 человек) статусом  в группе, внутренняя позиция имеет содержательный характер (14 человек). Это показывает, что у них внутренняя позиция школьника сформирована и учебная мотивация направлена на получение знаний и умений. Высокий социометрический статус в этом возрасте предполагает наличие хороших отметок, как и стремление быть первым и лучшим в классе, соответственно, уровень учебной мотивации в данном высок.

У детей с более низким социометрическим статусом  в группе (8 человек), внутренняя позиция ориентирована на до­школьные виды деятельности, на формальные стороны обучения (7 человек), что говорит о несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни. Это выражается в стремлении проводить время за пределами школы, посещать внеклассные уроки, кружки, заниматься спортом и творчеством. Низкий статус связан с успеваемостью, которая обычно не высока. В соответствии с возрастными особенностями первоклассников, учебная деятельность является ведущим видом деятельности, а учитель является наиболее референтной фигурой, поэтому дети с низкими уровнями успеваемости менее востребованы в коллективе, а их учебная мотивация- низкая.

По результатам диагностики с помощью методики «Анкета  -  оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова) были получены следующие результаты, которые сопоставлялись с социометрическим статусом в классе (табл.2).

Таблица 2 – Уровень школьной мотивации и социометрический статус первоклассников

Статус школьника

Кол-во человек

Уровень мотивации

Кол-во человек

Высокостатусные; «Звезды»

5

высокий уровень

4

хорошая школьная мотивация

1

Среднестатусные; «Предпочитаемые»

11

хорошая школьная мотивация

10

положительное отношение к школе

1

Среднестатусные; «Принятые»

6

хорошая школьная мотивация

3

положительное отношение к школе

3

Низкостатусные; «Непринятые»

5

положительное отношение к школе

3

низкая школьная мотивация

2

Низкостатусные; «Отвергнутые»

3

низкая школьная мотивация

3

Оказалось, что у детей с высоким статусом (5 человек) уровень школьной мотивации высокий (5 человек), эти дети имеют высокие показатели по успеваемости, высокий статус предполагает для них возможность проявить себя во всех сферах учебной деятельности.

Дети со средним статусом (17 человек, из них 11 предпочитаемые и 6 принятые) имеют хороший уровень мотивации (13 человек), что характерно для большинства детей данного статуса и первоклассников в целом. Дети со средним статусом могут иметь положительное отношение к школе (4 человека), но школа их привлекает больше внеучебными сторонами, выражается в  общаться с друзьями и другими сверстниками.

Дети с низким статусом (8 человек, из них 5- не принятые и 3 отвергнутые), имеют или положительное отношение к школе (3 человека), что выражается стремлении к поддержанию взаимоотношений с другими детьми, или имеют низкий уровень мотивации (5 человек), что выражается в в плохом усвоении учебного материала, что влияет на их взаимоотношения в коллективе.

По результатам диагностики с помощью методики «Выявление характера атрибуции  успеха/неуспеха» (Н.Г.  Лусканова)были получены следующие результаты:

Дети с высоким статусом (5 человек), в качестве причины неуспеха и успеха, выбирают такие казуальные атрибуции как: усилие (2 человека) и способности (3 человека), что характеризуется в хорошей подготовке к урокам, быстром усвоении полученной информации.

Дети со средним статусом (17 человек, из них 11 человек, предпочитаемые и 6 принятые), в качестве причины неуспеха и успеха, выбирают все казуальные атрибуции, усилие (7 человек), везение (1человек), способности (3 человека) и объективная трудность задачи (6 человек), что говорит, о том, что у них более полный спектр возможностей учебной мотивации и причин успеха или не успеха в учебном процессе.

Дети с низким статусом (8 человек, из них 5 человек непринятые и 3 человека отвергнутые), в качестве причины неуспеха и успеха, выбирают такие казуальные атрибуции как: объективная трудность задачи (5 человек) и везение (3 человека), что выражается в том, что задание было слишком сложное или раньше его не объясняли, в случае положительного результата, списывается на удачу.

Оказалось, что каждая статусная группа выбирает для себя оптимальные причины своих успехов или неуспехов в учебной деятельности. Среднестатусные дети взаимодействуют в группе со всеми статусными группами, они используют все возможны варианты решения задачи в учебной деятельности. Высокостатусные-  предпочитают прикладывать усилия  для получения высоких результатов, а низкостатусные в решении поставленных задач полагаются на везение.

Анализировались данные о социометрическом статусе и уровне успеваемости учеников (табл.3)

 

Таблица 3  – Уровень успеваемости и социометрический статус первоклассника

Статус школьника

Социометрический индекс

Кол-во человек

Уровень успеваемости

Кол-во человек

Высокостатусные; «Звезды»

От 0,70 до 0,60

5

Высокий

3

Выше среднего

2

Среднестатусные; «Предпочитаемые»

От 0,58до 0,45

11

Высокий

5

Выше среднего

4

Средний

2

Среднестатусные; «Принятые»

От 0,41 до 0,30

6

Высокий

2

Средний

3

Ниже среднего

1

Низкостатусные; «Непринятые»

От 0,29 до 0,14

5

Ниже среднего

4

Низкий

1

Низкостатусные; «Отвергнутые»

От 0,12 и ниже

3

Низкий

3

Для выявления связи социометрического статуса и успеваемости мы сопоставили данные, полученные по результатам социометрии Дж. Морено и успеваемости.

Полученные результаты дали нам возможность сделать предварительный вывод о том, что  у детей с высоким уровнем (10 человек)  и уровнем успеваемости «выше среднего» (6 человек), социометрический статус высокий (5 человек) или средний (11 человека). У детей со средним уровнем успеваемости (5 человек), статус средний (5 человек) и у детей с уровнем успеваемости ниже среднего (5 человек) и с низким уровнем (4 человека) успеваемости статус низкий (3 человек) и средний (1 человек).

Для сопоставления показателей социометрического индекса, учебной мотивации и  успеваемости, был применен корреляционный анализ, использовался  U-критерий Манна-Уитни, для подсчетов использовались результаты по каждому испытуемому всех трех показателей, которые были переведены в ранги и посчитаны по формуле U-критерия Манна-Уитни p ≤ 0,01. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, что  и отражает связи  между показателями успеваемости и социометрического статуса первоклассника.

Оказалась достоверной связь между показателями учебной мотивации и социометрического индекса первоклассника, также находится в зоне значимости и означает, что существует взаимосвязь между данными показателями.

Проведенное  исследование показывает наличие статистической связи  между показателями социометрического индекса,  успеваемости и школьной мотивации на  p ≤ 0,01 уровне. Чем выше социометрический статус, тем выше уровень школьной мотивации и успеваемость первоклассника. Гипотеза, выдвинутая в работе, подтвердилась.

У детей с высоким и средним социометрическим статусом в группе, в большей степени сформирована внутренняя позиция по отношению к учебной деятельности, а учебная мотивация направлена на получение знаний и умений. У детей с более низким статусом в группе, внутренняя позиция направлена на до­школьные виды деятельности и формальные стороны обучения.