Осознание необходимости концептуализации образования взрослых произошло на рубеже веков, в связи с чем, потребовалась соответствующая теория, которая в 2000 г. воплотилась в создании полноценной педагогики образования взрослых андрагогики.
В современной образовательной среде высшей школы система выстроена непрерывно и в настоящее время определены несколько уровней: бакалавриат, магистратура, аспирантура, система дополнительного образования. В систему вошли уровни, связанные с подготовкой взрослых (ранее называли «послевузовское» образование) аспирантура и система дополнительного образования. Разные подходы позволяют разрешить возникающие в образовании (в том числе и взрослых) теоретические и практические педагогические проблемы. Организация процесса обучения предполагает реализацию разнообразных подходов: деятельностного, индивидуально-личностного, непрерывного, системного, практико-ориентированного и многих других. Подход сочетает несколько функций, в связи с чем рассматривается как принцип или как метод проектирования, создания образовательной среды (социокультурный подход в практико-ориентированном обучении); методологическим регулятивом осуществления инновационной деятельности (парадигмальный подход в поливариативном обучении) и т. д.
В системе непрерывного образования особое место занимает андрогогический подход, так как в настоящее время обозначены приоритеты образования через всю жизнь (незавершимость образования для взрослого), что предполагает постоянный процесс совершенствования взрослого населения. В зарубежной и в отечественной литературе нет целостного раскрытия сущности андрагогического подхода. В отечественных исследованиях андрагогический подход раскрывается с позиции создания благоприятных условий для осуществления образовательной деятельности применительно к взрослым. В то же время анализ зарубежных публикаций показывает, что андрагогика связана с гуманистической (идея самоактуализации личности) и прагматической (понимание ценности знания, полученного из опыта) философией [3]. Современное образование взрослых за рубежом направлено на решение практических целей самореализации личности в учебной и профессиональной сферах. В отечественной школе образование взрослых связано с духовно-нравственной ориентацией личности и соответственно с личностно ориентированным образованием на основе гуманистической концепции. Примером такого образования является личностно ориентированное обучение культурологического типа, связанного с личностью, творящей культуру путем диалогического общения.
Необходимо отметить, что в качестве значительных социальных показателей образованности, как результата получения образования со стороны человека являются не только грамотность, но в большей мере компетентность в профессиональной деятельности и общая культура.
Необходимо отметить, что содержательный аспект наполнения понятия «грамотность» изменяется в соответствии с запросами общества («политическая грамотность», «компьютерная грамотность» и др.). В содержании непрерывного образования выделяют три главных смысловых области, связанных с профессиональным становлением взрослого населения: обучение грамотности – в широком смысле, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.; профессиональное обучение, куда входит профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (Job qualification); общекультурное – дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью (life qualification) [2].
Выявляют не только содержательный объем грамотности, но и ее уровни (уровни владения знаковыми системами естественных или искусственных языков). Основными из них являются: элементарная, или исходная, грамотность; функциональная грамотность; базовая общекультурная грамотность; надфункциональная грамотность.
При установлении уровня профессионализма конкретного человека в качестве одного из основополагающих применяется категория «компетентность», как интегральной личностной характеристики, учитывающей профессиональную готовность и способности субъекта образовательного процесса выполнять практические функции, соответствующие принятым в обществе нравственно-моральным принципам, нормами и стандартами [2].
В системе непрерывного образования базовый уровень профессиональной компетентности закладывает базовое профессиональное образование (например, уровень бакалавр). А в профессиональной (практической) жизнедеятельности уровень компетентности постоянно повышается.
Уровни компетентности связаны с развитием познания и осмысления реалий: а) допрофессиональный; б) эмпирический; в) теоретический; г) методологический. Недостаточный уровень профессиональной компетентности определяет возникновение группы риска среди занятого населения.
Другой показатель общая культура может интерпретироваться как результат объединения профессионального опыта человечества (в конкретной сфере) с опытом отдельной личности, как носителя профессиональной деятельности, освоившего уровень освоения ее смысла и механизмов действия.
Индивидуальная профессиональная культура зависит от опыта конкретного субъекта и вбирает в себя специфичность реализуемой деятельности. Принадлежность к определенной культуре раскрывается в профессиональном поведении.
Как отмечалось выше необходимой и обязательной составляющей любого подхода являются принципы как начальные положения или основные правила реализации педагогической деятельности.
Среди методологических принципов гуманистической парадигмы можно назвать такие как культуро- и природосообразность; индивидуально-личностный подход; ценностно-смысловая направленность; личностная деятельность; субъектность; открытость.
В парадигме личностно ориентированного образования культурологического типа методологическими принципами выступают принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип индивидуально-личностного подхода, принцип личностно-смысловой направленности образования.
Принципы андрагогического подхода личностно ориентированной парадигмы культурологического типа, образуют многоуровневую структуру: методологические принципы образования; принципы обучения; принципы преподавания; принципы учения. Все методологические принципы системы образования взрослых взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и образуют целостную совокупность.
Таким образом, необходимость образования взрослых связана с динамикой социального и научно-технического прогресса, с преобразованиями в содержании и характере трудовой деятельности, с активизацией общественного сознания людей. В связи с этим для построения теории образования взрослых и необходим андрагогический подход.