Крайне важным периодом жизни человека является выбор профессионального пути. В этот период все ресурсы личности вовлекаются в этот выбор [1]. Несмотря на то, что разные социально-психологические факторы влияют на выбор, такие как влияние родителей, финансовая обеспеченность, друзья и т.д., конечный результат выбора остается за личностью. Человек сам отвечает за выбор своей профессии. В этом смысле его личностные предпосылки определяют правильность выбора. На протяжении этих 4-5 лет обучения в вузе студент вовлечен в виды деятельности актуальные для реализации возрастных и профессиональных задач. Студент может относиться к себе в определенной мере, как к будущему профессионалу- принимает либо не принимает себя в этом качестве. Восприятие себя в этом контексте раскрывает у личности студента целый спектр личностных феноменов «само»: самоуважение, самоинтерес, самопонимание и все составляющие самоотношения.
Чаще всего самоотношение изучается в контексте исследований Я-концепции, самооценки личности. Однако, несмотря на достаточное количество работ, посвященных исследованию структурных и содержательных характеристик самоотношения и «родственных» феноменов, не раскрытыми оказываются личностные особенности проявления самоотношения, не рассматривается в прямой постановке проблема взаимосвязи самоотношения личности с её адаптацией к новым условиям жизнедеятельности [2]. В настоящее время ощущается дефицит эмпирических данных, позволяющих рассматривать разные типы самоотношения с позиции их ресурсных возможностей, проявляющихся в адаптации личности к новым ситуациям, каковой можно считать адаптацию к ВУЗу.
Большинство исследователей, такие как В.В. Столин [3], С.Р. Пантилеев [4], В.Н. Маркин рассматривают феномен самоотношения как ядро «Я», как смысловую систему личности. Самоотношение формируется на основе личностного смысла (позитивный, негативный и конфликтный), что определяет разные типы самоотношения.
Одна из авторов статьи отмечает важность использования стратегического подхода к профессионализации студентов, в качестве альтернативы адаптации [5]. Существует противоречие между важностью изучения в психологии адаптационных процессов личности будущего профессионала недостатком внимания вуза к этому процессу.
В целях исследования процессов адаптации студентов к вузу было проведено лонгитюдное исследование студентов одной из групп гуманитарного направления, состоящее из ряда срезов.
В октябре 2015 года было проведено исследование адаптированности студентов к вузу (первый срез). Выборка состояла из студентов-первокурсников Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, направления «Психология». Исследуемая выборка состояла из 16 студентов. Для диагностики уровня адаптированности студентов была использована методика «Адаптированность студентов в вузе», разработанная Т.Д. Дубовицкой и А.В Крыловой.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние показатели адаптированности студентов на втором курсе
|
Сумма баллов |
Среднее |
Среднее в норме |
Различия эмп. и нормир. данных |
Мин. число баллов |
Макс. число баллов |
АУГ |
175 |
10,9 |
12 |
-1,1 |
4 |
16 |
АУД |
156 |
9,75 |
10,6 |
-0,85 |
2 |
16 |
Из таблицы 1 видно, что адаптированность к учебной группе ниже нормы на 1,1. Это свидетельствует об испытываемых большинством студентов трудностях в общении с однокурсниками. Студенты проявляют сдержанность в отношениях [6]. Адаптированность к учебной деятельности также ниже нормы на 0,85. Это говорит о том, что большинство студентов группы с трудом осваивают учебные предметы и выполняют учебные задания; им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли [6]. По многим изучаемым предметам они могут нуждаться в дополнительных консультациях.
Далее результаты адаптированности к учебной деятельности на втором курсе (второй срез) были соотнесены с результатами успеваемости за третий семестр обучения. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Соотнесение адаптированности к учебной деятельности на втором курсе и успеваемостью студентов
Испытуемый № |
2 курс |
Балл ЕГЭ |
|
Адаптированность к учебной деятельности |
Успеваемость |
||
1 |
11 |
41,6 |
185 |
2 |
12 |
81,3 |
153 |
3 |
11 |
81,5 |
197 |
4 |
10 |
38,8 |
|
5 |
16 |
83,3 |
195 |
6 |
13 |
80,1 |
136 |
7 |
12 |
72,5 |
177 |
8 |
15 |
80,9 |
183 |
9 |
13 |
91,8 |
201 |
10 |
8 |
14,6 |
156 |
11 |
5 |
66,9 |
160 |
12 |
8 |
68,9 |
174 |
13 |
2 |
72,2 |
192 |
14 |
3 |
78,4 |
187 |
15 |
9 |
92,5 |
201 |
16 |
8 |
24,2 |
132 |
Сумма |
156 |
1069 |
|
Среднее |
9,75 |
66,8 |
|
Нами был рассчитан коэффициент корреляции по Спирмену [7] между успеваемостью и уровнем адаптированности к учебной деятельности. Полученное эмпирическое значение больше критического (rs эмп.= 0.55, rs крит. = 0,5 при р≤0,05), что говорит о достоверности связи.
Таким образом, выяснилось, что существует связь между успеваемостью и адаптированностью к учебной деятельности, т.е. чем выше академическая успеваемость, тем выше уровень адаптированности к учебной деятельности в вузе. Результаты сравнения успеваемости на втором курсе и баллы ЕГЭ, обнаружено, что большинство студентов сохранило тенденцию к успешной или неуспешной учебе, т.е. студенты имеющие высокие баллы ЕГЭ имеют высокую академическую успеваемость в вузе.
Группы были разделены по уровню адаптированности: с высоким (группа А -испытуемые № 2,3,5,6,8,9,15), средним (группа Б- испытуемые № 7,12,13,14) и низким (группа С - испытуемые № 1,4,10,11,16) уровнем адаптированности.
Затем мы выявляли особенности самоотношения более и менее адаптированных студентов, сравнивая контрастные группы- с более и менее выраженным уровнем адаптации.
Для исследования самоотношения использовался тест самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева Тест-опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения [8]. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
глобальное самоотношение;
самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я» [8].
Результаты были соотнесены с тремя группами адаптированности студентов.
Таблица 3
Обобщенные показатели шкал самоотношения и адаптированности
студентов.
Шкала |
Средний показатель высоко адаптированных студентов |
Средний показатель студентов со средней адаптированностью |
Средний показатель низко адаптированных студентов |
Группа А |
Группа Б |
Группа С |
|
Интегральная |
92.4 |
65.0 |
65.4 |
Самоуважение |
73.9 |
41.9 |
58.0 |
Аутосимпатия |
72.9 |
56.9 |
48.1 |
Ожидаемое положит. отнош. от других |
64.1 |
55.9 |
24.0 |
Самоинтерес |
84.7 |
60.5 |
27.3 |
Самоуверенность |
60.2 |
50.2 |
51.7 |
Ожидание отношения других |
60.6 |
38.4 |
18.9 |
Самопринятие |
83.9 |
57.0 |
52.7 |
Саморуководство |
76.3 |
51.7 |
72.5 |
Самообвинение |
52.6 |
55.3 |
77.5 |
Самоинтерес |
83.3 |
78.7 |
36.7 |
Самопонимание |
71.5 |
50.5 |
53.7 |
Результаты исследования самоотношения (таблица 3), показали внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя, выявленное у студентов с высоким уровнем адаптированности, высокий уровень самоотношения, то есть они переживают ярко выраженное благоприятное отношение к собственному «Я» и ощущают собственную ценность. У студентов со средним и низким уровнем адаптированности показатели самоотношения средние, что характеризует данных людей как относящихся к себе положительно. Корреляционная связь между результатами теста по данной шкале и адаптированностью умеренная, прямая, а значит, мы можем говорить, что чем выше адаптированность студентов, тем у них более выражено положительное отношение к собственному «Я».
Дифференцируя самоотношение на структурные характристики, на основывании концепции В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, нами исследованы следующие дефиниции: самоуважение, аутсимпатия, самоинтерес и ожидаемое отношение от других [8].
Такое чувство как самоуважение не испытывают студенты со средним уровнем адаптированности, т.е. они не испытывают удовлетворенности собой, и не осознают собственного достоинства. Данная категория студентов испытывает чувство неполноценности, ущербности, «недостойности», что оказывает отрицательное воздействие на психическое самочувствие и поведение личности. Они часто ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У студентов с высоким уровнем адаптированности к вузу чувство самоуважения выражено больше чем у студентов с низким уровнем адаптированности. Таким образом, они, вероятно, считают себя способными, значительными, преуспевающими. Человек с высоким самоуважением просто верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Так как связь между самоуважением и адаптированностью слабая, мы можем говорить, что данные верны только на уровне тенденции.
Шкала «аутосимпатия» характеризует представление личности о себе с точки зрения самоценности, что является естественной основой психического здоровья и цельности личности [8]. У студентов группы С это ощущение не выражено, им свойственно самонеуважение, эмоциональная неудовлетворенность и застенчивость. Оно также мало выражено у студентов со средним уровнем адаптированности. Данное соотношение аутосимпатии и адаптированности является недостоверным. Данные подтверждены только на уровне тенденции, т.к. эмпирическое значение по критерию ранговой корреляции Спирмена находится в зоне незначимости.
Шкала «Ожидаемое отношение от других» отражает ожидаемое позитивное или негативное отношение к себе окружающих [8]. Студенты с низким уровнем адаптированности считают что, они не вызывают симпатию у большинства своих знакомых. У студентов группы А и Б выражено ожидание благодушного к себе отношения со стороны окружающих. Применив критерий ранговой корреляции Спирмена [7], выяснилось, что существует связь между ожидаемым отношением от других и адаптированностью к вузу, т.е. чем выше уровень адаптированности, тем больше студенты ожидают от других позитивного отношения к себе.
Шкала «Самоинтерес» представляет собой интерес индивида к собственным мыслям и чувствам [8]. Стоит отметить, что данная характеристика также не выражена у студентов с низким уровнем адаптированности, т.е. они не испытывают интереса к себе как личности. У студентов группы А, данная характеристика ярко выражена (84,7%), это характеризует их как людей испытывающих уверенность в своей интересности для других и готовность общаться с собой «на равных», не принижая себя. Данные подтверждены с высоким уровнем достоверности по критерию ранговой корреляции Спирмена [7]. Существует связь между шкалой «самоинтерес» и адаптированностью студентов к вузу, т.е. чем выше адаптированность студентов, тем выше их интерес к себе.
Шкала «Самоуверенность» характеризует самоуважение личности, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть, за что себя уважать [8]. Данный показатель больше всего выражен у студентов с высоким уровнем адаптированности. Они имеют свойственные высокому уровню характеристики, такие как ощущение силы собственного «Я», доминирование мотива успеха, но к отличительной особенности можно отнести, что при неожиданном появлении трудностей у этих людей уверенность в себе снижается, нарастают тревога и беспокойство. У студентов с низким и средним уровнем адаптированности данный показатель слабо выражен, что может говорить о недостаточном уважении к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях и сомнением в своих способностях.
Шкала «Отношение других» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию [8]. У студентов группы Б и С, выявлено отношение к себе как к неспособным вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание; одобрение и поддержку от других эти люди не ожидают (низкий уровень). У представителей группы А наблюдается избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С их точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления, которые способны вызывать у них раздражение и непринятие. Для измерения связи между отношением других и адаптированностью студентов был использован критерий ранговой корреляции Спирмена. Так как эмпирическое значение больше критического (rs эмп.= 0.512, rs крит. = 0,5 при p=0,05), мы можем говорить о достоверности связи между адаптированностью студентов и шкалой «отношение других», т.е. более адаптированные студенты больше других способны вызвать у других людей уважение, симпатию.
Шкала «Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости [8]. У студентов группы Б и С, самопринятие выявлено на среднем уровне, что наделяет их таким характеристиками, как избирательность в отношении к себе, склонность принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. Респондентам, с высоким уровнем адаптированности к вузу, свойственно принимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений, при этом общий фон восприятия себя остается положительным.
Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование собственного «Я» [8]. У студентов с высоким и низким уровнем адаптированности показатели близки и выражены, но не ярко. Можно сказать, что отношение к своему «Я» у них, зависит от степени адаптированности к конкретной ситуации. В привычных для себя условиях, эти студенты могут проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. У студентов группы Б саморуководство выражено слабо, что может говорить об их подвластности внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции у них ослаблены. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Переживания относительно собственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением.
Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я» [8]. Данный показатель больше всего выражен у студентов с низким уровнем адаптированности. Скорее всего, эти студенты, прежде всего в себе видят недостатки и готовы поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. У студентов групп А и Б средние значения, это указывает на избирательное отношение к себе, обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
Шкала «Самопонимание» представляет собой способность человека наблюдать и объяснять свои настоящие, прошлые и будущие мотивы и поступки, способность отвечать на вопрос «как» и «почему» относительно своего характера и поведения, умение обнаруживать в нем причинно-следственные и временные связи, смысл поведения [8]. Данный показатель выражен у студентов группы А, это говорит о том, что они склонны понимать свою личность, свои мысли, идеи, желания, потребности, что дает личности возможность проживать свою жизнь более полно и «быть собой» в максимальной степени.
Применив критерий ранговой корреляции Спирмена [7], мы выяснили, что уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я» не коррелирует с адаптированностью к учебной деятельности у студентов (кроме шкалы «отношение других), т.е. данные по шкалам «самоуверенность», «самопринятие», «саморуководство», «самообвинение» и «самопонимание» не подтверждены с высоким уровнем достоверности, возможно, следует принять во внимание иные психологические факторы влияние, например, психологическое здоровье [9].
Воспользовавшись критерием Манна-Уитни [7], мы выяснили, что между группами А и Б, А и С существуют статистически достоверные различия. Различия между группами Б и С, оказались незначительными: эмпирическое значение находится в зоне недостоверности, что говорит лишь о тенденции.