Full text

На современном этапе развития российского высшего профессионального образования наметились устойчивые тенденции в установке новых требований к профессиональной подготовке выпускников вуза. Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно в эпоху российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира и сложной геполитической обстановке [1].

Преподавателя должен идти в ногу со временем, постоянно находить новый материал, соответствующий специфике будущей профессии своих выпускников, например, использование литературы на языке оригинале (учебной и художественной), аудио и видео материалов, ресурсов Интернет и др., прослушивание \ прочтение материалов российских и зарубежных СМИ с дальнейшим обсуждением на иностранном языке, академическая мобильность – поездки студентов в другие страны на обучение, работу или отдых, участие в различных студенческих конференциях, работа в парах и маленьких группах на занятиях, защита проектов, деловые ролевые игры, поездки, экскурсии и т. д. Новизна и актуальность учебных материалов способствует лучшему усвоению первых практических навыков по предмету, что во многом определяет отношение к перспективности выбора иностранного языка как основы профессиональной деятельности.

В процессе обучения, студенты получают необходимые знания и практические умения, чтобы в дальнейшем быть хорошими собеседниками на родном и иностранном языках; быть способными реагировать на мировые события, пропуская их через себя с учетом особенностей другой культуры и языка, быть толерантными в общении с представителями иных культур. Студенты воспринимают носителей любого языка как члена мирового сообщества, в то же время, сохраняя свою идентичную культуру. Преподавание иностранного языка нацелено не только на знакомство с грамматическими и лексическими особенностями, но и менталитетом носителей языка. Литература, фильмы и другие средства мультимедиа, бросают вызов обычному образу мышления и помогают по-иному взглянуть, почувствовать и понять окружающую действительность [2].

Учебное-методическое пособие “Tales Of The Great” (современные технологии в области профессионального образования студентов гуманитарного профиля) Е. С. Антоновой, О. А. Маршуба обеспечивает реализацию стандартов ФГОС ВПО по направлениям подготовки 44.03.05 – «Педагогическое образование», 41.03.05 – «Международные отношения». В процессе работы с пособием, студенты учатся критическому языковому мышлению, интерпретации и переводу, историческому, политическому, общественному и эстетическому самосознанию. Они приобретают базовые знания по истории, географии, литературе, способность понимать и интерпретировать радио, телевидение, печатные СМИ.

Концептуальными принципами данного пособия являются; сбалансированный подход к развитию всех видов речевой деятельности; социокультурная направленность; аутентичный материал для аудиторования и чтения; формирование уровня языковой компетенции, необходимого для ситуаций межкультурного общения; расширение словарного запаса, за счёт работы с профессиональной лексикой.

Пособие позволяет интенсифицировать учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным. Это способствует поддержанию у студентов высокого уровня мотивации к изучению английского языка, а также формированию языковой компетенции.

Учебно-методическое пособие “Great People in History” предусматривает самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа осуществляется студентами без какой-либо помощи со стороны преподавателя, хотя во время ее выполнения нужно обращаться ко внешним источникам данных, например, учебникам, энциклопедиям, словарям, ресурсам сети Интернет, например, для поиска биографических данных, установления хронологии исторических событий и т. д. Выполняя задания, представленные в пособии, студент осуществляет все виды самостоятельной работы. Не будет ошибкой отметить, что это форма работы в которой студент в большей степени несет ответственность за свои действия. В какой-то мере он выступает учителем для самого себя. Никто не направляет и не контролирует его. Самостоятельная работа – индивидуальное усилие в овладении иностранным языком. Задания на самостоятельную работу в учебно-методическом пособии помогают студентам расширить границы познания; предоставляют свободу действий и выбор оптимального темпа работы; дают возможность глубже изучить наиболее интересные аспекты; улучшают память и учат ответственности.

Данное учебно-методическое пособие состоит из оглавления (фамилии и даты рождения политических лидеров), поурочных разработок, списка сайтов, использованных при отборе материала, и диска с аудиозаписями. Каждый из 21 раздела посвящён выдающейся исторической личности, внесшей значительный вклад в мировую и Отечественную историю, соответственно среди них, российские и зарубежные лидеры; наши современники, и лица, находившиеся у власти более века назад. 

В каждом разделе “Tales of the Great” есть задания, направленные на совершенствование навыков чтения, которое очень важно при изучении иностранного языка.

Давно было установлено, что существует прямая зависимость между чтением и академическим успехом. Другими словами, студент – хороший читатель чаще лучше успевает и получает положительные оценки на экзаменах, чем тот, кто пренебрегает чтением. Эта зависимость распространяется, как на чтение на родном, так и иностранном языках.

Хороший читатель может понять отдельно взятое предложение и организационную структуру отрывка из текста. Он осознает идеи, следит за аргументами, замечает скрытый смысл. Студент может знать большую часть слов, значение других фраз и выражений становится понятно из контекста. В случае, если перечисленные варианты не работают, то можно воспользоваться словарем. Задания, представленные в пособии, учат студентов извлекать из текстов информацию, необходимую для выполнения определенных заданий. Ученые выяснили, что чтение влияет на словарный запас. Студенты, обладающие большим словарным запасом на иностранном языке, как правило, много читают. Это самый лучший способ запомнить новые слова, увидеть их практическое применение. Постоянное повторение слов и фраз в тексте, способствует запоминанию выражений и грамматических структур, вырабатывает навыки орфографии. Во время чтения одновременно улучшаются навыки говорение, письма и восприятия иностранной речи на слух.

После прочтения текстов студентам обучающимся предлагается ответить на вопросы по содержанию текста; определить, какое, из высказываний по тексту, верно; исправить ошибочные утверждения; заполнить таблицу по прочитанному материалу; поиск английских эквивалентов, для предложенных фраз на русском языке.

Каждый раздел учебно-методического пособия содержит задания, направленные на отработку и закрепление нового лексического материала, формирование переводческих навыков и развитие языковой догадки. Аутентичные тексты, использованные авторами пособия, способствуют формированию языковой компетенции студентов вуза и интенсифицируют учебный процесс, делая его более привлекательным для обучающихся.

Аутентичный материал – тексты для чтения, написанные носителями языка и представленные в контексте специально для носителей языка, а не для изучающих тот или иной язык. Темы, язык, синтаксис, структура, все они нацелены на аудиторию, для которой данный язык является родным, и представлены в средствах массовой информации. Аутентичными материалами также считаются видеозаписи, телевизионные передачи и другие источники языка, либо что-то иное, способное стимулировать использование языка. К последним относятся, например, билеты в кино, этикетки, обертки от шоколадок и т. д.

Аутентичные материалы пособия – это тексты, взятые из прессы, Интернет сайтов, звуковые файлы, где говорящие – носители языка из англо говорящих стран. Аутентичный материал дает студентам возможность познакомиться с «реальным», а не академическим языком, тем самым, которым пользуются сами носители языка. Это возможность для более эффективного общения. Подобный материал делает студентов более авторитетными в языковом плане, готовит их к общению в реальном мире, за пределами университетских аудиторий, и, мотивирует к межкультурному общению.

Отличительной чертой пособия является тщательно отобранный и эффективно представленный тематический материал, посвящённый выдающимся отечественным и зарубежным политическим личностям 20-21 веков, которые внесли значительный вклад в мировую историю, и продолжают руководить государствами. Таким образом, обеспечивается междисциплинарная интеграция, на занятиях по иностранному языку, необходимая для решения учебных и профессиональных задач. 

Пособие обеспечивает междисциплинарную интеграцию, предусмотренную ФГОС ВПО, которая необходима для развития профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций выпускников вуза. Поурочные планы в пособии “Great People in History” посвящены выдающимся политическим лидерам XX и XXI веков, тем самым осуществляется связь с такими учебными дисциплинами как История Отечества, Зарубежная история, Страноведение, Основы межкультурная коммуникация.

Междисциплинарная интеграция включает в себя осознанную попытку применить знания, принципы и ценности в более, чем одной академической дисциплине одновременно. Дисциплины могут быть связаны общей темой, вопросом, проблемой, процессом или опытом, ставить перед собой похожие задачи, выдвигать тождественную проблему исследования.

Междисцпилинарная интгерация борется с насущными проблемами в образовании, а именно, фрагментация и изолированные навыки. Ее задача – обеспечить перенос и активное использование знаний из одной области науки в другую, обучение студентов мышлению и рассуждению.

К пособию прилагается диск с аудиозаписями. Все звуковые файлы содержат речь носителей языка, так как были взяты с сайтов Breaking News English и Voice of America. Это даёт возможность познакомиться со спецификой британского и американского акцентов. Разделы пособия содержат задания на аудирование, помогающие в развитии навыка восприятия речи на слух.

Умение воспринимать иноязычную речь на слух развивается благодаря заданиям по аудированию. Данное умение выходит далеко за пределы академических требований. Понимание услышанного материала важно по ряду причин: развивает чувство собственного достоинства, увеличивает продуктивность, улучшает взаимоотношения и даже помогает стать хорошим оратором.

Прослушивание аутентичного текста – это не пассивное занятие, оно требует не просто поглощения информации. Прослушивание – активный процесс, требующий усилий реципиентов; способность точно воспринимать и интегрировать сообщения в процессе коммуникации. Без этих навыков информация может быть понята некорректно, что приведет к нежелательным последствиям.

Работа с пособием, помимо формирования и совершенствования языковых навыков, раскрывает политическую культуру и политическое сознание, идеологию в политическом процессе, роль отдельно взятой личности в истории своего государства, и всего мира в целом. 

Кроме образовательной, пособие выполняет воспитательную функцию. Каждая историческая личность рассматривается через призму истории с объективной точки зрения, давая студентам возможность выразить своё мнение к тому или иному персонажу. Тем самым формируется и совершенствуется навык ведения дискуссии на иностранном языке. Студенты учатся выражать свою точку зрения, давать собственную оценку людям, поступкам (материал представлен объективно, авторы не выражают своего отношения к представленным в пособии политическим лидерам), слушать мнение других, вести спор и аргументировать свой выбор.

Давно известно, что язык – средство коммуникации. Мы общаемся, чтобы выразить свои мысли и узнать, о чем думают другие. Коммуникация имеет место при наличии речи, иначе, было бы невозможно разговаривать с собеседником. Важность навыков говорения на английском языке, неоспорима. Без них, язык превратился бы в всего лишь письменный текст. Использование речи – процесс, обеспечивающий существование любого общества.

Пособие “Tales of the Great” развивает навыки говорения, так как все разделы содержат коммуникативные задания. Именно говорение, то есть возможность выражать свои чувства и идеи в форме слов, собранных логически вместе, имеет особые преимущества. Радость делиться своими мыслями на иностранном языке, для изучающего, огромна. Кроме того, именно устное общение дает полное осознание владением языка, повышает самооценку говорящего, стимулирует к дальнейшему овладению языком. Когда мы общается, мы лучше понимаем себя, осознаем свои плюсы и минусы относительно, изучаемого языка.

Навыки говорения на английском языке важны для дальнейшего карьерного успеха. В контексте преподавания существует проблема – часто студенты бояться говорить на иностранном языке, прекрасно владея навыками чтения и письма. Задания пособия нацелены на преодоление этих трудностей.

Данное учебно-методическое пособие будет также интересно всем, кто продолжает изучать английский язык и владеет уровнем не ниже Intermediate.